Российско-германский проект / Межэтнические отношения ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СФЕРЕ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СФЕРЕ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Известно, что Средний Урал на протяжении всей своей истории формировался как полиэтнический и поликонфессиональный регион.
История и современность межконфессиональных отношений на Среднем Урале. Язычество коренных финно-угорских народов (манси, марийцы), мусульманство башкир, татар-булгар и сибирских татар, православие, в том числе старообрядчество, русских колонизаторов – основные верования на момент основания (1723 год) центра региона – города Екатеринбурга.
В самом городе Екатеринбурге со времен его основания небольшую, но влиятельную группу составляли лютеране из числа иностранных специалистов, а затем из российских немцев. Позднее, в конце XIX века, к этим конфессиям примкнули католицизм (прежде всего – поляки, высланные за участие в восстании 1863 года) и иудеи, а в XX веке – баптисты и иные протестантские церкви.
К началу Первой мировой войны в столице Урала проживало около 100 тысяч человек. Подавляющую часть населения составляли православные верующие. Также в городе насчитывалось 3998 мусульман, 1135 приверженцев иудаизма, 889 лютеран, 951 католик.
К 1914 году в Екатеринбургской епархии Русской православной Церкви, которую условно можно сравнить с нынешней Свердловской областью, имелись 591 церковь, 725 часовен и молитвенных домов. Количество приходов – 465 (428 православных и 37 старообрядческих), в том числе в Екатеринбургском уезде – 127 приходов, в Верхотурском – 96, Ирбитском – 48, Камышловском – 93, Шадринском – 101 приход. Духовенство составляло 1436 человек. В епархии было 3 мужских и 9 женских монастырей.
В регионе, помимо Екатеринбурга, сформировались основные религиозные центры, связанные с местами компактного проживания населения – на севере (манси) и юге (марийцы) – язычество; на юге – мусульманство (башкиры, татары); в крупных городах – иудаизм. Центром православия было Верхотурье.
Годы Советской власти негативно отразились на всех конфессиях Свердловской области – были закрыты и разрушены сотни храмов, священнослужители нередко подвергались гонениям, верущие – осуждению.
Только с конца 1980-х годов с началом демократических перемен в СССР изменились в позитивную сторону и государственно-церковные отношения. Верующим стали возвращаться культовые сооружения, возрождались религиозные традиции. В 1990 году был принят закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях», был упразднен Совет по делам религий. Россия, стремясь стать демократическим государством, продолжила эту тенденцию. В Конституции страны провозглашены основные права граждан, в т.ч. право на свободу совести и вероисповедания.
В Свердловской области по состоянию на 1 января 2005 г. действуют 557 религиозных организаций всех основных российских конфессий. Из них:
• Русская православная церковь – 352 (в том числе - 338 приходов)
• Старообрядцы - 7
• Римско-католическая церковь - 4
• Ислам - 40
• Иудаизм - 12
• Буддизм - 2
• Евангельские христиане-баптисты - 10
• Евангельские христиане - 8
• Христиане веры евангельской – пятидесятники - 50
• Адвентисты седьмого дня - 22
• Лютеране - 13
• Новоапостольская церковь - 5
• Свидетели Иеговы - 9
• Сознание Кришны (вайшнавы) - 3
• Методистская церковь - 5
• Другие - 27.
Межконфессиональная ситуация в области на протяжении десятилетий остаётся спокойной и стабильной. Тенденции её развития во многом соответствуют общероссийским (рост религиозных организаций, доверие к ним со стороны государства и населения), но есть и некоторые специфические черты.
Для Свердловской области характерно следующее:
1. Продолжается интенсивный рост количества религиозных формирований. По состоянию на 1 января религиозных организаций было: в 2002 году – 439, в 2003 году - 515, в 2004 году - 535, в 2005 году -557. Рост происходит, в основном, за счёт приходов Русской православной церкви, а также мусульман и протестантов.
2. Традиционные для Среднего Урала конфессии (православие, ислам, иудаизм) стали более активны во внешней и внутриприходской деятельности.
3. Большинство этих организаций очень много внимания уделяют социальному служению.
4. Естественное соперничество за влияние на население области между конфессиями в целом протекает в правовых рамках. Это означает, что: государственная власть и органы местного самоуправления не выступают в этих спорах на той или иной стороне и не используют свой административный ресурс; действия одной стороны против другой (например, православные против протестантов или кришнаитов) хоть и носят явно заимствованные из политики формы (пикеты, митинги), но в целом проводятся с соблюдением законодательства в сфере проведения массовых мероприятий.
5. Ряд религиозных организаций (мормоны, свидетели Иеговы, пятидесятники, баптисты, вайшнавы и др.) продолжали служение с участием зарубежных единоверцев - миссионеров, число которых в 2004 году в Свердловской области составило 272 человека.
6. Сохранение некоторой напряженности отношений между региональным руководством Центрального Духовного управления мусульман России (ЦДУМ) и Духовным управлением мусульман Азиатской части России (ДУМАЧР), хотя проявлений экстремизма в деятельности зарегистрированных религиозных организаций не выявлено. Представители практически всех религиозных конфессий стремятся к сотрудничеству с органами власти, в том числе в противодействии экстремизму.
Характеризуя ситуацию в целом, следует особо подчеркнуть, что высокий уровень свободы вероисповедания, толерантности, конфессионального и межконфессионального мира на Среднем Урале представители ведущих религиозных организаций области подтвердили на встрече с представителями Комиссии по мониторингу Парламентской Ассамблеи Совета Европы, состоявшейся в Екатеринбурге в октябре 2004 года.
В течение 2004 года в Свердловской области в целом успешно реализовывалась государственная политика в сфере религиозных отношений. На территории области восстанавливаются и строятся культовые здания. Так, в 2005 году предполагается закладка Храма во имя Святого Николая Чудотворца в Волчанске, завершение строительства храмов в честь иконы Божией Матери в г. Артёмовском, в честь Преображения Господня в г. Серове и т.д. Открыта Соборная мечеть в г.Первоуральске, а в Екатеринбурге - синагога (апрель 2005 года). Здесь также строятся мечеть (микрорайон Химмаш), храм армянской апостольской церкви и др.
В 2004 году начался процесс передачи религиозным организациям в бессрочное пользование земель, на которых находятся культовые здания (церкви, монастыри и т.п.).
Основой государственно-церковного сотрудничества остаётся совместная работа в социальной сфере. Эту работу как одну из главных задач церкви ставят Социальные концепции РПЦ (далее Русской православной церкви), мусульман, протестантов и других конфессий.
В качестве конкретных примеров сотрудничества могут быть названы организация и проведение Дней милосердия и благотворительности, Дней славянской письменности и культуры, борьба с наркоманией, пьянством, курением и т.д.
Многие религиозные организации активно участвуют в сохранении культурно-исторических традиций народов России, духовного и нравственного здоровья общества, реализуют проекты, в том числе совместные, социальной направленности – борьба с распространением наркотиков, благотворительная помощь нуждающимся, участие в воспитании подрастающего поколения и многое другое.
Самым крупным по числу объединений и наиболее поддерживаемым населением вероисповеданием является православие, которое представлено пятью самостоятельными юрисдикциями и 352 объединениями. Это – Екатеринбургская и Верхотурская епархия Русской православной церкви Московского Патриархата (РПЦ), 7 старообрядческих приходов, 2 прихода Ишимско-Сибирской епархии Российской православной церкви заграницей (РПЦЗ), по 1 приходу Российской православной свободной церкви и Истинно-православной церкви.
Каких-либо серьезных конфликтов между ними не наблюдалось, хотя имеется спор между РПЦ и Екатеринбургской старообрядческой общиной Древлеправославной поморской церкви в ходе совместного использования Храма во имя Вознесения Господня (бывшая старообрядческая церковь Святой Троицы) в г.Екатеринбурге.
Екатеринбургская епархия РПЦ остается наиболее массовой и авторитетной конфессией, которая в текущем году отметила 120-летие со дня образования. В её составе более 450 священнослужителей, 338 зарегистрированных приходов (ещё на 39 приходов подготовлены документы для регистрации), женские и мужские монастыри, архиерейское подворье, Екатеринбургская духовная семинария.
Средний Урал по праву можно назвать оплотом православия на востоке страны. В области находится множество православных святынь - храмы, монастыри, памятные места. Среди них уникальные: Храм-памятник-на-Крови (только за Царские дни 16-17 июля с.г. его посетило около 10 000 человек), город-памятник Верхотурье, комплекс Ганина Яма, Новотихвинский женский монастырь.
В последнее время при активном участии властей прошли знаменательные для Екатеринбургской епархии Русской православной церкви события: визит Предстоятеля Русской Зарубежной Церкви митрополита Лавра, 400-летия основания Свято-Николаевского мужского монастыря и 300-летия переноса святых мощей праведного Симеона (август 2004 г.), Церковно-общественный форум «Духовно-нравственные основы демографического развития России. Уральский регион» (февраль 2005 г.).
Екатеринбургская епархия РПЦ, имея мощную полиграфическую базу, издаёт несколько газет - «Православная газета. Екатеринбург» (официальное издание Екатеринбургской епархии), православную молодёжную газету «Покров», еженедельную духовно-просветительскую газету «Голос православия». Регулярно ведут вещание радиостанция Екатеринбургской епархии «Воскресение» и телестудия Екатеринбургской епархии. В 2005 году начал своё вещание первый в России православный телеканал «Союз» (г.Первоуральск).
По-прежнему трудноразрешимой проблемой для РПЦ остается проблема существенного дефицита финансовых средств для восстановления действующих церквей и пустующих культовых зданий, в том числе являющихся памятниками истории и культуры. Епархиальное руководство испытывает серьезные затруднения и в кадровых вопросах, в настоящее время для проведения регулярного служения не хватает священнослужителей в сельских приходах.
В исламской умме (сообществе) Среднего Урала по-прежнему существует организационный раскол. В области действуют два духовных управления - Региональное духовное управление мусульман Свердловской области (РДУМСО) и Казыятское управление мусульман Свердловской области (КУМСО), принадлежащие к разным централизованным российским мусульманским организациям с центрами в Уфе и Тобольске. В октябре 2004 года зарегистрирована также община имени имама Ислама Аль-Бухари (Верхняя Пышма), вошедшая в состав третьей структуры - Духовного управления мусульман Европейской России (Москва).
Оба управления и примерно поровну поделенные между ними мусульманские общины ведут активную социальную деятельность. Так, при Екатеринбургском муфтияте создана и функционирует воскресная школа для обучения детей и взрослых основам ислама и арабского языка. Количество учащихся с 2001 года по 2004 год увеличилось до 160 человек. Также РДУМСО оказывает благотворительную поддержку и помощь в трудоустройстве беженцам и иным лицам, по различным причинам оказавшимся в тяжелом социальном положении и нуждающимся в реабилитации.
Ежегодно - в зимние и летние каникулы - дети в количестве от 20 до 40 человек из Свердловской области гостят и проходят обучение в Екатеринбургской соборной мечети. Для детей из малообеспеченных семей мусульман (на учёте состоит 25 семей) оказывается благотворительная помощь в виде продуктовых наборов и одежды.
На протяжении семи лет оказывается благотворительная помощь Центру временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей ГУВД Свердловской области, колониям в городах Тавда, Ивдель, Нижний Тагил, Екатеринбург. Ежеквартально РДУМСО оказывает помощь канцтоварами, настольными играми, продуктами, видеофильмами, индивидуальными подарками на 40-50 человек.
Совместно с Русской Православной Церковью и иудейской общиной г. Екатеринбурга неоднократно проводились благотворительные акции в следственном изоляторе № 5 и Центре временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей ГУВД Свердловской области.
Заслуженным ветеранам, участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла от Екатеринбургской соборной мечети вручаются подарки на религиозные, светские праздники, организуются обеды на 150 – 200 человек. В жизни этнических мусульман все большую роль приобретают традиционные праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам.
Департамент внутренней политики Губернатора Свердловской области обратился к руководителям областных духовных управлений мусульман с письмом, в котором предложено осуществлять совместные социально значимые проекты, выражена поддержка таким действиям.
Иудаизм в Свердловской области (всего 12 организаций) представлен традиционно–ортодоксальным течением (головная организация - Конгресс еврейских религиозный организаций и объединений в России (КЕРООР) и хасидизмом (Федерация еврейских общин России (ФЕОР). В негласном соперничестве первенство одержал хасидский Екатеринбургский еврейский общинный центр «Синагога» (главный раввин г. Екатеринбурга и Свердловской области Зелиг Ашкенази). Центр завершил строительство Екатеринбургской синагоги – первой, вновь построенной в области за многие десятилетия.
Для протестантских объединений (их количество составляет уже более 100) характерным было активное миссионерское служение с сочетанием социальной поддержки населения, борьбой с наркоманией и табакокурением. В последнее время восстанавливает былую активность совет пасторов города Екатеринбурга, играющий заметную роль в деле координации этих организаций.
Последней крупной акцией совета был благотворительный показ фильма Д.Хеймана «Иисус», показанного в в кинотеатрах и домах культуры в г. Екатеринбурге. Эта акция вызвала неоднозначную реакцию у православных и мусульман, однако в определенной степени способствовала пополнению рядов протестантских деноминаций.
Римско-католическая церковь, общество «Сознание Кришны» объединения новоапостольской церкви, бахаисты, мормоны малозаметны во внешней деятельности .
Политика органов государственной власти в сфере межконфессиональных отношений. Органы государственной власти и местного самоуправления в своей работе в религиозной сфере руководствуются федеральным законодательством и, прежде всего, Федеральным законом №125-ФЗ от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» с последующими поправками и дополнениями.
С 22 июня 1999 года по 27 ноября 2003 года в Свердловской области действовал Областной закон «Об осуществлении деятельности религиозных объединений и их представителей на территории Свердловской области». В процессе приведения в соответствие регионального законодательства федеральному Областной закон был отменен как дублирующий Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и утратил силу с 27 ноября 2003 года.
С 30 июня 1998 года во исполнение распоряжения Губернатора Свердловской области №69-р в Свердловской области действовал Экспертно-консультативный совет по вопросам свободы совести и вероисповеданий при Губернаторе Свердловской области, одной из главных которого являлась государственная религиоведческая экспертиза. В связи с тем, что с 1 января 2005 года эта функция передана Федеральной регистрационной службе, начата работа по преобразованию Экспертно-консультативного совета в Совет по взаимодействию с религиозными организациями при Губернаторе Свердловской области.
Проблемы в сфере межконфессиональных отношений. Анализ показывает, что внутри конфессий и между ними существуют противоречия, вызванные глубокими изменениями в жизни российского общества, произошедшие в последние десятилетия.
Межконфессиональные противоречия получили своё развитие как в связи с обострением конкурентной борьбы за привлечение в свои ряды новых верующих, так и в связи с активизацией стремления ранее мало известных религий занять своё место в современной религиозной жизни России. Следует отметить, что борьба между религиозными конфессиями на территории области не носит характера прямой конфронтации.
Определенные трения возникали между православными и протестантами по поводу уже упоминавшейся демонстрации фильма «Иисус». Православные расценили этот факт как «акт прозелитизма на исконно православной территории» и организовали ряд осуждающих публикаций в СМИ, а также пикетирование кинотеатров силами молодёжного «Православного студенческого братства». Православных поддержало также руководство мусульманского управления (руководитель - муфтий Сибагатулла хаджи).
Отрицательную реакцию у большинства конфессий (православных, старообрядцев, баптистов, пятидесятников, частично адвентистов) вызывает чрезмерно наступательная миссионерская деятельность свидетелей Иеговы (от дома к дому, на улицах, транспорте), но серьезных конфликтов не наблюдалось.
Положительное влияние на укрепление цивилизованных межконфессиональных отношений в определенной степени оказало проведение по инициативе Международной ассоциации религиозной свободы (МАРС) и при участии администрации Губернатора Свердловской области международной научно-практической конференции по проблемам толерантности (8-9 декабря), а также Фестиваля религиозной свободы (11 декабря 2004 года) с участием участников и гостей конференции, а также представителей ряда религиозных организаций (прежде всего, протестантской направленности).
К числу первоочередных задач в сфере межконфессиональных отношений следует отнести:
На федеральном уровне – разработка концепции государственного регулирования межконфессиональных отношений. Следует отметить, что явно невостребованной оказалась федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)».
В связи с тем, что сотрудники органов государственной власти, органов местного самоуправления и правоохранительных органов не обладают достаточными знаниями об особенностях религиозных организаций, необходимо организовать обучение всех вышеназванных категорий по проблемам реализации прав на свободу совести и вероисповедования, противодействию религиозному экстремизму.
На областном уровне – необходимо продолжить работу по преобразованию Экспертно-консультативного совета в Совет по взаимодействию с религиозными организациями при Губернаторе Свердловской области. Целесообразно также продолжить поддержку инициативы ряда национальных объединений по созданию Совета по толерантности Свердловской области.
|