TOLZ.RU

Российско-германский проект / Межэтнические отношения

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СФЕРЕ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ


ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СФЕРЕ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Известно, что Средний Урал на протяжении всей своей истории формировался  как полиэтнический и поликонфессиональный регион.

История и современность межконфессиональных отношений на Среднем Урале. Язычество  коренных финно-угорских народов (манси, марийцы), мусульманство  башкир, татар-булгар и сибирских татар, православие, в том числе старообрядчество, русских колонизаторов – основные верования на момент основания (1723 год) центра региона – города Екатеринбурга.

В самом городе Екатеринбурге со времен его основания небольшую, но влиятельную группу составляли лютеране из числа иностранных специалистов, а затем из российских немцев. Позднее, в конце XIX века, к этим конфессиям примкнули католицизм (прежде всего – поляки, высланные за участие в восстании 1863 года) и иудеи, а в  XX веке – баптисты и иные протестантские  церкви.

К началу Первой мировой войны в столице Урала проживало около 100 тысяч человек. Подавляющую часть населения составляли православные верующие. Также в городе насчитывалось  3998 мусульман, 1135 приверженцев иудаизма, 889 лютеран, 951 католик.

К 1914 году в Екатеринбургской епархии  Русской православной Церкви, которую условно можно сравнить с нынешней Свердловской областью, имелись  591 церковь, 725 часовен и молитвенных домов. Количество приходов – 465 (428 православных и 37 старообрядческих), в том числе в Екатеринбургском уезде – 127 приходов, в Верхотурском – 96, Ирбитском – 48, Камышловском – 93, Шадринском – 101 приход. Духовенство составляло 1436 человек. В епархии было 3 мужских и 9 женских монастырей.

В регионе, помимо Екатеринбурга, сформировались основные религиозные центры, связанные с местами компактного проживания населения – на севере (манси) и юге (марийцы) – язычество; на юге – мусульманство (башкиры, татары); в крупных городах – иудаизм. Центром православия было Верхотурье.

Годы Советской власти негативно отразились на всех конфессиях Свердловской области – были закрыты и разрушены сотни храмов, священнослужители нередко подвергались гонениям, верущие – осуждению.

Только с конца 1980-х годов  с началом  демократических  перемен в СССР изменились в позитивную сторону и государственно-церковные отношения.  Верующим стали возвращаться культовые сооружения, возрождались религиозные традиции.  В 1990 году был принят закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях», был упразднен Совет по делам религий. Россия, стремясь стать демократическим  государством, продолжила эту тенденцию. В Конституции страны провозглашены основные права граждан, в т.ч. право на свободу совести и вероисповедания.    

В Свердловской области по состоянию на 1 января 2005 г. действуют 557  религиозных организаций всех основных российских конфессий. Из них:

• Русская православная  церковь – 352 (в том числе - 338 приходов)

• Старообрядцы -   7

• Римско-католическая церковь -  4

• Ислам -  40

• Иудаизм - 12

• Буддизм -  2

• Евангельские  христиане-баптисты -   10

• Евангельские христиане -  8

• Христиане веры евангельской – пятидесятники -  50

• Адвентисты седьмого дня -  22

• Лютеране -  13

• Новоапостольская церковь -   5

• Свидетели Иеговы -  9

• Сознание Кришны (вайшнавы) -   3

• Методистская церковь -   5

• Другие -  27.

Межконфессиональная ситуация в области на протяжении десятилетий остаётся спокойной и стабильной. Тенденции её развития во многом соответствуют общероссийским (рост религиозных организаций, доверие к ним со стороны государства и населения), но есть и некоторые специфические черты.

Для Свердловской области характерно следующее:

1. Продолжается интенсивный рост  количества религиозных формирований. По состоянию на 1 января религиозных организаций было: в 2002 году – 439, в 2003 году - 515, в 2004 году - 535, в 2005 году -557. Рост происходит, в основном, за счёт приходов Русской православной церкви,  а также мусульман и протестантов.

2. Традиционные для Среднего Урала конфессии (православие, ислам, иудаизм) стали более активны во внешней и внутриприходской деятельности.

3. Большинство этих организаций очень много внимания уделяют социальному служению.

4. Естественное соперничество за влияние на население области между конфессиями  в целом протекает в правовых рамках. Это означает, что: государственная власть и  органы местного самоуправления не выступают в этих спорах на той или иной стороне и не используют свой административный ресурс; действия  одной стороны против другой (например, православные против протестантов или кришнаитов) хоть и носят явно  заимствованные из политики формы (пикеты, митинги), но в целом проводятся с соблюдением законодательства в сфере проведения  массовых мероприятий.

5. Ряд религиозных организаций (мормоны, свидетели Иеговы, пятидесятники, баптисты,  вайшнавы и др.)  продолжали служение с участием зарубежных единоверцев - миссионеров, число которых  в 2004 году  в Свердловской области составило 272 человека.

6. Сохранение некоторой напряженности отношений между региональным руководством Центрального Духовного управления мусульман России (ЦДУМ) и Духовным управлением мусульман Азиатской части России (ДУМАЧР), хотя проявлений экстремизма в деятельности зарегистрированных религиозных организаций не выявлено. Представители практически всех религиозных конфессий стремятся к сотрудничеству с органами власти, в том числе в противодействии  экстремизму.

Характеризуя ситуацию в целом, следует особо подчеркнуть, что высокий уровень свободы вероисповедания, толерантности,  конфессионального и межконфессионального  мира на Среднем Урале представители ведущих религиозных организаций области подтвердили на встрече с представителями Комиссии по мониторингу Парламентской Ассамблеи Совета Европы, состоявшейся в Екатеринбурге в октябре 2004 года. 

В течение 2004 года в Свердловской области в целом успешно реализовывалась государственная политика в сфере религиозных отношений. На территории области восстанавливаются и строятся культовые здания. Так, в 2005 году предполагается закладка  Храма во имя Святого Николая Чудотворца в Волчанске, завершение строительства храмов в честь иконы Божией Матери в г. Артёмовском, в честь Преображения Господня в г. Серове и т.д. Открыта Соборная мечеть в г.Первоуральске, а в Екатеринбурге - синагога (апрель 2005 года). Здесь также строятся  мечеть (микрорайон Химмаш),  храм армянской апостольской церкви и др.

В 2004 году начался процесс передачи религиозным организациям в бессрочное  пользование  земель, на которых   находятся культовые здания (церкви, монастыри и т.п.).

Основой  государственно-церковного сотрудничества остаётся совместная работа  в  социальной сфере. Эту работу как одну из главных задач церкви ставят Социальные концепции РПЦ (далее Русской православной церкви),  мусульман, протестантов и других конфессий.

В качестве  конкретных примеров сотрудничества могут быть названы  организация и проведение Дней милосердия и благотворительности,  Дней славянской письменности и культуры, борьба с наркоманией, пьянством, курением и т.д.

Многие религиозные организации активно участвуют в сохранении культурно-исторических традиций народов России, духовного и нравственного здоровья общества,  реализуют проекты, в том числе совместные, социальной направленности – борьба с распространением наркотиков, благотворительная помощь нуждающимся, участие в воспитании подрастающего поколения и многое другое.

Самым крупным по числу объединений и наиболее поддерживаемым населением вероисповеданием является православие, которое представлено пятью самостоятельными юрисдикциями и 352 объединениями. Это – Екатеринбургская и Верхотурская епархия Русской православной церкви Московского Патриархата (РПЦ), 7 старообрядческих приходов, 2 прихода Ишимско-Сибирской епархии Российской православной церкви заграницей (РПЦЗ), по 1 приходу  Российской православной свободной церкви и Истинно-православной церкви.

Каких-либо серьезных конфликтов между ними не наблюдалось, хотя имеется спор между РПЦ и Екатеринбургской старообрядческой общиной Древлеправославной поморской церкви в ходе совместного  использования  Храма во имя Вознесения Господня (бывшая старообрядческая церковь Святой Троицы) в г.Екатеринбурге.

Екатеринбургская епархия РПЦ остается наиболее массовой и авторитетной конфессией, которая в текущем году отметила 120-летие со дня образования. В её составе более 450  священнослужителей, 338 зарегистрированных приходов (ещё на 39 приходов подготовлены  документы для регистрации),  женские и  мужские монастыри, архиерейское подворье, Екатеринбургская духовная семинария.

Средний Урал по праву можно назвать оплотом православия на востоке страны. В области находится множество православных святынь - храмы, монастыри, памятные места. Среди них уникальные: Храм-памятник-на-Крови (только за Царские дни 16-17 июля с.г.  его посетило около 10 000 человек), город-памятник  Верхотурье, комплекс Ганина Яма, Новотихвинский женский монастырь.

В последнее время при активном участии властей прошли  знаменательные для Екатеринбургской епархии Русской православной церкви события:  визит Предстоятеля  Русской Зарубежной Церкви митрополита Лавра, 400-летия основания Свято-Николаевского мужского монастыря и 300-летия переноса святых мощей праведного Симеона (август 2004 г.), Церковно-общественный форум «Духовно-нравственные основы демографического развития России. Уральский регион» (февраль 2005 г.).

Екатеринбургская епархия РПЦ,  имея мощную полиграфическую базу, издаёт несколько газет -  «Православная газета. Екатеринбург»  (официальное издание Екатеринбургской епархии), православную молодёжную газету «Покров», еженедельную духовно-просветительскую газету «Голос православия». Регулярно ведут вещание радиостанция Екатеринбургской епархии «Воскресение» и телестудия Екатеринбургской епархии. В 2005 году начал своё вещание первый в России православный телеканал «Союз»  (г.Первоуральск).

По-прежнему трудноразрешимой проблемой для РПЦ остается проблема существенного дефицита финансовых средств для восстановления действующих церквей и пустующих культовых зданий, в том числе являющихся памятниками истории и культуры. Епархиальное руководство испытывает серьезные затруднения и в кадровых вопросах, в настоящее время для проведения регулярного служения не хватает священнослужителей в сельских приходах.

В исламской умме (сообществе) Среднего Урала по-прежнему существует организационный раскол. В области действуют два духовных управления - Региональное духовное управление мусульман Свердловской области (РДУМСО) и Казыятское управление мусульман Свердловской области (КУМСО), принадлежащие к разным централизованным российским мусульманским организациям с центрами в Уфе и Тобольске. В октябре 2004 года зарегистрирована также община имени имама Ислама Аль-Бухари (Верхняя Пышма), вошедшая  в состав третьей структуры -  Духовного управления мусульман Европейской России (Москва).

Оба управления и примерно поровну поделенные между ними  мусульманские общины ведут активную социальную деятельность. Так, при  Екатеринбургском муфтияте создана и функционирует воскресная школа для обучения детей и взрослых основам ислама и арабского языка. Количество учащихся с 2001 года  по 2004 год увеличилось до 160 человек. Также РДУМСО оказывает благотворительную поддержку и помощь в трудоустройстве беженцам и иным лицам, по различным причинам оказавшимся в тяжелом социальном положении и нуждающимся в  реабилитации.

Ежегодно - в зимние и летние каникулы -  дети в количестве от 20 до 40 человек из Свердловской области гостят  и проходят  обучение в Екатеринбургской соборной мечети. Для детей из малообеспеченных семей  мусульман (на учёте состоит 25 семей) оказывается благотворительная  помощь в виде продуктовых наборов и одежды.

На протяжении семи лет оказывается благотворительная помощь Центру временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей ГУВД Свердловской области, колониям в городах Тавда, Ивдель, Нижний Тагил, Екатеринбург. Ежеквартально РДУМСО оказывает помощь канцтоварами, настольными играми, продуктами, видеофильмами, индивидуальными подарками на 40-50 человек.

Совместно с Русской Православной Церковью и  иудейской общиной г. Екатеринбурга неоднократно проводились благотворительные акции в следственном изоляторе № 5 и Центре временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей ГУВД Свердловской области.

Заслуженным ветеранам, участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла от Екатеринбургской соборной мечети вручаются подарки на религиозные, светские праздники, организуются  обеды на 150 – 200 человек. В жизни этнических мусульман все большую роль приобретают традиционные праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам.

Департамент внутренней политики Губернатора Свердловской области обратился к руководителям областных духовных управлений мусульман с письмом, в котором предложено осуществлять совместные социально значимые проекты, выражена поддержка таким действиям. 

Иудаизм в Свердловской области (всего 12 организаций) представлен традиционно–ортодоксальным течением  (головная организация - Конгресс еврейских религиозный организаций и объединений в России (КЕРООР) и хасидизмом (Федерация еврейских общин России (ФЕОР).  В негласном соперничестве первенство  одержал хасидский Екатеринбургский еврейский общинный центр «Синагога» (главный раввин г. Екатеринбурга и Свердловской области Зелиг Ашкенази). Центр завершил строительство  Екатеринбургской синагоги – первой, вновь построенной в области за многие десятилетия.

Для протестантских объединений (их количество  составляет уже более 100) характерным было активное миссионерское служение с сочетанием социальной поддержки населения, борьбой с наркоманией и табакокурением. В последнее время восстанавливает былую активность  совет пасторов города Екатеринбурга,  играющий заметную роль в деле координации этих организаций.

Последней крупной акцией совета был благотворительный показ  фильма Д.Хеймана  «Иисус», показанного в  в кинотеатрах и домах культуры в г. Екатеринбурге. Эта акция вызвала неоднозначную реакцию у православных и мусульман, однако в определенной степени способствовала пополнению рядов протестантских деноминаций.

Римско-католическая церковь, общество «Сознание Кришны»  объединения новоапостольской церкви, бахаисты, мормоны малозаметны во внешней деятельности .

Политика органов государственной власти в сфере межконфессиональных отношений. Органы государственной власти и местного самоуправления в своей работе в религиозной сфере руководствуются федеральным законодательством и, прежде всего, Федеральным законом №125-ФЗ от  26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» с последующими поправками и дополнениями.

С 22 июня 1999 года по 27 ноября 2003 года в Свердловской области действовал Областной закон «Об осуществлении деятельности религиозных объединений и их представителей на территории Свердловской области». В процессе приведения в соответствие регионального законодательства федеральному Областной закон был отменен как дублирующий Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и утратил силу с 27 ноября 2003 года.

С 30 июня 1998 года во исполнение распоряжения Губернатора Свердловской области №69-р в Свердловской области действовал Экспертно-консультативный совет по вопросам  свободы совести и вероисповеданий при Губернаторе Свердловской области, одной из главных которого являлась государственная религиоведческая экспертиза. В  связи с тем, что с 1 января 2005 года эта функция передана  Федеральной регистрационной службе, начата работа по преобразованию Экспертно-консультативного совета  в Совет по взаимодействию с религиозными  организациями при  Губернаторе Свердловской области.

Проблемы в сфере межконфессиональных отношений. Анализ показывает, что внутри конфессий и между ними  существуют противоречия,  вызванные глубокими изменениями в жизни российского общества, произошедшие в последние десятилетия.

Межконфессиональные противоречия получили своё развитие как в связи с обострением конкурентной борьбы за привлечение в свои ряды новых верующих, так и в связи с активизацией стремления ранее мало известных религий занять своё место в современной религиозной жизни России. Следует отметить,  что борьба между религиозными конфессиями на территории области не носит характера прямой конфронтации. 

Определенные трения возникали между православными и протестантами по поводу уже упоминавшейся демонстрации фильма «Иисус». Православные расценили этот факт как  «акт прозелитизма на исконно православной территории» и организовали ряд осуждающих публикаций в СМИ, а также пикетирование кинотеатров  силами молодёжного «Православного  студенческого братства». Православных поддержало также руководство  мусульманского управления (руководитель - муфтий Сибагатулла хаджи).

Отрицательную реакцию у большинства конфессий (православных, старообрядцев, баптистов,  пятидесятников, частично адвентистов) вызывает чрезмерно наступательная  миссионерская деятельность свидетелей Иеговы (от дома к дому, на улицах, транспорте), но серьезных конфликтов не наблюдалось.         

Положительное влияние на укрепление цивилизованных межконфессиональных отношений в определенной степени оказало проведение по инициативе Международной ассоциации религиозной свободы (МАРС) и при участии администрации Губернатора Свердловской области международной  научно-практической конференции по проблемам толерантности (8-9 декабря), а также   Фестиваля религиозной свободы (11 декабря  2004 года) с участием участников и гостей конференции, а также представителей  ряда религиозных организаций (прежде всего, протестантской направленности).

К числу первоочередных задач в сфере межконфессиональных отношений следует отнести:

На федеральном уровне – разработка концепции государственного регулирования межконфессиональных отношений. Следует отметить, что явно невостребованной оказалась федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)».

В связи с тем, что сотрудники органов государственной власти, органов местного самоуправления и правоохранительных органов не обладают достаточными знаниями об особенностях религиозных организаций, необходимо организовать  обучение всех вышеназванных категорий по проблемам реализации прав на свободу совести и вероисповедования, противодействию  религиозному экстремизму.

На областном уровне – необходимо продолжить работу по  преобразованию Экспертно-консультативного совета  в Совет по взаимодействию с религиозными  организациями при  Губернаторе Свердловской области. Целесообразно также продолжить поддержку  инициативы  ряда национальных объединений по созданию Совета по толерантности Свердловской области.