Российско-германский проект / Толерантность и права человека Реализация основных прав человека в Свердловской области
РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Анализ современной политической, социально-экономической и гуманитарной ситуации в Свердловской области позволяет отметить устойчивые позитивные тенденции, свидетельствующие о формировании в регионе правовой и социально ориентированной политики, направленной на полноценное и широкомасштабное обеспечение прав человека в контексте толерантности. Такие выводы базируются на нижеприведенном детализированном рассмотрении реализации конкретных прав человека в Свердловской области, анализе динамики социально-экономических показателей Свердловской области, анализе социально-экономической, социокультурной и национальной политики в Свердловской области.
Сначала несколько слов о структуре органов государственной власти и местного самоуправления, непосредственно влияющих на уровень толерантности в сфере прав человека.
На федеральном уровне к ним относятся:
1. Федеральные органы исполнительной, законодательной и судебно-правовой власти:
• Президент Российской Федерации. • Министерство внутренних дел Российской Федерации • Министерство иностранных дел Российской Федерации • Министерство юстиции Российской Федерации • Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации • Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации • Министерство образования и науки Российской Федерации.
2. Федеральные суды и суды субъектов РФ:
• конституционной юстиции: на федеральном уровне Конституционный Суд РФ (на региональном конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом; в частности, Уставный Суд Свердловской области);
• общей юрисдикции: на федеральном уровне Верховный Суд РФ, (на региональном верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды). Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, которые возникают из административных правонарушений. Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые рассматривают в пределах своей компетенции гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции; в частности, в Свердловской области Областной суд Свердловской области, в г. Екатеринбурге районные суды, а также в г. Екатеринбурге Военный суд Екатеринбургского гарнизона.
3. Федеральные органы законодательной власти
• Федеральное Собрание Российской Федерации: • Совет Федерации, • Государственная Дума.
Депутаты обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, которые имеют право рассматривать обращения избирателей, вести прием граждан, обращаться к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаруженного нарушения прав граждан.
4. Федеральная инспекция труда - единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, на территории РФ. Органы ФИТ осуществляют деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами надзора и контроля, органами прокуратуры, федеральными органами исполнительной власти, органами субъектов РФ и органами местного самоуправления, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями.
5. Прокуратура РФ, основными направлениями надзорной деятельности которой являются надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экономической безопасности, предупреждение преступных проявлений.
6. Общественные приемные Полномочных представителей Президента в федеральных округах.
7. Совет при Президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.
8. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.
На региональном уровне – региональные органы исполнительной и законодательной власти:
• Губернатор Свердловской области. • Исполнительные органы государственной власти Свердловской области во главе с Правительством Свердловской области. • Законодательное Собрание Свердловской области: - Палата Представителей, - Областная Дума.
Депутаты обеих палат Законодательного Собрания Свердловской области имеют право рассматривать обращения избирателей, вести прием граждан, обращаться к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаруженного нарушения прав граждан; • Уполномоченный по правам человека Свердловской области.
На муниципальном:
• Главы муниципальных образований. • Исполнительные органы местного самоуправления • Законодательные органы местного самоуправления
Также на уровень толерантности в сфере прав человека непосредственно влияют юридические службы министерств, ведомств, иных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровне.
При характеристике основных процессов и тенденций в сфере реализации основных прав человека в Свердловской области в контексте толерантности наиболее социально значимыми и концептуально важными являются следующие параметры, раскрывающие состояние прав человека в регионе.
Право на труд и достойную оплату труда, от которых в первую очередь зависит уровень жизни населения.
В Свердловской области на государственном уровне ведется постоянная планомерная широкомасштабная работа по снижению задолженности по заработной плате. Одним из показательных результатов этой работы стало то, что в 2004 году объем задолженности по выплате заработной платы снизился в 4,1 раза и составил на конец года 202,5 млн. рублей. В текущем году эта работа продолжается. .
В то же время, в ряде муниципальных образований, на отдельных предприятиях допускается снижение зарплаты и сохраняются низкие темпы роста заработной платы.
Правительством области ставится задача, чтобы в 2005 году в области не осталось ни одной территории, где бы зарплата не росла. При этом в среднем она должна прирасти не менее, чем на 25%. Ориентир – среднегодовая оплата труда в экономике области в 2005 году: это 8900 рублей.
В целях повышения уровня жизни населения и, в первую очередь, оплаты труда как основного источника доходов населения усилия исполнительных органов государственной власти Свердловской области в 20052007 г. будут направлены на:
- реализацию Концепции «Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года»;
- проведение комплекса мер по восстановлению стимулирующей роли заработной платы, повышению ее удельного веса в стоимости производимой продукции (услугах) и денежных доходах населения;
- создание правовых, экономических, организационных условий, обеспечивающих своевременную выплату заработной платы;
- последовательное повышение минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума;
- повышение и совершенствование оплаты труда работников бюджетной сферы;
- проведение комплекса мер по повышению занятости населения, снижению уровня безработицы.
Основной индикатор уровня жизни населения – реальные располагаемые денежные доходы населения (скорректированные на уровень инфляции) в 2004 году по сравнению с 2003 годом возросли на 10%. В области продолжает снижаться доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума – если в 2002 году доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составляла 24,9%, в 2003 году – 17,8%, то в 2004 году – в среднем 15%. Еще более напряженные обязательства ставятся на 2005 год – снизить этот показатель до 11%.
В Свердловской области сформирована положительная тенденция – опережение темпов роста доходов от предпринимательской деятельности и доходов от собственности. Первые за 2000–2003 гг. выросли в 4,2 раза, вторые – в 3,8 раза. В то время как темпы роста заработной платы составили 3,5 раза.
Главными индикаторами реализации социально-экономической политики Свердловской области в 2005 являются:
- рост реальных денежных доходов населения области на 10–11% к уровню 2004 года;
- снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума до 11% (на 4 процентных пункта);
- уровень официально зарегистрированной безработицы не выше 1,6% к численности экономически активного населения области;
- оборот розничной торговли в 2004 году в сопоставимой оценке увеличился на 19,6% к уровню 2003 года. Это также своего рода барометр повышения жизненного уровня населения. Задача на 2005 год – обеспечить темпы роста не ниже 112-114%.
В связи с реструктуризацией отраслей экономики, вхождением России в ВТО активизировались процессы высвобождения излишней рабочей силы. На рынке труда на протяжении 2004 года сохранялась относительно стабильная ситуация. Уровень безработицы на конец 2004 года составил 2% к численности экономически активного населения области и находится в пределах установленных контрольных параметров. Новая качественная задача ставится в текущем году - уровень безработицы снизить до 1,6-1,65%.
В целях снижения социальной напряженности в связи с массовым увольнением работников Министерством экономики и труда подготовлен проект рекомендаций для работодателей и органов местного самоуправления о действиях в случаях массового увольнения работников, в которых предусмотрен комплекс мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке труда.
Трудовые права женщин. Анализ рынка труда показывает, что сохраняются дискриминационные тенденции в отношении работающих женщин, у них более высок риск потерять работу, чем у мужчин, более слабая защищенность в трудовой сфере. На улучшение положения женщин на рынке труда, создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства женщин, в том числе особо нуждающихся в социальной защите направлен проводимый с 2002 года конкурс среди организаций на лучший проект по трудоустройству женщин. В 2003 году в результате проведения конкурса дополнительно создано 2476 рабочих мест для трудоустройства женщин, что в 2,4 раза больше чем в 2002 году.
В марте 2004 года принято постановление Правительства области «О проведении конкурса среди муниципальных образований в Свердловской области на эффективную реализацию территориальной программы содействия занятости населения». Конкурс направлен на обеспечение эффективной занятости населения, консолидацию усилий социальных партнеров на выработку таких мероприятий, которые позволили бы снизить напряженность на рынке труда.
Трудовые права инвалидов. В целях обеспечения конституционного права инвалидов на труд в Свердловской области, в соответствии с федеральным законодательством, разработан и действует механизм квотирования рабочих для приема на работу инвалидов. Так, в 2003 году в областной бюджет поступило 8,5 млн. рублей обязательной платы за каждого нетрудоустроенного в счет квоты инвалида. Все собранные деньги направлены на создание рабочих мест для инвалидов. Финансовую поддержку получили предприятия Всероссийского общества слепых. Создано 45 рабочих мест для инвалидов. В 2004 году была реализована Программа создания рабочих мест для инвалидов, источником которой является обязательная плата, вносимая работодателями в областной бюджет за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. Согласно данной Программе планировалось создать 455 рабочих мест на предприятиях Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих, Всероссийского общества инвалидов.
В 2004 г. для поддержки ветеранов и инвалидов закуплено 1345 автомобилей (на 108,8 миллиона рублей) и 2505 санаторно-курортных путевок. Кроме этого, также в 2004 г. для целей социальной реабилитации инвалидов планируется создать более 450 рабочих мест. Постановлением Правительства Свердловской области утверждены размеры обязательной платы за невыполнение установленных квот для приема на работу инвалидов в организациях на территории области. Размер выплаты составляет за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах квоты 2354 рубля. Плата взимается ежемесячно при условии, что квотируемые рабочие места в организации не заняты инвалидами.
Социальное партнерство. В Свердловской области социальное партнерство все более раскрывает свои потенциальные возможности. В октябре 2004 года в области подписано новое трехстороннее соглашение на 2005-2006 годы. Отраслевые соглашения подписаны по 23 отраслям, действует 7396 коллективных договоров, достигнут высокий уровень охвата коллективными договорами работников, занятых в отраслях экономики. На сегодня этот показатель составляет 86,7%, что выше, чем в среднем по России на 26,7%. Завершается формирование субъектов (сторон) социального партнерства, накоплен опыт работы трехсторонних комиссий. В 70 процентах муниципальных образований Свердловской области основные вопросы социально-экономического развития территории регулируются на основе заключенных территориальных соглашений. Проводится постоянный конкурс среди муниципальных образований области по развитию социального партнерства.
Право на охрану труда. В последние годы в Свердловской области наметилась тенденция сокращения уровня производственного травматизма на предприятиях и в организациях области. Деятельность исполнительных органов государственной власти Свердловской области направлена на закрепление положительных тенденций и последовательную реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда.
Основное внимание в работе уделяется совершенствованию областной системы управления охраной труда и организационных методов управления охраной труда, укреплению служб охраны труда в организациях, улучшению условий труда на производстве, совершенствованию и повышению качества обучения по охране труда, организации и повышению эффективности профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и улучшению условий труда.
Продолжается работа по совершенствованию и повышению качества обучения по охране труда руководителей и специалистов организаций области. Результатом активной целенаправленной работы стало снижение количества пострадавших от травм с 4851 человек в 2002 году до 4385 человек в 2003 году, в том числе сократилось число пострадавших женщин (с 1205 человек в 2002 году до 1061 человек в 2003 году). Снизился уровень производственного травматизма.
Право на предпринимательскую деятельность. Развитие малого предпринимательства осуществляется в Свердловской области в соответствии с целями и задачами Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Свердловской области на 2002–2015 годы.
Численность работающих на малых предприятиях области в 1999–2003 гг. возросла в 1,5 раза, а объёмы производства продукции и услуг в действующих ценах увеличились в 6,3 раза.
Органами государственной власти и местного самоуправления Свердловской области постоянно осуществляется комплекс мер правового, организационного, информационного, имущественного и финансового характера для развития малого предпринимательства и поддержки экономической инициативы граждан, желающих создать собственное дело.
В среднесрочной перспективе основными направлениями государственной политики в сфере развития малого предпринимательства являются:
- сокращение административного вмешательства в деятельность субъектов малого бизнеса;
- упрощение доступа к финансовым ресурсам;
- совершенствование налогообложения;
- создание более благоприятных условий для начинающих предпринимателей и расширяющих свое дело в инновационной сфере.
Поддержка малого предпринимательства осуществляется через сеть муниципальных фондов (25 фондов в муниципальных образованиях области), бизнес-инкубаторов, технопарков, территориальных и отраслевых объединений предпринимателей с предоставлением различных видов услуг.
Наряду с оказанием финансовой поддержки малым предпринимателям предоставляется бесплатно или на льготных условиях свыше 40 тыс. информационных, консультационных, обучающих, офисных и прочих деловых услуг.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В этой сфере разработаны, приняты и реализуются Концепция развития здравоохранения, Концепция медицины труда на 2003–2015 гг., Концепция совершенствования медицинской помощи жителям сельских поселений в Свердловской области. Реализуются программы поддержки высокотехнологичных видов помощи – кардиохирургической, онкогематологической, программного гемодиализа.
С 2003 г. осуществляется четкое и стабильное финансирование сферы здравоохранения. В том же 2003 году расходы на одного жителя области по Программе государственных гарантий увеличились по сравнению с 2002 годом на 450,9 рубля и составили 2199,5 рубля. Всего на реализацию территориальной программы государственных гарантий в 2003 г. было выделено 9,6 миллиарда рублей. На 2004 г. было запланировано порядка 11 миллиардов рублей, а в 2005 г. планируется рост этой суммы на 30 %.
Областная специализированная программа «Мать и дитя», созданная с целью обеспечения гарантированной и доступной помощи матерям и детям показала свою высокую эффективность и своевременность. Самый главный результат реализации программы «Мать и дитя»: снижение уровня материнской смертности и стабилизация уровня младенческой смертности, что особенно важно при системной оценке эффективности системы здравоохранения.
Эффективно функционирует программа лекарственного обеспечения жителей области «Доступные лекарства» и программа бесплатного лекарственного обеспечения граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями.
Продолжают реализовываться программы поддержки высокотехнологичных видов медицинской помощи: кардиохирургической, онкогематологической, программного гемодиализа. Для сельской местности создана и реализуется специальная программа «Сельский врач» – развитие общих врачебных практик. На данный момент в Свердловской области действует 15 подобных практик.
Повышение жизненного уровня и развитие сферы здравоохранения оказывают свое позитивное влияние на улучшение демографической ситуации в области. Так, в 2004 г. (по сентябрь) улучшились демографические показатели развития Свердловской области. По сравнению с аналогичным периодом 2003 г. увеличилась рождаемость – на 2,4%. Одновременно снизилась смертность населения – на 5,9%, в том числе младенческая – на 14,1%.
В результате реализации запланированных мероприятий по развитию отраслей социальной сферы, в первую очередь, системы здравоохранения, планируется увеличить уровень рождаемости в Свердловской области до 11,2–11,5 родившихся на 1000 человек населения, а также снизить коэффициент младенческой смертности до 10,2–10,3 человек на 1000 родившихся.
Право на жилище – одно из неотъемлемых прав человека.
Наряду с развитием долгосрочного жилищного кредитования и ипотеки, поставлена задача создания высококонкурентной среды на строительных рынках. Региональная политика Свердловской области заключается в том, чтобы средняя заработная плата росла опережающими темпами по отношению к цене квадратного метра жилья.
Усилия органов государственной власти Свердловской области направлены на реализацию инициатив Президента по созданию условий для того, чтобы каждый гражданин мог улучшить свои жилищно-бытовые условия. Решение данной проблемы уже возможно, прежде всего, через ипотечное кредитование. В связи с этим запланировано увеличение объемов ипотечного кредитования, а также более широкое вовлечение в ипотечное кредитование промышленных предприятий и муниципальных образований области.
При плановом задании на 2004 год 850 тыс. кв. метров ввод жилых домов на территории области за истекший год составил более 890 тыс.кв.метров, что на 14,7% выше уровня 2003 года. На территории 39 муниципальных образований уровень ввода жилья за 2004 год превысил показатель 2003 года. Задача 2005 года – перешагнуть через миллионный рубеж по вводу жилых домов.
Право на образование. В сфере образования действует областная государственная целевая программа «Развитие материально-технического обеспечения системы образования Свердловской области на 20032005 годы»..
Для сферы образования приоритетными направлениями являются: финансовая поддержка одаренных детей; помощь молодым специалистам работающим в сфере образования в приобретении жилья; разовое оказание выпускникам учебных заведений финансовой помощи; закупка компьютерной техники, мебели, учебной литературы, автобусов для сельских школ. Важнейшим направлением развития системы образования является информатизация. Поэтому в рамках программы доступа к электронным ресурсам задействованы 33 муниципальных образования области.
Современная российская экономика и, в частности, экономика Свердловской области все больше зависит от мирового рынка, от мировой экономической конъюнктуры. Для смягчения вхождения в мировой рынок принято решение о переходе к инновационной экономике, базирующейся в первую очередь на главном достоянии – на интеллектуальном потенциале. Именно эта идея легла в основу проекта создания в Свердловской области Большого Евразийского Университета.
Проект создания единого университетского учебно-производственного комплекса государственного значения в Уральском регионе может стать реальной основой построения нового инновационного типа конкурентоспособной экономики. Это обусловлено его планированием как единого технопарка, интегрирующего возможности и ресурсы вузов, академической, отраслевой науки и промышленности в целях развития и внедрения передовых технологий, подготовки специалистов в сфере инноваций, способных обеспечить трансферт новых знаний в реальную экономику, а также воспитание новой интеллектуальной элиты.
Свобода совести и вероисповедания. В течение предыдущих лет в Свердловской области в целом успешно реализовывалась государственная политика в сфере религиозных отношений. В области действуют 545 религиозных организаций всех основных российских конфессий (по состоянию на 1.01.2004 года – 535, т.е. наблюдается рост количества организаций, в основном за счёт приходов РПЦ).
Межконфессиональная ситуация в области остаётся стабильной, проявлений экстремизма в деятельности зарегистрированных религиозных организаций не выявлено. Представители практически всех религиозных конфессий стремятся к сотрудничеству с органами власти, в том числе в противодействии экстремизму.
На территории области восстанавливаются и строятся культовые здания. В целом ряде муниципальных образований идет реконструкция православных и иных церквей, строятся новые. Так, в 2005, юбилейном для Епархии году, предполагается закладка Храма во имя Св. Николая Чудотворца в Волчанске, завершение строительства храмов в честь иконы Божией Матери в г. Артёмовском, в честь Преображения Господня в г. Серове. Открыта Соборная мечеть в г.Первоуральске. В г.Екатеринбурге идет строительство мечети (микрорайон Химмаш), синагоги, армянской апостольской церкви. В 2004 г. начался процесс передачи религиозным организациям в бессрочное пользование земель, на которых находятся культовые здания.
Многие религиозные организации активно участвуют в сохранении культурно-исторических традиций народов России, духовного и нравственного здоровья общества, реализуют проекты, в том числе совместные, социальной направленности – борьба с распространением наркотиков, благотворительная помощь нуждающимся, участие в воспитании подрастающего поколения.
В области находится множество православных святынь: храмы, монастыри, памятные места: Храм-на-Крови, Верхотурье, Меркушино, Ганина Яма, Новотихвинский женский монастырь.
Право на свободу слова. Медиа-политика в Свердловской области, в целом, носит конструктивный характер, основывающийся на демократических началах и принципе свободы слова. Свердловская область является лидером в РФ по количеству СМИ, с каждым годом их число растет. В прошедшем году появились новые печатные издания (городских и районных масштабов), новые радиостанции, расширяется сфера деятельности телеканалов, в область приходят новые сетевые партнеры различных федеральных и региональных телеканалов.
Помимо традиционных СМИ все большее распространение и освоение получает сеть Интернет, осваиваемая и частными лицами, и корпоративными представителями. Большинство органов государственной власти и местного самоуправления имеют свои сайты в сети Интернет, что обеспечивает доступность к информации об их деятельности практически в любом районе области и для любой категории граждан.
Особое место в медиа-структуре области занимают корпоративные СМИ, деятельность которых способствует повышению капитализации компаний и оказывает положительное влияние на конкурентоспособность предприятий. В настоящее время крупные инвестиции вкладываются в развитие корпоративных газет, телевидения, радио, интернет-сайтов. Суммарный тираж заводских газет индустриального комплекса Среднего Урала превышает 150 тысяч экземпляров.
Право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения, творчества. Сегодня ситуацию в сфере национальных и межнациональных отношений в Свердловской области можно в целом характеризовать как стабильно развивающуюся, малополитизированную, направленную в первую очередь на реализацию проектов национальных объединений в области культуры, образования, просвещения, межнационального взаимодействия. Органы государственной власти и институты гражданского общества области в тесном взаимодействии нацелены на решение общей задачи – гармонизации и оптимизации отношений в межэтнической сфере общественной жизни.
В области сложились конструктивные отношения между органами государственной власти и национальными НКО. Сегодня это подтверждается совместными действиями. Потенциал национальных общественных организаций Свердловской области достаточно высок – и по степени организованности, и по степени готовности к сотрудничеству с органами власти, и по степени позитивного взаимодействия между самими организациями.
125 национальностей проживают на территории области. По данным, предоставленным ГУ МЮ РФ здесь официально зарегистрированы 76 национально-культурных общественных организаций. Из них 32 – национально-культурные автономии. Наибольшей активностью в создании национальных общественных объединений в Свердловской области отличаются татары (25 организаций), евреи (15 организаций), российские немцы (6 организаций), башкиры (5 организаций). Имеют свои организации украинцы, русские, белорусы, таджики, корейцы, цыгане, армяне, казахи, киргизы и др.
Представители национальных организаций участвуют во всех международных культурных проектах: Дни Германии в России, Год России в Казахстане, Год Белоруссии в России, Дни Свердловской области в Азербайджане, Дни израильского кино, Фестиваль еврейской книги.
По инициативе общественных организаций и при их непосредственном участии проходило создание ГУП «Свердловский областной миграционный центр»; создание Концепции межнациональной программы на Областном телеканале, Общественного редакционного совета; разработка Соглашения о сотрудничестве между Правительством Свердловской области, ГУВД Свердловской области и национальными общественными организациями Свердловской области; создание новых национально-культурных автономий (корейской, украинской, белорусской).
В целях повышения эффективной национальной политики Свердловской области создан Консультативный совет по делам национальностей Свердловской области. В состав совета вошли представители исполнительной и законодательной власти, лидеры национальных объединений.
В Свердловской области реализуется проект «Этнические меньшинства и доступ к правосудию в РФ». В проекте принимают участие сотрудники правоохранительных органов, лидеры национальных объединений Свердловской области, представители Европейской Комиссии в России, представители МВД России.
Развитие национальных культур в области стимулирует и реализация соглашений о сотрудничестве в сфере культуры между Свердловской областью и национальными республиками и другими государственными образованиями (областями, краями и др.). Нашими партнерами по культурному обмену являются республики Татарстан, Азербайджан, Белоруссия, Башкортостан, Таджикистан, Киевская область, Земли Германии и многие другие.
Право на общественные объединения. Отличительной чертой общественно-политической ситуации в Свердловской области является высокий уровень развития общественного сектора. В области зарегистрировано более 6 тысяч общественных объединений (для сравнения, в Челябинской области – около 2 тысяч, в Тюменской – 1,2 тыс.). Законодательной базой для социального партнерства является статья 21 Устава Свердловской области: «В Свердловской области поддерживается развитие социального партнерства на основе сотрудничества органов государственной власти области, органов местного самоуправления, работодателей, профессиональных союзов, а также иных общественных объединений».
Общественные объединения участвуют в реализации ряда областных целевых программ, активно разрабатывают и предлагают государству, бизнес-структурам, другим организациям свои проекты по поддержке социально незащищённых граждан, людей с ограниченными возможностями.
Весомым авторитетом обладают Координационный общественный совет ветеранов при Губернаторе области, Консультативный совет по делам национальностей, областной Совет ветеранов войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов, Уральская ассоциация женщин, областной Союз женщин, Центр общественных связей.
В 2004 г. удалось решить давно наболевший вопрос координации деятельности движения солдатских матерей – в апреле зарегистрировано общественное движение «Союз комитетов солдатских матерей»; воссоздана областная общественная организация Российского Союза ветеранов Афганистана, объединяющая общественные организации «афганцев».
Активизировалась деятельность молодёжных творческих и общественных объединений. Сегодня на 125 предприятиях и в организациях созданы и работают молодёжные организации – общественные институты воспитания достойной трудовой смены (три года назад их было 30).
Право на безопасность. События последних лет в России и общемировые экономические тенденции с особой остротой поставили на первый план проблему обеспечения безопасности как государства в целом, так и безопасности каждого гражданина в отдельности. Такая приоритетность органично включена в региональную стратегию развития субъекта Федерации на среднесрочную перспективу.
В качестве самостоятельных системообразующих блоков выделены следующие проблемы: экономическая безопасность, энергетическая безопасность, продовольственная безопасность, внутренняя (криминальная) безопасность, экологическая безопасность, проблемы миграции населения, защита от техногенных и природных катастроф, в качестве самостоятельных рассматриваются угрозы роста организованной преступности и наркопреступности. Для решения указанных проблем созданы и укрепляются административные структуры, практикуется плановость принимаемых мер и регулярная отчётность, выделяются бюджетные средства, поощряется спонсорство и привлечение частных капиталов, активно ведётся законотворческая работа.
С учётом сформировавшихся в течение года политических тенденций и социально-политических реалий разработана Концепция общественной безопасности Свердловской области и Реестр угроз общественной безопасности Свердловской области.
Особо актуальную сегодня проблему защиты от терроризма решает областная Антитеррористическая комиссия. Соответствующие комиссии и совещания действуют в управленческих округах и муниципалитетах, ими руководят главы администраций. С целью улучшения управляемости и координации сил и средств, в ряде городов области введены должности заместителей глав городов по взаимодействию с правоохранительными органами.
Закон Свердловской области «Об областном бюджете на 2005 год» предусматривает финансирование в течение года ряд областных государственных целевых программ. Многие из них прямо или опосредованно решают задачу обеспечения общественной безопасности. Ряд конкретно нацелен на проблему, в их числе: «Энергосбережение в Свердловской области», «Повышение технического оснащения поисково-спасательной службы Свердловской области», «Патриотическое воспитание молодёжи в Свердловской области» (на 2003–2005 годы), Мероприятия по выполнению программы «Обеспечение охраны общественного порядка и законности на территории Свердловской области на 2004 – 2006 годы». На 2005 г. разработана специальная программа по профилактике правонарушений и усилению борьбы с преступностью.
В целом, анализ социально-экономической, национальной политики Свердловской области, а также анализ динамики социально-экономических показателей Свердловской области свидетельствует о формировании в области устойчивой и стабильной правовой политики.
Проблемы в сфере реализации основных прав человека. Вместе с тем, на основе аналитических материалов Уполномоченного по правам человека Свердловской области можно сделать вывод, что достаточно серьезными проблемами для Свердловской области остаются нарушения прав человека, связанные со следующими факторами:
• неэффективной деятельностью отдельных чиновников как на уровне государственной власти, так и местного самоуправления (отписки, формальное отношение к заявлениям и жалобам населения, бездействие, халатность, бюрократизм и т.д. ),
• неэффективной деятельностью ряда собственников предприятий (факты невыплаты заработной платы на предприятиях-банкротах, задержки с выплатой заработной платы, несоблюдение требований охраны труда, рациональной организации производственного процесса и т.д.),
• нарушениями миграционного законодательства (наличие на территории области нелегальных иммигрантов, несоблюдение ряда прав мигрантов, в частности, своевременной регистрации родившегося ребенка, получения разрешения на временное проживание в РФ, получения справки об отсутствии судимости и т.д.).
• с нарушением прав ребенка (в частности, неизменный рост числа детей социальных сирот, т.е. сирот при живых родителях; проблема усыновления, обусловленная тем, что в соотношении российских и зарубежных усыновителей приоритет сохраняется за зарубежными представителями).
Предложения по развитию культуры толерантности в Свердловской области в сфере реализации основных прав человека. Для развития культуры толерантности и преодоления негативных явлений в сфере реализации основных прав человека в Свердловской области представляется целесообразным разработать и реализовать Губернаторскую Программу развития культуры толерантности населения Свердловской области, которая бы включала в себя следующие направления с соответствующими проектами и мероприятиями:
Организационное направление:
1. Создание постоянно действующего консультативного органа по вопросам развития культуры толерантности населения Свердловской области при Губернаторе Свердловской области.
2. Формирование Межнационального Центра толерантности Свердловской области.
3. Выработка и реализация Концепции и Программы региональной государственной поддержки гражданских инициатив, направленных на пропаганду и утверждение принципов толерантности.
4. Создание и организация работы региональной сети районных и городских центров по оказанию правовой и психологической помощи жертвам насилия в семье, а также центров семейного психологического консультирования.
5. Создание и организация работы региональной сети районных и городских центров по оказанию правовой и психологической помощи беженцам, мигрантам и вынужденным переселенцам;
6. Организация и проведение постоянных конкурсов специальных информационно-образовательных, издательских и предметно-тематических проектов по вопросам развития культуры толерантности населения Свердловской области.
7. Организация и проведение массовых публичных политических акций с участием действующих политиков: депутатов, представителей политических партий и движений и других, на практике утверждающих и подтверждающих принципы политической толерантности.
Нормативно-правовое направление:
8. Принятие областных нормативных документов по обеспечению развития культуры толерантности населения Свердловской области на основе главных положений Декларации принципов толерантности от 16 ноября 1995 г.
Научно-исследовательское направление:
9. Разработка на конкурсной основе научно-исследовательских и образовательных программ по проблемам толерантности.
10. Подготовка научной и научно-популярной литературы по проблемам толерантности в различных сферах общественной жизни.
11. Проведение научно-практических конференций, семинаров, симпозиумов по проблемам развития культуры толерантности населения Свердловской области.
12. Создание и организация работы регионального социологического центра по исследованию проблем развития культуры толерантности населения Свердловской области.
Информационно-просветительское направление:
13. Организация постоянно действующей системы семинаров с участием Губернатора, Правительства и депутатов Законодательного Собрания Свердловской области, проводимых в городах и районах области для депутатов и других выборных лиц местного самоуправления, представителей местных администраций, руководителей предприятий и учреждений (прежде всего образования, здравоохранения и культуры), представителей общественных организаций и местных СМИ, с целью информирования о стратегии и приоритетах развития культуры толерантности населения Свердловской области
14. Проведение под эгидой Губернатора и Законодательного Собрания Свердловской области открытых общественных слушаний по стратегическим и конкретным вопросам развития культуры толерантности с приглашением всех желающих и целевым приглашением молодежи и студентов.
15. Организация и проведение лекториев, круглых столов, научно-практических и обучающих семинаров, дискуссий и конференций по проблемам развития культуры толерантности с участием представителей научного сообщества, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных и религиозных объединений, учащейся и студенческой молодежи.
16. Проведение учебных занятий, лекториев, семинаров и конференций среди государственных и муниципальных служащих, работающих с населением, сотрудников правоохранительных органов с целью утверждения принципов толерантности в практике их работы.
17. Организация в средствах массовой информации акций и кампаний по пропаганде толерантного поведения и культуры толерантности
Информационно-аналитическое направление:
18. Формирование регионального банка информационно-аналитических данных по вопросам развития культуры толерантности населения Свердловской области.
19. Выпуск регионального информационного нормативно-методического бюллетеня по вопросам развития культуры толерантности.
Образовательно-учебное направление:
20. Формирование концепции и программы развития культуры толерантности в рамках системы высшего образования Свердловской области.
21. Формирование областной концепции и программы развития культуры толерантности в рамках системы общего и профессионального образования Свердловской области.
22. Введение в образовательных учреждениях области учебных курсов, спецкурсов, посвященных религиозным, этническим, гендерным и прочим аспектам проблемы толерантности в современном мире и Свердловской области. Предложить проведение уроков или Дней толерантности 16 ноября каждого года в учебных заведениях.
23.Организация серии молодежных дискуссий, интеллектуальных игр и др. мероприятий в образовательных учреждениях области (школах, колледжах, вузах) с целью распространения принципа толерантности в сознании молодежи.
Информационно-методическое направление:
24. Разработка и использование компьютерных технологий для создания общедоступной информационной базы по вопросам развития культуры толерантности населения Свердловской области, в частности создание информационного регионального Интернет-сайта: а) для информирования о программах и мерах по утверждению толерантности в регионе; б) для проведения интернет-конференций, интернет-семинаров, посвященных толерантности.
25. Создание и размещение комплексов материалов социальной рекламы, (видео-аудиороликов, материалов для СМИ, средств наглядной агитации и др.), направленных на разъяснение населению основных вопросов и проблем развития культуры толерантности.
26. Оказание содействия областной библиотеке имени В.Г. Белинского, библиотекам вузов, муниципальным библиотекам в регулярном пополнении фондов литературой по основным вопросам и проблемам развития культуры толерантности.
27. Методическое обеспечение учебных заведений области программами, учебными пособиями, методической литературой по вопросам толерантности; подготовка печатных материалов (методических указаний для учителей, учебных пособий, брошюр и т.п.), разъясняющих принцип толерантности как важнейший элемент гражданской демократической культуры.
|