На главную

Межкультурный диалог
На главную
Проект основан: 01.02.2006
www.midural.ru
  написать нам на главную поиск  
    25 ноября 2024     Екатеринбург: 6:01     Берлин: 2:01 deutsch русский
 

Главная

Приветствие

Государство и развитие толерантности
 

Институты гражданского общества
 

Российско-германский проект
 

Документы и публикации
 





Толерантность
 

Сервис
 

 

 

Российско-германский проект / Толерантность и права человека / Создание антидискриминационных структур

О пребывании в Берлине с 22.05.06 по 27.05.06


Отчет о пребывании в Берлине с 22.05.06 по 27.05.06 в рамках проекта «Развитие механизмов взаимодействия государственных органов и институтов гражданского общества с целью роста культуры толерантности по отношению к этническим, религиозным и языковым меньшинствам в Свердловской области»

1.Турецкий союз земли Берлин и Бранденбург, встреча с г-ном Шикота.


Организация объединяет 200 тысяч турок, проживающих в Берлине-Бранденбурге. 70% из них имеют германское гражданство. Задачи: борьба с расизмом, исламофобией; установление равноправия в немецком обществе, поддержка вхождения Турции в Евросоюз.
Организация неправительственная, получает поддержку из федерального бюджета. В Берлине реализует всего 6 проектов, один из них – создание антидискриминационной сетевой структуры. Необходимость принятия мер по борьбе с дискриминацией крайне актуальна в Германии, поскольку население страны по данным опроса Евросоюза показало себя как самое нетолерантное в Европе.
Ряд законодательных актов Германии содержит запрет на неравное отношение. Статья 3 Конституции запрещает дискриминацию по основе происхождения, вероисповедания и здоровья, Гражданский кодекс защищает права женщин на рынке труда. Есть закон о равных правах инвалидах, закон об уставе предприятий. Однако этого недостаточно, в ближайшее время ожидается принятие антидискриминационного закона.
Реализация проекта начата 16 июля 2003 года. Первоначально были собраны и объединены все организации, занимающихся борьбой с дискриминацией. Необходимо было реально увидеть, какая организация чем занимается, объединить ресурсы и выработать единую стратегию. Эффективность работы возросла, поскольку одной проблемой сразу может скоординировано заниматься несколько организаций. Участники сети ведут также работу с людьми, влияющими на принятие решения. Новизна состоит в том, что проект направлен на борьбу с любыми проявлениями дискриминации, дискриминация по национальному признаку рассматривается в одном ряду с дискриминацией по возрасту, полу, состоянию здоровья и т.д. Это очень важно, человек может быть уязвим сразу по нескольким основаниям. Работать в сети может только та организация, которая отвергает любые формы и виды дискриминации.
Однако, господин Шикота отметил, что в основном от дискриминации страдают мигранты, подвергаемые дискриминации из-за своего этнического происхождения (либо предписанного им происхождения). Цели, которые ставятся сетью – добиться равенства и равных возможностей для всех.

Задачи сети:

- вмешательство, помощь в разрешении конфликтной ситуации;
- профилактика; работа, направленная на просвещение;
- объединение групп, подвергаемых дискриминации;
- привлечение внимание общественности к проблемам.

В рамках проекта удалось привлечь для работы в сети берлинских адвокатов. Для объединения был проведен информационный вечер, приглашено 100 адвокатов, откликнулись 22 человека. Адвокаты привлекается возможностью получать информацию о развитии антидискриминационного права, обмениваться опытом. Они активно сотрудничают с консультативными бюро, влияют на законодательный процесс.
В работе сети используются различные формы разрешения проблем. Господин Шикота назвал это принципом борьбы с раковой опухолью, действие точечными ударами. В случае выявления нарушений в той или иной структуре, можно наносить удары по имиджу, влиять на спонсоров и т.д.

Комментарий:

Модель интересна и может быть применена. Главное, стремиться к тому, чтобы все участники сети были равноправны и разделяли общие идеи. Любопытен опыт по разрешению конфликтных ситуаций, в каждом случае индивидуальный, гибкий подход, явное стремление ухода от «лобовых» атак, способных конфликт только усугубить. Важно найти привлекательные стороны для адвокатов, то, что может быть им интересно, полезно.

2. Союз культуры и поддержки Курдистана.Встреча с господином Актасом.

На территории Германии проживает 1 млн курдов. Национальная принадлежность курдов не всегда индентифицируется, поскольку своего государственного образования курды не имеют. Национальность связывается со страной исхода, что неверно.

Общество образовано в 1975 году. Это первый курдский союз в Германии. Первоначально ставились задачи сохранения культуры, постепенно пришло понимание необходимости оказания помощи в интеграции. Всего осуществляется 4 проекта.

1. Дошкольное воспитание. Общество имеет свой детский сад, в котором работают 3 немки и 1 представительница курдского народа.

2. Профессиональное ориентирование женщин. Ежегодно обучается 20 женщин. Помимо профессионального обучения женщины посещают языковые курсы

3. Языковые курсы..

4. профессиональная ориентация школьников, помощь школьникам в интеграции.

Проекты финансируются Сенатом Берлина, получают поддержку и на федеральном уровне. Проведение языковых курсов сегодня осуществляют многие неправительственные организации Германии.. По новому закону об иностранцах их обязан пройти сегодня каждый иммигрант Курсы рассчитаны на 600 часов, 60 из них посвящено истории и политическому устройству Германии. Курсы платные, стоимость около 1300 евро. Сам иммигрант платит далеко не всегда. С учетом его положения, наличия работы посещение курсов полностью или частично будет оплачено государством. По окончании курсов необходимо сдать экзамен, предусмотрена выдача свидетельства об окончании. Только после получения этого свидетельства можно претендовать на пребывание в германии в течение длительного срока.

Г-н Актас подробно рассказал о положении курдов в Германии и в мире, перспективах созджания своего государства, о различных курдских народностях, представленных аливитами, шиитами, суннитами и курдскими евреями.

Курдский союз объединяет 30 организаций. Но это не единственная организация курдов в Германии. Существует и действует еще и экстремистски настроенный YEK-KOMKAR, поддерживающий радикальную РКК и объединяющий 70 организаций в Германии.

Комментарий:
Общая информация о курдском народе была крайне полезна. Проблемы, существующие в Германии, могут оказаться актуальными и в России. В Свердловской области также есть курдская диаспора. Интересно, что неправительственная организация, начавшая деятельность с сохранения культуры и объединения представителей народа, пришла к осознанию оказания поддержки в интеграции.

3. Немецкий институт по правам человека. Встреча с госпожой Петрой Фоллмер.

Институт основан в 2000 году, начал реально функционировать в 2002. Задача института – соблюдение прав человека в различных структурах, разъяснение, популяризация международных стандартов в области прав человека. С конкретными обращениями институт не работает, перед ним ставятся политические задачи. Объединяет ученых и представителей общественности. Положение четко определяет состав института. Одна из задач – следить за исполнением предписаний Еврокомиссии.
Первое исследование было посвящено расизму.

Каждое государство должно выработать собственную антидискриминационную концепцию. Германия получила такое предписание от Евросоюза, однако с принятием собственного антидискриминационного закона опаздывает на два года. Нет также собственного плана мероприятий по борьбе с расизмом.

По мнению госпожи Фоллмер, в Германии проблема борьбы с дискриминацией актуальна. Государство должно найти способ защитить каждого отдельного человека. Борьбой с этим явлением занимаются многие неправительственные организации, необходимо объединить усилия, соотнести с правами человека.

Институт создан недавно, имеется пока небольшой опыт работы. Госпожа Фолмер высказала опасение, что хотя институт и является независимым и может сам определять направления работы и тематику исследований, через ограничение финансирования возможно влиять на его работу. Хотя пока таких проблем не было.

Комментарий

Создание института прав человека планируется в Свердловской области. Поэтому встреча была особенно интересна. Несколько озадачило высказывание госпожи Фолмер относительно сотрудничества с омбудсманами. По ее словам, институт осторожно подходит к сотрудничеству. Думается, мнение омбудсманов, использование их знаний практической жизни институтом должны были быть востребованы, особенно учитывая тот факт, что институт не работает с индивидуальными жалобами. Без обратной связи может возникнуть оторванность от жизни.

4. Уполномоченный Федерального правительства по вопросам интеграции.


Встреча с госпожой Гердес.
Федеральному Уполномоченному по делам интеграции с приходом А.Меркель был статус федерального министра, поскольку новым канцлером придается большое значение данной сфере. Ведомство занимается распространением информации о возможностях получения гражданства в Германии, борьбой с дискриминацией, влияет на законодательство. Хотя самостоятельно законотворчеством не занимается.

Госпожа Гердес рассказала о положениях нового антидискриминационного закона, принятие и вступление в силу которого ожидается в ближайшее время. В ходе встречи госпожа Гердес рассказала также о новом законе об иностранцах, о задачах, которые необходимо решить для успешной интеграции тех иностранцев, уже проживающих в Германии. По ее словам, главное – помочь в получении образования, обучение языку.
Комментарий: Очевидно, что в Германии придается большое значение данному закону, он упоминался в ходе практически всех встреч. Госпожа Гердес помогла понять, почему в течение длительного времени после получения предписания Евросоюза закон не принят, какие существуют опасения в обществе, о дискуссиях, ведущихся по вопросам интеграции, о методах, которые предполагается использовать для борьбы с дискриминацией. Из-за недостатка времени не удалось подробно поговорить об организации работы Уполномоченного по делам интеграции, выяснить полномочия.

5. Посещение Центра интеграции в Эрфурте.

Встреча с людьми, привлекаемыми для работы в Центре. Здесь работают 4 неправительственные организации, объединенные договором о кооперации. К работе привлечено 45 человек. Условие для организаций – не ставить перед собой коммерческих задач. Объединение помогла каждому из участников решить вопрос с помещением. Аренду и коммунальные платежи взял на себя город. Сотрудники Центра ведут прием населения, работают с молодежью, проводят занятия различных кружков. Необходимую информацию возможно распространять через радиостанцию «Союз» - одного из участников кооперации.


Комментарии:
Во время посещения Екатеринбурга госпожа Тройстер провела презентацию Центра. Однако, несмотря на то, что у каждого участника обучающей поездки имелось представление о работе центра, каждый был знаком с историей его создания, знакомство с участниками, посетителями было интересным. Центр – важное звено в решении задачи интеграции. Пример решения вопросов интеграции вновь прибывших мигрантов силами самих мигрантов. Очевидно, что он стал местом встреч для новых немцев, сотрудники сами являются переселенцами, хорошо знают и понимают проблемы иммигрантов, охотно работают на добровольных началах. Основной контингент – переселенцы из бывшего СССР, однако работа ведется и с вьетнамцами, и с выходцами из Африки.

6. Посещение бюро Уполномоченного по делам интеграции и миграции земли Берлин.

Встреча с Андреасом Гермерсаузеном, юристом сети, Сабиной Крокер - руководителем антидискриминационного отдела.


Организация создана решением сената в 1981 году.






Поставленные задачи:

1) Консультирование. Создано специальное бюро, куда можно обратиться пол любому вопросу, связанному с иммиграцией.

2) Работа с общественностью;

3) Поддержка и развитие мигрантских организаций.

4) Реализация специальных программ для молодежи и инвалидов.

Господин Гермершаузен рассказал о развитии иммиграционных процессов в Германии, последствиях массового привлечения гастарбайтеров, о попытках регулирования иммиграционных потоков, предпринимаемых в Германии в различные годы, о специфике Берлина.

Сегодня важным является решение вопросов интеграции мигрантов. Важно, чтобы сами мигранты участвовали в этом процессе через свои организации. Еще один новый подход: помощь в получении профессионального образования, обучение языку. Нельзя стремиться к тому, чтобы мигранты выполняли только грязную работу.

Сотрудники аппарата осуществляют консультирование, участвуют в разработке законов. Пример: закон об образовании, дети перед поступлением в школу отныне проходят тестирование на знание немецкого языка.

Юрист рассказала о германском иммиграционном законодательстве, новых изменениях в этой сфере, ответила на возникшие вопросы.

Госпожа Крокер рассказала о мерах, предпринимаемых в Германии для борьбы с дискриминацией, о работе которая ведется в этом направлении в аппарате Уполномоченного по делам интеграции.

В ходе встречи удалось обменяться мнениями относительно того, какой должна быть иммиграционная политика. На первый взгляд создается впечатление, что Германия перегрузила социальную сферу, дав возможность всем людям, проживающим в стране и не имеющим возможности заработать на жизнь, получать пособие. Это происходит при том, что в стране кризис, безработица. Однако на вопрос членов делегации о том, не ведет ли выплата пособий к утрате стимула к труду, ведь для выходцев из бедных стран жизнь на пособие в германии гораздо лучше жизни у себя на Родине, был получен очень достойный ответ. Германия гордится тем, что является социальным государством, большого социального расслоения правительство допускать не может. Законодательство германии меняется в сторону ужесточения, предпринимаются меры для интеграции иностранцев. Я с тем, чтобы прекратить приток приезжих. Новый закон об иностранцах привел к сокращению иммигрантов. Ограничения были введены относительно тех, кто может приехать для воссоединения семей

Комментарии:
Крайне важная государственная организация для работы с мигрантами, направленная на просвещение, решение социальных вопросов. О значимости и востребованности свидетельствует возможность влиять на законодательный процесс. Положительную роль бюро отмечали эксперты практически на всех остальных встречах. Осталось впечатление, что бюро так или иначе занимается практически всеми вопросами мигрантов, кроме определения их статуса. В случае обращения за помощью человека, пребывающего на нелегальном положении, сотрудники бюро готовы подсказать, как можно выйти из той или иной ситуации в рамках действующего законодательства. Сообщать о нелегале в компетентные структуры сотрудники бюро не обязаны.

В бюро ведется большая просветительская работа как самими иммигрантами, так и с населением. Изданы брошюры на многих языках для мигрантах, есть брошюры о представителях различных народов.

В ходе встречи выяснить, как разрешаются либо разрешались бы в Германии конкретные ситуации, не находящие разрешения в России. Самое важное, германским законодательством предусмотрен особый статус иностранцев. В дословном переводе это звучит как «терпимые люди» или люди, которых терпят. Такой статус присваивается тем иммигрантам, которые не имеют права на проживание в стране, однако выдворить их также не удается. Возникают проблемы с армянами и азербайджанцами. Бывает, что ни одно из государств не признает человека своим гражданином. Присвоение статуса дает право на получение пособия.

К сожалению, структуры, аналогичной данному бюро в России нет, всеми вопросами иммигрантов занимается силовое ведомство. Материалы для иностранцев, полученные в бюро, могут быть использованы в качестве образца.

7. Встреча с омбудсманом земли Мекленбург-Передняя Померания госпожой Хайке Лоренс

Госпожа Лоренс работает в данной должности уже около шести лет. Население территории 1 млн. 700 тысяч. Главный офис в Шверине. Госпожа Лоренс рассказала о роли института, принципах работы, структуре, взаимодействии с представителями власти, а также с судьями и адвокатами, привела примеры разрешения конфликтных ситуаций, отметила сложности, с которым приходится встречаться, ответила на вопросы.

Принципы работы, подходы к решению проблем госпожи Лоренс совпадают с принципами омбудсмана Свердловской области, Существующая разница в работе обусловлена внутренним законодательством.

Задача – защита прав перед земельной и городской администрацией. Реально занимается более широким кругом вопросов, поскольку населению оказывается помощь в составлении жалоб для самостоятельной подачи в организации, находящиеся вне юрисдикции омбудсмана. Большое значение придается личному приему, поскольку не каждый может изложить проблему письменно. В отличие от России, заявитель в Германии может не получить ответа на поданную в органы власти жалобу. Задачу помогает решить омбудсман. Еще одно отличие: омбудсман не может давать юридические консультации, это право адвоката. Проблема с доступностью адвокатов суще6ствует, не каждый способен оплатить их услуги. Омбудсман может выдать талон на прием, однако это гарантия получения бесплатной юридической консультации.

Главной проблемой сегодняшнего дня госпожа Лоренс считает безработицу, данному вопросу впервые был отведен раздел в докладе. Следующей по значимости проблемой госпожа Лоренс назвала проблему интеграции. Хотя жалоб от иностранцев поступает немного, поскольку их количество в земле не очень велико, специального Уполномоченного по делам иностранцев в земле нет. По мнению омбудсмана, структура, занимающаяся интеграцией, должна быть подчинена напрямую городскому канцлеру. Сегодня интеграция поручена ведомству по социальным вопросам, входящих в министерство внутренних дел.

Комментарий:
Интересно было сравнить методы и формы работы омбудсманов Германии и России, узнать мнение германского омбудсмана о наиболее сложных проблемах, с которыми сталкиваются люди в Германии, узнать ее мнение о возможности их решения.

8. Посещение полицейской школы земли Берлин. Встреча с преподавателем отдела повышения квалификации Гарольдом Зелински.

Встреча посвящена проблемам взаимодействия сотрудников полиции и иммигрантов. Комплексный подход, включающий в себя обучение полицейских, встречи, контакты, беседы, разъяснительную работу с населением, содействие в самоорганизации иммигрантов, привлечение представителей меньшинства на службу в полицию, рассмотрение конкретных жалоб.

Для того, чтобы грамотно выстроить работу с иностранцами, необходимо знать, кто они, сколько их, их типичные судьбы и условия жизни, культурно обусловленные стереотипы и оценки. Необходимо не только апеллировать к разуму, но и понять чувства.

В процессе обучения предусмотрен ряд обязательных экскурсий, встречи с представителями мигрантских организаций, посещение мечетей и встречи с муфтием. Важно способствовать самообъединению мигрантов, образованию союзов, наладить связь с мигрантскими организациями. В Берлине такие объединения созданы, большую роль сыграл земельный Уполномоченный по делам миграции и интеграции.

Для установления диалога сотрудники полиции проводят встречи в мигрантских организациях, посещают места компактного проживания иностранцев, разъясняют задачи, которые решаются полицией. Важно развеять существующее мнение, что в демократической стране полномочия полицейских крайне ограничены, проверки документов на улице воспринимаются болезненно. На встречи посылаются только подготовленные полицейские, с такой задачей может справиться только компетентный сотрудник.

Вопросы интеграции мигрантов – комплексная задача, с ней не справится одно ведомство. Надо работать с детьми в школах с их матерями. Есть школы, где иностранцы составляют 90% учащихся. Парадоксально, но третье поколение иммигрантов, хуже говорит по-немецки, чем второе поколение. Многие выходцы из Турции, не хотят жениться на турчанках, выросших в Германии и интегрированных в общество, привозят жен, не говорящих по-немецки. Ситуация, когда дети плохо интегрированы в немецкое общество, постоянно воспроизводится. Эту проблему необходимо решать.

Важной задачей является привлечение представителей национальных меньшинств на службу в полицию. Несмотря на предпринимаемые усилия, издание и распространение специальных флайеров приходят служить немногие. Препятствием являются не только сложившиеся стереотипы, но и недостаточный уровень образования. Сегодня созданы специальные курсы для подготовки к сдаче теста. Идти по пути предоставления квот для представителей меньшинств, как это делается в США, правительство Германии не намерено, все должны находится в равных условиях. Стоимость курсов оплачивает министерство занятости.

Комментарий:
Господин Зелински рассказал о существующих проблемах, методах и подходах к их решению. Судя по рассказу, в земле Берлин создана система мер по установлению диалога полиции и мигрантов. Она предусматривает обучение как самих полицейских, так и просвещении мигрантов. Усилия, направленные на самоорганизацию мигрантов, принесли свои плоды, появились лидеры, с которыми возможно вести диалог. Интересно, что упор больше делается не непосредственный контакт, установление взаимопонимания, а не на распространение теоретических знаний. Вместе с тем, есть проблемы, способ решения которых еще предстоит найти.
Опыт работы с мигрантами очень интересен. Работа ведется планомерно, систематически, в разных направлениях.

9. Посещение клуба «Диалог», встреча с Татьяной Форнер

Беседа о судьбах и перспективах российских немцев в Германии. Рассказ о работе с переселенцами. По мнению Т.Форнер, главной проблемой является языковая, у российских немцев гораздо меньше шансов на получение образования и успешное трудоустройство. Многие семьи вынуждены жить на пособия, теряют веру в себя. Если в России будут созданы соответствующие условия, найдутся желающие вернуться, либо приехать на работу. В том числе и в сельскую местность.

Заключение по результатам поездки.

Благодаря интересно составленной программе, встречам с представителями организаций разных уровней была наглядно продемонстрирована система антидискриминационных мер, предпринимаемых в Германии. Все привлеченные эксперты были компетентны, хорошо подготовлены к встрече. Многие из них не только рассказывали о деятельности своей организации, подробно и откровенно говорили о существующих в Германии трудностях, о том, какие изменения вносятся в законодательство, что удается и не удается, какие проблемы предстоит решать. Многие формы и методы работы, в частности опыт по созданию сетевой структуры, продемонстрированный на примере Центра для мигрантов в Эрфурте и Турецкого союза в Берлине, применимы в России.

Германия использовала труд иностранных граждан в течение многих лет. Изучение опыта страны важно не только с точки зрения применения в России, но и для того, чтобы суметь предвидеть проблемы, избежать возможных ошибок.

С практической точки зрения, думается, полезным может оказаться контакт с Татьяной Форнер. Учитывая пожелание губернатора дать возможность вернуться в Россию российским немцам, возможно реализация пробного, пилотного проекта по переселению (приглашению на работу) в Свердловскую область.

Помощник
Уполномоченного по правам человека
Свердловской области
Э.Э.Руденкина



 
 
  Gallery
GALLERY

  Межкультурный календарь
Межкультурный календарь
  Опрос
  Что по-вашему означает слово "Толерантность"?
Выносливость
Терпимость
Интервал
Результаты опроса
 
  написать нам на главную поиск  
   Sitemap
     Rambler's Top100
Данный сайт создан при содействии и поддержке Администрации губернатора Свердловской области,
Европейской комиссии и Сената города Берлина. Материалы и публикации могут не отражать точку
зрения Европейского Союза.
При использовании информационных материалов ссылка на сайт обязательна.
флаг

Разработка сайта Екатеринбург
Дизайн-студия D1.ru


Разработка сайта в Екатеринбурге