|
Российско-германский проект / Толерантность и образование / НОВОСТИ РАЗДЕЛА Незабываемая поездка в Берлин
Я, Чупракова Светлана Васильевна, проживаю в маленьком городке Качканаре Свердловской области. Работаю в школе №7 социальным педагогом. Участвовала в конкурсе проектов учителей Свердловской области по развитию культуры толерантности в школах. Организаторами конкурса были Администрация Губернатора Свердловской области, Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Институт развития регионального образования Свердловской области и Сенат города Берлина. Разрабатывая проект, я опиралась на практику своей профессиональной деятельности. Продуктом работы стала программа тренинга по теме «Формирование установок толерантного сознания и поведения». И не думала и не гадала, а стала одним из призеров конкурса. Призом стала недельная поездка в ФРГ со стажировкой в городе Берлине.
Знакомство с Германией началось с экскурсии по Берлину. Экскурсия проходила на речном трамвайчике. Архитектура Берлина очень отличается от России. Я увидела старый Берлин и его архитектуру, а также поразил и современный дизайн зданий.
Первый день побывала у здания Рейхстага и поднялась на его крышу, чтобы увидеть окрестности Берлина. В это время в Германии проходил чемпионат мира по футболу, я посетила «Фанатскую милю», где всех людей встречала скульптура итальянского писателя Франческа Петрарка со словами: «Я иду по миру и кричу – мир (земля), мир (мир), мир (благосостояние)!». Берлинский зоопарк самое чудесное место для отдыха! Очень приятно было видеть животных всего мира, а также большое восхищение оставил в памяти аквариум Берлинского зоопарка. Так прошло воскресенье первый день в Берлине.
В течение рабочей недели было много встреч. В управлении по делам молодежи, образования и спорту общались с госпожой Йон. Берлин насчитывает 180 национальностей. Берлин это одна из 16 федеральный земель Германии. Каждая федеральная земля определяет свою школьную систему, поэтому в Берлине так, а в Баварии совсем может быть по другому. Оказывается Баварский аттестат больше цениться, чем Берлинский! 2-3 года назад ввели в детском саду изучение немецкого языка. Раньше было, если ребенок пытался писать букву, то воспитатель кидала листок в ящик. Призыв был такой – «Только не учиться!». Сейчас в Берлине детский сад – площадка для обучения. Детские сады работают до 13.00 часов, что отрицательно влияет на рождаемость, а также на карьеру родителей. Родители не могут работать полный рабочий день, хотя правительство предоставляет им сокращенный рабочий день. За год до поступления в школу каждый ребенок должен сдать языковый тест. Если ребенок не сдает, школа предоставляет 20 часов в неделю немецкого языка полгода. Первый и второй год обучения в школе оценки не ставятся, а дается педагогическая характеристика каждые полгода, с которой знакомят родителей. Немецкая школьная система очень отличается от российской. После 6 класса в Берлине система делится по 3 направлениям (в других землях после 4 класса): 1) основная школа «Хат шуле» (15 человек в классе), где обучаются дети с удовлетворительным уровнем знаний, по окончании школы у них нет возможности учиться дальше или работать; 2) реальная школа 10 классов (25-30 человек в классе), где обучаются дети с хорошим уровнем знаний, 3) гимназия 13 классов (25-30 человек в классе), где обучаются дети с высоким уровнем знаний, по окончании позволяет поступить в университет. Родители решают, в какую школу ребенок пойдет учиться, но начальная школа дает письменные рекомендации по дальнейшему обучению их ребенка. Полгода ребенок обучается в выбранной родителями школе, если у ребенка получается, то он остается в ней учиться. 25-30% переходят в другую школу низкого уровня. Бывают единичные случаи, когда ребенка оставляют на повторное обучение. Берлин единственная федеральная земля, которая отслеживает прогулы: 3,5% немецких детей, 4% мигранты. Нет проблем с начальной школой. Госпожа Йон понимает, что немецкая школьная система не современна. Они приходят к единому мнению, что необходимо создавать общеобразовательные классы, для того чтобы дети с низким уровнем развития могли стремиться к образованию и дальнейшему поступлению в училища и университеты. Германия участвовала в программе исследований оценки школьных знаний. Среди 28 государств она заняла 23 место по предметам: математика и техника чтения. Политики пытаются улучшить образование, поэтому сейчас все деньги вливаются в образование. Они утверждают, что золото - это дети и их образование. Ответственность за политику образования лежит на федеральной земле. Каждая земля имеет собственные планы, учебники. Политики Берлина думают сделать платное обучение студентов от 500 до 1000 э в семестр (2 федеральные земли уже ввели). У студентов нет возможности работать, если начинают работать, то бросают учебу. 50% таксистов с высшим образованием. Существует система профессионального образования (3 года): - место ученика на работе, - профессиональная школа. Посещение школы в районе социальной напряженности. 90% детей ненемецкого происхождения (25 национальностей), учащиеся из проблемных семей. Я узнала, что в школах Берлина есть социальный педагог на 100 учеников, но нет психологов. С этими детьми работают учителя, социальные педагоги и воспитатели, если необходима помощь, то приглашаются специалисты из психологической службы, ведомства по делам молодежи и т.п. Если родители не приходят на вызов в школу, то их привозит полиция. Если ребенок постоянно грубо нарушает правила, администрация может исключить его из школы. Ставка у учителя составляет 28 часов в неделю, классное руководство не оплачивается, только у них на 2-3 часа меньше нагрузка. Чем старше ученики, тем меньше учебная нагрузка. 28 часов – начальная школа, 22 часа гимназия. Школа проводит материнские курсы, для того, чтобы заинтересовать родителей в обучении детей (особенно это касается турецких семей). Каникулы составляют 60 дней в год. В школе уделяется внимание политическому образованию. Детям предоставляется литература в упрощенном варианте, комиксы и т.п. Много интересного узнала, посещая немецко-русский консультативный центр. В его стенах с1988 года был организован клуб «Диалог», который помогает психологически адаптироваться приезжим русским семьям. При посещении центра ощущалось русское гостеприимство, доброжелательность. В 1995 году был создан Молодежный центр, который выполняет следующие функции: - психологическое консультирование, - помощь юриста, - социальное консультирование, - профориентация, - курсы немецкого языка, - компьютерные курсы, - самообучение немецкому языку на компьютере. Интересно было посетить Берлинскую палату депутатов. На сегодняшний день у них 5 партий. Заседают депутаты раз в две недели по четвергам. Узнала, что такое поголовное голосование или «бараний прыжок». Депутаты заходят в одну из 3 дверей: 1- да, 2- нет, 3- воздержался. Я очень много интересного узнала о школьной системе Берлина. Мне будет, чем поделиться с коллегами, а также применить психолого-педагогические методы в своей работе. Побывав на курсах повышения квалификации педагогов и познакомившись с программой «Медиация» я самоутвердилась, что работаю в правильном направлении, и буду продолжать развивать навыки по проведению тренингов. Данная поездка для меня стала приобретением новых сил, идей, планов в профессиональной деятельности.
Хочется сказать спасибо организаторам проекта. Поездка была очень хорошо организована, составлена программа стажировки, которую выполнили. Благодарю Величко Светлану как руководителя группы и замечательного переводчика.
Чупракова С.В.
| |