TOLZ.RU

Российско-германский проект / Толерантность и образование / НОВОСТИ РАЗДЕЛА

Незабываемая поездка в Берлин


Я, Чупракова Светлана Васильевна, проживаю в маленьком городке Качканаре Свердловской области. Работаю в школе №7  социальным педагогом. Участвовала в конкурсе проектов учителей Свердловской области по развитию культуры толерантности в школах. Организаторами конкурса были Администрация Губернатора Свердловской области, Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Институт развития регионального образования Свердловской области и Сенат города Берлина. Разрабатывая проект, я опиралась на практику своей профессиональной деятельности. Продуктом работы стала программа тренинга по теме «Формирование установок толерантного сознания и поведения». И не думала и не гадала, а стала одним из призеров конкурса. Призом стала недельная поездка в ФРГ со стажировкой в городе Берлине.

Знакомство с Германией началось с экскурсии по Берлину. Экскурсия проходила на речном трамвайчике. Архитектура Берлина очень отличается от России. Я увидела старый Берлин и его архитектуру, а также поразил и современный дизайн зданий.

Первый день побывала у здания Рейхстага и поднялась на его крышу, чтобы увидеть окрестности Берлина. В это время в Германии проходил чемпионат мира по футболу, я посетила «Фанатскую милю», где всех людей встречала скульптура итальянского писателя Франческа Петрарка со словами: «Я иду по миру и кричу – мир (земля), мир (мир), мир (благосостояние)!». Берлинский зоопарк самое чудесное место для отдыха! Очень приятно было видеть животных всего мира, а также большое восхищение оставил в памяти аквариум Берлинского зоопарка. Так прошло воскресенье первый день в Берлине.

В течение рабочей недели было много встреч. В управлении по делам молодежи, образования и спорту общались с госпожой Йон.
Берлин насчитывает 180 национальностей. Берлин это одна из 16 федеральный земель Германии. Каждая федеральная земля определяет свою школьную систему, поэтому в Берлине так, а в Баварии совсем может быть по другому. Оказывается Баварский аттестат больше цениться, чем Берлинский!
2-3 года назад  ввели в детском саду  изучение немецкого языка. Раньше было, если ребенок пытался писать букву, то воспитатель кидала листок в ящик. Призыв был такой – «Только не учиться!». Сейчас в Берлине детский сад – площадка для обучения. Детские сады работают до 13.00 часов, что отрицательно влияет на рождаемость, а также на карьеру родителей. Родители не могут работать полный рабочий день, хотя правительство предоставляет им сокращенный рабочий день.
 
За год до поступления в школу каждый ребенок должен сдать языковый тест. Если ребенок не сдает, школа предоставляет 20 часов в неделю немецкого языка полгода.
 
Первый и второй год обучения в школе оценки не ставятся, а дается педагогическая характеристика каждые полгода, с которой знакомят родителей.
 
Немецкая школьная система очень отличается от российской. После 6 класса в Берлине система делится по 3 направлениям (в других землях после 4 класса):
1) основная школа «Хат шуле» (15 человек в классе), где обучаются дети с удовлетворительным уровнем знаний,  по окончании школы у них нет возможности учиться дальше или работать;
2) реальная школа 10 классов  (25-30 человек в классе), где обучаются дети с хорошим уровнем знаний,
3) гимназия 13 классов (25-30 человек в классе), где обучаются дети с высоким уровнем знаний, по окончании позволяет поступить в университет.
Родители решают, в какую школу ребенок пойдет учиться, но начальная школа дает письменные рекомендации по дальнейшему обучению их ребенка. Полгода ребенок обучается в выбранной родителями школе, если у ребенка получается, то он остается в ней учиться. 25-30% переходят в другую школу низкого уровня. Бывают единичные случаи, когда ребенка оставляют на повторное обучение.
 
Берлин единственная федеральная земля, которая отслеживает прогулы: 3,5% немецких детей, 4% мигранты. Нет проблем с начальной школой.
 
Госпожа Йон понимает, что немецкая школьная система не современна. Они приходят к единому мнению, что необходимо создавать общеобразовательные классы, для того чтобы дети с низким уровнем развития могли стремиться к образованию и дальнейшему поступлению в училища и университеты.
 
Германия участвовала в программе исследований оценки школьных знаний. Среди 28 государств она заняла 23 место по предметам: математика и техника чтения. Политики пытаются улучшить образование, поэтому сейчас все деньги вливаются в образование. Они утверждают, что золото - это дети и их образование.
 
Ответственность за политику образования лежит на федеральной земле. Каждая земля имеет собственные планы, учебники. Политики Берлина думают сделать платное обучение студентов от 500 до 1000 э в семестр (2 федеральные земли уже ввели). У студентов нет возможности работать, если начинают работать, то бросают учебу. 50% таксистов с высшим образованием. Существует система профессионального образования (3 года):
- место ученика на работе,
- профессиональная школа.
 
Посещение школы в районе социальной напряженности. 90% детей ненемецкого происхождения (25 национальностей), учащиеся из проблемных семей. Я узнала, что в школах Берлина есть социальный педагог на 100 учеников, но нет психологов. С этими детьми работают учителя, социальные педагоги и воспитатели, если необходима помощь, то приглашаются специалисты из психологической службы, ведомства по делам молодежи и т.п. Если родители не приходят на вызов в школу, то их привозит полиция. Если ребенок постоянно грубо нарушает правила, администрация может исключить его из школы.
Ставка у учителя составляет 28 часов в неделю, классное руководство не оплачивается, только у них на 2-3 часа меньше нагрузка. Чем старше ученики, тем меньше учебная нагрузка. 28 часов – начальная школа, 22 часа гимназия.
 
Школа проводит материнские курсы, для того, чтобы заинтересовать родителей в обучении детей (особенно это касается турецких семей).
 
Каникулы составляют 60 дней в год.
 
В школе уделяется внимание политическому образованию. Детям предоставляется литература в упрощенном варианте, комиксы и т.п.
 
Много интересного узнала, посещая немецко-русский консультативный центр. В его стенах с1988 года был организован клуб «Диалог», который помогает психологически адаптироваться приезжим русским семьям. При посещении центра ощущалось русское гостеприимство, доброжелательность. В 1995 году был создан Молодежный центр, который выполняет следующие функции:
- психологическое консультирование,
- помощь юриста,
- социальное консультирование,
- профориентация,
- курсы немецкого языка,
- компьютерные курсы,
- самообучение немецкому языку на компьютере.
  
Интересно было посетить Берлинскую палату депутатов. На сегодняшний день у них 5 партий. Заседают депутаты раз в две недели по четвергам. Узнала, что такое поголовное голосование или «бараний прыжок». Депутаты заходят в одну из 3 дверей: 1- да, 2- нет, 3- воздержался.
 
Я очень много интересного узнала о школьной системе Берлина. Мне будет, чем поделиться с коллегами, а также применить психолого-педагогические методы в своей работе. Побывав на курсах повышения квалификации педагогов и познакомившись с программой «Медиация» я самоутвердилась, что работаю в правильном направлении, и буду продолжать развивать навыки по проведению тренингов. Данная поездка для меня стала  приобретением новых сил, идей, планов в профессиональной деятельности.

Хочется сказать спасибо организаторам проекта. Поездка была очень хорошо организована, составлена программа стажировки, которую выполнили. Благодарю Величко Светлану как руководителя группы и замечательного переводчика.

Чупракова С.В.