Российско-германский проект / Толерантность и образование / Семинары повышения квалификации / Семинары по применению техник медиации 4. Cеминар
4-я и последняя неделя обучения в Екатеринбурге с 3. 7. 06 по 7. 7. 06 по теме "Медиация и социальное обучение"
Последняя неделя обучения была посвящена как интенсивному повторению, так и более глубокому методическому рассмотрению техники медиации. Также были проработаны специальные техники и профилактические мероприятия по решению конфликтов в школьном классе.
Программа недели:
понедельник 3. 7. 06 отчеты о проведенных или запланированных проектах выявление пожеланий, потребностей повторение фаз медиации тренировка навыков на основе конкретных конфликтных ситуаций
вторник 4. 7. 06 специальные техники медиации смешанная парная игра/ рефлектирующая группа тандем работа с языком приятия тренировка навыков на основе конкретных конфликтных ситуаций
среда 5. 7. 06 моббинг презентация учебного пособия ANTI-MOBBING-FIBEL и инструкция по работе с ним просмотр фильма Bully Dance проведение беседы по методу Фарста методика 4-3-2-1: проработка конфликтов в обратном направлении
четверг 6. 7. 06 работа с конфликтами в классе 3-х правил достаточно совет класса сопоставительная социограмма самоукрепление тренировка социального обучения
пятница 7. 7. 06 деэскалирующая техника ведения разговора на примере LIMO техника 9-ти полей SENSIS конкретные шаги по созданию сетевых структур/ перспективы на будущее роспуск группы прощальный ужин
Неделя началась с отчетов участников о том, что удалось реализовать некоторым участникам в своих образовательных учреждениях в период с февраля по июль из того, что они получили в виде знаний и компетенций за первые три недели обучения. Удивительно много проектов было разработано. Некоторые находятся еще на этапе планирования, другие уже были успешно завершены:
- В педагогическом университете на факультете психологии с зимнего семестра 06 в учебный план будет введен обязательный курс семинаров по теме: конструктивное решение конфликтов/ медиация.
- В регионе был проведен семинар с заинтересованными учителями младшей школы.
- Была разработана брошюра по медиации.
- Двум участницам сделан запрос на разработку программы по толерантности для исправительной колонии для несовершеннолетних преступников.
- В школьных классах как младшей, так и верхней ступени применялись элементы медиации, безнасильственной коммуникации и профилактического подхода посредством целенаправленного социального обучения.
- Даже была успешно проведена медиация с коллегами.
- Сотрудничество с армянской общиной в рамках обучения принесло свои плоды. Так например, уже разработаны материалы по межкультурной толерантности к 2007 году, году Армении, состоялись также совместные культурные мероприятия. Все отметили изменившиеся свои взгляды на конфликты в работе и новое поведение при общении. Было подчеркнуто, что ориентированный на деятельность, а не чисто теоретический подход к работе в рамках семинара был более эффективен.
Одна из участниц принимала участие в одной конференции, посвященной межкультурной толерантности и сообщила, что чисто теоретический подход абсолютно ничего не дает по сравнению с глубокой эмоциональной групповой работой на семинаре. Не было ни одного человека на семинаре, который бы никак не использовал что-то из того, что приобрел в рамках этого обучения. И это говорит само за себя! Такова и была идея после последующей успешной недели обучения - продолжать работать над концепцией конструктивного решения конфликтов. Как психологи педагогического университета, так и сотрудники ИРРО планируют дальше разрабатывать идею создания центра медиации и определять ответственных за развитие сетевой структуры. Могут быть использованы уже сложившиеся связи между отдельными участниками семинара. Первым шагом необходимо прояснить, какие задачи имеет смысл взять на себя ИРРО, а какие педагогическому университету.
Осталось впечатление интенсивной встречи, наполненной глубокими человеческими чувствами, большим уважением, симпатией и оптимизмом. Мы, тренеры семинара, все еще находимся под впечатлением того, с какой энергией и убеждением участники осваивают содержание четырехнедельного обучения в своей повседневной работе, и что уже реализованы самостоятельные проекты по этим темам. Мы твердо убеждены, что наша наполненная переживаниями и событиями работа принесет свои плоды.
Берлин, 11. 7. 06 Ingrid Luzie Haller
|