TOLZ.RU

Российско-германский проект / Толерантность и образование / Семинары повышения квалификации / Семинары по применению техник медиации

4. Cеминар


4-я и последняя неделя обучения в Екатеринбурге с 3. 7. 06 по 7. 7. 06 по теме "Медиация и социальное обучение"

Последняя неделя обучения была посвящена как интенсивному повторению, так и более глубокому методическому рассмотрению техники медиации. Также были проработаны специальные техники и профилактические мероприятия по решению конфликтов в школьном классе.    

Программа недели:

понедельник 3. 7. 06
отчеты о проведенных или запланированных проектах
выявление пожеланий, потребностей
повторение фаз медиации
тренировка навыков на основе конкретных конфликтных ситуаций

вторник 4. 7. 06
специальные техники медиации
смешанная парная игра/ рефлектирующая группа
тандем
работа с языком приятия
тренировка навыков на основе конкретных конфликтных ситуаций

среда 5. 7. 06
моббинг
презентация учебного пособия ANTI-MOBBING-FIBEL и инструкция по работе с ним
просмотр фильма Bully Dance
проведение беседы по методу Фарста
методика 4-3-2-1: проработка конфликтов в обратном направлении

четверг 6. 7. 06
работа с конфликтами в классе
3-х правил достаточно
совет класса
сопоставительная социограмма
самоукрепление
тренировка социального обучения

пятница 7. 7. 06
деэскалирующая техника ведения разговора на примере LIMO
техника 9-ти полей
SENSIS
конкретные шаги по созданию сетевых структур/ перспективы на будущее
роспуск группы
прощальный ужин


       

Неделя началась с отчетов участников о том, что удалось реализовать некоторым участникам в своих образовательных учреждениях в период с февраля по июль из того, что они получили в виде знаний и компетенций за первые три недели обучения. Удивительно много проектов было разработано. Некоторые находятся еще на этапе планирования, другие уже были успешно завершены:

- В педагогическом университете на факультете психологии с зимнего семестра 06 в учебный план будет введен обязательный курс семинаров по теме: конструктивное решение конфликтов/ медиация. 

- В регионе был проведен семинар с заинтересованными учителями младшей школы. 

- Была разработана брошюра по медиации.

- Двум участницам сделан запрос на разработку программы по толерантности для исправительной колонии для несовершеннолетних преступников.

- В школьных классах как младшей, так и верхней ступени применялись элементы медиации, безнасильственной коммуникации и профилактического подхода посредством целенаправленного социального обучения.

- Даже была успешно проведена медиация с коллегами.

- Сотрудничество с армянской общиной в рамках обучения принесло свои плоды. Так например, уже разработаны материалы по межкультурной толерантности к 2007 году, году Армении, состоялись также совместные культурные мероприятия. Все отметили изменившиеся свои взгляды на конфликты в работе и новое поведение при общении. Было подчеркнуто, что ориентированный на деятельность, а не чисто теоретический подход к работе в рамках семинара был более эффективен. 

Одна из участниц принимала участие в одной конференции, посвященной межкультурной толерантности и сообщила, что чисто теоретический подход абсолютно ничего не дает по сравнению с глубокой эмоциональной групповой работой на семинаре. Не было ни одного человека на семинаре, который бы никак не использовал что-то из того, что приобрел в рамках этого обучения. И это говорит само за себя!  Такова и была идея после последующей успешной недели обучения - продолжать работать над концепцией конструктивного решения конфликтов. Как психологи педагогического университета, так и сотрудники ИРРО планируют дальше разрабатывать идею создания центра медиации и определять ответственных за развитие сетевой структуры. Могут быть использованы уже сложившиеся связи между отдельными участниками семинара. Первым шагом необходимо прояснить, какие задачи имеет смысл взять на себя ИРРО, а какие педагогическому университету. 

Осталось впечатление интенсивной встречи, наполненной глубокими человеческими чувствами, большим уважением, симпатией и оптимизмом. Мы, тренеры семинара, все еще находимся под впечатлением того, с какой энергией и убеждением участники осваивают содержание четырехнедельного обучения в своей повседневной работе, и что уже реализованы самостоятельные проекты по этим темам. Мы твердо убеждены, что наша наполненная переживаниями и событиями работа принесет свои плоды. 

Берлин, 11. 7. 06                                                                       Ingrid Luzie Haller