|
Российско-германский проект / Толерантность и образование / НОВОСТИ РАЗДЕЛА Разрешите выразить Вам сердечную признательность
Неустроева Татьяна Михайловна
Отчет стажировке в Гермнании
Уважаемые организаторы проекта!
Разрешите выразить Вам сердечную признательность за Ваше благородное начинание. Вы подняли большой пласт в сознании многих людей, заставили задуматься о простых, но очень важных вещах, на многое взглянуть другими глазами.
Процессы, происходящие в нашем обществе, привели к созданию ситуации, когда рядом живут люди разных национальностей, вероисповеданий, образа жизни. При этом чувство терпимости, уважения друг к другу, необходимое для х совместного счастливого проживания, приходит в противоречие с веками складывавшимися предубеждениями. Многое должно измениться, чтобы эти предубеждения, предрассудки ушли в прошлое. Я считаю, что именно школа сыграет в этом главную роль. Ранний опыт толерантных отношений, прививка от насилия, полученная в детстве, поможет ребенку вырасти свободным и счастливым гражданином своей страны.
Приняв участие в конкурсе проектов педагогов по развитию культуры толерантности учащихся, в июне 2006 года я и коллеги из школ Качканара и Полевского посетили Берлин.
Программа посещения была насыщенной и очень интересной: встречи с замечательными, умными людьми, посещение школ, общественных организаций, образовательных структур различного уровня, посещение музеев, ландтага ит.д.
Я получила массу незабываемых впечатлений и идей для дальнейшей работы! Открыто, искренне говорили о своих проблемах, о поиске путей развития толерантности все, с кем нам довелось встретиться. Немецкие коллеги отвечали на наши заинтересованные вопросы, щедро делились опытом. Было видно, как болеют за своё дело, как неравнодушны к судьбам людей и своего города простые учителя, директора школ, руководители и сотрудники различных ведомств.
Конечно, мне, как учителю, особенно интересны были берлинские школы. Мы побывали в двух, на мой взгляд, очень разных школах. Это школа в Веддинге, районе, где проживает много школьников ненемецкого происхождения, и русско-немецкая европейская школа имени Лев Толстой. Очень понравилась атмосфера этих школ, дух детства, неформальности общения. На стенах рисунки детей, пусть это не шедевры, но результат творчества. Каждый ребенок, по-моему, чувствует, что школа , это то место, где тебя любят и принимают таким, какой ты есть. По-разному стоят парты в классах, где мы побывали. Традиционно в школе имени Лев Толстой, блоками в школе Веддинга. По-разному организована работа на уроках. Более академично в первой школе и раскованно, эмоциональнее во второй школе.
Я считаю, что каждая школа, как человек, имеет свой характер, и это замечательно, живо и очень по-детски. Есть общее в характерах школ лабильность, незаорганизованность.
Из общения с учителями и педагогами было понятно, что им присущи творческое отношение к деятельности, поиск новых интересных и полезных форм работы. Главное, не просто план работы на бумаге, а живое, яркое дело! Большое внимание уделяется индивидуальной работе с ребенком: помощь слабым в учебе ученикам, обязательные, но проводимые в индивидуальном порядке курсы социальной адаптации в Веддинге, различные кружки и занятия в послеобеденное время. Результат: атмосфера в школе, располагающая к гармоничному развитию личности. Очень понравились дети: открытые, улыбающиеся. Интересно было пообщаться в неформальной обстановке с госпожой Куль из школы в Веддинге. Эмоциональный, радушный, творческий, очень приятный человек! Недаром считается, что личность учителя во многом определяет развитие личности ученика.
Хотелось бы побывать и в других типах школ, пообщаться с детьми побольше, может быть, попробовать провести часть урока, рассказать о русских школах, о своих любимых учениках. Я думаю, это было бы интересно и полезно, так как на примерах, в личном общении, на бытовом уровне легче понять и принять многообразие культур современного мира.
Посещение Берлинского института усовершенствования преподавателей оставило яркое впечатление. Нам показали занятие группы учителей-медиаторов, изучающих методику ненасильственного разрешения конфликтов. В свою очередь они готовят конфликт-лоцманов из учеников своих школ. Это система практических тренингов, которая помогает выйти из разнообразных конфликтов, возникающих в детском (а затем и не детском) обществе мирным, цивилизованным путём. Я считаю, что стоит серьёзно подумать над главной идеей этого проекта: воспитанием у учеников ответственности за конфликты. По-моему, есть необходимость, обучать подобной методике как можно больше учителей и учеников и в наших школах. Это реальное, практическое воспитание толерантности, к тому же интересное и привлекательное, как игра.
Меня поразила школьная станция , комната, куда могут прийти дети, чтобы решить возникающие проблемы, успокоиться после произошедшего конфликта, посоветоваться с социальным педагогом. Казалось бы, простые вещи: старый проигрыватель, песок, игрушки и картинки, при умном, научно-обоснованном подходе оказываются эффективными для разрешения разных ситуаций.
Приятно, полезно было пообщаться с авторами этого проекта, госпожой Луци Халлер и господином Таглибером, настоящими энтузиастами дела, энергичными, открытыми в общении, очень доброжелательными.
Во время нашего визита, наша небольшая группа посетила различные ведомства, в том числе Управление по делам молодежи, образования и спорту, Бюро Федерального Уполномоченного по делам иностранцев, земельную комиссию Берлина против насилия, уполномоченного по делам миграции и интеграции сената города Берлина. Везде нам был оказан радушный прием. Нам рассказывали о насущных проблемах, присущих не только Берлину и ФРГ, но актуальных для всего мира. Вывод, сделанный после этих бесед: глобальная проблема миграции должна решаться как на государственном уровне, так и на бытовом: в каждом маленьком городе, в каждой школе. Кто как не учитель, может многое сделать в этом направлении!
Очень впечатлило общение с руководителем проекта профессором Барбарой Йон. Она рассказала нам о тенденциях в образовании, о роли проекта в данных процессах. Госпожа Йон ответила на наши вопросы, поделилась проблемами, заинтересованно выслушала рассказы участников о нашей работе. Было приятно внимание человека такого высокого ранга, заинтересованность в проблемах маленьких школ далекого Урала.
Огромное спасибо хочу сказать госпоже Маргарет Валчанов, которая координировала нашу поездку. Помимо высоких профессиональных качеств, ответственности, заботы о нашей группе, мы увидели её очень доброе сердце, интеллигентность, тактичность. Сама по себе встреча с человеком такой души, уже большой подарок.
Я впервые побывала в ФРГ, хотя, честно сказать, это была моя давняя мечта, т.к. по образованию я учитель немецкого и английского языков. Мечта исполнилась благодаря многим людям, организаторам проекта Развитие культуры толерантности в Свердловской области. Мне, наверное, не хватит слов, выразить всю мою признательность за эту замечательную поездку. Ещё многое надо продумать, осмыслить, примерить полученный опыт к своей работе.
Подводя итоги, хочется вспомнить всех замечательных людей, с которыми довелось встретиться: от простого учителя до представителей министерств, порадоваться, что столько интересных, неравнодушных людей в мире.
Особую благодарность заслужила ассистент-координатора проекта, Светлана Величко. Профессионал, ответственный, организованный человек, с которым интересно общаться, очень доброжелательная и тактичная!
С признательностью, Неустроева Татьяна Михайловна, учитель ин.яз. Нижнетуринской гимназии, участница конкурса проектов педагогов.
| |