TOLZ.RU
Институты гражданского общества / Общественные
Резолюция по итогам совместного заседания комиссий Общественной палаты по вопросам конкурентоспособности, экономического развития и предпринимательства
На совместном заседании комиссий Общественной палаты по вопросам конкурентоспособности, экономического развития и предпринимательства и по вопросам интеллектуального потенциала нации представители образовательного, бизнес сообщества, руководители общественных организаций и ассоциаций обсудили актуальные вопросы сотрудничества в целях улучшения качества российского образования и развития системы связей по линиям вуз - бизнес, ссуз - бизнес, школа-бизнес. Конструктивный и заинтересованный диалог позволил выявить те аспекты взаимодействия между образовательным и бизнес сообществами, которые требуют первоочередной разработки и поддержки как со стороны власти, так и со стороны общества.
Участники собрания отметили, что ситуация в сфере развития профессионального образования сопровождается рядом тревожных тенденций. В числе наиболее серьезной была названа проблема общего упадка системы профессиональной подготовки кадров для рынка труда. Система имеет дефекты на всех уровнях – вузовской и прикладной науки, профтехобразования, школьном. Для решения целого комплекса проблем нужна не алармистская позиция, а профессиональная, предполагающая всесторонний анализ ситуации и разработку на его основе практико-ориентированной системы мер.
В первую очередь, по мнению участников встречи, необходимо учесть изменяющиеся требования рынка труда. Динамика рынка труда характеризуется изменением состава и разной востребованностью массовых специальностей и разворачивается на фоне сложнейшей демографической ситуации. Разбалансировка потребностей рынка труда в новых экономических условиях требует осмысления, которое может быть эффективным только если будет проводиться в диалоге работодателей с производителями образовательных услуг.
Ситуация, когда выпускники массовых специальностей не удовлетворяют работодателей фактическим уровнем квалификации, часто кардинально отличающегося от заявленного в дипломах, должна стать предметом профессионального обсуждения и выхода на совместные управленческие решения.
Отсутствие здоровой миграции трудовых ресурсов создает географические лакуны на рынке труда, когда целые территории испытывают острую нехватку квалифицированных специалистов. Крупные корпорации действуют по принципу «где жилье, там и работа», а нужно выстраивать взаимоотношение с другим вектором - «где работа, там и жилье». Только так можно решить проблему насыщения специалистами районов Зауралья или северных территорий.
Участники собрания отметили необходимость выработки конкретных инструментов участия бизнеса в развитии российской системы образования. Представители и эксперты Комиссий Общественной палаты Российской Федерации по вопросам конкурентоспособности, экономического развития и предпринимательства и по вопросам интеллектуального потенциала нации обращают внимание на необходимость первоочередного развития следующих инструментов:
1. Система оценка квалификации участников рынка труда и ее институционализация. Задача состоит в построении современной национальной системы квалификаций для обеспечения прозрачности, сравнимости, сопоставимости и признания квалификаций, дипломов и свидетельств об образовании и обучении. В качестве первого проекта нового поколения поддержано создание на базе РСПП Национального агентства развития квалификаций и центров оценки профессиональных компетенций. Их деятельность будет способствовать развитию гибкости рынка труда, улучшению связи квалификаций со знаниями и умениями работников. В перспективе создается возможность построения национальной системы квалификаций, включая оценку и сертификацию компетенций, квалификаций. В конечном счете, данная работа будет способствовать формированию непротиворечивой системы образования и обучения, включающей школьное профессиональное образование всех уровней, обучение взрослых в течение всей жизни.
2. Система независимых профессиональных стандартов. Создание перечня (каталога) профессий, собственно профессиональных стандартов (описателей характеристик знаний и умений в рамках профессиональной деятельности), процедур их утверждения (верификации) позволит провести надлежащую коррекцию профилей образовательных программ, усилить взаимодействие между работодателями и поставщиками образовательных услуг, очистить образовательную систему от потока серых дипломов и повысить ответственность за образование у выпускников вузов. Система независимых профессиональных стандартов должна иметь выход на систему государственных стандартов в сфере образования.
3. Система независимых профессиональных экзаменов. Для работодателя принципиально важно, каким набором знаний, навыков и компетенций обладает работник в результате завершения образования. Работник, в свою очередь, должен иметь возможность и заинтересованность в любой момент времени повысить свой профессиональный уровень и подтвердить изменившуюся квалификацию. Вопрос ставится в развитии системы оценки результатов обучения, признания компетенций и квалификаций работников, приобретенных различными способами. Этот инструмент должен быть массовым и доступным для участников рынка труда. О наличии такой системы должны знать учащиеся и ссузов, и вузов.
4. Совершенствование и дальнейшее развитие системы государственной и общественной аккредитации. Проверка академических компетенций и оценка качества предоставления образовательных услуг – эти две меры в совокупности позволят задать более жесткие требования поставщикам образовательных услуг и укрепить профессиональное доверие бизнеса к вузам и ссузам, занимающимся подготовкой специалистов для рынка труда.
5. Система образовательных кредитов. Необходимо создать условия для развития образовательных и сопутствующих им социальных кредитов как инструментов повышения доступности качественного образования для способной молодежи.
6. Система рейтингования вузов и отдельных учебных программ. Эффективной будет система, сочетающая в себе мониторинг со стороны государства и сеть независимых центров присвоения рейтингов, чьи результаты бы признавались образовательным и бизнес сообществами.
7. Корпоративные университеты. Данный инструмент уже достаточно эффективно развивается, есть успешные модели корпоративных университетов. Образовательное сообщество должно дать профессиональную оценку данному явлению и рассмотреть возможности для участия через в первую очередь экспертные, а также кадровые ресурсы, в дальнейшем совершенствовании, укреплении и продвижении данной системы подготовки специалистов для рынков труда.
8. Благотворительность. Участники совещания отметили, что нельзя делать ставки на частную инициативу бизнеса для изменения качества системы образования. Эффективные инициативы бизнеса направлены на развитие отдельных отраслей. Бизнес может поддержать конкретные учебные заведения, в том числе путем формирования ресурсного капитала, принять участие в развитии социальной инфраструктуры в местах своего присутствия, тем самым, оказывая существенное влияние на позитивную социальную динамику отдаленных территорий.
Участники совещания считают, что развитие всех перечисленных выше инструментов требует активных совместных действий бизнеса, образования и общественности. Нужно создать компактную систему, объединяющую образование и бизнес для решения признанных общими задач. Необходимо менять общественное мнение, включать общественность в процессы реформирования, формировать систему общественного признания достижений в сфере развития такой важной социальной системы страны как образовательная.
Участники совещания назвали области, где инициативы бизнес-сообщества могут быть наиболее востребованы: создание новых университетов и восстановление применительно к современным условиям рынка труда системы профессионального образования. Нужно создавать межшкольные лабораторные комплексы, которые бы могли давать в руки выпускникам современные рабочие специальности, необходима оценка качества профессиональной специализации выпускников школ.
В то же время представители образовательного сообщества особенно подчеркнули, что имеющееся в системе образования «ядро» должно быть сохранено, система образования должна взаимодействовать с бизнесом как равноправный партнер, а не как обедневшая родственница. Да, проблема недофинансирования российского образования стоит остро. И задача налаживающегося диалога образовательного и бизнес сообществ – помочь государству выработать стратегию преодоления бедности в образовании, вывода зарплат специалистов сферы на конкурентноспособный уровень.
Отдельно стоит задача разработки подходов к возможной приватизации учебных заведений, здесь требуется взвешенный профессиональный диалог, с учетом интересов всех сторон – и участников образовательного процесса, и работодателей и инвесторов.
Члены Общественной палаты, участники совместного заседания Комиссий Общественной палаты Российской Федерации по вопросам конкурентоспособности, экономического развития и предпринимательства и по вопросам интеллектуального потенциала нации приняли решение продолжить совместное публичное и экспертное обсуждение всех поднятых на совещании вопросов. Публичная дискуссия будет проходить на страницах профессиональных журналов образования и бизнеса и завершится обсуждением и итоговой публикацией доклада Общественной палаты РФ «Общество и образование».
Диалог образования, бизнеса и общества сегодня закладывает основу для создания конкурентноспособной образовательной среды, которая позволит России укрепить национальный рынок трудовых ресурсов, и позволит партнерству профессионалов сотрудничать на благо страны. Только в таком направлении активного и заинтересованного межсекторного сотрудничества участники совещания видят успех этих начинаний.