TOLZ.RU

Российско-германский проект / СМИ и толерантность / Материалы и статьи конкурсантов

Никитин Сергей "Где вы, горячие финно-угорские парни?"


Где вы, горячие финно-угорские парни?

Каждый человек неповторим, не похож на другого, но имеет сходство с членами своей семьи, своего рода. Также неповторим любой народ, но в нем есть то, что роднит его с братским народом. Внешний облик, костюм, мировосприятие, язык.

Прошедший недавно в Екатеринбур¬ге и Юве фестиваль финно-угорских на¬родов стал началом обновления старых родственных связей. Несомненно, что за тысячу лет, которые отделяют сегод¬няшних мари, мордву, удмуртов, манси от первых упоминаний о них в письмен¬ных источниках, многое изменилось. Но тем важнее взглянуть друг на друга и оценить, какими мы стали.

Практически вся территория облас¬ти в древности заселялась финно-уграми — земледельцами, охотниками, ме¬таллургами, скотоводами, градострои¬телями. Постоянно здесь жили манси. Четыреста лет назад началось "второе пришествие" — возвращение удмуртов, коми, мари, мордвы.

По материалам переписи 1989 г., в области проживало 32 тыс. марийцев, 15 тыс. удмуртов, 10 тыс. мордвы, око¬ло 200 манси. В 2002 году — марийцев — 28 тысяч, удмуртов — 12, мордвы — 8, манси — около 100 человек. За этот же период многие народы, и в первую очередь исповедующие ислам, увели¬чили свою численность.

Сокращение населения особенно за¬метно по малым населенным пунктам, где все знакомы. Для примера приведу деревню Верхний Бугалыш Красноуфимского района, где в 1993 году по¬пытались создать отдельный колхоз. В его списки занесены 374 пайщика: пен¬сионеров — 105, работников совхоза — 126, работающих в других организаци¬ях — 143. В 2003 г. списки просмотре¬ны, и напротив каждой фамилии даны пояснения. Итог таков: в деревне оста¬лось 227 "списочников". Уехали — 54, некоторые всей семьей. Скончались — 78, из них 32 — работоспособного воз¬раста. Причины смертей последних ужасны: спились, отравились "пален¬кой" — 14; убиты — 5 (столько же "си¬дит"); несчастных случаев — 4; само¬убийств — 3; по-болезни — 6. По этим же причинам почти столько же пенсио¬неров покинуло этот мир, и лишь не¬многие — по старости! Тоскливо смотрят на свет двадцать пустующих домов — молодежь уезжает.

Конечно, есть и положительные примеры: ООО "Тавра", крестьянское хозяйство "Успех". Но этого мало! В других деревнях положение тяжелое. В Курках Артинского района, Старобухаро Нижнесергинского нет никакого npoизводства, только личные подсобные хозяйства. В таких условиях можно выжить, пожить несколько лет, но жить всю жизнь мало кто согласится.

Новый век в деревне Упея (Упэдэ) Нижнесергинского района начался с того, что выяснилось — здесь прописан всего один житель. Сколько деревень останется к концу века — зависит от нас, живущих сегодня. Болью пpoпитаны слова председателя общества "Одоми" Е.Вахрушевой: "В свое время в село Патруши Сысертского района приехало около двухсот семей из Удмуртии. Переселенцы работали так, что хозяйсто стало образцово-показательным, получало миллионные прибыли. А сейчас хозяйство обанкротилось, у него новый собственник. Рабочие не могут получи имущественные и земельные паи. Хоть бросай все и "нагишом" возвращайся Удмуртию!".

Приходилось читать в областной прессе, как манси в лесу за Ивделем чуть не умерли с голода в одну из зим. Писали и о том, что они злостные браконьеры. Но лишь вскользь сказано том, что "дети природы" не являются хозяевами в своих угодьях: идет вырубка леса, тайга, как и в прежние времена, подвергается набегам "лихих людишек", вооруженных автоматическим оружием, динамитом, сетями, алкоголем, не знающих преград на суше, воде, в воздухе. Они жгут охотничьи домики, валят кедры, глушат рыбу, поджигают лес, cпaивают манси. В условиях, приближенных к боевым, без стабильного сбыта своей продукции, без прав собственности на угодья манси не смогут рачительно вести промысел зверя и рыбы, собирать дикоросы, разводить оленей. Они все дальше уходят в глушь, живут без электричества, школ, больниц и потихоньку вымирают. Неужели ивдельским манси грозит то, что двести лет назад постигло чусовских: "Разбойники изгнали вогул", — писал один из краеведов. Разбой продолжается.

Финно-угорская прирожденная скромность и деликатность привели тому, что нас как бы и не существует. Поэтому нас не замечают, не учитывают интересы. Наших представителей нет в эшелонах власти. Но даже будучи членом Консультативного совета по делам национальностей при губернаторе области, наш человек В.Кандыбаев фактически не принимает участия в работе совета: живет далеко.

Не исполняя, не отмечая, не демон¬стрируя народные праздники и обряды, мы не защищаем их и себя тоже. Поэто¬му самые зрелищные моменты "присва¬иваются" другими. К слову, суворовцы при выпуске бросают через голову се¬ребряные монетки. Именно так веками прощались с близкими, речкой, духами рекруты-марийцы. "Подбирают" у нас и музыкальные мотивы, элементы одеж¬ды и украшений. Времена, когда мы вы¬игрывали за счет экзотики, прошли. Нужно развитие в сторону глубокого, всестороннего знания и фиксирования обычаев, их осмысленное и скрупулез¬ное соблюдение.

Нас перестали считать субъектом ис¬тории, то есть активным участником исторических процессов. Те, кого доре¬волюционные исследователи хвалили за "подвиг колонизации", а П.П.Бажов назвал "первонасельниками Урала", стараниями нынешних историков стали просто переселенцами. Отмечать 230-летие деревни Марийские Карши, кото¬рая упомянута в документах 340 лет на¬зад, это все равно что из биографии Санкт-Петербурга, Бреста, Смоленска убрать славные страницы! В научных трудах упоминается о том, что Большая (Черемисская) Тавра основана в 7016 г., то есть по современному летоисчисле¬нию — в 1508 году, за 90 лет до Верхо¬турья. В 1542 г. там поставлена передо¬вая застава как на самом крайнем насе¬ленном пункте Пермских земель. Но кто знает об этом?

Широко отмечая 1000-летие Казани, говорили о двух народах, двух религи¬ях. А летописи глаголют: "Первыми жи¬телями Казани были мордва, булгары, черемисы и вотяки". Указанные народы еще 550 лет обустраивали, поднимали и защищали Казанское ханство. Финно-угорский след на Урале обширен: он есть в металлургии, строительстве, в то¬понимике. Кто бы подумал, что Баже¬нов — древняя мордовская фамилия?

Но я далек от мысли, что вклад на¬ших народов "ущемляется" кем-то со стороны. Нет. Такое происходит при на¬шем незнании, молчании и равнодушии.

Власти Свердловской области про¬водят мудрую, взвешенную политику в вопросе межнациональных отношений. "Первую скрипку" играет губернатор Э.Россель. В числе более чем 100 наци¬онально-культурных объединений есть марийские "Мари", "Памаш", "Пиал"; уд¬муртское "Одоми"; мордовское "Од пингe". Финно-угорская общественность благодарна Центру культуры "Верх-Исетский", Областному дому народно¬го творчества, Дому мира и дружбы за всестороннюю помощь и поддержку.

Средства массовой информации не оставляют без внимания проводимые мероприятия. "Областная газета" по¬стоянно публикует материалы о труже¬никах марийских сел, культурных собы¬тиях, о проблемах и достижениях. Об¬ластное телевидение в передаче "Из¬мерение Н" часто использует сюжеты, подготовленные областным Домом фольклора и СГОДНТ. К сожалению, прекратились передачи на радио. И еще большее сожаление вызывает то, что активисты национальных сообществ редко сами выступают авторами таких материалов. Как будто их не мучает воп¬рос: насколько долго финно-угры Ура¬ла сохранят себя как народ?

Сегодня есть яркие его представи¬тели, достигшие успеха в различных сферах деятельности, зарегистрирова¬ны общественные объединения, извес¬тны в определенном кругу их руководи¬тели, но — нет общественного движе¬ния. Нет поступательного развития, нет целенаправленной планомерной рабо¬ты. И как горький результат — ни одна из благородных целей, поставленных при создании национальных обще¬ственных организаций много лет назад, не достигнута!

В путях выхода из этого "отступле¬ния по всем фронтам", надеюсь, мы раз¬беремся, если не будем затягивать с объединением в финно-угорскую орга¬низацию. Мы благополучно "проспали" 90-е годы. Но сидеть с "протянутой ру¬кой" в нынешний исторический момент — это значит окончательно остаться не удел.

Четыре национальных проекта, выд¬винутые президентом В.Путиным, слов¬но выстраданы простыми людьми. По¬литика Э.Росселя под лозунгом "Сбе¬режение народонаселения" — это и наше искреннее желание! На съезде марийского народа уральская делега¬ция внесла предложение: узнать, сколь¬ко имеется марийских семей, в чем они нуждаются, чем живут, чем им можно помочь? И губернатор задал эти вопро¬сы управляющим округами.

После таких инициатив высших ру¬ководителей страны и области, какие

еще "покровители" во властных структурах нужны нам? О каком лобби мечтать? Сколько можно плакаться? Не пора ли включаться в работу! (По-правде говоря, одно только грамотное использование образа "горячего финского парня" принесло бы нам больше пользы, чем наличие национальной фракции в Госдуме).

Считаю, что сейчас у марийцев Сред¬него Урала появилась уникальная воз¬можность для возрождения. Потому как это, во-первых, самый многочисленный финно-угорский народ области и УрФО (37 тысяч); во-вторых, компактно про¬живающий; в-третьих, имеет сотни людей с высшим образованием — предпри¬нимателей, юристов, научных работни¬ков, врачей, менеджеров. Именно марий¬цы могут консолидировать финно-угров области, стать своеобразным "локомоти¬вом", вырасти в собственных глазах и сплотиться во имя расцвета в изменив¬шемся мире. Этого можно достигнуть на основе новых идей, неординарных под¬ходов, "мобилизационного проекта", опираясь на самобытность, трудолюбие, неприхотливость, законопослушность народов.

Созданы хорошие основы для эконо¬мической, политической, культурной са¬мостоятельности человека, семьи, посе¬ления: законы о земле, о местном само¬управлении и другие. Необходимо испол¬нять и использовать положения этих за¬конов, участвовать в федеральных, реги¬ональных, международных программах, бороться за гранты. Нужен, считаю, об¬ластной закон "О коренном народе ман¬си" и создание природно-этнографического парка на севере области. Парк мо¬жет вписаться в рамки освоения богатств Северного и Приполярного Урала, при¬мыкать к таким же охраняемым террито¬риям ХМАО, Республики Коми, Пермско¬го края.

В деятельности общественных орга¬низаций пора уйти от общих, расплывча¬тых задач наподобие: "улучшить", "углу¬бить", "просить". Нужна конкретная, ося¬заемая цель, например, такая: к 2010 году сохранить численность мари — 28 тыс. человек, к 2015 году — преодолеть 30-тысячную отметку. И все! Всего лишь два временных рубежа, два количественных показателя. Но при ближайшем рассмот¬рении увидим, что для достижения цели нам придется идти по нескольким на¬правлениям: решать проблемы культуры, образования, здравоохранения, занято¬сти, благосостояния. Решать, не выпра¬шивая указаний сверху, в диалоге, взаи¬модействии с органами власти, не при¬бегая к радикализму — страстному, но бесплодному.

Завершается еще один календарный год. Каждый народ называет такой пери¬од по-своему. По-марийски "год" — "ий", дословно — "лёд". Видимо, историчес¬кая память народа запечатлела, что вес¬на, лето, осень служат только для того, чтобы благополучно пережить зиму. На¬ступает новый год, и от неравнодушных, честных, смелых людей зависит, чем он будет для наших народов: началом "веч¬ного льда" или преддверием благоухаю¬щего лета.

Сергей Никитин
Областная газета.
От 20.12.2005.