TOLZ.RU

Толерантность / Образование

Диалоги об образовании


«Сегодня мы создали площадку для выработки взвешенной государственной политики через диалог между профессиональным образовательным сообществом, родителями, учениками, чиновниками и представителями бизнес-сообщества», - заявил председатель Комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации Ярослав Кузьминов на Первой межрегиональной конференции «Образование и гражданское общество в Российской Федерации», которая состоялась 25 ноября в Москве. В конференции приняли участие: руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов, члены Общественной палаты РФ, а также более 1200 представителей из 60 регионов России – учителя, руководители образовательных учреждений, представители более 300 некоммерческих организаций, специализирующихся в области образования.

«От прежних времен нынешняя система образования унаследовала командно-административную систему руководства, что имеет свои негативные последствия», - сказал Ярослав Кузьминов в своем докладе, в котором он дал достаточно критичную оценку российской системе образования. «В большинстве своем вузы сегодня стали не центрами подготовки инноваторов, а фактически превратились в техникумы», добавил он. Изменение ситуации возможно только при активном вовлечении общества в формирование образовательной политики, считает Ярослав Кузьминов.

По мнению руководителя Рособрнадзора Виктора Болотова, сегодня очень важно наладить независимую оценку качества образования. Он проинформировал коллег, что в этом году его служба собирается провести аттестацию примерно 20 процентов школ, для чего будут разработаны единые критерии оценки. Кроме того, будут проведены «пилотные» проекты по двум индикаторам, которые, по мнению Виктора Болотова, влияют на качество образования – это здоровье детей и их социализация. При этом руководитель Рособрнадзора отметил, что индикатор должен быть реальным, а не «достигаемым за счет одной бумажной отчетности».

Виктор Болотов обратился к присутствующим в зале общественникам из регионов и представителям Общественной палаты РФ, с просьбой взять под свой контроль проведение единого государственного экзамена. «Давайте возьмем под общественный контроль эффективность проведения ЕГЭ! Пусть Общественная палата сформирует гражданских наблюдателей, и мы ждем их. Я уверен, что от этого существенно повысится и доверие к ЕГЭ», - сказал Виктор Болотов.

Важнейшая проблема, считает член Общественной палаты
Александр Адамский, также выступил с докладом на конференции, понять и определить – что сегодня является критерием результативности и качества образования. «Созданная переговорная площадка позволит нам двигаться дальше, - сказал Александр Адамский. - Мы стремимся к созданию гражданских институтов на разных уровнях - на школьном, муниципальном, региональном, которые бы практически профессионально занимались оценкой, как качества образования, так и результатов системы образования».

Поддержав коллегу, член Общественной палаты
Любовь Духанина, обратила внимание, что переговорная площадка не должна быть только местом критики уже существующей системы образования. Прежде всего, это место для обсуждения и формирования новых направлений развития, считает Духанина. Кроме того, в своем выступлении Любовь Духанина затронула такую болезненную тему как оплата труда учителя. «Учитель – с одной стороны это профессия массовая, а, с другой стороны, учитель – это творец, - отметила Любовь Духанина. – Поэтому, насколько государство правильно оценит труд учителя зависит то, насколько правильно будет сформирована база для создания успешного человека, успешного государства». Член Общественной палаты затронула в своем выступлении и проблемы выявления и поддержки одаренных детей. В настоящее время в нашей стране отсутствует система выявления талантов с 1 по 8 класс, из-за чего половина талантливых детей не могут реализовать свои возможности, отметила Любовь Духанина, которая в рамках работы подкомиссии «По вопросам образа будущего поколения» Общественной палаты занимается разработкой общественно-государственного проекта «Выявление, отбор и поддержка одаренных людей».

В ходе проведенной конференции также обсуждались эффективные формы и барьеры участия общества в управлении образованием, говорилось об участии гражданского общества в восстановлении системы просветительской деятельности в России, о проблемах развития и доступности образования граждан с ограниченными возможностями здоровья.

По завершении работы конференции участниками была принята итоговая резолюция.

Пресс-служба Общественной палаты РФ