TOLZ.RU

Российско-германский проект / Власть и гражданское общество

Тренинг для муниципальных служащих


Мы снова создали прецедент
Тренинг для муниципальных служащих.

В Екатеринбурге с 29 по 31 мая 2006 года Центр межнационального сотрудничества и Общество таджикской культуры «Сомон»» провели тренинг для муниципальных служащих и руководителей национальных организаций Свердловской области.

Тема тренинга была «Толерантность - составная часть гражданского общества». Это был третий тренинг, проведенный в рамках проекта «Обучение к толерантным отношениям к этническим меньшинствам, мигрантам и иностранным гражданам», который финансирует Посольство США в Москве и частично - американский независимый Фонд Мотта.

Следует сразу подчеркнуть, что на этот раз некоторые финансовые расходы на себя взяли сами участники тренинга. Сотрудники муниципальных учреждений оплатили стоимость билетов из своего города в Екатеринбург и обратно, расходы на проживание и питание в пансионате «Селена». Руководители национальных организаций взяли на себя расходы культурной программы. Фактически мы создали в России прецедент. Наш проект имеет очевидный правозащитный характер. И вот мы все вместе - общественные организации, администрация Свердловской области и муниципальные учреждения организовали и провели тренинг, имеющий важное значение для этнических меньшинств. Более того, сотрудники государственных служб оплатили участие в тренинге. Конечно, для осуществления такой идеи была необходима сильная поддержка администрации Свердловской области. Это не первый раз администрация области оказывает поддержку нашим проектам. Сотрудничество Центра межнационального сотрудничества с администрацией Свердловской области стало доброй традицией. Это не потому, что мы такие замечательные, а потому что в этом регионе органы власти не на словах, а на деле стараются помочь развитию Гражданского общества. Характерно, что если в некоторых регионах местных чиновников уже само название иностранных фондов смертельно пугает, то в Свердловской области успешно реализуются не один международный проект. Отметим, что Департаментом внутренней политики администрации области руководит известный ученый, доктор философских наук Анатолий Гайда. В отличие от многих чиновников такого уровня, он умеет слушать и не боится нестандартных решений, если уверен, что эти решения пойдут на пользу Свердловской области.

Поддержка Департамента внутренней политики сыграло решающую роль в успешной организации и проведения тренинга.

Тренинг начался вечером 29 мая. В начале участники собирались в «фойе» корпуса №4 пансионата «Селена». Ашот Айрапетян, директор Центра межнационального сотрудничества, рассказывал о целях и задачах тренинга. Участники получили раздаточные материалы. Ашот заявил, что он и волонтер Центра - Джоан Эдвардс из Великобритании - не ставят задачу учить участников. Задача тренинга - познакомиться с международным опытом, опытом регионов России в области толерантного отношения к этническим меньшинствам, и потом вместе подумать, как можно сделать более толерантными жителей Свердловской области. «Почему администрация Свердловской области помогает в реализации этого проекта и почему идеи толерантности имеют важное значение для региона» объяснила участникам Марина Плясунова, главный специалист Департамента внутренней политики.

После официальной части участники переместились на веранду рядом с корпусом. Хозяева пансионата оборудовали веранду в старом русском стиле, рядом шумел лес. Природа в этих местах очень красивая, а в конце мая все уже цветет и пахнет. Заблаговременно приготовленные деревянные угли помогли быстро пожарить сардельки, и, поскольку в организации стола участие принимали все, то первая командообразующая игра получилась весьма удачной.

На следующий день, в 10 часов участники семинара встретились с Генеральными консулами США и Великобритании в Екатеринбурге. Следует сказать, что консулы, чтобы приехать на эту встречу, ехали целый час. Их явно интересовали как тема тренинга, так и участники. А участников интересовало: есть ли аналогичные проблемы в США и Великобритании. Выяснилось, что есть. И органы власти тратят много сил и средств для их решения. Однако до начала дискуссии «Какое место занимает толерантность в современном Гражданском обществе», Ашот разделил всех участников на пары. После 5 минут общения участники, в том числе и консулы, рассказывали о своем напарнике. Если учесть, что сотрудники государственных органов друг друга раньше не видели и не знали, да и с лидерами этнических организаций Свердловской области встречались впервые, то игра получилась не только интересной, но и весьма полезной. Партнерами в этой игре Генеральных консулы США и Великобритании оказались две очаровательные девушки Оксана из администрации города Пермь и Джоан из Великобритании. В конечном счете, встреча с консулами превратилась в откровенный обмен мнениями. Участники тренинга не только спрашивали консулов, как у них обстоят дела с толерантностью, но и сами описывали ситуацию как в России, так и в США и Великобритании.

После обеда, когда консулы вернулись в Екатеринбург, Ашот Айрапетян попросил участников тренинга разъяснить, что для них означает понятие «толерантность». Для этого участники были разбиты на 3 группы. В первую группу вошли лидеры национальных организаций, а две состояли из государственных чиновников. Когда представители групп докладывали о результатах работы, то получилось, что принципиальной разницы в этих результатах нет, что они полностью совпадают с итогами предыдущих тренингов. И, следовательно, проявления нетолерантного отношения между людьми имеют место вовсе не потому, что в обществе мало кому известно понятие толерантности. Причина этого явления в другом. Но прежде, чем ее искать участники тренинга оценили уровень толерантности в Иркутской области по 5 бальной шкале. Получилось в среднем что-то ближе к 4, что совпадает с наблюдениями Центра межнационального сотрудничества. Далее, по просьбе Ашота, эти же группы составили словесные портреты. Причем, группа лидеров национальных организаций составляла портрет «чиновника», а две другие составляли портрет «представителя национальных меньшинств».

Вот что получилось в результате :

Портрет «представителя национальных меньшинств»

  1. Стремление к самоутверждению.
  2. Стремление к объединению.
  3. Чувство обиды
  4. Развитые родственные связи
  5. Сохранение и ретрансляция этнических традиций
  6. Легко адаптируются
  7. Нет желания интегрировать.
Портрет «чиновника». Первая версия
  1. Пунктуальный
  2. Теоретик
  3. Казенный человек
  4. Недовольные зарплатой
  5. Карьеристы
  6. Очерствевшие к народу
  7. Занятый
  8. Люди с привычками
  9. Профессионально деформированные
  10. Зависимые
  11. Значимость
  12. Убежденность в силе (правоте) власти
  13. Привилегии
  14. Консерватизм
  15. Корпоративная солидарность
  16. Дистанция
  17. Винтик в механизме Государства
  18. Упрямые
Портрет «чиновника». Вторая версия
  1. Дружелюбные
  2. Сплоченные, взаимовыручка
  3. Ценят свои традиции
  4. Нетипичная внешность
  5. Очень трудолюбивые
  6. Скованные в общении
  7. Сильные родственные связи
  8. Шумные
  9. Хорошо поют
Потом, по просьбе Ашота, сотрудники муниципальных учреждений и лидеры этнических организаций оценивали «свои» словесные портреты. Делалось это следующим образом. Один из участников читал все пункты словесного портрета. Если кто-то из участников говорил, что он против этого пункта, то этот пункт вычеркивался. На ваших экранах вычеркнутые пункты обозначены красным цветом. Как видно из словесных портретов, большинство пунктов в словесных портретах остались. Следовательно, лидеры национальных организаций и представители органов власти относились к «своим» портретам не враждебно. Значит - компромисс между этими группами можно найти. С другой стороны, наличие 30 и более процентов вычеркнутых пунктов говорит о том, что в отношениях между этими группами населения большую роль играют стереотипы.

Словесные портреты выявили и другие интересные закономерности. Некоторые социологи утверждают, что представители власти менее толерантны к национальным меньшинствам, чем в, среднем, население страны. Наши словесные портреты показали, что национальные лидеры более критично относятся к чиновникам, нежели чиновники к ним. Вообще-то следует провести специальные исследования среди этнических меньшинств, как «новых», та и традиционно проживающих на территории Российской Федерации. Наше опрос дает основание предполагать, что нетолерантность представителей этих меньшинств к большинству населения может быть сопоставима, или даже больше, чем нетолерантность большинства граждан к ним. Следует отметить, что рабочие группы госслужащих были образованы по возрастному признаку. В одной группе были собраны более молодые, в другой более опытные служащие. Так вот, создание и анализ словесных портретов показал, что молодые более терпимо относятся к этническим меньшинствам. Здесь следует отметить, что все сотрудники муниципальных учреждений, принимающие участие в тренинге, были женщинами. При этом, естественно, организаторы тренинга старались соблюдать гендерный баланс и приглашали госслужащих обоих полов. Не получилось. К тому же, опыт Центра межнационального сотрудничества показывает, что, кроме южных регионов, в остальных областях России работой с общественными организациями непосредственно занимаются госслужащие-женщины. А вот так называемые проблемные диаспоры - армянские, азербайджанские, таджикские, грузинские, дагестанские, казахские, курдские - представлены мужчинами. Фактически, такая же картина наблюдалась на нашем тренинге. И если бы мы проводили тренинг не в уютном загородном пансионате с красивой природой, а в шумном и пыльном Екатеринбурге, то участие женщин - представителей органов власти и мужчин - руководителей национальных организаций могли создать дополнительную напряженность. Пришлось бы потратить много времени для организации нормального диалога. Одной из задач тренинга было обмен информацией о межнациональных отношениях и об уровне толерантности в разных регионах страны и в разных районах Свердловской области. По приглашению Центра межнационального сотрудничества в тренинге принимали участие Оксана Брезгина, сотрудница Департамента общественных отношении Администрации Перми и Чулпан Хабибулина и Мария Сушкова из Дома дружбы народов Татарстана. Их рассказ о взаимодействии органов власти и национальных организациях своих регионов вызвал большой интерес.

В свою очередь, о деятельности администрации Свердловской области в сфере межнациональных отношений рассказала Марина Плясунова, сотрудница Департамента внутренней политики. Следует подчеркнуть, что Свердловская область единственная в России, где одновременно реализуются два проекта по толерантности. Кроме нашего проекта в области выполняется проект с немцами в рамках программы ТАСИС Европейского Союза. Конечно, оба проекта не могли выполняться без серьезной поддержки и непосредственного участия местной администрации. В свою очередь, администрация области уже готовит специальные подготовительные курсы по внедрению идей толерантности для государственных служащих.

В дальнейшем администрация области планирует создать Сеть мониторинга межнациональной обстановки в регионах области. Сеть будет базироваться на сотрудниках муниципальных учреждений. Так что установление непосредственных контактов с ними и, в частности, разъяснение политики администрации области в сфере межнациональных отношений, была главной задачей для Марины Юрьевны. Не менее интересными были выступления представителей муниципальных учреждений Свердловской области. Из рассказа Алены Соболевой, представителя администрации Камышлевского городского округа Свердловской области следовало, что в их маленьком городе с населением 30 тысяч человек проблем с этническими меньшинствами не существует. Елена Юрлова, зам. Главы администрации Белоярского городского округа представляла район, где, в основном, люди живут в сельской местности или небольших поселках. Но поскольку район находится рядом с Екатеринбургом, то уже появляются первые компактные поселения «новых» этнических диаспор и появляются некоторые симптомы возможных конфликтов на этой почве…

Далее было выступление Елены Саенко. Она представляла администрацию города Нижний Тагил с 300 тысячным населением, где давно уже существуют и национальные диаспоры, и национальные организации, с которыми успешно работает местная администрация. После завершения докладов Ашот Айрапетян спросил мнение докладчиков - надо ли обращать внимание на повышение уровня толерантности, если нет в данном районе серьезных проблем. Все участники отметили, что такую работу необходимо проводить. Ашот рассказал участникам, что в Советское время он часто по долгу службы бывал в Воронеже и не чувствовал никакой напряженности в межнациональной сфере. Сейчас в этом городе администрация прилагает большие усилия, чтобы бороться с расистскими выходками, но полностью искоренить эту заразу очень сложно. Как показывает российская и международная практика, профилактическая работа, в частности, пропаганда идей толерантности, значительно более эффективна, чем ликвидация расистских настроений и неофашистских группировок.

Наконец пришло время для главной задачи тренинга. Ашот разбил участников тренинга на три смешанные группы. Первая должна была разработать рекомендации для маленького городка, где все тихо и спокойно и нет нетолерантного отношения к этническим меньшинствам; вторая группа должна была разработать рекомендации для района, где население проживает разобщено, но уже появились компактные этнические поселения; третья группа должна была разработать рекомендации для города с населением в несколько сотен тысяч человек. Руководители национальных организаций были представлены во всех трех группах.

Результаты работы групп выглядят так Рекомендации.

1 группа.

  1. Федеральное законодательство.
  2. Федеральная образовательная система.
  3. Подзаконные акты с учетом местной специфики.
  4. Подключение СМИ.
  5. Региональный компонент в образовании.
  6. Мероприятия в МО с национальными организациями.
  7. Коллективные совещательные органы. Выделение финансовых средств на поддержку национальных организаций.
  8. Взаимодействие администрации города с УВД, судом, прокуратурой.
  9. Создание комиссии по определению потребности в иностранной рабочей силе. Обеспечение контроля.
  10. Использование СМИ в п.9
2 группа.
  1. Работа с педагогами
    • конкурс разработок программ
    • обучение муниципальное
  2. Активное использование СМИ
    • конкурс СМИ
  3. Работа с населением о пользе иммиграции (демография, рабочие места)
  4. Активизация этнических сообществ и администрации города
    • пропаганда культуры и традиций народов Среднего Урала
  5. Обучение чиновников
    • курс учебного центра
    • серия тренингов для чиновников
    • учебные программы для госслужащих
  6. Программы по интеграции
  7. Создание сети интеграции.
  8. Общая программа действия всех ведомств, координирующий орган.
  9. Работа с молодежью.
3 группа.
  1. Использование возможностей СМИ
  2. Широкое знакомство с культурой народов (менталитет, ментальность).
  3. Поддержка и пропаганда национальных культур и традиций.
  4. Финансовая поддержка программ (муниципальных).
  5. Разработка и принятие муниципальных программ и проектов.
  6. Слияние экономических, политических и социальных ресурсов
  7. Спецкурсы в образовательных учреждениях + использование национально- регионального компонента.
  8. Проведение тренингов для лидеров общественных организаций и различных структур.
Как видно, результаты групп не сильно отличаются друг от друга. И, следовательно, никакого особенного «местного» рецепта для толерантности не существует. Необходимо работать со СМИ, необходимо подготовить государственных чиновников, необходимо наладить их взаимодействие с национальными организациями и необходимо всю эту работу финансировать.

Так был завершен тренинг. Очень хорошо, что муниципальные служащие приняли в этом тренинге активное участие. Достаточно посмотреть на фотографии, чтобы в этом убедиться. Они не вели себя обособленно, не вставали в позу. Они с удовольствием приняли участие в интерактивных играх.

Таким образом, главный итог тренинга в том, что госслужащие могут и хотят заниматься проблемой толерантности в своих районах. И, следовательно, чтобы эта работа состоялась, необходимо существование постоянно действующей программы на федеральном или региональном уровне и выделение соответствующих средств. При этом, как показывает этот и предыдущие тренинги, не важно, откуда возьмутся средства для указанной программы - из бюджета страны или от иностранного гранта. Главное, чтобы местная администрация понимала и поддерживала эту работу. А национальные организации всегда готовы принимать самое, что есть активное участие в этой работе.