Толерантность / Миграция и интеграция
(Принята 53–й сессией Генеральной Ассамблеи ООН)
Генеральная Ассамблея, ссылаясь на Устав Организации Объединенных Наций, в том числе на содержащиеся в нем цели и принципы, ссылаясь также на Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, который гласит, что "...мысль о войне возникает в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею зашиты мира", ссылаясь далее на Всеобщую декларацию прав человека и другие соответствующие международные документы системы Организации Объединенных Наций, признавая, что мир – это не просто отсутствие конфликтов, а позитивный, динамичный и основанный на широком участии процесс, в котором поощряется диалог и урегулируются конфликты в духе взаимопонимания и сотрудничества, признавая также, что с окончанием холодной войны расширились возможности для укрепления культуры мира, выражая глубокую озабоченность в связи с сохранением и распространением насилия и конфликтов в различных частях мира, признавая необходимость ликвидации всех форм дискриминации и нетерпимости, в том числе основанных на расе, цвете кожи, языке, религии, политических или иных убеждениях, национальном, этническом или социальном происхождении, имущественном статусе, инвалидности, рождении или ином статусе, ссылаясь на свою резолюцию 52/15 от 20 ноября 1997 года о провозглашении 2000 года Международным годом культуры мира и свою резолюцию 53/25 от 10 ноября 1998 года о провозглашении периода 2001–2010 годов Международным десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты, признавая ту важную роль, которую Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры продолжает играть в деле распространения культуры мира, торжественно провозглашает настоящую Декларацию о культуре мира с тем, чтобы правительства, международные организации и гражданское общество могли руководствоваться в своей деятельности ее положениями в целях распространения и укрепления культуры мира в новом тысячелетии.
Статья 1. Культура мира является сочетанием ценностных установок, мировоззренческих взглядов, традиций, типов поведения и образов жизни, основанных на:
а) уважении к жизни, прекращении насилия и поощрении ненасилия и практическом отказе от насилия через посредство образования, диалога и сотрудничества;
б) полном уважении принципов суверенитета, территориальной целостности и политической независимости государств и невмешательства в вопросы, которые по своей сути относятся к внутренней юрисдикции любого государства, в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и международным правом;
в) полном уважении и поощрении всех прав человека и основных свобод;
г) приверженности мирному урегулированию конфликтов;
д) усилиях, направленных на удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в области развития и окружающей среды;
е) уважении и поощрении права на развитие;
ж) уважении и поощрении равных прав и возможностей женщин и мужчин;
з) уважении и поощрении прав каждого на свободу выражения мнений и убеждений и свободу информации;
и) приверженности принципам свободы, справедливости, демократии, терпимости, солидарности, сотрудничества, плюрализма, культурного разнообразия, диалога и взаимопонимания на всех уровнях общества и между народами; и поощряемых благоприятной национальной и международной средой, способствующей миру.
Статья 2. Прогресс в области более полного становления культуры мира проявляется в ценностных установках, мировоззренческих взглядах, типах поведения и образах жизни, которые способствуют распространению идеалов мира среди отдельных людей, групп и народов.
Статья 3. Более полное становление культуры мира неразрывно связано с:
а) поощрением мирного урегулирования конфликтов, взаимного уважения и понимания и международного сотрудничества;
б) соблюдением международных обязательств по Уставу и международному праву;
в) поощрением демократии, развития и всеобщего уважения и соблюдения всех прав человека и основных свобод;
г) предоставлением людям на всех уровнях возможности развивать навыки диалога, переговоров, формирования консенсуса и мирного урегулирования разногласий;
д) укреплением демократических институтов и обеспечением полного участия в процессе развития;
е) искоренением нищеты и неграмотности и уменьшением неравенства в странах и между ними;
ж) поощрением устойчивого экономического и социального развития;
з) ликвидацией всех форм дискриминации в отношении женщин на основе расширения их прав и возможностей и равной представленности на всех уровнях принятия решений;
и) обеспечением уважения и поощрения и защиты прав детей;
к) обеспечением свободного потока информации на всех уровнях и облегчением доступа к ней;
л) повышением прозрачности и подотчетности в сфере управления;
м) ликвидацией всех форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости;
н) продвижением идеалов взаимопонимания, терпимости и солидарности между всеми цивилизациями, народами и культурами, в том числе по отношению к этническим, религиозным и языковым меньшинствам;
о) полным осуществлением прав всех народов, в том числе народов, находящихся под колониальным или иными формами иностранного господства или иностранной оккупации, на самоопределение, воплощенных в Уставе Организации Объединенных Наций и закрепленных в международных пактах человека, а также в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, содержащейся в резолюции 1514 (XV) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1960 года.
Статья 4. Образование на всех уровнях является одним из основных средств созидания культуры мира. В этом контексте особое значение имеет образование в области прав человека.
Статья 5. Правительствам отводится важнейшая роль в деле распространения и укрепления культуры мира.
Статья 6. В дело более полного становления культуры мира необходимо в полной мере вовлечь гражданское общество.
Статья 7. Распространению культуры мира способствует просветительская и информационная роль средств массовой информации.
Статья 8. Ключевая роль в распространении культуры мира принадлежит родителям, педагогам, политическим деятелям, журналистам, религиозным органам и группам, представителям интеллигенции, лицам, занимающимся научной, философской, а также творческой и художественной деятельностью, работникам здравоохранения и гуманитарной сферы, социальным работникам, управляющим различного уровня, а также неправительственным организациям.
Статья 9. Определяющую роль в деле распространения и укрепления культуры мира во всем мире должна продолжать играть Организация Объединенных Наций.
Источник: http://www.tolerance.ru