Документы и публикации / АНАЛИТИКА
ДОКЛАД ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ В 2001–2002 ГОДАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВОК ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ (2001–2005 ГОДЫ)" от 15 мая 2003 года
Настоящий доклад был представлен на заседании Правительства Российской
Федерации 15 мая 2003 года Министром образования В.М. Филипповым.
Доклад подготовлен рабочей группой в составе– А.Г.Асмолов, Н.Б.Банцекин, Г.В.Бухарина, Е.Ш.Гонтмахер Л.М.Дробижева, Д.О.Миролюбова, Г.В.Солдатова
Содержание
I. Введение. Общая характеристика Федеральной целевой программы
1. О роли толерантности в социальной политике России.
2. Федеральная целевая программа: цели, задачи, ресурсы, ограничения и приоритеты.
3. Социальное пространство реализации программы: пилотные регионы, целевые группы, социальные партнеры.
II. Основные итоги реализации Федеральной целевой программы
1. Мониторинг социальной напряженности и экспертиза проявлений экстремизма в обществе.
2. Социокультурные, образовательные и социально–психологические технологии формирования установок толерантного сознания.
3. Пилотные центры толерантности и социальной безопасности – организационный и информационный ресурс реализации Программы.
III. Заключение. О мерах государственной политики формирования толерантности, веротерпимости, миролюбия и противодействия экстремизму в российском обществе
I. Введение. Общая характеристика Федеральной целевой программы
1. О роли толерантности в социальной политике России
25 августа 2001 года Правительством РФ была принята Федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 – 2005 годы)", направленная на разработку стратегии социальной безопасности и согласия в многонациональном российском обществе. Принятие этой программы было продиктовано целым рядом обстоятельств, касающихся проявлений толерантности и нетерпимости в условиях роста социального разнообразия в России.
Первое из этих обстоятельств заключается в том, что ситуация строительства гражданского общества обусловила на индивидуальном и социальном уровнях рост осознания как отдельными людьми, так и социальными группами своего места в окружающем мире, прежде всего в системе социально–экономических, этнических, культурных и межконфессиональных отношений. Процесс подобного осознания всегда осуществляется через сопоставление ценностей и целей отдельного человека или конкретной социальной группы с целями и ценностями иных людей, иных социальных и этнических групп, иных культур, конфессий и вероисповеданий. Этот процесс может сопровождаться усилением проявлений в массовом сознании различных предрассудков и страхов: ксенофобии как реакции на встречу с чужим человеком или культурой, этнофобии (в частности, кавказофобии и антисемитизма), мигрантофобии, приводящих к ущемлению прав человека, национализму, дискриминации и нетерпимости. Тем самым, в условиях роста социального разнообразия российского общества при отсутствии активной социальной стратегии формирования толерантности как инструмента обеспечения согласия между отдельными людьми и группами с различными противоречивыми ценностными ориентациями существует опасная тенденция нарастания межэтнической, межконфессиональной, социально–экономической, межпоколенческой и политической нетерпимости.
Указанные формы нетерпимости нередко используются экстремистскими движениями, разжигающими ненависть, национальную рознь и социальные конфликты в обществе. В этих условиях государственная программа формирования социальных норм толерантности, веротерпимости, миролюбия, становления культуры переговоров выступает как эскалации культуры социальной агрессии, национальных конфликтов, экстремизма, терроризма и фанатизма.
Второе обстоятельство состоит в том, что на государственном уровне социально–экономическое развитие страны во многом зависит от успешного формирования культуры переговоров, искусства поиска компромиссов, продуктивной конкуренции между различными финансово–промышленными группами, сферами малого и среднего бизнеса в условиях модернизации экономики России. В сфере экономики с особой отчетливостью проявляется прагматическая функция толерантности как социальной нормы, определяющей баланс интересов конкурирующих сторон. Например, в процессе переговоров любые проявления интолерантности или просто неготовности к толерантности ведут к неуспеху. Тем самым, анализ влияния роли культуры переговоров как проявления социальных норм толерантности на экономику развитых стран позволяет утверждать, что воспитание толерантности в России требуется не только для повышения терпимости друг к другу разных слоев общества и выработки социальной стратегии противодействия экстремизму, но и для качественного роста эффективности современной экономики.
Третье обстоятельство касается необходимости вхождения России в международное правовое пространство противодействия дискриминации, расизму, ксенофобии и связанным с ними нетерпимости, экстремизму и терроризму, что невозможно без соблюдения "Декларации принципов толерантности" ЮНЕСКО и других документов ООН, направленных на обеспечение прав человека.
Анализ тенденций мирового общественного развития показывает, что чем выше социальное разнообразие общества, тем острее выступает задача государства как органа поиска согласия в самых разных сферах жизни. Именно поиск оптимальной меры согласия, диапазона толерантности становится одной из ключевых задач государственной политики, направленной на достижение социального доверия и толерантности как факторов экономического роста, социальной стабильности и личной безопасности.
Все перечисленные выше обстоятельства определили необходимость разработки федеральной программы по толерантности как основы политики достижения социального согласия, миролюбия, веротерпимости и противодействия экстремизму в полиэтническом, поликонфессиональном и поликультурном российском обществе.
2. Федеральная целевая программа: цели, задачи, ресурсы, ограничения и приоритеты
В данном разделе приводится краткая характеристика общего замысла программы, этапов ее реализации, источников финансирования и софинансирования.
Федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 – 2005 годы)" утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2001 года N629.
Государственным заказчиком программы является Министерство образования Российской Федерации. Программа реализуется в период с 2001 по 2005 год и рассчитана на три этапа, в каждом из которых выделяются приоритетные направления.
В период с IV квартала 2001 года по IV квартал 2002 года был выполнен I этап данной Программы. В IV квартале 2002 года началась реализация II этапа Программы, выполнение которого должно быть завершено в 2003 году.
Финансирование Федеральной целевой программы в 2001 – 2002 годах осуществлялось в основном за счет федерального бюджета по статье НИОКР, как это и предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2001 N629, в объеме по 25 млн. рублей ежегодно.
Задачей первого этапа (2001 год) явилась разработка научно–методических основ профилактики экстремизма и формирования установок толерантного сознания, создание благоприятных предпосылок для реализации Программы, привлечение внимания к этой проблеме органов государственной власти, общественных объединений, работников системы образования. В ходе первого этапа закладывалась методология социологического и социально–психологического мониторинга установок толерантного сознания, диагностики проявлений жестокости и экстремизма в массовом сознании и СМИ.
Задачей второго этапа (2002 – 2003 годы), первая стадия которого завершена в период с октября 2002 года по январь 2003 года, является дальнейшая разработка и экспериментальное внедрение социокультурных и образовательных технологий формирования толерантности, методов мониторинга социальной напряженности в обществе, экспертизы проявлений экстремизма и жестокости, способствующих профилактике экстремизма и формированию установок толерантности, веротерпимости, миролюбия, а также создание организационной базы для широкомасштабного использования разработанных видов мониторинга и технологий в ряде субъектов Российской Федерации.
Третий этап (2004 – 2005 годы) предусматривает полномасштабное внедрение технологий формирования толерантного сознания и мер по профилактике экстремизма в российском обществе.
Целью Программы является формирование установок толерантного сознания, определяющего устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп как основу гражданского согласия в демократическом государстве.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
– разработка эффективных государственных мер в области формирования у граждан толерантного сознания и поведения, противодействия экстремизму и снижения социально–психологической напряженности в обществе;
– разработка и внедрение методов мониторинга, диагностики и прогнозирования социально–политической ситуации в стране, оценка рисков и последствий деструктивных процессов в обществе;
– разработка системы учебных программ для всех ступеней и форм образования;
– разработка и реализация эффективных социокультурных технологий распространения норм толерантного поведения и противодействия различным видам экстремизма, этнофобии и ксенофобии, прежде всего с привлечением средств массовой информации;
– разработка методической и нормативной базы в области профилактики экстремизма, развития в социальной практике норм толерантного сознания и поведения;
– реализация комплекса мер по налаживанию и развитию межэтнического и межконфессионального диалога.
Программа состоит из пяти подпрограмм.
В подпрограмме "Личность" осуществляется разработка и внедрение в систему образования всех уровней программ и учебных материалов, направленных на воспитание подрастающего поколения в духе толерантности, выработку норм социального поведения, характерных для гражданского общества.
Подпрограмма "Семья" осуществляет разработку и реализацию комплекса мероприятий по повышению роли семьи в воспитании у подрастающего поколения толерантности и снижении социальной напряженности в обществе.
Подпрограмма "Общество" выполняет комплекс мероприятий по пропаганде миролюбия, повышению устойчивости к этническим, религиозным и политическим конфликтам, противодействию экстремизму с опорой на средства массовой информации, общественные объединения и организации.
В подпрограмме "Государство" разрабатывается и реализовывается комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективность государственной политики по снижению социальной напряженности в обществе, внедрение в социальную практику норм и стандартов толерантного поведения.
В рамках подпрограммы "Организационное и информационное обеспечение" осуществляется комплекс организационных мероприятий по реализации Программы, включая создание пилотных центров толерантности, проведение социальных кампаний по формированию норм толерантности и участие в международных проектах по толерантности.
В соответствии с постановлением Правительства РФ реализация Программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 – 2005 г.г.)" осуществлялась также в рамках региональных программ в следующих субъектах Российской Федерации: Ивановская область, Республика Карелия, Москва и Московская область. Технологии и методы формирования толерантности и профилактики экстремизма разрабатывались при участии следующих некоммерческих общественных организаций: Российского Красного Креста, историко–просветительского, правозащитного и благотворительного общества "Мемориал", Московской Хельсинской группы, Института "Открытое Общество (Фонд Сороса) – Россия", Фонда социально–экономических и интеллектуальных инициатив, Российского Фонда правовых реформ, Фонда защиты гласности и др. Реализация основных принципов толерантности и противодействия экстремизму обсуждалась в цикле международных конференций и образовательных семинаров, организованных на территории Российской Федерации ЮНЕСКО, Правительством Швеции, Правительством Бельгии, Управлением Верховного комиссара по делам беженцев ООН.
Особо отметим, что выполнение в 2004 – 2005 годах третьего этапа Программы предполагает широкомасштабное внедрение в регионах России разработанных на первых двух этапах методов мониторинга социальной напряженности, разных форм экспертизы экстремистских установок в массовом сознании и СМИ, учебных программ и технологий формирования социальных норм толерантности в социальную практику. В связи с этим становится очевидным, что существенным ограничением эффективной реализации Программы является сведение целевого финансирования к финансированию только научно–исследовательских разработок (НИОКР), и возникает необходимость дополнительного финансирования Программы.
3. Социальное пространство реализации программы: пилотные регионы,
целевые группы, социальные партнеры
В данном разделе обосновывается выбор пилотных регионов, в которых проводилось исследование, и различных целевых групп. При выборе пилотных регионов учитывались следующие критерии:
– полиэтнический и поликультурный состав населения региона;
– наличие разных конфессий в регионе;
– наличие актуальных межконфессиональных и межэтнических конфликтов;
– наличие социально–экономической напряженности в регионе.
Целевые группы выбирались с учетом следующих параметров:
– род профессиональной деятельности;
– возраст и уровень образования;
– социальный статус и степень повышенного общественного внимания.
По роду деятельности выбирались представители профессий, взаимодействующих с различными социальными группами, в том числе группами риска, и активно участвующих в формировании общественного мнения. К числу такого рода профессий были отнесены учителя и преподаватели вузов, практические психологи и социальные работники, журналисты, работники государственной службы (например, службы миграции) и правоохранительных органов.
По возрасту и уровню образования были выделены следующие целевые группы: школьники разных возрастов, студенты, слушатели системы дополнительного профессионального образования.
По социальному статусу и степени общественного внимания целевые группы составили подростки из неформальных молодежных объединений, мигранты, социальные группы поликонфессионального и полиэтнического состава. Особую группу составляют пользователи Интернет.
Далее остановимся на характеристике основных исполнителей и участников Программы, а также социальных партнеров Программы.
За указанный отчетный период по результатам конкурсов I этапа и начала II этапа Федеральной программы победителями стали 85 участников из различных регионов Российской Федерации – представители государственных и негосударственных научных, образовательных и общественных организаций.
Особое внимание участники Программы уделяют проблемам методологии исследования толерантности, вопросам социологического и социально–психологического мониторинга, созданию экспертизы проявлений экстремизма в СМИ. В числе исполнителей Программы – ведущие исследователи Российской академии наук, Российской академии образования, ряда классических, педагогических и технических университетов Российской Федерации. Среди участников Программы – Институт социологии РАН, Институт этнологии и антропологии РАН, Центр социологии образования РАО, Кубанский государственный университет, Московский государственный институт международных отношений, Ростовский государственный университет, Томский государственный университет, Российский гуманитарный государственный университет, Санкт–Петербургский педагогический государственный университет, Новосибирский государственный технический университет и др.
Наряду с государственными учреждениями в реализации Программы активное участие приняли негосударственные научно–практические и общественные организации: Фонд защиты гласности, Независимый институт коммуникативистики, Центр толерантности и социального партнерства, ряд научно–практических центров и др.
Отметим, что в ходе анализа тематики заявленных и реализованных проектов выявилась следующая тенденция взаимосвязи между типом организации и характером целей, заявляемых участниками Программы: государственные структуры чаще всего ориентируются на распространение в обществе ценностей толерантности, содействие диалогу, взаимопониманию культурных, этнических и религиозных групп, в то время как представители негосударственных общественных организаций прежде всего интересуются проблемами профилактики интолерантности, противодействия проявлениям ксенофобии, расизма и дискриминации, повышения гражданской активности и интегрированности местного сообщества, защиты дискриминируемых групп, создания или внедрения новых социальных практик. Взаимодействие разработчиков Программы, сосредоточенных на выработке научных основ политики толерантности и социальной стратегии противодействия экстремизму, с различными общественными организациями представляет собой пример социального партнерства государства и гражданского общества, ресурс накопления общественного и государственного согласия.
II. Основные итоги реализации Федеральной целевой программы
1. Мониторинг социальной напряженности и экспертиза проявлений
экстремизма в обществе
В этом разделе описываются результаты мониторинга разных форм проявления нетерпимости на индивидуальном и групповом уровнях, а также обосновывается необходимость мониторинга и оценки социальных рисков как инструмента общественного контроля и принятия государственных решений.
В ходе реализации первого этапа Программы основное внимание было уделено трем приоритетным направлениям: организации мониторинга социальной нетерпимости и напряженности в различных социальных группах и регионах; разработке эффективных технологий формирования социальных норм толерантности; созданию пилотных центров толерантности и социальной безопасности как опорной сети Программы.
Общие итоги мониторинга, полученные различными участниками Программы, позволили выявить ключевые предпосылки социальной напряженности в обществе (ряд глубинных факторов), которые необходимо учитывать при прогнозировании социальных рисков и проектировании социально–экономических программ различного уровня:
– рост социального разнообразия общественной жизни и сложности процесса принятия решений о месте личности (социальной группы) в системе социальных, профессиональных, национальных, религиозных, политических отношений;
– неопределенность ценностей и социальных установок на уровне личности и социальной группы, возникшая в результате произошедших в короткие сроки изменений политического режима, экономической системы и национально–государственного устройства страны;
– рост гипермобильности населения, обусловленный динамикой этногеографической структуры общества в условиях бурных нерегулируемых миграционных процессов и приводящий к изменению социальных дистанций между различными этническими, конфессиональными, поколенческими и социальными слоями общества, а тем самым к росту социальной напряженности;
– возникновение в обществе стереотипов восприятия проявлений жестокости, ксенофобии, этнофобии, мигрантофобии как привычной социальной нормы и, тем самым, явное или неявное санкционирование использования негативных образцов агрессивного поведения в деятельности отдельных личностей и социальных групп;
– активное распространение манипулятивных технологий формирования установок "свои–чужие", конструирование образа врага, использование языка вражды в СМИ, создание радикальных "сайтов ненависти" в Интернет, основной мишенью которых являются подростки и чувствующие себя социально ущемленными слои населения.
В ходе реализации Программы на основе результатов социологического и социально–психологического мониторинга были выделены тенденции в оценке проявлений нетерпимости в разных сферах жизни (см. рис. 1, 2).
Полученные данные показывают, что наиболее высокий уровень проявления нетерпимости наблюдается в местах стихийного скопления людей: на улице, в транспорте, в общественных местах и местах проведения массовых зрелищ. Отметим, что фактически конкурируют в проявлениях нетерпимости сфера средств массовой информации и сфера семейной жизни. Подчеркнем также, что сфера образования оценивается как сфера наименьшего проявления нетерпимости. Полученные данные свидетельствуют о том, что потенциальные и реальные факторы нетерпимости, являющиеся источниками социальной напряженности, пронизывают разные сферы жизни семьи, общества и государства.
Глобальным фактором, приводящим к увеличению вероятности возникновения социальных рисков и интолерантных установок, является нарастающая в российском обществе гипермобильность населения, приводящая к нарушению социальных дистанций между различными социально–экономическими, этническими, конфессиональными, профессиональными, межпоколенческими группами в разных регионах России. Так, на основе разработок Карельского Центра толерантности и социальной безопасности, организованного в рамках Программы, может быть сделан вывод о том, что миграционная динамика выступает как одна из предпосылок роста гипермобильности даже в относительно спокойном Северо–Западном федеральном округе, что может повлечь за собой непрогнозируемые ранее социальные, межэтнические и межконфессиональные конфликты. Напомним также, что гипермобильность, обусловленная, в том числе, демографическими и миграционными факторами, привела в Австрии и Франции – странах с высоким уровнем доходов населения – к продвижению к парламентской и президентской
власти экстремистских политических лидеров и партий. Отсюда вытекает, что при отсутствии активной идеологической программы конструирования социальных норм толерантности как инструмента политической стабильности в гражданском обществе гипермобильность населения может привести к усилению влияния экстремистских групп разного типа на политической арене России.
Наряду с этими данными повышенного внимания заслуживают исследования СМИ, ценностных ориентации подростков, свидетелей и участников разного рода травмирующих ситуаций, доказывающие, что в современном российском обществе возникают стереотипы восприятия проявлений жестокости, ксенофобии, этнофобии, антисемитизма, мигрантофобии как социальной нормы.
Наиболее явно указанные выше моменты проявляются в жизни социальных групп, находящихся в фокусе повышенного общественного внимания (подростки, мигранты, национальные меньшинства). Так, на основе результатов мониторинга "Проблемы толерантности в подростковой субкультуре" (2003 г.), посвященного исследованию отношения подростков к национализму и экстремизму, различным религиям (в том числе сектам), неформальным молодежным объединениям, выяснилось, что отсутствие у подростков позитивных ценностных ориентиров нередко приводит к тому, что жестокость, экстремизм становятся социальной нормой, а насилие одобряемым способом разрешения различных конфликтов (см. таблицу 1). Отвечая на вопрос о том, какое отношение в современной России распространено к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, подростки на первое место поставили агрессивный национализм (18.6%), затем расизм (17.1%), дискриминацию (16.4%), насилие (14.7), нетерпимость (14.4%), терроризм (13.4%). Только около 2% респондентов считают, что ни одно из перечисленных явлений не распространено по отношению к вышеупомянутым меньшинствам.
Более трети российских подростков считают, что необходимо законодательное ужесточение ответственности за различные проявления национализма, фашизма и экстремизма. Настораживает, что вторым по популярности у подростков вариантом ответа был "экстремистские партии, движения и организации имеют равные права на отстаивание своей идеологии, хотя деятельность подобных организаций запрещена в большинстве демократических государств". Такому ответу отдала предпочтение шестая часть опрошенных. Рядом с ним по рейтингу разместился ответ о необходимости введения запрета на деятельность националистических и экстремистских партий, движений и организаций. В то же время лишь 7 из каждых 100 современных российских подростков считают, что запрет националистических и экстремистских изданий нарушает демократию и свободу слова. Последним по популярности среди школьников оказался ответ о необходимости введения запрета на выпуск националистических и экстремистских изданий. За последний год подобные издания столь прочно вошли в нашу жизнь, что подростки уже не замечают, что их содержание ущемляет права и свободы граждан нашей страны. Показательно высок и процент тех школьников, которым безразлична эта проблема (28.2%). Настораживает также тот факт, что более трети опрошенных подростков относятся с безразличием к любым неформальным молодежным группам, в том числе и к скинхедам. Ответы подростков на эти вопросы всерьез заставляют задуматься о мерах, способных предоставить школьникам адекватную информацию, касающуюся деятельности подобных организаций и выпуска изданий националистического толка, и раскрыть негативные последствия подобной деятельности для будущего страны. Следует особо подчеркнуть, что равнодушное отношение значительной части подростков – тех, кто определит общественную и государственную жизнь нашей страны в недалеком будущем, – к социально опасным проявлениям жестокости и экстремизма, отношение к этим явлениям как к социальной норме является убедительным доказательством необходимости активизации государственной политики в области развития толерантности в стране.
Восприятие различных проявлений социальной агрессии и экстремизма, стереотипов, приводящих к этнофобии и ксенофобии, националистических и расовых предрассудков как социальной нормы связано со все более широким использованием пассивных и активных манипулятивных технологий конструирования образа врага, распространением языка вражды, созданием радикальных сайтов ненависти в СМИ и Интернет (см. рис. 3, 4).
Приведенные факты иллюстрируют необходимость расширения нормативно–правовой базы и создания системы экспертизы, позволяющей дать правовую оценку различным проявлениям жестокости, агрессии и экстремизма. Достаточно вспомнить многочисленные высказывания политиков и общественных деятелей в различных средствах массовой информации, которые осуждались обществом как экстремистские, разжигающие социальную и национальную рознь. Вместе с тем, органы судопроизводства по многим из подобных случаев не возбуждали уголовных и административных дел, ссылаясь на отсутствие объективной процедуры экспертизы, позволяющей дать исчерпывающую оценку подобным фактам деструктивного поведения.
В этой связи особое значение приобретает проблема точных и надежных методов, позволяющих преодолеть субъективность личных мнений и дать достоверную оценку того, является ли то или иное высказывание экстремистским или ксенофобским. Известно, что практика судебной экспертизы по подобным вопросам сталкивается с радикальным несовпадением мнений разных экспертов, привлекаемых для ответа на один и тот же вопрос. Это несовпадение мнений вызвано отсутствием единых достоверных критериев для вынесения такого суждения. Выход из этого юридического тупика возможен двумя путями. Первый из них – это тщательная разработка детальных критериев и практических методических правил экспертизы в подобных случаях, которыми законодатель после доказательного подтверждения адекватности и достоверности применения этих критериев обязывает пользоваться каждого эксперта, привлекаемого для ответа на этот вопрос. Второй путь – применение современных методов компьютерного анализа самих текстов – позволяет вообще обойтись без экспертов. Такие методы позволяют с помощью подсчета выделенных и предварительно апробированных количественных индикаторов тех или иных психологических установок и ценностей достоверно классифицировать текст как относящийся к той или иной категории. Данный комплексный проект направлен на изучение возможностей экспертного и компьютерного методов.
Следует также отметить, что в настоящее время при проведении научной экспертизы текстов СМИ нередко в качестве экспертов привлекают случайных людей, не владеющих теорией и методикой профессионального анализа текстов СМИ на предмет их соответствия и несоответствия требованиям законодательства. В этой связи необходимо раскрыть формулировку требований законодательства к текстам СМИ, а также провести анализ существующей психолингвистической экспертизы таких текстов. Особенно необходима разработка основ психолингвистической экспертизы. Таким образом, реализация Программы предполагает создание теоретических, методических и организационных основ проведения психолингвистической экспертизы текстов СМИ на предмет их соответствия требованиям законодательства о противодействии политическому экстремизму.
В качестве эффективной меры изменения данной ситуации в Программе обоснована необходимость введения государственной психолингвистической экспертизы в систему деятельности органов безопасности, законодательной и исполнительной власти, средств массовой информации, направленной на объективную идентификацию радикальных экстремистских материалов в СМИ и Интернет. Подобная экспертиза повысит эффективность правовых решений при оценке проявлений экстремизма в СМИ.
Наряду с психолингвистической экспертизой в Программе обоснована необходимость распространения гуманитарной экспертизы образовательных программ и учебников; психолого–педагогической экспертизы игровой продукции, в первую очередь, компьютерных игр, нередко провоцирующих деструктивное поведение детей и подростков.
Результаты гуманитарной экспертизы показывают, что в учебниках и образовательных программах история развития человечества, разных стран и цивилизаций преподносится как история конфликтов и войн, что невольно способствует формированию оценки силовых способов разрешения конфликтов как социальной нормы. В связи с этим при проектировании учебников необходимо включить в их содержание фактический материал, демонстрирующий роль сотрудничества, кооперации, взаимопонимания, веротерпимости, миролюбия, диалога в развитии разных культур.
Выделенные на основе результатов социологического мониторинга предпосылки социальной напряженности в обществе, в том числе полученные на основе контент–анализа и интент–анализа СМИ факторы и тенденции стихийного и целенаправленного формирования негативных установок деструктивного поведения, доказывают, что на первый план в Программе выходит задача смены установок интолерантного поведения и преодоления стереотипа восприятия жестокости, агрессии и разных форм экстремизма как социальной нормы. Успешное решение поставленной задачи – необходимое условие формирования установок толерантного сознания на уровне отдельной личности и социальной группы.
Среди основных продуктов программы, обеспечивающих различные формы мониторинга и экспертизы социальной напряженности, в первую очередь могут быть названы следующие:
– В ходе реализации проекта были выделены уровни осуществления мониторинга: местный, муниципальный, региональный, межрегиональный, окружной, федеральный. Мониторинг затронул следующие сферы и структуры: образование, здравоохранение, культура, политика, экономика, общественные организации, государственные структуры, группы повышенного внимания.
– Были разработаны различные методы диагностики и мониторинга социальной напряженности в обществе: система мониторинга мигрантов в регионах с целью преодоления мигрантофобии; модель диагностики параметров толерантности как основа снижения социальной напряженности; мониторинг межэтнического взаимодействия в поликультурных регионах России; методика "Социальное интервью"; методика оценки публикаций газет, позволяющая выявить язык межэтнической конфликтности.
– Разработаны методики осуществления мониторинга, направленные на исследование ситуации в системе образования: методы исследования социально–психологических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста; социально–психологический мониторинг толерантности и интолерантности в подростковой субкультуре; технология осуществления мониторинга латентного этнического молодежного экстремизма; мониторинг межэтнической толерантности в образовательной системе; метод моделирования конфликтных ситуаций и выхода из них в игре.
– Разработаны методики анализа ситуации развития установок толерантного сознания в Российской Федерации. В 53 регионах страны была проведена следующая серия исследований: социологический опрос государственных и муниципальных служащих и жителей регионов о необходимости формирования толерантных отношений в обществе; экспертный опрос руководителей общественных организаций, муниципальных предприятий и учреждений; мониторинг СМИ; экспертный анализ этнических и национальных движений и организаций, конфессиональных объединений, миграционных потоков на территории субъектов РФ, а также законодательных актов и управленческих решений, касающихся вопросов толерантности, принятых законодательной властью и правительствами субъектов РФ за последние два года.
Анализ тенденций мирового общественного развития показывает, что чем выше социальное разнообразие общества, тем острее выступает задача государства как органа поиска согласия в самых разных сферах жизни.
– Проводились социологические исследования общественного мнения по проблемам взаимодействия со СМИ. На каждом этапе выделены наиболее приемлемые формы работы: выполнен контент–анализ публикаций общефедеральных и региональных СМИ с точки зрения практики участия СМИ в формировании установок толерантности в обществе и эффективного проведения акций и кампаний по пропаганде толерантности; осуществлен анализ предназначенных для журналистов отечественных и зарубежных теоретических и научно–методических разработок по проблемам организации и проведения информационных акций и кампаний; в пяти "пилотных" городах (Воронеж, Екатеринбург, Новосибирск, Самара, Санкт–Петербург, Петрозаводск) был проведен анализ акций и кампаний по пропаганде толерантного поведения и противодействия экстремизму в средствах массовой информации; подготовлен и тиражирован видеофильм "Реабилитационная работа с детьми из зон региональных конфликтов и катастроф".
– Часть продуктов Программы предлагает различные методы работы со средствами массовой информации: методика выявления интолерантных текстов в СМИ, формуляр для анализа газетных текстов (Екатеринбург); методика мониторинга интолерантных текстов в печатных СМИ (Санкт–Петербург); методика экспертного анализа СМИ (Москва, Санкт–Петербург, Екатеринбург, Казань, Ростов–на–Дону, Новосибирск, Воронеж); методическое руководство "Рабочие материалы исследования по опознаванию радикальных текстов" (Санкт–Петербург); методика оценки этнической толерантности в СМИ (Москва). Создан банк данных по проблематике Программы, размещенный в Интернет на информационном сайте www.iea.ras.ru/tolerance для журналистов и других заинтересованных пользователей.
– Проведен опрос экспертов, направленный на оценку эффективности акций и кампаний по пропаганде толерантного поведения и противодействия экстремизму.
– На основе полученных данных разработано методическое пособие по организации и проведению акций и кампаний по пропаганде толерантного поведения в средствах массовой информации для преподавателей факультетов и отделений журналистики, организаторов курсов и семинаров по повышению квалификации работников СМИ, а также сформулированы методические рекомендации для работников СМИ.
– Проведена апробация разработанных методик в ходе проведения круглых столов и фокус–групп с представителями российских и региональных средств массовой информации. Собран комплект научно–методических материалов по проблеме "Проведение акций и кампаний по пропаганде толерантного поведения в средствах массовой информации".
– Разработана и апробирована процедура гуманитарной экспертизы образовательных программ и учреждений, предназначенная для использования в процессе лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений, а также для оценки квалификации педагогических и управленческих кадров. Гуманитарную экспертизу прошли 32 учебные программы в 12 образовательных учреждениях разного типа. В сочетании с гуманитарной и психолого–педагогической экспертизой учебников, образовательных программ разных уровней, игровой продукции, в том числе компьютерных игр, различные поведенческие и рефлексивные технологии представляют собой действенные способы формирования установок толерантного сознания, веротерпимости и миролюбия.
– Проведено контент–аналитическое исследование материалов (газетных публикаций, видео– и аудиопередач) общефедеральных и местных средств массовой информации о роли и моделях воздействия СМИ на установки толерантности в общественном сознании.
– Подготовлены методические материалы, направленные на обеспечение сертификации видео– и игровой продукции для детей и на организацию процедуры психолого–педагогической экспертизы продукции для детей как потенциального источника шаблонов агрессивного поведения, страхов и психических отклонений в процессе развития личности.
2. Социокультурные, образовательные и социально–психологические технологии формирования установок толерантного соэнания
В ситуации роста социального разнообразия в обществе образование может выполнять задачу конструирования социальных норм толерантности как политического инструмента обеспечения согласия, гармоничного сосуществования социальных групп с разными интересами, формирования взаимопонимания и доверия в обществе, снижения социальных рисков.
Для достижения этой цели в Программе выделяются несколько типов технологий отсроченного эффекта снижения напряженности в обществе и формирования установок толерантного сознания:
1 тип – образовательные учебные программы, нацеленные на формирование толерантности у школьников и студентов;
2 тип – программы дополнительного профессионального образования, призванные повысить профессиональную компетентность в вопросах формирования толерантных отношений в обществе и противодействия экстремизму, нацеленные на учителей и преподавателей вузов, социальных работников, руководителей разных уровней, работников СМИ, государственных и муниципальных служащих, представителей правоохранительных органов;
3 тип – социально–психологические тренинги, направленные на осознание и изменение негативных социальных установок и формирование установок толерантности у различных социальных групп;
4 тип – социокультурные технологии проведения социальных кампаний, социальной рекламы, коммуникации, направленные на понижение социальной напряженности и формирование установок толерантности в массовом сознании;
5 тип – технологии проведения переговоров в ситуациях социальной напряженности, направленные на непосредственное устранение социальных, межэтнических, межконфессиональных конфликтов.
В данном разделе приводятся данные, иллюстрирующие эффективность разных типов технологий для отдельных личностей и социальных групп.
За истекший период участники Программы разработали 172 учебные программы, охватывающие различные возрастные, профессиональные, этнические группы населения, а также программы социально–психологического тренинга и помощи различным группам риска.
Разработанные и частично апробированные в рамках Программы технологии проведения социально–психологического тренинга толерантности и учебные программы иллюстрируют эффективность поведенческих и рефлексивных технологий формирования толерантности и смены установок, приводящих к разным формам жестокости, насилия и экстремизма (см. рис. 5).
Рис. 5. Эффективность использования технологии социально–психологического тренинга толерантности в различных социальных группах.
Среди продуктов Программы, обеспечивающих внедрение различных социокультурных, образовательных и социально–психологических технологий формирования установок толерантного сознания, в первую очередь могут быть названы следующие:
– В целях обеспечения различных ступеней образования программно–методической продукцией, с учетом специфики разных образовательных учреждений (от дошкольных и школьных до учреждений, обеспечивающих профессиональную подготовку преподавателей и администраторов образования) научными коллективами был разработан и апробирован пакет учебных программ и методических пособий (более 200 наименований), учитывающих психовозрастные и социальные характеристики контингента обучающихся.
– Всего разработано 172 и апробировано 148 учебных программ для разных ступеней образования, в том числе электронный учебник "Толерантные модели поведения в общении и как им научиться", практическое руководство по проведению тренинга толерантности, профилактике и преодолению ксенофобии, методики, разработанные специально для диагностики уровня толерантности, в том числе методика "Индекс толерантности", программа "Вместе учимся толерантности" и многие другие.
– Разработана общая модель квалификационных требований к стандартам образования различных уровней, обеспечивающая выделение параметров толерантности как необходимой характеристики образовательных стандартов – от стандартов общеобразовательной школы до стандартов начального и высшего профессионального образования. На основе этой модели предложены практические рекомендации по проектированию различных ступеней непрерывного образования.
– Разработаны и апробированы две программы психологической помощи жертвам насилия, учитывающие не только физическое, но и психологическое насилие. Программы используются в службах психологической помощи, в региональных психолого–медико–педагогических центрах. Подготовлены практические рекомендации для работников детских комнат милиции, комиссий по делам несовершеннолетних. Данные программы также могут быть использованы для повышения эффективности профилактики детской беспризорности.
– Подготовлено 26 учебно–практических комплексов, в том числе "Навыки обращения с агрессией", направленных на повышение компетентности родителей в вопросах воспитания детей и подростков. Программы тренинга могут быть использованы при подготовке студентов средних и высших педагогических учреждений, социальных педагогов и социальных работников.
– Разработан и апробирован комплекс методик психологического консультирования семей, способствующий созданию атмосферы доверия в межличностных отношениях и преодолению внутрисемейных конфликтов. Рекомендуется использовать данные методики в практической деятельности служб семьи и социальной защиты. Разработана и апробирована образовательная программа "Психологическое консультирование семей с нарушениями в системе внутрисемейных отношений" для специалистов в области психологического консультирования.
– Выделены интегративные подходы к семейному консультированию в кризисных ситуациях: краткосрочное семейное консультирование в кризисных ситуациях, длительное консультирование семей, переживающих кризис.
– Разработаны методологические основы и учебная программа по формированию толерантности для менеджеров социальной сферы.
– Создан пилотный региональный образовательно–методический Интернет–центр толерантности, в котором ведется интерактивное консультирование по проблемам толерантности и реализации образовательных и учебных программ.
– Описан и апробирован комплекс тренинговых программ по развитию мотивации к страхованию; представлен материал, имеющий референтное значение для страховых и рекламных агентств.
– Разработаны и частично апробированы в рамках Программы методики социально–психологического тренинга и учебные программы, иллюстрирующие эффективность поведенческих и рефлексивных технологий формирования толерантности и смены установок, приводящих к разным формам жестокости, насилия и экстремизма (см. рис 6).
– Создана база данных технологий и межпредметных курсов, способствующих преодолению конфликта в ситуации потери смысла и ценностей на уровне отдельной личности, социальной группы.
– Проанализированы социокультурные технологии, используемые социальными партнерами Программы при организации следующих информационных акций и кампаний:
– межрегиональная акция "День гражданских инициатив за толерантность", прошедшая в Москве, Нижнем Новгороде, Санкт–Петербурге, Воронеже, Екатеринбурге, Барнауле, Иркутске, Челябинске, Улан–Удэ, Новосибирске, Калуге, Мурманске, Краснодаре, Клину;
– выставка – акция "ИНЫЕ. ЧУЖИЕ. МЫ?", проходившая в Москве при поддержке "Новой газеты";
– акция "Молодые инвалиды – за равные права и возможности" в Нижнем Новгороде;
– акция "Зажгите свет в душе!" в Барнауле, которая началась с открытия выставки плакатов, несущих семантику толерантного отношения к другим людям, религиям и нациям;
– акция организации "Гражданская информационная инициатива" в Иркутске, направленная на поддержку социальных деревень для детей с ограниченными возможностями;
– акция "Толерантность как норма жизни взрослого гражданина" в Новосибирске.
3. Пилотные центры толерантности и социальной безопасности – организационный и информационный ресурс реализации Программы
Организационной и информационной базой формирования толерантности являются центры толерантности и мониторинга социальной напряженности. В рамках Программы в качестве региональных моделей для организации подобных пилотных центров выступают Карельский центр толерантности и социальной безопасности, Московский центр толерантности и социального партнерства, Ростовский центр толерантности и профилактики экстремизма юга России, Центр толерантности в Удмуртии, Сибирский центр толерантности и социальной безопасности (Томск).
Каждый из этих центров предлагает модели, отражающие региональную специфику и позволяющие проводить успешную адаптацию мигрантов, подростков, представителей различных полиэтнических и поликонфессиональных групп, направленные на формирование установок толерантного сознания.
Особо отметим, что при проектировании пилотных центров толерантности разработчики исходили из установки конструирования культуры толерантности, а не из установки на использование техник разрешения конфликтов. Дело в том, что преобладающая в методологии науки и идеологии многих стран исходная ориентация на конфликт как на базовую модель развития цивилизации и межгруппового взаимодействия явно или неявно порождает оппозиции, столкновения во взаимоотношениях между людьми, различными этническими и религиозными группами. Принципиально иным путем идет разработка моделей центров толерантности, исходной ориентацией которых является установка на конструирование социальных норм толерантности и культуру переговоров, то есть культуру, изначально поддерживающую разнообразие в обществе и нацеленную на поиск продуктивного компромисса между непохожими друг на друга людьми, социальными группами и народами.
Тем самым центры толерантности и практические службы психологической помощи в ситуациях социальной напряженности выступают как центры и службы формирования установок толерантного сознания, а не только разрешения конфликтов. Благодаря этому центры толерантности способны проводить опережающую конструктивную политику формирования толерантности и предупреждения конфликтов, а не реактивную, запаздывающую политику преодоления уже разгоревшихся конфликтов.
Пилотные центры толерантности и мониторинга социальной напряженности участвуют в решении следующих задач:
– проведение социологического и социально–психологического мониторинга социальной напряженности в регионах;
– координация деятельности государственных структур, общественных организаций и общественных движений в целях формирования установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в обществе;
– разработка, реализация и распространение на региональном уровне учебных программ в области поликультурного образования, программ дополнительного профессионального образования, программ тренинга толерантности, программ обучения переговорам в ситуациях социальной напряженности, способствующих улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях между отдельными людьми и между социальными, этническими, культурными, религиозными группами, а также национальными диаспорами;
– внедрение программ научных исследований толерантности и воспитания подрастающего поколения в духе толерантности, уважения прав человека и ненасилия;
– изучение и распространение народных обрядов, ритуалов и традиций, присущих культуре отдельных регионов и способствующих формированию толерантности;
– ведение просветительской деятельности и организации социальных кампаний, в том числе кампании социальной рекламы, направленных на разъяснение принципов толерантности и внедрение норм толерантности в социальную практику;
– поддержка профессионального сообщества (экспертов, консультантов, тренеров, координаторов муниципального уровня), готового к дальнейшей реализации Программы;
– консультирование учителей и родителей по проблемам проявлений социальной и межпоколенческой нетерпимости;
– консультирование и аналитическая поддержка структур законодательной и исполнительной власти, в том числе органов правопорядка, региональных структур МЧС, МВД и социальной сферы, а также общественных организаций, способствующих формированию установок толерантного сознания на уровне отдельной личности, семьи, общества и государства.
Таким образом, в ходе второго этапа Программы апробировано нормативно–правовое обеспечение деятельности пилотных центров толерантности и социальной безопасности. Разработка подобных центров заложила основу создания опорной сети Программы на территории субъектов РФ, которая в перспективе выступает как информационный и организационный ресурс для долгосрочной реализации Программы.
В числе основных продуктов Программы, обеспечивающих развитие деятельности пилотных центров толерантности и социальной безопасности, как организационного и информационного ресурса реализации Программы, приведем следующие:
– Введена служба психологической помощи и социальной адаптации мигрантов в стране на основе деятельности 25 региональных центров помощи мигрантам; осуществлена разработка методических рекомендаций для школьных психологов и социальных педагогов в области образования и социальной практики по проблемам адаптации детей мигрантов и включения их в образовательный процесс.
– Проведен контент–анализ и разработаны карты социальной напряженности России по 6 федеральным округам и 89 регионам.
– Разработана база данных открытого доступа "Толерантность в Российской Федерации", которая состоит из следующих модулей: Реестр осуществленных в последние годы и осуществляемых в данный момент на территории субъектов РФ программ и проектов, направленных на формирование в обществе установок толерантного сознания и обеспечение социальной безопасности; Реестр общественных и государственных организаций, реализующих проекты и программы формирования толерантных отношений в обществе; Реестр законодательных и управленческих решений, принятых в Российской Федерации за последние два года и повлиявших на формирование толерантных отношений в обществе; Реестр национальных и религиозных организаций (групп), существующих на территории субъектов РФ.
– Для обеспечения эффективной деятельности центров толерантности разработаны следующие нормативные документы: положение о региональном центре толерантности и социальной безопасности; положение о совете по толерантности и социальной безопасности; положение об институте экспертизы конфликтных ситуаций; положение о муниципальных и ведомственных координаторах.
– Начата разработка информационных баз данных по этнокультурным диаспорам, конфессиональным организациям; политическим и общественным организациям и содержанию их деятельности; группам социального риска (поддерживающим позицию социального экстремизма), осуществляющим свою деятельность на территории пилотных регионов.
– Организована работа телефона толерантности.
Результаты гуманитарной экспертизы показывают, что в учебниках и образовательных программах история развития человечества, разных стран и цивилизаций преподносится как история конфликтов и войн, что невольно способствует формированию оценки силовых способов разрешения конфликтов как социальной нормы. В связи с этим при проектировании учебников необходимо включить в их содержание фактический материал, демонстрирующий роль сотрудничества, кооперации, взаимопонимания, веротерпимости, миролюбия, диалога в развитии разных культур.
– Подготовлены материалы для страницы консалтинговой службы на сайте региональных центров толерантности.
– Проведено 87 выездных обучающих семинаров по формированию толерантности в 53 регионах РФ.
– Проведены конкурсы социальной рекламы среди студентов и учащихся 34 образовательных учреждений в 12 регионах РФ.
– Разработаны Интернет–сайты по проблемам толерантности и вопросам профилактики экстремизма в пилотных центрах толерантности.
– Создан банк данных "Адреса толерантности", вмещающий 1000 организаций и учреждений – социальных партнеров, реализующих проекты по тематике толерантности и профилактике экстремизма.
– В 37 образовательных учреждениях страны разработаны и апробированы 25 образовательных и учебных программ по подготовке и повышению квалификации государственных и муниципальных служащих, в том числе учебные программы "Формирование навыков толерантного поведения в управленческой коммуникации менеджеров", "Культура организации управленческой деятельности в практике формирования толерантных отношений в обществе".
III. Заключение. О мерах государственной политики формирования толерантности, веротерпимости, миролюбия и противодействия экстремизму в российском обществе
В заключительном разделе приводится система мер формирования государственной политики по проблемам толерантности и противодействия экстремизму, которые предлагается утвердить в протоколе заседания Правительства РФ: "О мерах государственной политики формирования толерантности, веротерпимости, миролюбия и противодействия экстремизму в российском обществе".
В целях масштабного внедрения социальных норм толерантности, веротерпимости, миролюбия среди отдельных личностей и социальных групп, а также в целях снижения социальной напряженности в обществе на базе разработанных в рамках Федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе" в 2001 – 2002 годах научно–методических основ осуществления политики гражданского согласия, налаживания межэтнического и межконфессионального диалога в обществе, методов мониторинга, диагностики и экспертизы массового сознания, технологий проведения кампаний в общественной жизни и средствах массовой информации, учебных программ для всех ступеней и форм образования приступить с 2003 года к реализации следующего комплекса мер:
1. Подготовка ежегодного доклада Президенту РФ "Мониторинг социальной напряженности и прогнозирование социальных рисков в Российской Федерации".
2. Стимулирование общегосударственных программ социальной рекламы, акций и кампаний в общественной жизни и средствах массовой информации, формирующих установки доверия к институтам государственной власти, пропаганды толерантности, противодействия различным формам социальной агрессии, жестокости и экстремизма.
3. Введение государственной психологической экспертизы в систему деятельности органов безопасности и средств массовой информации, направленной на объективную идентификацию радикальных экстремистских материалов в разных формах общественной жизни, СМИ и Интернет.
4. Организация на федеральном, региональном и муниципальном уровнях сети центров толерантности и мониторинга социальной безопасности, направленных на повышение компетентности управленческих решений, предупреждение этнических, религиозных и социальных конфликтов, снижение социальной напряженности, формирование толерантности, веротерпимости, миролюбия у различных групп населения и отдельных личностей.
5. Создание на федеральном, региональном и муниципальном уровнях социально–психологических служб преодоления кризисных ситуаций, направленных на обеспечение социального здоровья общества, помощи жертвам насилия и жестокости.
6. Введение на федеральном и региональном уровнях гуманитарной и психолого–педагогической экспертизы учебников, образовательных программ и игровой продукции, в том числе компьютерных игр, с целью формирования толерантности, веротерпимости, миролюбия и профилактики деструктивных форм поведения.
7. Введение в образовательные стандарты профессиональной подготовки государственных служащих, работников правоохранительных органов, органов управления, средств массовой информации, профессионального педагогического образования программ, обеспечивающих компетентность в вопросах формирования толерантности, веротерпимости, миролюбия и противодействия экстремизму.
8. Разработка и внедрение в программы дополнительного профессионального образования курса "Консультирование и ведение переговоров в ситуациях социальной напряженности" для руководителей разных уровней, представителей правоохранительных органов, работников социальной сферы.
9. Введение в Федеральную целевую программу книгоиздания направления "Формирование толерантности, веротерпимости, миролюбия и противодействие экстремизму"