Российско-германский проект / О проекте
О значении слова Толерантность
толерантность: из латинского tolerare = терпеть, вынести, означает в политике, обществе и социальной этике готовность считаться в сосуществовании людей, наряду с собственным мнением, также с представлениями, мнением, точкой зрения, привычками и поведением других людей. Из этого следует сознательный и законами отрегулированный отказ от преследования отдельных людей или целых групп, жизненные и религиозные принципы которых отличаются от общественного большинства.
В противоречии к программе толерантности стоят такие понятия как:
Предрассудки
Дискриминация
Неприязнь к иностранцам
Ненависть
Антисемитизм
Цензура
Проект толерантности в Екатеринбурге
Когда мой коллега доктор Шрёер в сентябре 2005 г. пригласил меня принять участие в качестве эксперта в проекте «Развитие культуры толерантности в Свердловской области», сначала преобладали сомнения, соглашаться ли с предложением. Язык, страна, ее история и ее люди были мне чужие, современный политический настрой непонятен и тема "Толерантность", с учетом актуальных проблем страны, мне показалась немного академической и натянутой. Кроме того – это обязательно должны быть немцы, которые 60 лет спустя после начатой гитлеровской Германией войны против тогдашнего Советского Союза приезжают в страну, теперь как эксперты по толерантности и демократии?
Первоначальные сомнения исчезли с того мгновения, когда самолет Уральских авиалиний приземлился в Екатеринбурге, и началась работа в мастер-классах. С каждым из в общей сложности 5 посещений интерес и понимание проблем страны возрастали, также, как и прогрессировало взаимное понимание проблем и трудностей процессов реформы в муниципальном и государственном управлении. Это был не всегда легкий, но очень интересный опыт для всех участников.
Следующие принципы разрабатываемой культуры толерантности обсуждались в рабочих группах и пленумах:
Толерантность в обществе предполагает плюрализм в общих ценностных убеждениях.
Ценности, религиозные убеждения и основные принципы действия не устанавливаются абсолютно, а осмысляются на фоне других мнений и убеждений и предоставляются свободному решению людей.
«Быть другим» не является ни в коей мере причиной для санкций, а должно быть признано в демократическом обществе на основе равенства всех людей.
В демократическом воспитании и политическом образовании толерантность поощряется как активная гражданская добродетель и считается признаком правового государства и «живой демократии».
Люди отвечают за свои убеждения и действия, они развивают их путем воспитания и опыта и они несут ответственность за свои убеждения.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, ... Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений... Толерантность — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. (Отрывки из декларации ЮНЕСКО от 16. ноября 1995)
Толерантность становится в плюралистической демократии политической добродетелью. Современные демократии - это плюралистические демократии. Политически и экономически люди влияют через децентрализованные органы и экономические группы интересов на государство. Организации-посредники, частные и добровольные учреждения необходимы, чтобы связать воедино многообразие общественных интересов и иметь возможность влиять на государственную политику. (pressure groups, группы лобби).
Различные теоретические концепции обосновывают и оправдывают плюралистическую демократическую модель:
1) государство следит в роли "арбитра" за соблюдением демократических правил игры всеми общественными группами и отдельными людьми.
2) правительство ведет переговоры и является посредником между различными интересами по принципу «Брать и Давать» (give and take) и устанавливает путем компромисса общее благополучие в обществе.
3) В современных обществах с их разнообразными этническими, религиозными, расовыми, экономическими и региональными группами правительство не может проводить в жизнь интересы только одной группы, а должно принять удовлетворяющий все важные группы компромисс.
4) плюралистическая демократия возникла из-за того, что государство больше не имело средств поддержания власти и политических возможностей содействовать в победе одной из сторон и ее интересам, а должно было стремиться к равновесию между разными интересами и группами. Терпимость в отношении к отличающимся политическими религиозным убеждениям - это «неизбежное зло», которое навязывается обществу, которое не может подавлять инакомыслящих или считает цену за общественное подавление слишком высокой». (Вольфф, стр. 21).
5) Новые теоретические обоснования исходят из положительной оценки плюралистической демократии и видят в ее разнообразии не «неизбежное зло», а шанс, высокое достоинство и форму общества, к которому нужно стремиться.
6) Только в плюралистическом обществе может развиваться толерантность, она должна развиваться и приживаться - т.е. также защищаться. Толерантность следует за девизом «жить и давать жить другим». Она состоит в широком признании права на существование противоположных, конкурирующих интересов (Вольфф, стр. 27).
Литература
Декларация ЮНЕСКО от 16 ноября 1995.
Вольфф, Роберт Пауль, Потусторонний мир толерантности. В: Роберт Пауль Вольфф, Баррингтон Мур, Герберт Маркусе: критика чистой толерантности. Издание Suhrkamp 181, стр. 7-59. Франкфурт-на-Майне 1967