TOLZ.RU

Толерантность / Образование / МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБЩЕНИИ


ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБЩЕНИИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПОДРОСТКОВ) В ПРОЦЕССЕ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ ПСИХОДРАМАТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Создание нормальных, толерантных отношений в классе среди подростков, сплочение группы, образование команды является важным шагом на пути общего повышения эффективности образовательного и педагогического процесса. Особенно эта задача актуальна в настоящее время, когда в результате различных социальных изменений происходит расслоение общества, снижение материального благосостояния отдельных групп населения, миграция и связанные с ней трудности вхождения в другую культуру. При этом часто дети из семей, различающихся своим достатком, этнической принадлежностью, культурными ценностями учатся в одной школе, классе, общаются и взаимодействуют друг с другом. Нередко возникают проблемы, связанные с взаимопониманием, принятием позиции другого, непохожего на тебя, с другими ценностями, возможностями или интеллектуальным уровнем. Слияние двух классов или нескольких классов, приход новых людей в уже сложившуюся группу также является фактором обострения межличностных отношений, сепарации, конкуренции и создания различных группировок в классе, противопоставление "хороших своих плохим чужим". Если групповые процессы носят исключительно спонтанный, неуправляемый характер - сплочение группы, создание команды иногда затягивается на неопределенно долгое время (если вообще когда-нибудь имеет место). Есть факторы, помогающие данному процессу, но есть и препятствующие. Помогает ему то, что в подростковом возрасте растет потребность в групповой поддержке, глубоких эмоциональных контактах, принадлежности к группе, а затрудняет то, что именно в этом возрасте ярко проявляется максимализм, категоричность в суждениях, повышенная чувствительность к оценке своих внешних и внутренних качеств и требовательность к другим, чрезмерная эмоциональность, несдержанность и др. Разобщенность и неприязнь, "силовые" способы решения спорных ситуаций - все это мешает как воспитательному, так и образовательному процессам, поэтому проблема толерантного взаимодействия, общения подростков, их сплочения, образования команды становится крайне актуальной.

Ускорить, а при необходимости - скорректировать процессы групповой динамики, сплочения группы помогает социально-психологический тренинг, в основу которого положены психодраматические технологии, ролевая игра, методы командообразования. Психодраматические техники (Я.Л. Морено) помогут подростку осознать разрушительность интолерантного поведения, дадут возможность побыть на месте "иного", "странного другого", почувствовать, что значит "быть не таким как все", осознать ценность многообразия человеческих характеров и культур. Психодраматические техники и ролевые игры дают возможность получить обратную связь от другого человека, изменить свое общение в сторону толерантности. Кроме того, в данном тренинге используются упражнения, целью которых является создание команды, направленные на так называемое "командообразование" (К. Фопель).

Главная цель тренинга: повышение толерантности в общении подростков, рост уровня сплоченности в группе, создание команды.

Целью тренинга является также расширение осознавания, понимания, усиление эмпатийных процессов, коррекция поведения подростков, стабилизация их эмоционального состояния и самооценки.

Задачи тренинга: дать возможность подростку побывать в роли другого человека, усилить процессы идентификации, выработать толерантные формы общения учащихся друг с другом.

Методы, используемые в тренинге: основные психодраматические техники ("дублирование", "обмен ролями", "зеркало", "разогрев", "шеринг"), социометрические процедуры, психогимнастические упражнения и игры, направленные на повышение уровня доверия, сплоченности, создание команды.

Группы тренинга формируются на следующих условиях: закрытость, неразглашение информации, добровольность.

Количество членов группы: 10-12 человек.

Проведение тренинга не требует какого-либо демонстративно-иллюстративного материала. Применение видеозаписи возможно, но не обязательно.

Результатом тренинга следует считать создание команды и изменение нетолерантных паттернов общения и взаимодействия на более толерантные, что выражается в готовности конструктивно и доброжелательно взаимодействовать друг с другом.

Режим работы: два дня по 4 часа.

Технико-методическое оснащение тренинга включает в себя аннотацию к тренингу с указанием основных понятий и явлений, с которыми будет работать группа, а также мини-лекцию "Информация для тренера" (см. Приложение).

Схема интервью-инструктажа с потенциальным участником тренинга.

Интервью, прежде всего, предполагает: 1) общую оценку желания и готовности к групповой работе; 2) оценку выраженности интолерантных паттернов общения (см. опросник); 3) ответы на вопросы участника и корректировку его ожиданий и представлений; 4) краткое описание содержания тренинга, его особенностей, продолжительности, правил; 5) краткий социометрический тест по критерию "с кем бы Вы хотели/не хотели оказаться в одной группе", на основе которого может формироваться группа/группы; 6) оценка значимости для субъекта отношений в данной группе, его статус, желание быть членом сплоченной команды.

Опросник интолерантного общения

(используется на этапе первичного интервью)

1. Есть ли в Вашем классе ученики, по отношению к которым Вы испытываете стойкую неприязнь, обусловленную тем, что они "не такие как все", в силу своих личностных особенностей не соответствуют "уровню" остальных?

Да, нет, затрудняюсь ответить

3. Вы считаете, что таким ученикам не место в вашей группе, классе?

Да, нет, затрудняюсь ответить

4. Есть ли в Вашем классе ученики, которые раздражают Вас своим отличающимся от других поведением, интересами, взглядами, особенностями культурного воспитания?

Да, нет, затрудняюсь ответить

5. Часто ли Вам приходилось морально или физически воздействовать на других людей, чтобы показать им, что они не должны быть "такими"?

Да, нет, затрудняюсь ответить.

6. Вам трудно понять их, представить себя на их месте, почувствовать то, что чувствуют они?

Да, нет, затрудняюсь ответить

7. У Вас возникало желание не ходить в школу из-за сложившихся там отношений неприязни и непонимания между одноклассниками?

Да, нет, затрудняюсь ответить

8. У Вас возникало чувство, что Вас многие в классе, школе воспринимают как "другого" человека не такого как все, что вызывает агрессию с их стороны?

Да, нет, затрудняюсь ответить

9. У Вас возникали мысли, что Вас не любят, не понимают, не принимают в классе?

Да, нет, затрудняюсь ответить

10. Вы часто испытываете чувство одиночества в классе, "вакуум" вокруг себя?

Да, нет, затрудняюсь ответить

10. Вы часто испытываете нервное напряжение и чувство бессилия, связанное с невозможностью что-либо изменить в Ваших отношениях со сверстниками?

Да, нет, затрудняюсь ответить

11. У Вас возникают фантазии, в которых Вы агрессивно, жестоко ведете себя по отношению к какому-либо из Ваших одноклассников?

Да, нет, затрудняюсь ответить

12. У Вас были ситуации, когда Вы чувствовали, что Вас не понимают и отвергают просто из-за того, что Вы в силу материальных трудностей Вашей семьи или ее культурных особенностей не можете быть такими, как все?

Да, нет, затрудняюсь ответить

Обработка результатов опросника предусматривает общее суммирование баллов, полученных при ответе на все вопросы (1 балл за каждый ответ "да"). Вопросы: 1-6,11 выявляют тенденцию интолерантного взаимодействия. Вопросы 7-10,12 выявляют наличный уровень интолерантного взаимодействия.

Анализ полученных результатов, позволяет ориентировочно судить о степени выраженности тенденции интолерантного поведения и наличном уровне интолерантного взаимодействия, общения подростка с другими подростками.

Ответы на вопросы 1-6,11:

0 - тенденция отсутствует или же скрывается;

1-2 -слабо выраженная тенденция;

3-4 - средне выраженная тенденция;

5-7 - высоко выраженная тенденция.

Ответы на вопросы 7-10, 12:

0 -интолерантное взаимодействие отсутствует или же его переживание скрывается;

1-2 ­- слабо и средне выраженное интолерантное взаимодействие;

3-4 - высоко выраженное интолерантное взаимодействие;

5-6 -выраженность интолерантного взаимодействия на критическом уровне.

Структура тренинга

Проведение тренинга занимает 8 часов (2 дня по 4 часа). В то же время тренер должен понимать, что при наличии существенных проблем в группе и невысоком уровне доверия он может работать с группой столько, сколько считает нужным, придерживаясь указанной структуры занятий.

День первый

1. Ознакомление с правилами, основными принципами работы участника группового тренинга.

На этом этапе тренер-ведущий знакомит участников тренинга с основными правилами работы в группе (конфиденциальность, активность, обращение на "ты", высказывание от своего имени о происходящем здесь и сейчас), некоторыми особенностями работы методами психодрамы / ролевой игры (безоценочность, запрет на интерпретации и советы, поддержка протагониста, "меньше слов - больше действий", взаимный обмен чувствами). Кроме того, происходит прояснение групповых и индивидуальных ожиданий относительно форм взаимодействия в группе, режима работы, и т.п.

Задача: информационное обеспечение, устранение неопределенности, и коррекция представлений участников группы.

Цель: подготовка группы к работе на следующих этапах.

2. Знакомство членов группы друг с другом (в случае группы незнакомых участников), самопредъявление и самораскрытие, выполнение "разогревающих" упражнений.

Задачи: познакомить членов группы друг с другом, дать возможность идентифицироваться друг с другом, побудить к самораскрытию.

Цель: создание атмосферы доверия, креативности, безопасности.

На этом этапе должно быть достаточное количество упражнений для того, чтобы участники познакомились и почувствовали себя в безопасности.

Примерные упражнения:

"Пересядьте те, кто...". Стоящий в центре круга (для начала им является ведущий) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает общим признаком. Например, я скажу: "Пересядьте все те, у кого темные волосы" - и все, обладающие этим признаком должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а кто останется в центре без места, продолжает игру.

После выполнения упражнения, ведущий спрашивает у участников: "Как Вы себя чувствуете? Как Ваше настроение?" и т.п.

Задача упражнения: создать атмосферу непринужденного, спонтанного взаимодействия.

Цель упражнения: помочь участникам познакомиться, ближе узнать друг друга.

"Имя". Ведущий предлагает участникам группы встать и по кругу называть свое имя с каким-либо одновременным движением. Группа повторяет имя и движение.

"История имени". Ведущий предлагает рассказать, что значит, имя каждого участника и знает ли он, почему он/она были названы этим именем. Нравится ли оно, подходит ли и т.п.

"Разогрев и элементы дублирования". Ведущий предлагает показать свое состояние движением и звуком. Группа повторяет, а стоящий рядом становится "дублем", несколько раз повторяет движение и звук партнера с целью прочувствовать его состояние. Затем он передает это словами. Партнер может согласиться или скорректировать.

"Идентификация с частью". Ведущий просит членов группы представить себя на место какого-либо предмета, игрушки, одежды и т.п. и рассказать о своем хозяине/хозяйке в "Я" форме. (Например: "Я - любимая музыкальная кассета Виктора, он часто слушает меня. Мой хозяин...и т.п.").

Задача упражнения: отработка техники дублирования.

Цель упражнения: косвенное самораскрытие, рассказ о себе, активизация рефлексивных процессов, спонтанности и креативности.

"Передача предметов по кругу". Ведущий предлагает передавать по кругу какой-нибудь воображаемый предмет или существо. Например: цветок, котенка, очень маленькую бусинку и т.п. Когда круг завершается - предмет меняется.

"Показ животного". Ведущий предлагает участникам группы по очереди показывать движениями и звуками какое­-нибудь животное. Группа повторяет.

Цель упражнений: активизировать спонтанность и воображение.

По окончанию выполнения данных упражнений ведущий просит описать свое актуальное состояние, настроение, дать обратную связь о том, как себя чувствует каждый участник.

"Социометрия в действии" . Ведущий предлагает участникам группы пространственно распределиться. По диагонали комнаты - по степени выраженности какого-либо признака, по отдельным группам - по критерию наличия или отсутствия признака, характеристики). Критерии: самочувствие / уровень энергии, степень готовности к работе, уровень доверия к группе, степень комфортности в группе, наличие братьев, сестер, родителей, и т.п. При объединении в отдельные группы ведущий дает задание обсудить в группах, что для Вас означает "быть...", "иметь...", "чувствовать". Например: что значит, для Вас иметь брата или сестру, как Вы чувствуете себя, будучи единственным ребенком в семье? Наличие дедушек, бабушек в семье. Что это для Вас означает, какие чувства вызывает? Кто часто видит сны, кто нет. Обсудите в группах, что это для Вас значит и т.п.

В начале работы любой участник группы обычно чувствует себя скованно. Снять эту скованность помогает простой рецепт: если человек понимает, кто конкретно из участников группы вызывает у него смущение и может сообщить ему об этом, то ему становится легче. Следующее упражнение основано на этом принципе.

"Работа с незнакомцем". Ведущий предлагает участникам группы по очереди расставить людей в линию по степени знакомства, или по критерию "насколько как вам кажется, вы знаете/понимаете этого человека". После того, как участники выполнили это упражнение, ведущий предлагает объединиться в пару с тем человеком, который оказался самым незнакомым или непонятным. Затем каждому дается 3 минуты рассказать друг другу о трех самых приятных событиях, случившихся за последнее время, и трех - не совсем приятных.

Цель данного упражнения - получить информацию друг о друге, создать атмосферу доброжелательности и самораскрытия.

Задача: "сломать лед недоверия", перейти к иным, более сложным упражнениям.

3. Работа с темой (проблемой).

На данном этапе предусматривается формулировка и подготовка к разыгрыванию ситуаций общения, характеризующихся интолерантными реакциями.

Задача: сформулировать типичные проблемы, связанные с интолерантным общением подростков друг с другом, уточнить формы интолерантного общения, взаимодействия.

Цель: подготовить группу к проработке проблемы в действии.

На данном этапе работы группа формулирует то, как, каким образом происходит интолерантное общение, в каких формах оно выражается и т.п. Кроме того, группа описывает типичные ситуации, в которых интолерантное общение проявляется в полной мере. Ведущий должен учитывать, что ситуации, в которых может проявиться интолерантное общение - это, прежде всего, ситуации выбора и отвержения. Разыгрывание реальных эпизодов на этом этапе групповой работы может вызывать сопротивление, поэтому ведущий предлагает группе ориентировочные темы групповых игр (общее задание, дело, совместное проживание, поход, путешествие, жизнь на необитаемом острове, приглашение на день рождения и т.п., по ходу выполнения которых создает возможности для отвержения части участников), а также упражнения, разминки, предполагающие выбор и отвержение. Например:

"отказ от помощи" - участники разбиваются на группы, одной из групп моделируется ситуация трудного задания, для успешного выполнения которого (на одном из этапов) необходима помощь участников из другой группы. Участники другой группы по очереди находят различные причины, чтобы отказать в помощи.

"выбор друзей" - спонтанно формируются две группы, при этом, каждый участник одной из групп должен выбрать двух "друзей" из другой группы, придумывая, причины отказа для всех остальных. В результате часть участников второй группы не должна получить ни одного выбора.

"полет на воздушном шаре" - группа отправляется "в полет" на воздушном шаре, выбирается маршрут и все необходимое (пища, вода, оборудование и т.п.). По пути возникают аварийные ситуации, требующие выбора: "выбросить за борт" на парашюте или кого-либо из группы ("балласт") или что-то из необходимых вещей.

Цель данных упражнений, ­игр: актуализация проблем участников тренинга, связанных с интолерантным общением.

Задача: дать возможность участникам побыть в ситуации отвержения.

После выполнения ведущий спрашивает участников, как они чувствовали себя в ситуации выбора и отвержения, что для них значило быть выбранным или отвергнутым, как часто в жизни они сталкивались с такой ситуацией и т.п.

4. Работа с протагонистом и вспомогательными "Я".

Этот этап предполагает (при достаточном "разогреве" группы) главного участника (протагониста), выбор ситуации, вспомогательных участников для последующего исследования психодраматическими техниками особенностей интолерантного общения, его деструктивных характеристик.

Задачи: выбрать ситуацию, которая наиболее знакома группе, выбрать протагониста, тема которого наиболее близка остальным участникам группы, помочь ему конкретизировать проблему.

Цель: подготовить протагониста и вспомогательные "Я" к игре.

5. Психодраматическое действие/ролевая игра.

Основной этап работы, на котором с помощью психодраматических техник ("дублирование", "обмен ролями", "зеркало") происходит исследование проблемы в непосредственном действии. На этом этапе возможна (в случае согласия главного действующего лица и группы в целом) видеозапись. Кроме того, по окончанию игры рекомендуется "ротация ролей" - замена протагониста и вспомогательных персонажей и повторное проигрывание ситуации с возможными изменениями и коррективами, связанными с личностными особенностями участников.

Задача: охватить как можно большее количество членов группы, создать идентификационное поле, способствовать процессам эмпатийного понимания, осознать непродуктивность интолерантного взаимодействия, его деструктивный характер.

Цель: дать возможность в действии почувствовать травматичность интолерантного общения, выработать более эффективные стратегии взаимодействия.

6. Обратная связь участников.

На данном этапе важным является безоценочность, не допускаются интерпретации, советы. Участники говорят только о своих чувствах и личном опыте переживания подобных ситуаций.

Задача: дать возможность высказаться каждому из членов группы, протагонисту получить обратную связь-шеринг от вспомогательных персонажей и зрителей.

Цель: расширение осознавания за счет "альтернативных" восприятий и чувств других участников.

7. Завершение работы.

Предусматривает процедуру проверки состояния членов группы, работу по созданию оптимального эмоционального состояния, а также - поддержку членов группы, протагониста.

Задача: получить обратную связи о физическом и эмоциональном состоянии членов группы, информацию об эффективности тренинга.

Цель: создать положительный эмоциональный фон, желание дальнейшей работы с проблемами.

Для завершения работы можно выполнить следующее упражнение.

"Мне нравится". Ведущий предлагает образовать 2 круга: внутренний и внешний. Внешний круг движется, внутренний остается на месте. Находящиеся во внешнем круге высказывают свое впечатление о партнере по внутреннему кругу. Затем говорят те, кто во внутреннем круге. Каждому дается 1 минута Необходимо сказать, что-то хорошее и приятное человеку, начиная с фразы "Мне нравится в тебе". Через 2 минуты внешний круг смещается на одного человека и т.д.

Задача упражнения: дать возможность всем взаимодействовать друг с другом.

Цель упражнения: - снять усталость, создать положительный эмоциональный настрой, повысить уровень доверия в группе.

Следующее упражнение используется для получения обратной связи от участников тренинга.

"Телеграмма". Ведущий предлагает участникам группы написать ему короткое послание - телеграмму из 12 слов, и попытаться ответить на вопросы: Что Вы думаете о прошедшем занятии? Что было для Вас важным? Чему Вы научились? Что Вам понравилось? Что осталось неясным? В каком направлении нам следует продвигаться вперед? Ведущий сообщает, что ему необходимо знать мнение участников для того, чтобы учитывать его в дальнейшем.

"Группа приобретает индивидуальность". На доске мелом (или на листе бумаги фломастерами) члены группы рисуют ее воображаемое "тело", с теми частями, с которыми каждый может себя идентифицировать. Затем каждый член группы подходит к доске и пишет внутри группы ключевое слово - название качества, которое как ему кажется, будет полезным для совместной, групповой работы, а вне "тела группы" - одно качество, параметр, который может помешать эффективной работе группы. Далее члены группы вырабатывают вместе девиз группы, придумывают ей название и знаки отличия и эмблему. Эмблемы позднее рисуются (на заранее подготовленных ведущим бумажных квадратах или кружках) и прикрепляются к одежде членов группы.

Ведущий после окончания упражнения спрашивает о том, как чувствуют себя члены группы сейчас и что они чувствовали во время выполнения.

Цель упражнения: идентификация с группой, групповыми ценностями и качествами, повышение групповой сплоченности.

Задача упражнения: организация группового взаимодействия, диагностика структуры группы.

День второй

1. Обратная связь и "разогрев".

Проверка состояния и готовности группы к работе, выполнение "разогревающих" упражнений, направленных на создание "рабочей атмосферы". Вербализация желаний группы, формулирование индивидуальных запросов.

Задача: повысить общий физический и эмоциональный тонус участников, получить достаточно полную обратную связь относительно событий первого дня.

Цель: привести группу в состояние активации и подготовить к работе на следующих этапах.

Упражнения для "разогрева" группы.

"Гвалт". Ведущий предлагает разбиться на пары. Им даются темы - например "как вы провели сегодняшнее утро? Расскажите свою любимую сказку. Постарайтесь продать партнеру воображаемый продукт или услугу". Время взаимодействия - не больше 3-х минут каждому.

Задача упражнения: дать возможность проявить свою спонтанность и креативность.

Цель упражнения: "зарядить" группу энергией.

"Заплыв". Ведущий предлагает медленно пройтись по ставшей уже привычной комнате, а затем представить, что комната быстро наполнилась водой и Вы проплывает мимо друг друга. Вокруг Вас плавают разноцветные рыбы, растут водоросли и кораллы. Вы поплавали среди всех этих чудес и снова оказались в комнате. Чувствуете себя отдохнувшими, наполненными энергией, веселыми и легкими.

Задача: снять напряжение, повысить настроение.

Цель: помочь участникам группы отойти от привычных ролей за счет работы с воображаемой ситуацией.

Групповая атмосфера характеризуется тем, в какой мере каждый из участников может раскрываться в группе. Следующие упражнения позволяют получить данные об этом.

"Самораскрытие". Ведущий предлагает образовать линию, один конец которой означает высокую готовность к самораскрытию, а другой низкую готовность, неготовность. Участникам предлагается занять места вдоль этой линии, в зависимости от их внутренней готовности к самораскрытию. Ведущий может задать вопрос, что может изменить группа, чтобы работать лучше, чтобы тот или иной участник чувствовал себя более уверенно.

"Степень включенности в группу". Ведущий предлагает встать и выстроиться в одну линию. Он дает команду: "Пусть тот, кто чувствует себя полностью включенным в группу, встанет в одном углу. Тот, кто чувствует себя полностью не включенным, станет в противоположном углу. Все остальные распределяются между этими двумя полюсами, в зависимости от степени включенности. Пусть каждый найдет свое место". Затем ведущий предлагает каждому участнику сказать, что побудило его встать именно на это место и как он относится к решению, принятому другими членами группы. В какой мере, полученный результат, оказался неожиданным для него? Кроме того, ведущий может предложить следующие вопросы для обсуждения: "Что мешает вам чувствовать себя включенным? Что Вы сами можете сделать, чтобы полнее включиться в группу? Каким образом Вам в этом могли бы помочь остальные участники?".

"Удовлетворенность работой группы". Ведущий просит участников показать, насколько они удовлетворены работой группы. Для этого он кладет какой-нибудь предмет в центр комнаты и предлагает стать настолько близко к этому предмету, насколько участник удовлетворен работой группы. После того, как каждый найдет себе место, ведущий просит всех остаться на своих местах и посмотреть, где стоят другие. Затем, необходимо ответить на вопросы: Что участники группы хотят выразить своим местоположением? Как они относятся к позиции других?

"Степень близости". Ведущий предлагает участникам встать возле тех, с кем сейчас, в данный момент они ощущают близость. В результате образуются группы с разным количеством участников. Далее ведущий просит вновь образовавшиеся группы обсудить все то, что сближает их и выработать общий девиз.

Для работы с индивидуальными целями и осознанием личных проблем возможно использование следующего упражнения.

"Пожелания". Ведущий предлагает следующее задание: "Вспомните человека, который как Вам кажется, заинтересован в том, чтобы Вы участвовали в работе нашей группы и ожидает от Вас каких-либо изменений. Это может быть кто угодно. Теперь представьте себе, что этот человек говорит о том, чему, по его мнению, Вам стоит здесь научиться. Сформулируйте для себя его пожелания, выберете из них три наиболее важных. Представьте себе, что он обращается к Вам, сидящему на вашем стуле. Что бы он сказал Вам?

Цели: самораскрытие, формулировка личных целей тренинга, ценностей.

"Магическое "если бы". Члены группы разбиваются на пары и обсуждают следующие вопросы: Если бы ты обладал сверхъестественными способностями, что бы ты сделал в первую очередь? Чтобы ты изменил в этом мире, если бы захотел его улучшить? Представь, что ты уже жил раньше. Кем бы или чем бы ты был?
2. Работа с темой (проблемой).

На данном этапе предусматривается выявление и групповой анализ типичных ситуаций затрудненного общения, связанных с интолерантным взаимодействием. Описание субъектов затрудненного общения с личностными особенностями, вызывающими интолерантные реакции участников группы. (Члены группы описывают личностные качества, характеристики людей, которые вызывают у них стойкое неприятие, интолерантное общение, скрытую или открытую агрессию).

Ведущий может предложить следующие темы групповых игр: "полет на воздушном шаре" (количество участников полета должно быть ограниченно, чтобы сразу вызвать ситуацию выбора и отвержения, кроме того, по пути, шар начинает "падать" и кому-то придется покинуть корзину "на парашюте"); "королевский двор" (ведущему так необходимо участвовать в распределении ролей между участниками, чтобы при этом кому-то неизбежно достались не только высоко статусные роли "принца" или "короля", а роли "слуги", "трубочиста" и т.п.).

Кроме того, возможны следующие упражнения:

"подарок" - моделируется ситуация, когда члены группы дарят друг другу подарки (любые качества, символические замещения дорогих вещей, возможностей и т.п.), при этом часть группы не получает ничего;

"притяжение и отталкивание" - группе предлагается спонтанно невербально взаимодействовать друг с другом, при этом ведущий выбирает нескольких участников, которых следует избегать и информирует об этом всех остальных, по очереди подзывая к себе. (Выбранные "отверженные" участники, в начале, не должны ни о чем догадываться. Им ведущий предлагает, как можно активнее общаться с другими). Задача данных упражнений: смоделировать ситуации выбора, дать возможность членам группы испытать на себе ситуацию группового выбора и отвержения.

Цель: усилить процессы эмпатии и сопереживания, актуализировать индивидуальные проблемы участников группы, пробудить желание их психодраматической проработки.

После выполнения всех упражнений (или каждого из них, в зависимости от эмоционального состояния участников) ведущий задает вопросы, касающиеся того, как чувствовали себя участники в той или иной роли. Были ли у них в жизни такие же ситуации, что они испытывали при этом и т.п.

"Я падаю". Участники прогуливаются по комнате. Неожиданно кто-нибудь, закричав: "Я падаю", начинает медленно опускаться на пол или падать (только вперед!), остальные должны немедленно поспешить к нему на помощь и подхватить его прежде, чем он коснется пола. Как только падающий "спасен" упражнение продолжается дальше. При этом необходимо соблюдать меры безопасности, чтобы не получить повреждений.

Цель упражнения: повысить уровень доверия в группе, актуализировать проблему поддержки

Задача упражнения: организовать групповое взаимодействие, выявить людей нуждающихся в групповой поддержке, дать почувствовать поддержку других людей.

"Мой вклад". Для данного упражнения необходимы цветные нити или полоски ткани. Группа разбивается на несколько подгрупп. Нити, полоски одного цвета раздаются членам этих подгрупп. Каждый из них должен подумать над тем, чем он может быть полезен данной группе, каким своим качеством или навыком он может сделать вклад в совместную работу. Далее участники связывают из нитей одну большую, проговаривая вслух, то чем они могут быть полезны. Когда работа в подгруппе завершена, далее связываются несколько больших нитей в одну общую, символизируя объединение качеств, при этом, снова проговаривается, но уже от имени подгрупп, чем, какими своими качествами и умениями может быть полезна данная подгруппа большой группе и т.п. После окончания упражнения задаются вопросы о том, как себя чувствовали участник во время выполнения упражнения, насколько полезными группе ощущали они себя, как выглядит группа со стороны, сколько в ней людей символизирующих то или иное качество и т.п.

Цель осознание своих наиболее ценных для группового взаимодействия качеств, умений

Задача: сплочение группы, осознание участниками группы как целого.

"Что я люблю в себе". Члены группы разбиваются на пары и по очереди рассказывают друг другу, что им нравится в себе, какое качество, умение они ценят и любят, что находят в себе привлекательным и симпатичным. По окончании упражнения все садятся в круг, и каждый рассказывает группе о партнере.

Цель упражнения: самораскрытие, побуждение к рефлексии, идентификация.

Задача: организовать взаимодействие, направленное на самораскрытие, осознание ценности своих качеств и умений.

Дополнительное упражнение (по желанию ведущего)

Подари подарок . Ведущий предлагает членам группы подарить друг другу вымышленные подарки (это может быть что угодно, какое-то качество, возможность, чувство, предмет и т.п.) Подарок надо описать вербально и показать, обозначить его вручение невербально. Таким образом, каждый член группы получает подарки от всех остальных.

После упражнения ведущий спрашивает о том, как себя чувствуют члены группы, не хотели бы они подарить подарки своим близким и знакомым и другим людям, реально существующим или литературным/кино персонажам и т.п.

Цель: создание атмосферы доверия и принятия в группе, рефлексия качеств потребностей другого, побуждение к психодраматическому воплощению желания повзаимодействовать с другим в фантазийной, "добавочной реальности".

Задача: "раскрепостить" воображение членов группы, дать возможность выразить свое отношение.

3. Работа с протагонистом и вспомогательными "Я".

Выбор главного участника (протагониста), вспомогательных участников для последующего исследования психодраматическими техниками его проблемы интолерантных взаимоотношений.

Задачи: среди возможных желающих, с помощью социометрического голосования ("кто за того или другого протагониста станьте за его спиной") выбрать одного протагониста, в то же время, поддержать тех, кто получил меньше голосов, чтобы стимулировать их желание дальнейшей работы.

Цель: подготовить все необходимое для последующего психодраматического действия или ролевой игры.

4. Психодраматическое действие/ ролевая игра.

Этап работы, на котором с помощью основных психодраматических техник происходит исследование проблемы интолерантного взаимодействия подростков в непосредственном действии. На этом этапе возможна видеозапись и ротация ролей.

Задачи: задействовать при множественном дублировании всех участников группы, способствовать разворачиванию процессов идентификации и эмпатийного переживания, осознать неэффективные формы общения подростков друг с другом.

Цель: дать возможность в действии почувствовать непродуктивность и травматичность интолерантного общения, выработать более разумные стратегии взаимодействия.

6. Обратная связь участников.

Предусматривает безоценочность высказываний. Не допускаются интерпретации, советы. Участники говорят только о своих чувствах и личном опыте переживания подобных ситуаций. Обращается внимание на то, что основным моментом является поддержка протагониста.

Задача: дать возможность высказаться каждому из членов группы, а протагонисту получить обратную связь-шеринг от вспомогательных персонажей и зрителей.

Цель: расширение осознавания за счет "альтернативных" восприятий и чувств других участников группы.

После шеринга возможна групповая дискуссия на тему принятия другого человека, ценности личности другого, ценности разных культур.

7. Завершение работы.

Проверка психо-эмоционального состояния членов группы, выполнение завершающих упражнений, направленных на снятие утомления и создание положительного эмоционального настроя, обмен впечатлениями относительно всей двухдневной работы, оценка эффективности тренинга.

Задача: получение обратной связи о состоянии членов группы, анализ эффективности данного тренинга и формулировка рекомендаций и пожеланий для дальнейшей работы.

Цель: создать положительный эмоциональный фон, желание дальнейшей самостоятельной работы с проблемами.

Завершающие упражнения.

"Важный опыт". Ведущий: "Чтобы нам легче было расстаться друг с другом, мы можем сделать следующий: пусть каждый сосредоточится на том, что он здесь приобрел. Подумайте пару минут над следующим вопросом: В чем состоит наиболее важный опыт, который я приобрел в этой группе и который поможет мне лучше справляться с трудностями повседневной жизни? Закройте глаза и не открывайте их до тех пор, пока не найдете ответ на это вопрос, а затем мне хочется, чтобы каждый поделился тем, что осознал".

Модификацией этого упражнения может быть следующее.

"Чему я научился". Ведущий вешает большой лист бумаги со следующими незаконченными предложениями: "я научился...", "я узнал, что...", "я обнаружил, что...", "я был удивлен тем, что...", мне нравится, что...", "я был разочарован тем, что...", "самым важным для меня было...". Ведущий предлагает подумать над тем, что участники приобрели, работая в группе, и просит каждого вслух закончить неоконченные предложения.

"Двери". Участники группы по очереди выходят в центр, берется за ручку воображаемой двери и со словами: "Я открываю дверь..." называет то, чему он "открывает". Затем он "закрывает" дверь, также называя, чему или кому он закрывает ее. Например: "Я открываю дверь уверенности в своих силах и здоровью, а закрываю - страху и плохому настроению".

Задача: осознание жизненных целей и ценностей, того, что дал тренинг.

Цель: побуждение к изменению, внутренней трансформации.

"Завершить все". Ведущий предлагает перед расставанием подумать над тем, все ли Вы успели сказать друг другу? Может быть, Вы забыли поделиться с группой своими переживаниями? Или есть человек, мнение которого о себе Вы хотели бы узнать? Или Вы хотите поблагодарить кого-либо? Сделайте это "здесь и теперь".

Задача упражнения: дать возможность взаимодействия с теми, кто наиболее значим в данной ситуации.

Цель упражнения: - "завершение гештальта".

Приложение

Аннотация к тренингу с указанием основных понятий и явлений, с которыми будет работать группа.

Поскольку в ходе тренинга его участники сталкиваются с новыми для них понятиями и явлениями, то ведущему целесообразно на первом же занятии коротко познакомить с ними. Наиболее важными являются следующие: "дубль", "дублирование", "действие (психодраматическое действие)", "обмен ролями", "ротация ролей", "зеркало", "протагонист", "психодрама" "сверх реальность".

"Протагонист" - главное действующее лицо, центральная фигура психодрамы. Выбор протагониста обычно происходит в процессе "разогрева" группы, и выражается в том, что человек чувствует готовность исследовать ту или иную свою проблему. Если в результате "разогрева" несколько человек изъявили желание быть протагонистом группе - необходимо сделать выбор. Обычно члены группы, поддерживающие желание того или иного участника стать протагонистом, становятся рядом или за ним, как бы "отдавая свои голоса" за него. Тот участник, который набрал больше "голосов" и становится протагонистом. Тот, кто набрал меньшее количество голосов, получает поддержку со стороны выбиравших его, они говорят ему, почему они сделали это.

"Психодрама" - метод работы с проблемами клиентов, который придумал и разработал Я. Л. Морено. Это исследование жизненных ситуаций посредством их воспроизведения в действии. Психодраматическая сессия состоит из трех частей: "разогрев", "драматическое действие" и "шеринг".

"Шеринг" - поддержка протагониста, когда "бремя его забот" разделяют остальные участники. Они рассказывают о своих чувствах во время того, как смотрели драматическое действие, приводят примеры из своей жизни, воспоминания о которых были актуализированы игрой протагониста, говорят о своих ассоциациях, чтобы показать ему, что он не одинок в своей проблеме. Во время шеринга недопустимы оценки, интерпретации, сравнения, объяснения и прочие действия, которые не могут поддержать протагониста.

"Дубль" - человек, который обычно выбирается протагонистом для того, чтобы он сыграл роль или какой-то аспект протагониста. Протагонисту часто необходимо, чтобы кто-нибудь другой сыграл его роль - осуществил "дублирование". С помощью "вспомогательного Я" протагонисту удается выразить, высказать то, что он сам не решается. При дублировании иногда полезно (для вовлечения участников и активизации работы в группе), чтобы все участники группы попробовали быть дублями протагониста, как бы предлагая ему свое понимание ситуации. На практике это выглядит следующим образом: члены группы по очереди выходят и становятся за спиной протагониста, озвучивая его мысли и чувства. Если они "попадают" - протагонист, соглашаясь, кивает головой или же сам повторяет только что сказанное. Если нет - протагонист говорит "нет" и предлагает свой "вариант". "Обмен ролями" - базовая техника в психодраме. Применяется для того, чтобы протагонист посмотрел на ситуацию с другой точки зрения, глазами другого человека. Позволяет постичь внутренний мир другого человека, исследовать искажения межличностного восприятия. Эта техника опирается на эмпатию. Преимущество ее в том, что внутренний мир другого человека исследуется в действии. После игры желательна процедура "снятия роли".

"Зеркало" - психодраматическая техника, которая применяется в том случае, когда протагонисту необходимо "посмотреть на себя со стороны" и осознать непродуктивность своего общения. Человек, который играет роль протагониста, старается полностью подражать его поведению, словам, интонациям и т.п., пытаясь создать "зеркальное отражение".

Иногда "зеркало" намеренно искажает черты протагониста, чтобы вывести его из состояния спокойствия, эмоционально затронуть, активизировать.

"Ротация ролей" - прием, используемый в ролевой игре, для того, чтобы задействовать как можно большее количество участников. Точно так же как в театре существует несколько составов актеров, занятых в одной пьесе, при ротации ролей другие члены группы разыгрывают те же самые ситуации, по очереди выступая в роли протагониста или вспомогательных персонажей.

"Действие", "психодраматическое действие" - разыгрывание, воспроизведение в действии, когда какая-то ситуация или конфликт после краткого обсуждения "ставится" на сцене. После "разогрева" участникам группы предлагается исследовать в действии конфликты и значимые жизненные ситуации, эпизоды из своей жизни, воспроизводя их на сцене. (Кроме этого, возможно исследование сновидений фантазий, воспоминаний и т.п., "работать" с прошлым, настоящим и будущим. Это то, что называется в психодраме термином "сверх-реальность"). За действием следует шеринг. По мнению Я. Л. Морено повторное воспроизведение травмирующего эпизода не только ведет к инсайту, но и позволяет эмоционально дистанцироваться от события.

Информация для тренера.

Данный тренинг предполагает некоторую предварительную ориентировку тренера-ведущего в проблеме, наличие у него представлений о возможных разыгрываемых ситуациях. Это возможно на основе информации, полученной в первичном интервью.

При интолерантном общении, взаимодействии один из подростков выступает для другого в качестве субъекта затрудненного общения (Лабунская В.А.). Поэтому психодрама / ролевая игра, которая направлена на усиление процессов взаимопонимания, эмпатии, действенную проработку своих чувств и фантазий может оказаться эффективным средством преодоления непонимания и неприязни.

Толерантное взаимодействие, как и любое взаимодействие, состоит из когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. При проведении тренинга ведущему необходимо обращать внимание на, чтобы все эти компоненты в достаточно степени присутствовали в упражнениях и групповых играх.

В работе психодраматическими техниками необходимо обратить внимание на создание атмосферы доверия и самораскрытия в группе. Игра протагониста изначально предполагает высокую готовность к самораскрытию. Нежелание быть протагонистом свидетельствует о сопротивлении, недостаточном уровне безопасности в группе. В таких случаях необходим более длительный "разогрев", длительное взаимодействие. Особенно полезными являются упражнения, включающие невербальные элементы, что помогает участникам косвенным образом преодолевать сопротивление открытому разговору о своих чувствах и проблемах.

Особенности работы с подростками обусловлены тем, что у них еще недостаточно жизненного опыта. Кроме того, им трудно перейти от эмоциональной включенности в игру к ее объективному анализу. Другим препятствием является застенчивость и нежелание заниматься "ребячеством", "детскими играми". Для преодоления всех этих затруднений необходим тщательный подбор упражнений, более длительная работа на фазе "разогрева" и осторожный, достаточно продолжительный анализ ситуаций.

Литература:

1.Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. -Ось-89.-1999

2.Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. - М.: "Универс", 1994.-352с.

3.Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. "Когито-Центр", М., 2001. -250с.

4.Ментс М. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. - СПб: Питер, 2001.- 208с.

5.Фопель К.В. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего.- "Генезис". М., 2000.-253с.

6.Фопель К. Технология ведения тренинга. - Генезис.- М.: 2003.

7.Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. -Генезис.- М.: 2003

8.Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. -Генезис.- М.: 2003

9.Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего. -Генезис.- М.: 2003

10. Веб сайт "А.Я. Психология".

Составитель-разработчик Г.В. Сериков