Толерантность / Образование СОТВОРЧЕСТВО
История, как известно, - память человечества, часть общей нравственности. Каждый мой урок истории - это разговор прошлого с настоящим, это устремление в грядущее.
Точно и очень верно об этом написала ингушская поэтесса Марьям Льянова:
Не все, что тленно, исчезает в Лету, Способна память прошлое вернуть, Кто не предал минувшее забвенью, Тот пролагает в будущее путь!
Свою педагогическую философию хочу выразить одним словом - сотворчество.
Я использую различные формы проведения уроков.
Приведу пример сотворчества: модульный урок. Такое занятие отличает комплексная дидактическая цель, в которой наряду с усвоением новых знаний серьезное значение придается формированию умений самостоятельно извлекать и обрабатывать информацию из различных источников. Содержание урока конструируется из нескольких легко заменяемых блоков информации. Цель работы с каждым блоком четко сформулирована, а ее реализация обеспечивается системой заданий на актуализацию знаний, самостоятельное изучение исторического источника, формулирование и выражение собственного мнения, формирование познавательных и коммуникативных умений, самопроверку, контроль и диагностику развития познавательных способностей учеников.
Можно выделить примерные модели обучения:
усвоение учащимися четко заданного образа; учебно-поисковая деятельность школьников в ее основных разновидностях; познавательный систематический поиск учеников по типу научного исследования; диалоговая деятельность. В рамках модели учебно-поисковой деятельности учащихся наибольшую значимость приобретает работа по осмыслению «альтернативных ситуаций», поскольку ученики не всегда готовы к самостоятельному анализу неоднозначных историко-литературных публикаций, их сознание ограничивается, как правило, уровнем обыденных оценок и суждений.
В обобщенном виде логика работы с «альтернативной ситуацией» на уроке такова: - создание ситуации выбора; - уяснение ее сущности учащимися; - определение критериальной основы для рассмотрения предложенных альтернатив; - анализ и оценка в соответствии с избранными критериями; - аргументированное изложение учащимися своей позиции по рассматриваемой проблеме; - анализ результата работы учителем.
При реализации модели систематического познавательного поиска учащихся по типу научного исследования учитель оказывает помощь ученику при выборе темы будущей творческой работы, учитывая не только личные интересы начинающего автора, но и уровень подготовленности, то есть его реальные возможности.
Сегодня я ориентирую учащихся на анализ проблем на уровне смежных учебных дисциплин, например, история - литература, история - философия и история - мировая художественная культура. Модель диалоговой деятельности предполагает проведение занятий в диалоговых формах. Для этого проектируются ситуационные задачи: выбор решения альтернативных, разрешение проблемных ситуаций, поиск суждений о фактах или явлениях, решение задач, имеющих неоднозначные ответы, выдвижение гипотез.
Платон доказал, что диалог - лучшая форма деятельности по совместному поиску истины, форма сотворчества. Такое понимание полностью отвечает принципам педагогики сотрудничества, где главное место занимают взаимоотношения «учитель - ученик», «ученик - ученик». Сотворчество особенно четко прослеживается на уроке-полилоге. Урок-полилог - это обмен мнениями между людьми, имеющими собственную точку зрения.
В центре всей работы на уроке и при подготовке к нему ставлю ученика. Даже в ущерб занятиям. Главное помочь ребенку научиться ориентироваться в жизни, принимать решения.
Источник: http://press.alledu.ru/publication_print/432/1140
Несколько слов об авторе М.Я. Целлоева - учитель истории из Ингушетии Мадден Целлоева преподает свой предмет уже более 25 лет. Тем не менее она считает, что самосовершенствованию нет предела. Ученики Мадден Яхъяновны становились лауреатами и призерами Всероссийского конкурса «Права ребенка в новом веке», Всероссийского конкурса детских работ «Наш сосед Украина», они пишут исследовательские работы на самые актуальные темы — беженцы, терроризм. Почему? Они хотят, чтобы в нашей стране не было ни того, ни другого явления.
Решая проблему межкультурного диалога, Мадден Целлоева просто одела десятиклассников в национальные костюмы своего народа. Познание другого человека через погружение в его жизнь. Этот прием сегодня кажется настолько банальным, что использовать его напрямую уже мало кто решается. А зря. В краеведческих музеях больших и малых городов средней полосы России полно не менее красивых русских костюмов. И как жаль, что большинство русских детей, их родителей да и учителей мало что знают о своих традициях.
— У нас в Назрани и праздник русского костюма в школе проводят! — говорит Мадден Яхъяновна. — Надеваем сарафаны, разучиваем песни. А как еще понять душу братского народа? Лучше один раз увидеть... Можно целый год лекции о народах Коми читать, но вот увидит горец те же валенки и поймет, что за ними стоит целый мир, похожий и непохожий на его собственный.
|