Российско-германский проект / Власть и гражданское общество
ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ВЗАИМООТНОШЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Взаимоотношение населения и правоохранительных органов – одна из характерных для уральского региона объективно существующих сфер толерантных отношений. Правоохранительные органы, в силу специфики своей деятельности, по разному участвуют в формировании этих отношений. Они сочетают в себе как функцию контроля (и принуждения), так и защиты суверенитета государства, чести и достоинства гражданина Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Именно эта обязанность и должна стать приоритетной в деятельности правоохранительных органов.
Законодательство Российской Федерации к правоохранительным органам относит суд, прокуратуру, органы оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия, Министерство юстиции, Министерство внутренних дел, органы налоговой службы, таможенные органы. Эти органы призваны на основе юридически закреплённых норм, в соответствующих формах и на демократических принципах обеспечивать законность и правопорядок, защиту прав и интересов граждан, трудовых коллективов, общества и государства, предупреждать и пресекать правонарушения, применять государственное принуждение или общественное воздействие к лицам, нарушившим законность и правопорядок.
Правоохранительные органы – это система, каждый элемент которой по-своему взаимодействует с населением. В числе этих органов есть два, с которыми граждане общаются наиболее часто. К ним относятся прокуратура и подразделения МВД Российской Федерации, в том числе и общественная милиция. Именно в органы МВД поступает подавляющее большинство заявлений и сообщений о преступлениях и правонарушениях. Именно работники милиции первыми принимают по ним меры реагирования, а значит входят в наиболее плотный контакт с гражданами.
Для обычных граждан органы МВД – это органы правопорядка, по которому граждане судят о правоохранительной системе в целом. Следует признать, что в последние годы заметно возросло количество жалоб на действия её сотрудников. Особое неприятие вызывают у граждан проявления грубости, жестокости, равнодушия к проблемам простых людей, а также коррумпированность. Причины, порождающие эти проявления, разнообразны и, зачастую, объективны. К ним, в первую очередь, следует отнести сравнительно невысокая заработная плата, падение престижа профессии, низкая профессиональная подготовка кадров и другие. В общественном сознании в последнее время пробуждается внимание к проблеме низкой заинтересованности в защите интересов граждан у работников правоохранительных органов.
Особо следует отметить особенности взаимодействия прокуратуры и населения. Одним из наиболее важных направлений её работы является рассмотрение заявлений и жалоб от населения. В соответствии с ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», в органах прокуратуры рассматриваются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушениях законов. По ним применяются меры прокурорского реагирования. Работа по рассмотрению обращений и приёму граждан – составная часть правозащитной функции прокуратуры.
Устные обращения заявителей подлежат регистрации в книге личного приёма, где отражается содержание ответа, если он давался в устной форме. По требованию гражданина, ему направляется письменный ответ. В соответствии с Уголовно-Процессуальным Кодексом РФ прокурор обязан принять и проверить сообщение о любом совершённом или готовящемся преступлении и принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления сообщения. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении прокурор принимает решение о возбуждении уголовного дела или отказе в его возбуждении. Прокурор также рассматривает жалобы на действия (бездействие) и решения органов дознания, дознавателя и следователя.
Участие населения в обеспечении правопорядка. В настоящее время более, чем в 30 регионах России, созданы и действуют различные объединения и формирования граждан в целях оказания содействия органам государственной власти и сил правопорядка (так называемые, народные дружины по охране общественного порядка, народные дружины по охране государственной границы, казачьи формирования и т.п.). Такая практика формирования объединений граждан в отсутствие федерального законодательства основана на законах субъектов Российской Федерации, а в ряде случаев – на распорядительных актах глав местных администраций муниципальных образований.
В Свердловской области подобных нормативно-правовых актов ни органы государственной власти, ни органы местного самоуправления не принимали. Судя по Примерному перечню законопроектных работ Областной Думы ЗС Свердловской области на 2005 год (утверждённому постановлением Областной Думы от 17.12.2004 г., № 1158-ПОД) разработка закона, регламентирующего участие населения Свердловской области в охране правопорядка и в сотрудничестве с правоохранительными органами в этой сфере, в текущем году пока не планируется, хотя указанная проблема становится всё более актуальной.
Непосредственное и активное участие населения в оказании содействия правоохранительным органам в обеспечении порядка, по мнению многих, позволило бы решить следующие задачи:
В связи с этим в настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания РФ группой депутатов (Гудков Г.В., Афанасьева А.Г., Маргелов В.В. и др.) внесён проект федерального закона «Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка».
Законопроект определяет формы участия граждан в обеспечении правопорядка (внештатное сотрудничество, общественные и государственно-общественные объединения), виды и особенности деятельности государственно-общественных объединений, руководство их деятельностью со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, их взаимодействие с правоохранительными органами.
Важно отметить, что в указанном законопроекте впервые в новой истории России на уровне федерального закона предусматривается внештатное сотрудничество граждан с правоохранительными органами и иными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции контроля и надзора в сфере обеспечения правопорядка. Устанавливается, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, при участии правоохранительных органов, создают соответствующие государственно-общественные объединения по обеспечению правопорядка. Актуальность будущего закона требует его серьёзного обсуждения среди специалистов и различных групп населения.
Почти десятилетие делались попытки решить, в какой форме использовать в интересах государства высокое национальное самосознание казачества, которое считается специфическим сословием российского общества. В апреле в Госдуму направлен президентский законопроект «О государственной службе российского казачества». Предполагается, что казаки будут выполнять частично функции правоохранительных органов: борьба с терроризмом, МЧС (ликвидация последствий стихийных бедствий), милиции (охрана общественного порядка) и другие функции. Кроме того, им собираются доверить патриотическое воспитание призывников, подготовку молодежи к военной службе, а также контроль за морально-боевым духом «запасников».
Гражданское общество и правоохранительная система. Одним из путей решения задачи соблюдения прав человека в органах внутренних дел является, в частности, установление контроля за деятельностью правоохранительных органов со стороны гражданского общества.
Система обеспечения законности и правопорядка в обществе сложна, и здесь неправительственные организации могут помочь гражданам понять правила деятельности правоохранительных органов и принципов отправления правосудия, узнать о своих правах и получить помощь в их реализации на практике. Федеральный Закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности», принятый в первом чтении Государственной Думой РФ, после его введения в действие поможет снять многие проблемы, связанные с нарушениями прав и свобод человека.
Другой – встречный процесс – заключается в воспитании у граждан, принадлежащих различным социальным, возрастным и национальным группам, толерантности и уважения к закону и правилам общежития.
При этом очевидно, что в первую очередь необходим решить следующие задачи:
Губернатор и Правительство Свердловской области, осознавая исключительную важность рассматриваемой проблемы, в последние годы предприняли комплекс мер, направленных на искоренение сложившейся в обществе негативной тенденции деградации правосознания граждан.
В частности, в июне 2004 года постановлением областного Правительства (от 07.06.04 г., № 441-ПП) утверждён План организационных мероприятий по правовой пропаганде, направленной на формирование правосознания граждан Свердловской области на 2004 – 2005 годы. В нём кроме основных организационных и пропагандистских мероприятий предусмотрено участие органов местного самоуправления в формировании правосознания населения и профилактике правонарушений. Следует отметить предусмотренные постановлением меры к возрождению движения «Юные друзья милиции» и организации учёбы его актива. Следует также отметить создание Комиссии по правовому воспитанию населения Свердловской области.
Пристальное внимание областного Правительства обращено и на состояние дел в муниципальных образованиях. В марте 2005 года на очередном заседании рассмотрено исполнение постановления (25.10.2004 г., № 1014-ПП) «О состоянии общественного порядка и принимаемых мерах по профилактике правонарушений и формированию правосознания граждан Муниципальном образовании город Ирбит». Сделан критический вывод о том, что в г.Ирбит фактически не были подведены итоги работы участковых уполномоченных милиции за 2004 год, отсутствует программа усовершенствования их деятельности и улучшения связи с населением, не налажена система заслушиваний участковых уполномоченных милиции, не организованы их отчеты на предприятиях и в жилых микрорайонах.
Принято постановление Правительства Свердловской области (от 30.03.2005 г., № 238-ПП) «О состоянии общественного порядка и мерах по профилактике правонарушений и формированию правосознания граждан в Муниципальном образовании город Первоуральск». В нём констатируется, что в известном на всю страну городе с трудовым населением сложилась сложная криминальная обстановка. Администрация муниципального образования предпринимает активные меры, чтобы переломить ситуацию. На реализацию городской целевой программы «Правопорядок» на 2005 – 2007 годы выделяется из городского бюджета значительно больше средств, чем в предыдущие годы. Главой города Первоуральск принято решение о введении должности заместителя главы города по взаимодействию с правоохранительными органами. И главное – принимаются меры к привлечению населения, частных охранных предприятий, общественных организаций к участию в охране общественного порядка.
Практика повышения ответственности правоохранительных органов – первостепенная и насущная задача федеральных и региональных органов власти.