Российско-германский проект / О проекте
О РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКОМ ПРОЕКТЕ И ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ ПРОГРАММ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Формирование культуры толерантности является одним из приоритетных направлений внутренней политики Губернатора Свердловской области как высшего должностного лица государственной власти в регионе. При этом толерантность рассматривается как неотъемлемое качество цивилизованного общества, своеобразного показателя развития таких базовых ценностей как демократия, свобода и права человека. Содержание понятия толерантности трактуется в точном соответствии с Декларацией принципов толерантности, утвержденной резолюцией 5.61 Генеральной Конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. А именно как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве быть различными всех индивидов гражданского общества; обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.
Многовековую приверженность указанным ценностям еще раз подтвердил Президент РФ В.В.Путин в своем Послании Федеральному Собранию РФ 2005 года: «В течение трех столетий мы – вместе с другими европейскими народами – рука об руку, прошли через реформы просвещения, трудности становления парламентаризма, муниципальной и судебной власти, формирование схожих правовых систем. Шаг за шагом, вместе продвигались к признанию и расширению прав человека, к равному и всеобщему избирательному праву, к пониманию необходимости заботы о малоимущих и слабых, к эмансипации женщин, к другим социальным завоеваниям.» В этой краткой характеристике исторического пути России подчеркивается единство фундаментальных оснований развития различных народов и государств. Фактически речь идет о единстве человечества в многообразии народов, национальностей, религий и культур. А такое единство является естественно-историческим фундаментом толерантного отношения человека к представителям других национальностей, религиозных конфессий и т.п. Ведь толерантность и означает признание свободы, равенства и справедливости.
Но эталоны поведения отдельного человека влияют государственные установки, законодательные нормы, в целом принципы государственной политики. Дополнением к этому выступает сила общественного мнения, стандарты культуры. Поэтому очень важно принцип толерантности сделать нормой повседневной жизни каждого человека. Вот почему, говоря о свободе, справедливости и равноправии, Президент РФ В.В.Путин в указанном выше Послании подчеркивает, что «названные принципы должны отражаться в нашей каждодневной практике». Именно в достижении этой цели заключается смысл деятельности и государства и гражданского общества России, каждого ее региона.
В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО, подчеркивается, что конструктивное взаимодействие социальных групп, имеющих различные ценностные, религиозные и политические ориентиры, может быть достигнуто на основе выработки норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия. Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им имеют для многонациональной России особую актуальность. Это обусловлено сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, попытками использования этих конфликтов для смены политического режима, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющихся прямой угрозой безопасности страны. Наиболее рельефно все это проявилось на Северном Кавказе, в всплесках ксенофобии, фашизма, фанатизма и фундаментализма. Эти явления в крайних формах своего проявления находят выражение в терроризме, который, в свою очередь, усиливает деструктивные процессы в обществе.
Противодействовать указанным негативным явлениям можно только на основе единой государственной и региональной политики. На федеральном уровне основы такой политики заложены в Конституции России, Концепции государственной национальной политики Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 15 июня 1996 г. №909), а на региональном – в Указе Губернатора Свердловской области «Об утверждении Основных направлений национальной политики в Свердловской области» (3 сентября 1996 г. № 335), Указе Губернатора Свердловской области «О мерах по реализации национальной политики Свердловской области» ( 23 сентября 2002 года № 618-УГ в редакции от 22.10.2004 № 826-УГ).
Национальная политика в Свердловской области состоит в том, чтобы на основе соблюдения прав человека и признания его высшей ценностью создать всем народам, проживающим на Среднем Урале, условия для их полноправного социального и национально-культурного развития, упрочения их общероссийской гражданской и духовной общности. Эта политика реализуется областными органами государственной исполнительной власти, в первую очередь Правительством Свердловской области, его министерствами. А также областными и муниципальными законодательными и представительными органами, администрациями городов и районов.
Активными субъектами региональной политики являются национально-культурные общественные организации, руководители которых входят в Координационный совет Губернатора Свердловской области. Именно такие объединения национальных меньшинств призваны решать вопросы сохранения своей самобытности, традиций, языка, культуры и развития образования. Кроме того, они играют существенную роль в адаптации вновь прибывающих мигрантов и переселенцев из ближнего зарубежья и стран СНГ.
Таким образом, в Свердловской области сложилось реальное и конструктивное взаимодействие государственных органов и общественных институтов в процессе формирования культуры толерантности. Это обеспечивает бесконфликтное проживание на территории Свердловской области 125 национальностей, деятельность 557 религиозных организаций всех основных российских конфессий.
Толерантное благополучие Среднего Урала получило высокую оценку Европейского Комиссара по правам человека, а также инспекторов ПАСЕ, посещавших Свердловскую область в 2004-2005 годах. Именно значительный положительный опыт Свердловской области в формировании культуры толерантности явился основанием для Европейской Комиссии утвердить в 2005 году российско-германский проект «Развитие культуры толерантности в Свердловской области».
Его участниками являются с немецкой стороны – сенат г.Берлина (руководитель проекта – профессор Б.Йон), с российской стороны – администрация Губернатора Свердловской области (руководитель проекта – заместитель руководителя администрации Губернатора Свердловской области, директор департамента внутренней политики, профессор А.В.Гайда). Основная цель проекта – разработка новых подходов, методов и технологий воспитания толерантности, обеспечения реализации основных прав граждан, предупреждения дискриминационных проявлений, достижения национального и религиозного равноправия.
С германской стороны в проекте участвуют Сенат г. Берлина, Министерство внутренних дел ФРГ, Федеральное Бюро по политическому образованию, Администрация г. Мюнхена, Берлинский институт сравнительных социальных исследований, Федеральный институт по вопросам образования и др.
С российской стороны кроме органов государственной власти в проекте принимают участие ученые и специалисты академических институтов и высших учебных заведений, руководители правоохранительных и судебных органов, представители национально-культурных и религиозных организаций. Среди них Уполномоченный по правам человека в Свердловской области, Институт философии и права Уральского отделения РАН, Уральская академия государственной службы при Президенте РФ, Уральский государственный университет им. А.М.Горького, Уральский гуманитарный университет, Свердловский областной суд, ГУВД Свердловской области и др.
Проведение подобного проекта именно в Свердловской области подтверждает международное признание эффективности внутренней политики Губернатора Свердловской области в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. Очевидно, что выработанные в ходе реализации проекта рекомендации, методические подходы и программы могут быть распространены в других регионах для решения аналогичных задач совершенствования культуры толерантности.
Подготовка настоящего аналитического доклада представляет собой первый этап реализации совместного проекта. Он подготовлен российской стороной при содействии германских экспертов. Авторы доклада выражают благодарность немецким коллегам профессору Б. Йон (Сенат г. Берлина), г-ну М.Пристерат (Министерство внутренних дел Германии), г-ну Х.Шроер (Администрация г. Мюнхена), г-ну Х. Фритцше (координатору проекта), оказавшим содержательную помощь в подготовке настоящего доклада.
Начинается доклад с анализа особенностей федерального и регионального законодательства, являющегося основой формирования толерантного поведения граждан в структуре институтов гражданского общества. При этом показаны как многообразие правовой базы, так и перспективы ее развития.
Далее следует раздел, посвященный реализации основных прав человека, таких как право на труд (включая права женщин), право на предпринимательскую деятельность, право на охрану здоровья, право на свободу слова, право на свободу вероисповедания и т.п. Тем самым раскрываются экономические и социальные аспекты толерантности, анализируются достижения и проблемные зоны в реализации основных прав человека.
В следующем разделе, посвященном анализу толерантности в конкретных сферах, ставится задача сконцентрировать внимание на межконфессиональных и межэтнических отношениях, выявить тенденции миграционных процессов, а также проанализировать взаимоотношения населения и правоохранительных органов.
Таким образом, доклад охватывает все основные сферы, в которых реально реализуется культура толерантности. Эти же сферы являются предметом государственной внутренней политики, реализуемой в Свердловской области. Полученные результаты и выводы позволят сформулировать целостную программу действий государственных органов, национально-культурных общественных организаций, институтов гражданского общества по дальнейшему развитию культуры толерантности.