|
Российско-германский проект / СМИ и толерантность / Материалы и статьи конкурсантов Филипович Людмила «Неудобный подполковник»
НЕУДОБНЫЙ ПОДПОЛКОВНИК
Совет ветеранов МВД в провинции вступился за коллегу, а областной суд – поддержал пенсионеров в погонах В история небольшого и очень провинциального уральского города Камышлова есть уникальный факт- свидетельство высокой гражданской активности населения. О том, как местные купцы- толстосумы с быстрым умом царский указ обошли, написано даже в книге. По плану железная дорога в Сибирь должна была проходить через другой город- Ирбит, в обход Камышлова. Но местные купцы узнали, возмутились, потом посовещались, скинулись тугими кошельками и поехали договариваться к железнодорожным начальникам. И все. Но по сей день « колеса стучат, идут поезда».
Как оказалось, ген активной гражданской позиции передается по наследству. И в Камышлове ветераныМВД буквально потеряли покой, когда их коллегу, 46-летнего подполковника Владислава Шикаева арестовали прямо в госпитале ГУВД Свердловской области в Екатеринбурге и увезли в тюрьму. А когда преемники подполковника выдали ему характеристику по месту требования, то есть в правоохранительные и судебные органы, - ни слова правды, но точь в точь, копия постановления следователя ( о проведении экспертизы на предмет душевной болезни), ветераны возмутились: «На месте подполковника Шикаева может оказаться любой…» На бурном собрании, которое провел камышловский Совет ветеранов МВД в защиту подполковника, ветераны решили представить свою характеристику в органы, добиваться правды в областном суде и обратиться в редакцию «Российской газеты».Все это, не покушаясь на законное разбирательство по делу и тайну следствия. Хотя на самом деле, никакой особой тайны нет. Камышлов – город маленький, где все друг про друга все знают.
Владислав Шикаев в округе человек известный, которого считают образцово-показательным подполковником, с тремя высшими образованиями. Окончил Ульяновское высшее военное командное училище связи, Мордовский госуниверситет ( по специальности историк),Уральский юридический институт МВД России ( юриспруденция).Служил на Дальнем Востоке, в Германии, на Урале. Профессиональный военный в звании майора перешел из армии на службу в МВД и десять лет проработал в милиции. В январе 2003 года, когда он увольнялся с руководящей должности замначальника отдела – начальника группы по кадровой и воспитательной работе ОВД Камышлова, в льготном исчислении выслуга подполковника составила 30 с половиной лет. «За время службы зарекомендовал себя с положительной стороны. Имеет большой практический опыт»,-подчеркнул в «увольнительной» служебной характеристике замначальника управления кадров ГУВД Свердловской области полковник Андрей Командин. Благодарность Президента РФ Владимира Путина «за самоотверженность и отвагу, проявленные при защите Отечества», получил подполковник Владислав Шикаев. Он награжден медалью «За безупречную службу Ш, П степени».О поощрении подполковника ходатайствовали глава администрации, комендант города Аргун и первый заместитель командующего ОГВ от МВД РФ в Чечне за отличную службу и выполнение боевых задач по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона. Благодарственные письма на имя губернатора Росселя прислали председатель Палаты Представителей народного собрания Чеченской республики и глава городской администрации Аргуна. Нагрудным знаком «За отличие в службе» и Почетной грамотой МВД РФ он был отмечен в Моздоке. «За активное участие в раскрытии опасных преступлений, инициативу, находчивость и профессиональное мастерство» подполковник Шикаев был награжден МВД РФ в столице ценным подарком. Геройский, одним словом, был офицер. А теперь- то тюремные нары, то больничная койка. Что же произошло?
27 августа 2004 года около 17 часов 30 минут, говоря казенным языком, по версии следствия «отказался предъявить документы и попытался зайти на территорию закрытого военного городка Еланского гарнизона. Совершил преступления, предусмотренные ст. 318 ч.1,319 УК РФ «применение насилия, не опасного для жизни и здоровья, публичное оскорбление представителей власти при исполнении ими своих служебных обязанностей»( мягко говоря, дрался и использовал ненормативную лексику). По словам Шикаева, он просто шел через КПП, домой, как ходит уже десять лет. В одной руке у него был «дипломат» с документами, в другой –сумка с поклажей. Он не мог ни нападать, ни драться, а ругаться матом за всю службу просто не научился (армейское ведомство связи курирует ФСБ и строго блюдет за нравами, а в милиции он сам воспитывал кадры).
Защитник стал правозащитником. Отслужив три десятка лет в погонах ведомственной системе, подполковник принялся рьяно корректировать ее изъяны. Но система, как известно, монолитна и взять ее приступом – невозможно. Она не поддается, но запросто мнет человека,вновь вставляя в положенные рамки. Отставник Шикаев занялся правозащитной деятельностью. Он активно работал в межрегиональном центре Общероссийского общественного движения «За права человека». Как юрист-правозащитник он боролся против незаконного скачка тарифов ЖКХ в Еланском военном городке, где жила его семья. Там же – за справедливость в очереди на получение жилищного сертификата, откуда он вместе со своей женой Ириной -военным фельдшером был несправедливо выброшен, а потом снова «включен» в список. Дважды баллотировался кандидатом в депутаты, но неудачно. «Принимал активное участие в судебных процессах в качестве общественного защитника, в семинарах и «круглых столах» на темы гражданского общества, «реформы без иллюзий»,- подчеркивает координатор ООД «За права человека» в УрФО Шаклеин. Он разбирался с ситуацией, что на КПП Еланского гарнизона занимаются незаконным бизнесом, собирая деньги за автопарковку и т.д.
Вероятно, в конце концов, не всем его правдоискательство пришлось по вкусу. Что греха таить , в России, любят из-под тишка нарушать законы, а тем более в уральской глубинке увлекаются этим всерьез и надолго. В этой ситуации неудобный подполковник Шикаев был помехой.
- За правду пострадал,-считает майор в отставке, бывший начальник ГАИ Камышлова Анатолий Колобов. И дело-то пустяковое, хулиганка, драку спровоцировали на КПП Еланского военного городка (п-о Порошино), человек восемь на одного, якобы, документов при себе у Шикаева не было. Но он там живет и прописан. Все как облупленного его знают. Представьте, Шикаев роста под два метра, крепкого телосложения, а второй год уже лечится: повредили ему два позвонка, травмировали ногу. Увязли они глубоко в этом деле. Вот и придумали, направить на психиатрическую экспертизу на предмет душевной болезни. Потом признают за «дурку», и все. Ни в правозащитной деятельности, ни в судебных процессах он уже участвовать не будет. Поэтому Совет ветеранов и возмутился, встал на защиту подполковника.
- Выходит, правду искать накладно. Шикаев выиграл несколько судебных процессов как юрист. Он очень положительный и грамотный,-говорит бывший оперативник, капитан в отставке, директор ЧОП «Рысь» Александр Коновалов.
- Владислав Шикаев- человек видный, его трудно не заметить. В общественной жизни он стал играть слишком значительную роль и помешал кому-то. Ему выдали необъективную характеристику, создали надуманную ситуацию, вроде как выполняли чей-то заказ. Совет ветеранов счел своим долгом вмешаться,- комментирует ситуацию подполковник в отставке, бывший начальник криминальной милиции ОВД Камышлова, сейчас глава службы безопасности местного отделения Сбербанка, зампредседателя Совета ветеранов Вениамин Гуляев.
- Очень грамотный юрист, знает все законы, Предан службе. Раньше всех приходил, когда работал в милиции. Часто ночевал прямо в кабинете, сутками пропадал на работе,- отзывается о Шикаеве майор юстиции в отставке Дмитрий Солдатов.
… В экстремальных условиях люди проявляют себя по-разному. Но, несмотря на все, что пришлось пережить за последние полтора года, подполковник Шикаев не изменился, не ожесточился, не озлобился, не замкнулся в себе, не потерял веру и надежду. Когда мы встретились в екатеринбургской «Новой больнице», где он сейчас лечится, Владислав Григорьевич сказал:
- Понятие служить Родине для кого-то это просто высокие слова. Но для меня это смысл всей моей жизни, военной и гражданской.
…Не зря сражался с бездушием камышловский Совет ветеранов МВД. Вопреки прогнозам недоброжелателей и определенному давлению, судебная коллегия по уголовным делам Свердловского областного суда признала незаконным арест подполковника Шикаева.
За комментариями мы обратились к юристу. Почетный адвокат РФ, заведующий адвокатской конторой № 10 Николай Осинцев : Я могу осветить три момента из того дела, в котором участвовал: Шикаеву незаконно оформили принудительный привод, незаконно задержали, незаконно применили меру пресечения в виде заключения под стражу. Почему незаконно в первом, во втором и в третьем случаях? Во-первых, принудительный привод применяется к тем лицам, которые скрываются от следствия, не являются по повесткам. Если причина уважительная, то принудительный привод не применяется: просто у следователя на это нет права. Шикаев находился на стационарном лечении в госпитале ГУВД Свердловской области, где по решению врачей проходил курс лечения. По той же самой причине незаконно задержание. Кроме этого, задержание применяется только к подозреваемым до предъявления к нему обвинения. А Шикаев уже до этого был «привлечен»: вынесли постановление о привлечении его в качестве обвиняемого и допросили в этом качестве.. И это, разумеется, исключало правовую возможность для применения к нему задержания на 48 часов. Но следователь, в нарушение этого закона, его задержал. И у Шикаева сейчас есть основания, чтобы поставить вопрос об ответственности следователя за незаконное задержание. Третье – арест. Шикаев не скрывался от следствия. Буквально незадолго до этого вопрос о применении к Шикаеву меры пресечения в виде заключения под стражу уже рассматривался тем же судом и той же судьей. Судья отказала в удовлетворении ходатайства по применению ареста: ведь не представлено никаких доказательств, что он скрывается от следствия. Но буквально через непродолжительное время тот же самый вопрос рассматривается повторно. И по сути дела по тем же основаниям судья выносит постановление о применении этой меры пресечения. Но закон говорит о том, что повторно рассматривается вопрос о применении меры пресечения- заключение под стражу- только в том случае, если появляются новые основания. В данном случае никаких новых оснований не появилось. Шикаев как лежал в госпитале ГУВД Свердловской области, так и продолжал там лечиться. Ничего нового. Это, так скажем, одна причина, по которой областной суд признал постановление Камышловского районного суда о применении меры пресечения незаконным. И вторая: указывается, что Шикаев скрывается от следствия, не является на следственные действия. И это отражено в определении судебной коллегии областного суда: Шикаев находился на стационарном лечении. Соответственно, причина неявки( если бы его даже вызывали) является уважительной. Не просто болел. Не просто находился на больничном, а на стационарном лечении. И большую тревогу вызывает то, что у нас уже начинают брать под стражу людей со стационарного лечения лечебного учреждения. Это очень нехороший симптом. Это опасный симптом. Я думаю, что этот дурной пример может быть заразителен. Если бы это прошло у них, если бы областной суд не отменил, я думаю, что у многих других тоже возник бы соблазн человека прямо из больницы, с больничной койки, прямо из-под капельницы приехать, забрать, увезти, арестовать. Не взирая на то, что человек страдает серьезным заболеванием, лечится и лечение не доведено до конца. Эти основания были учтены судебной коллегией областного суда, и арест признан незаконным, неправильным, необоснованным. Кстати, наблюдается некая тенденция следователя или вообще следствия к нарушению законов, какая-то склонность к игнорированию закона. Именно в деле Шикаева это и характерно для следствия: склонность к нарушению законов. Есть 20 постановлений судьи Камышловского городского суда Попова о нарушении уголовно-процессуальных законов следователем. Они признаны незаконными. Если на человека возбуждено уголовное дело, если он признан обвиняемым, у него имеются определенные права. В том числе: заявлять ходатайства о проведении тех или иных следственных действий, об истребовании каких-то документов. Шикаев, используя это право, заявляет ходатайства. Но никаких ответов, никакой реакции на его ходатайства со стороны следователя не было. Шикаев был вынужден обращаться в суд и обжаловать их. Во всех 20 случаях ( это немало для одного дела) действия следователя были признаны судом незаконными.
…Все объясняется просто. Но страдает человек. Именно из-за таких манипуляций с законом у подполковника Шикаева то тюремные нары, то больничная койка. Р.С. На днях главный защитник и главный правозащитник страны договорились, опровергая традиционное мнение, что в армии прав тот, у кого звезды больше и кулаки крепче. Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин и министр обороны РФ Сергей Иванов подписали документ, как бы санкционирующий гражданский контроль над вооруженными силами: «Меморандум Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Министерства Обороны РФ о взаимодействии в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан».В российском масштабе высокие руководители договорились. Удастся ли добиться взаимопонимания защитникам и правозащитникам на местном уровне, в Камышлове?
ЛЮДМИЛА ФИЛИПОВИЧ специально для газеты «НАШИ ВЕДОМОСТИ» Камышлов - Екатеринбург
| |