TOLZ.RU

Российско-германский проект / СМИ и толерантность / Материалы и статьи конкурсантов

Владимир Олешко "Профессиональные секреты по-шведски"


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СЕКРЕТЫ ПО-ШВЕДСКИ

Если шведский журналист хочет пройти переподготовку, владелец обязан его отпустить и проплатить дорогу и зарплату за время учёбы. Но закона, обязывающего его это делать нет. «Есть практика такая», – сказал Клас Тор на первом же занятии. Причины нашего удивления он, похоже, даже не понял.

Деятельность Школы журналистской переподготовки в городе Кальмаре финансируют государство и Союз журналистов Швеции. Всё, как рассказывают коллеги, началось с курьёза. 32 года назад министр финансов, решив, что журналисты ничего не понимают в экономике, впервые выделил на это деньги. Но жизнь показала, что обучение – процесс деятельный, а не одноразовая вакцина от чего-то. Уж в журналистике-то точно.

FOJO известна в мире хотя бы потому, что в обучении журналистов-практиков здесь не просто подстраиваются под рынок, но отдают предпочтение анализу реализованных творческих методик, развитию креативности работников масс-медиа. Отдельно взятую технологию, к примеру, борьбы за аудиторию, привлечения её внимания можно освоить за пару недель. Но и всей оставшейся жизни порой не хватит на то, чтобы все-таки сказать новое слово в нашей профессиональной деятельности. Этому нельзя научить, к этому человек приходит через состояния: неудовлётворённости собой, своим творчеством, преломления своего «Я» сквозь призму чужого опыта, разочарования и достижения и т.д. и т.п. Вот почему девиз Школы: учиться нужно прежде всего друг у друга, а когда не хватает конкретных знаний – пригласим эксперта или добившегося профессионального успеха коллегу.

И это очень верно. В творческих профессиях, и в журналистике прежде всего, как мне кажется, надо не учить, а разучать от установок, с которыми порой приходят– бронированными и панцирными, то есть несвободными людьми. Несвободными от стереотипов, коим несть числа, от творческой «зажатости». Установка заработать любым образом (и желательно быстро!) большие деньги – тоже сегодня не редкость. Но ведь наша профессия особая, она, словно линза, многократно увеличивает на газетных страницах или на телеэкране недостатки воспитания или образования конкретного журналиста, неумелость человека и воспроизводит потом эти качества у аудитории. А приобрести состояние внутренней творческой свободы, истинный профессионализм (ведь творчество и есть суть личности) – значит войти, по выражению писателя Андрея Битова, в сердце профессии.

На журфаковских лекциях, семинарах практиков у нас в России, по себе знаю, преподаватель чаще всего апеллирует к знаниям аудитории. Но ведь знания в информационный век столь объемны и многомерны, что тот же университет должен не столько учить чему-то, сколько указывать путь – где это можно взять. А еще задача преподавателя – подключать мотивационную сферу, если хотите – этически просвещать и программировать поведение личности журналиста на истинно творческую деятельность в той или иной жизненной ситуации. 

Об этом мы тоже дискутировали на занятиях в Кальмаре.

– Сегодня попробуем «воспроизвести» предпочтения обычного читателя, – говорит, к примеру, Клас Тор.

И начинается нечто невообразимое для обычной аудитории студентов или журналистов-практиков: сначала поиск в огромном ворохе журналов иллюстраций, отражающих конкретно ваше сиюминутное внутреннее состояние с дальнейшей рефлексией по этому поводу, затем макетирование «представительской» информационной афиши газеты, способной безусловно привлечь внимание, разработка концепций и кампаний по саморекламе СМИ…

– И всё это не игра, – поясняет тренер. – Новая клиповая культура аудитории требует и от нас, журналистов большего психологизма в творчестве, искусства изобразительности.

Клас – автор двух десятков книг художественно-публицистического характера, а также учебных пособий для студентов и журналистов-практиков. Ему не просто есть, что сказать – среди тех, кто хоть раз пообщался с ним на семинарах, он непререкаемый авторитет. Так вот, Клас убеждён, что в повседневной информационной гонке почти у всех нас собственно креативная составляющая профессии сходит на нет.

– Как дряхлеющие мускулы требуют систематических тренировок, так и журналисты должны попадать время от времени в экстремальные условия жесточайшей творческой конкуренции, работы «на вырост». И обязательно с тщательным, может быть даже излишне «придирчивым» анализом коллег, не хуже вас знающих секреты профессии. И это должно быть созидание, а не абстрактное усвоение лекционного материала или «игра» в творчество.  Сама среда пусть будет лучшим учителем…

Вот почему учебный день в Швеции начинался для нас с «телепрограммы» «Доброе утро, Кальмар», подготовленной всеми без исключения коллегами, а приглашенные преподаватели и гости семинара должны были быть вписаны вами в её контекст. Вот почему одно из первых учебных занятий на тему «Искусство интервью» с шефом местной полиции было нам зачтено на «троечку» с минусом (отметили как удачный лишь один вопрос), зато на других любая шаблонность резала теперь тебе слух, словно фальшивая нота в песне. А сколько до этого было прочитано советов и рекомендаций на эту тему?..

– Здесь, как в столярном деле, – пошутила, помнится, Елена Корнилова. – Пока табуретку своими руками не сделаешь, да подзатыльников от старшого и порцию насмешек от подмастерий не получишь, ремесло нехитрое не освоишь.

Или другое. Журналистское сословие нередко словно зациклено на себе, и, как свидетельствуют социологи СМИ, нередко просто не отражает интересы рядовых читателей. Журналистский дискурс в России тоже известен: больше слов негативной оценки, чем положительной. О плохом в отдельном человеке или людях в целом говорить и писать легче, чем о хорошем. Как учиться всё это изживать в себе? А ты попробуй не среди десятка знаменитостей и всеобще-усреднённых тем, а в повседневности бытия найди адреса добра и человеческого участия. А теперь расскажи читателям историю. А теперь реализуй акцию с их участием…

Вывод простой: журналисту учить читателей, телезрителей быть толерантными, человечными, а также людьми творческими, открытыми к диалогу можно, как это не банально, лишь на собственном примере. Эрик Фихтелиус, автор известного среди журналистов мира бестселлера «Десять заповедей журналистики», заметил как-то, что главные «университеты» он, обществовед по образованию, прошёл, благодаря прежде всего конструктивной критике коллег по профессии. Сегодня он работает на популярном шведском канале круглосуточного вещания «SVT-24». Я ему напомнил об этом высказывании. Эрик улыбнулся:

– А сегодня я прохожу новый «университетский курс», я бы его назвал «курс искусства мирного человеческого сосуществования». Между представителями разных политических взглядов и идеологий. Между поколениями. Между полами, наконец… Наш канал ведёт трансляции со съездов, дискуссий, с различного рода дебатов. Сейчас, например, четыре дня на канале представлен съезд партии консерваторов. А послезавтра начнут дебаты феминистки, формирующие свою партию. Аудитория численно не самая большая, но это именно те, кому интересна политика, кулуары власти, таинство рождения истины, словом, люди неравнодушные. Я и мои коллеги учимся, если хотите, у наших телезрителей этому неравнодушию. Ведь по-настоящему своей люди власть считают лишь тогда, когда имеют возможность влиять на неё. Как вы думаете, какие программы в нынешнем году у нас были самыми рейтинговыми?

– ?..

– Пятисоттысячная аудитория смотрела церемонию похорон Папы Римского. А на втором месте трансляция с процедуры допроса министра культуры в конституционной комиссии. И вообще, всё, что касается обсуждения этических проблем во властных и прочих структурах – открыто для наших трансляций. Общество может своим интересом к практически любому событию подтолкнуть нас к прямой трансляции. Лишь с судебных заседаний нам разрешается писать только звук. У людей есть желание получать информацию по многим вопросам из первых рук, и надо им такую возможность предоставлять. Разве не в этом изначальная роль и предназначение журналистики?..

     
Владимир Олешко