TOLZ.RU

Документы и публикации / АНАЛИТИКА

Проявления расизма, ксенофобии, этнической дискриминации в УрФО


Проявления расизма, ксенофобии, этнической дискриминации

в Уральском Федеральном округе

(июль 2003 г. - август 2004 г.)

«Прямое действие»

На территории Уральского Федерального округа в период с августа 2003 г. по август 2004 г. мониторами МБПЧ отмечалась активная деятельность национал-экстремистских групп. Из общероссийских экстремистских организаций в округе действуют РНЕ, НДПР и движение скинхедов. РНЕ все чаще привлекает в качестве распространителей листовок малолетних. В июне 2004 г. были зафиксированы случаи привлечения к раздаче ксенофобской литературы детей 10-14 лет. Листовки распространялись в непосредственной близости от Дворца творчества юных.

Из местных организаций националистов в Уральском ФО заявляет о себе т.н. Русская национально-культурная автономия (ее головную структуру (незарегистрированную) возглавляет лидер НДПР А.Севастьянов). Местные отделения не ограничиваются националистическими публикациями - в Курганской области, например, при полном сочувствии властей, активисты РНКА имеют все возможности для выражения своих взглядов. Так, председатель организации, издатель газеты «Национальная мысль» В.Попов в своем выступлении 3 июня на собрании представителей национальных общин и СМИ у полпреда президента утверждал, что убийство таджикской девочки в Санкт-Петербурге произошло в результате криминальных разборок между кланами таджикской мафии.

Впрочем, подобные взгляды не мешают Попову сотрудничать с руководителем мусульманской общины области Р.Галиулиным, вероятно на почве совместного антисемитизма. В июне 2004 г. руководитель РНКА В.Попов даже вручил Р. Галиулину почетную грамоту. На том же собрании В.Попов распространял свою газету («Национальная мысль», № 13) с призывом: «Вставай страна Российская, вставай на смертный бой, с нечистой силой темною, с сионскою ордой...». В Челябинске действует местная организация «Русский Урал».

В округе зафиксирован достаточно высокий уровень бытовой ксенофобии. Главным образом речь идет о ненависти к выходцам с Кавказа и Средней Азии. Не последнюю роль в формировании этих взглядов сыграли местные государственные СМИ. В ряде случаев неприязнь местного населения к «пришельцам» коренится в концентрации торговых мест на городских рынках в руках представителей одной национальности (например, в г.Ишиме - армян, в Тюмени - азербайджанцев). 

По степени распространенности национал-радикальных взглядов в Уральском ФО лидирует Курганская область. Систематически по воскресеньям в центре Кургана члены местного отделения РНЕ со свастиками на рукавах ведут агитацию, распространяют листовки и националистическую литературу. Темы листовок постоянно меняются. Если в 2002 г. году курганское РНЕ распространяло исключительно националистические и антисемитские материалы, то в первой половине 2003 г. появились листовки с мистическими «пророчествами Православных Русских святых» («В России исчезнут все расколы и ереси. Евреи из России выедут встречать в Палестину антихриста, и в России не будет ни одного еврея» и т.п.). А в августе начали распространяться листовки-предупреждения с рассказом о «действительных обстоятельствах».

Листовка «Православных судят за веру» (распространяется с апреля) рассказывает о судебном процессе против РНЕ в г.Орел. В ней указан домашний адрес инициатора процесса правозащитника Дмитрия Краюхина, а также имена экспертов и прокурора, участвующих в процессе. Далее повторяется текст листовки о «пророчествах афонских старцев». Еще одна листовка РНЕ - «Русское сопротивление» (расклеивалась на бетонных заборах вдоль железнодорожных путей Кургана) - гласит: «Русское Сопротивление - это сопротивление сионистам, Путину, «Единой России», КНЯЗЮ МИРА, КНЯЗЮ ТЬМЫ». Листовки РНЕ распространялись также в Челябинске[i].

Широко практикуется националистами Урала настенная агитация. Свастики и граффити с ксенофобскими лозунгами регулярно появляются на центральных улицах Челябинска, Кургана, Тюмени и других областных центров. В частности, ксенофобские лозунги и изображения свастики появлялись на стене дома вблизи православного храма в центре Кургана и на задней стороне здания Дворца творчества юных.

В Тюмени экстремистские граффити можно было встретить в районе Дома печати.

Надписи «ННПР· - партия народа» на зданиях в Кургане появлялись и после выборов в Госдуму, что свидетельствует об устойчивом положении этой партии в области. В ряде городов (Курган, Челябинск, Сургут, Екатеринбург, Верхняя Пышма) активно действуют организации скинхедов.

В конце декабря националисты из движения «Русский Урал» направили открытое письмо мэру города В.Тарасову. Авторам не понравился еврейский шестисвечник (менора) на перекрестке проспекта Ленина с улицей Российской. В его зажжении «Русский Урал» видит выход «за рамки конституционного права граждан на свободу вероисповедания».

Закономерным следствием этой истерии стали акции «прямого действия» в отношении тех, кого националисты считают «инородцами».

В декабре 2003 г. Сургуте банда скинхедов из 15-16 человек нападала на выходцев Кавказа и избивала их ногами и железными прутьями. Три человека погибли, еще трое получили ранения.

Националисты из г. Верхняя Пышма, собираясь по пятнадцать-двадцать человек, устраивают драки в автобусах. Их жертвами чаще всего становятся лица кавказской национальности. Впрочем, по свидетельству работников пышменского автопарка, обычно на помощь жертвам приходят пассажиры автобуса, но с каждым разом методы скинхедов становятся все жестче. 17 сентября 2003 г. в Екатеринбурге группой футбольных фанатов был жестоко избит темнокожий ведущий программы «Погода» на областном телевидении Мартин Адамс. При этом те, кто не принимал непосредственного участия в избиении, одобрительно орали: «Россию - русским», «Черные, вон с Урала» и другие расистские лозунги. Телеведущего спасло только то, что у него с собой оказался мобильный телефон, с помощью которого он смог вызвать подмогу.

В Челябинске 05.02.2004 г. неизвестные попытались поджечь здание местной синагоги и еврейскую библиотеку. Злоумышленники кинули в здание синагоги три бутылки с зажигательной смесью, однако, до окна долетела только одна, остальные упали в снег. Еще одну «бомбу» неизвестные забросили в окно библиотеки. Пожар заметили соседи, которым удалось потушить пламя до приезда пожарной бригады.

В ночь с 22 на 23 мая 2004 г. в г. Тюмени неизвестные совершили нападение на синагогу. Четверо молодых людей, подъехавших на автомобиле «Жигули», метнули через невысокий забор бутылку с зажигательной смесью и тлеющим фитилем. Охранник синагоги выбросил «зажигалку» через дверь. Нападавшие попытались повторить вброс, но были отогнаны. Акция фиксировалась на видео. По сообщению руководителя общественного совета синагоги Рафаила Гольдберга, запись передана в правоохранительные органы. 

В офисы национальных общин поступают анонимные звонки с оскорблениями:

неизвестные выражают возмущение по поводу того, что евреи, татары и др. создали свои школы и учат детей родному языку. 

Нападениям экстремистов подвергались также кладбища.

В августе 2003 г. на городском кладбище Челябинска были осквернены более двадцати мусульманских могил. Памятники были повалены, разрушены, исписаны бранными словами и изрисованы фашистскими свастиками. На стене у окраины кладбища вандалы оставили надпись, оскорбляющую религиозные чувства верующих. За последние годы, по словам работников кладбища, столь масштабных актов вандализма не было. Начальник Курчатовского РУВД Челябинска Алексей Алексеев констатировал, что «по горячим следам никого задержать не удалось». Он сообщил также, что на кладбищах района будет организовано ночное дежурство милиции с целью предотвращения новых преступлений.

26.09.2003 г. в г. Тобольске фашистскими свастиками был изрисован камень на месте будущей мечети около Вечного огня. Два камня по соседству - под мусульманский молитвенный дом и под православную часовню - были в торжественной обстановке заложены у Вечного огня в Тобольске в День Победы. Закладной камень христианской часовни не пострадал. В первом полугодии активизировалась деятельность Фонда «Город без наркотиков», созданного несколько лет назад в Екатеринбурге авторитетными бизнесменами. Официально Фонд декларирует необходимость борьбы с наркомафией, но связывает ее успех исключительно с депортацией таджиков, якобы нелегально ввозящих наркотики в область. 10 мая в поселке Широкая речка под Екатеринбургом прошел организованный Фондом митинг, на котором все таджики были названы наркоторговцами и моджахедами. Поводом для митинга послужил инцидент, когда нескольким таджикам предъявили обвинение в изнасиловании. На митинге было оглашено письмо мэру города А.Чернецкому, с требованием выселить всех таджиков и ввести визовый режим с Таджикистаном.

Еще одним результатом деятельности руководителей Фонда - депутата Госдумы Е.Ройзмана и его помощников А.Кабанова и А.Санникова в рамках деятельности Фонда «Город без наркотиков» стало появление в мае доклада «Таджикское нарконашествие: необъявленная война России», размещенного на сайте Фонда и с восторгом перепечатанное оттуда Движением против нелегальных иммигрантов. Основные положения этого доклада: «В 2003 году в России от употребления наркотиков погибло 70 тысяч человек- И убил их таджикский героин- Не верьте вранью про какой-то там «пакистанский» или «афганский» героин. Весь героин у нас имеет таджикское происхождение. Весь до последнего грамма. И везут его к нам именно таджики. Производят сами или закупают у своих соплеменников-таджиков в Афганистане - и везут к нам поездами, КАМАЗами, самолетами- Таджикский героин убивает наших детей, а на «расчищенные территории» переселяются таджики. Пора опомниться, пора перестать трусить и врать. Никакая это не «миграция». Это - оккупация». При этом, в приводимых в докладе источниках (цитатах из СМИ разной достоверности за 1999-2004 гг.) в основном речь идет о наркобизнесе таджикской элиты, но не о массовом участии рядовых таджиков. В результате грамотно проведенной PR-кампании, позиции Ройзмана поддерживают многие горожане. По итогам опроса, проведенного Центром мониторинга и стратегических экспертиз, 80 % горожан одобряют срочный ввод визового режима с Таджикистаном, а 60 % предлагают и вовсе начать депортацию таджиков. Можно отметить также и появление в регионе общин последователей радикального исламизма - т.н. «ваххабитов».

В Екатеринбурге ведется активная пропагандистская работа, постоянно распространяется запрещенная к прочтению «истинно верующими» литература, которая сеет вражду среди конфессий, утверждая, что христиане и иудеи - враги мусульман.

В Первоуральске, по версии представителей «официального ислама», у «ваххабитов» летом действуют тренировочные лагеря.

Ксенофобия в СМИ

Ксенофобские и националистические призывы публиковали на своих страницах как неофициальные национал-радикальные издания, так и подконтрольные местным властям государственные издания. Газеты охотно печатали письма читателей антисемитской и антиамериканской направленности, пропагандировали «национальную русскую идею», использовали «язык вражды». Факты нетерпимости, употребления «языка вражды» отмечались и в эфире региональных телерадиокомпаний.

Самым известным из экстремистских изданий региона является курганская газета «Национальная мысль» (автор и издатель - В.Г.Попов). В ходе думской и президентской предвыборных кампаний именно она активнее других агитировала за «русскую идею» и объединяла усилия местных РНЕ, Народно-патриотической партии России и других националистических движений.

С тех же позиций выступает и областная газета «Новые рубежи Зауралья». Статьи этих изданий во многом перекликаются. Первые страницы газет посвящены теме беспредела властных структур, оба издания обличают «административно-чиновничий фашизм» (НМ) и содержат нападки в адрес Абрамовича и Чубайса. Вторые страницы критикуют «грабительские антирусские реформы» (НМ), проводимые в Курганской области. В антисемитской статье «Новая Хазария» на русской земле» (НМ, октябрь 2003г.) сообщается, что в Ставропольском крае прибывшие из Израиля «500 евреев взяли на 50 лет в аренду земли местных казаков»: «здесь закладывается... ядро будущего поселения жидов в России». На четвертой странице того же номера НМ заявлено: «Народно-патриотическая партия не скрывает, что основная ее задача - вывести нацию из кризиса, народ из апатии, уныния, духовной лености - пробудить его национальное самосознание... национальную гордость», «Те, кому не по нутру национальные интересы России - наши враги». В свою очередь НРЗ в том же октябре 2003г. начала публикация детективного романа «Хранитель Зауралья», разжигающего ненависть к чеченцам и ставящая главной целью прославление П. Федулеева. Несмотря на то, что «фамилии основных действующих лиц изменены», не узнать их курганскому жителю невозможно.

В ноябре 2003 г. «Национальная мысль» печатала инструкции по ведению партизанской войны для организаций Русского национально-освободительного движения (РНОД) с целью «создания русского национального государства, которое встанет во главе всемирной цивилизации». По этой инструкции РНОД необходимы: легальная политическая организация, ее парламентская фракция и нелегальные военные формирования. Финансовое обеспечение этой деятельности станет возможным после «экспроприации всех средств у инородцев-олигархов и их прислужников».

Территориальные штабы должны будут организовать курсы военной подготовки для добровольцев, военно-спортивные клубы и воскресные школы для молодежи. В «среду оккупационного режима» планируется внедрить «агентурную сеть». «Тактика освободительной военно-партизанской войны» базируется на нанесении точечных ударов, деятельности «регулярных партизанских отрядов и групп, которые должны контролировать отвоеванную ими территорию и осуществлять защиту населения, русских предпринимателей от действий оккупационного режима». После провала думских выборов националисты перешли от обличения «мирового сионистского правительства» к критике «бывшего подполковника КГБ Путина» и разоблачению «Швыдких и Абдулатиповых».

В многочисленных публикациях ННПР (в НМ) развивался следующий взгляд на происходящее в стране: «еврейская банда наймитов - Немцов, Гайдар, Хакамада, Явлинский, Чубайс, Ковалев - возвели на престол тех, кто будет их хозяевами, а они у них рабами, а чужеродные и иноземные стражники не позволят им скинуть с себя ярмо раба и рабочей скотины». Не обходилось и без предсказаний: «...славянское быдло под присмотром чужеземных инструкторов можно будет кинуть в мясорубку войны с китайским и мусульманским миром, положив славянское русское мясо в этом горниле войны, где большим призом будет власть над народами мира. Вот что готовит Путин и его сионистская банда».

В мае 2004 г. активно распространялись 12-й и 13-й номера НМ. В 12-м номере Попов обращается к жителям Курганской области с антисемитскими размышлениями о войне, которую ведет против русских людей «хазарская банда»: «Пройдя 7 кругов ада, мы, русские, наконец-то начали прозревать, избавляться от навязанных нам этой бандой интернационалистов каких-то общечеловеческих ценностей... И только еще духовные уроды и безнадежно зомбированные тупицы не видят того, что происходит в России с ее народом и ими самими... Не даром на наш призыв голосовать против всех подставных депутатов и партий, прислужников созданных оккупационной бандой наймитов, нашел поддержку среди тех, кто не хочет быть просто населением и безнациональным электоратом. Придя к избирательным урнам и проголосовав против всех подставных фигур, выставленных нам властью, мы показали, что являемся не просто безмозглым равнодушным электоратом, а Народом, выразившим свой протест существующему оккупационному режиму». В отличие от прошлых призывов к формированию военизированных ополчений, автор предложил новый путь получения власти через «съезд русского народа». Попов предлагает «навести русский порядок» и обещает членам РНКА достойные зарплаты, депутатские и иных должности, материальное благополучие и безопасность. Газета содержит также «Открытое письмо» о недоверии атаману Сибирского казачьего войска.

Далее следует материал «В поддержку русских героев», где суд над скинхедами в Новосибирске назван «целенаправленным геноцидом русского народа» и помещен счет для оказания им поддержки в суде. В другом материале Попов рассказывает об идущем в Мосгорсуде процессе над «великорусскими националистами» А. Семилетниковым, Е. Сержантовым, А. Почукаевым и Е. Лепилиной: «Их судят за то, что они протестовали против политики еврейской мафии, которая сейчас правит Россией, направленной на уничтожение великоросского (русского) народа и на превращение России в колонию международной еврейской мафии с кавказским, китайским, арабским, негритянским населением».

Также Попов обратился к Прокурору Алтайского края Ю. Ф. Параскуну с защитой «ученого-историка» А.А.Прохожего и его книги «Теневой народ» от «нападок сионистов». Попов «считает необходимым» обратиться в суд с иском против «сиониста» С.В. Данилова, обвиняющего А.А. Прохожего в антисемитизме, и привлечь его к уголовной ответственности по ст. 282 УК РФ. В НМ Ѓ 13 первый материал - поздравление с Днем Победы от Атамана Курганского Казачьего Землячества «Казачьего полковника» Попова В.Г. - сопровожден призывом: «Вставай страна Российская, вставай на смертный бой, с нечистой силой темною, с сионскою ордой...» В номере также дается информация о готовящемся «съезде русского и казачьего народа Курганской области».

В материале «Продажа России под крики о русском фашизме» утверждается, что «Найти и наказать бритоголовых штурмовиков требует вся «голубая» жидовствующая либеральная общественность».

Публикация «Казачий крест» (подписано Г.И. Ковалевым) посвящена делу П.Молодилова, обвиняемого в убийстве трех выходцев с Кавказа. Молодилов «по-прежнему не признает за собой вины и повторяет, что убийства совершил «во благо коренных жителей Дона». А «...власть беззакония решила надолго засадить за решетку народного заступника».

С антисемитской статьей «Борьба Сталина с финансовым капиталом» выступила газета Концептуальной Партии «Единение» «Мера за меру» (распространяется в Доме офицеров Тюмени). В ней утверждается, что все значительные события в мире происходят по плану так называемого «Финансового Интернационала», организованного евреями: Гражданская война и Великая депрессия в США, создание «антикоммунистического» Интернационала К.Маркса (Мардохея Маркса Леви), Первая и Вторая Мировые войны, смерть Рузвельта и Сталина.

В феврале 2004 г. городская газета «Курган и курганцы», учрежденная администрацией г. Кургана, рассказала о традиционном месячнике оборонно-массовой, спортивной и патриотической работы и о главном препятствии «делу возрождения величия России» на пути «новых отрядов патриотов».

Ранее в различных СМИ сообщалось о том, что воспитание патриотизма, по крайней мере, среди школьников и частично детсадовцев, заключается в ходьбе строем, изучении военных уставов, стрельбе, игре «Зарница», «ознакомлении с героическими подвигами наших земляков в Афганистане и Чечне», умении подчиняться приказам, стремлении к самопожертвованию во имя Родины.

В статье председателя совета РОСТО Александра Потанина «Дух не вытравить, не убить!» открылось, что «отряды патриотов» должны бороться с мировым империализмом и пятой колонной, находящейся «на самых верхах нашей государственной лестницы».

Журналист газеты «Новый мир» В.Межевикин, разрабатывающий тему «еврейского засилия» на ТВ, обличающий «Швыдких и Абдулатиповых», в публикации от 9 апреля обосновал необходимость усиленного патриотического воспитания призывников вероятностью внешней агрессии. Во многих материалах этой газеты используется интолерантная лексика. «Язык вражды» присутствует, в частности, и в публикации от 08.06.04 г., в которой использованы все журналистские приемы, с тем, чтобы мусульмане и терроризм ассоциировались у читателя в одном ряду.

Главный редактор газеты «Тюмень литературная» Николай Денисов в статье «Американизм обречен» пропагандировал ненависть по отношению к нерусским, в целом, и американцам, в частности: «-куда деть фосфорический блеск в зрачках сванидзь, пылающих ненавистью к русским, к нашей стране?!...Речь они, наследники иуды-Троцкого, ведут вовсе не о проблемах мусульман, Ирака, Саддама, Буша. Пятая колонна готовит «рассейский электорат» к открытой американской оккупации-« - о телеведущих; «Кто это совершает? А потомки африканских рабов, завезенных на американский континент - в цепях, в вонючих трюмах галер и каравелл. А также внуки белых англосаксонских бродяг и воров, проституток, авантюристов и пиратов, недоповешенных на реях, недоутопленных на гремучих якорных цепях. Возвысившихся за счет грабежа земель и народов, за счет скупленных умов и талантов...» - об американцах, предъявляющих претензии к России. Подобные же высказывания содержатся и в других номерах газеты.

Национал-радикальные идеи широко распространяются через интернет-сайты. Так, типичный сайт экстремистской направленности - «Сайт фанатов челябинского футбольного клуба «Зенит», - дает подробную информацию о стычках бритоголовых болельщиков с рэперами и участниками группы White Smoke Clan (Клана белого дыма). Там же по минутам расписана драка в Никольской роще (конец 2002 г.) В разделе «Пресса о нас» вместо спортивных репортажей или интервью помещены статьи из газеты «Челябинский рабочий»: «Время бритоголовых», «Они «чистят» расу». На сайте опубликованы фотографии скинхедов.

Распространение национализма и ксенофобии на территории Уральского ФО отмечалось и в деятельности местных телерадиокомпаний. В сентябре журналистка Т. Андронова (заместитель председателя Курганской государственной телерадиокомпании) пригласила выступить в радиоэфире священника Московской Патриархии о. Михаила. Лейтмотивом его речи стали предупреждения о внешних и внутренних угрозах русским ценностям, заявлялось о пагубности для русских западной цивилизации и менталитета, высказывалось мнение, что с петровских времен все реформы в России направлены на разрушение русских традиций.

В то же время Андронова категорически отказала в предоставлении эфира местным правозащитникам, сославшись на то, что «все необходимые для слушателей материалы мы отражаем в патриотической программе «Ратник». Эта передача рассматривает патриотизм в исключительно военном контексте.

В региональном телеэфире увидел свет четырехсерийный документальный фильм Елены Масюк «Иероглиф дружбы», запрещенный к показу на телеканале «Россия». В официальной аннотации к фильму сказано: «Великая советско-китайская дружба всегда была игрой в одни ворота. Китай никогда не был настоящим стратегическим партнером ни России, ни Советского Союза. Китайский дракон всегда действует в своих интересах. Китайцы постепенно забирают у нас территории, беспрепятственно вывозят природные ресурсы и свободно создают на территории России Чайна-Тауны. Российское государство в ответ дипломатично молчит. Одним словом - «дружба!» В фильме фигурируют эпизоды из истории отношений двух стран: остров Даманский, малоизвестный конфликт в районе озера Жаланашколь, постсоветская китайская миграция на Дальний Восток, поданная в фильме как «экспансия» и т.д. Четырехсерийный проект снимался в течение полутора лет и был закончен в начале этого года.

Из неофициальных источников стало известно, что заказчиком фильма являлась ВГТРК, однако генеральный директор компании Олег Добродеев посчитал, что проект получился слишком субъективным и запретил его трансляцию на канале «Россия». Показать фильм в своем эфире согласились 16 региональных телекомпаний, в том числе две из Уральского федерального округа. В конце мая «Иероглиф дружбы» транслировал челябинский «Восточный экспресс», а в июне - телекомпания «Югра» (программы этого канала могут смотреть не только в Ханты-Мансийском АО и Тюмени, но и в Екатеринбурге, Челябинске, Магнитогорске, Новосибирске, Красноярске и даже во Владимире и на Кубани). Таким образом, региональные компании охватили аудиторию, примерно равную зрительской аудитории ВГТРК. Кроме того, перед компаниями-участниками национальной премьеры были поставлены определенные условия, призванные дополнительно стимулировать интерес к проекту. В частности, показ фильма должен был проходить в прайм-тайм и примерно в одно время: в конце мая - начале июня. При этом фильм запретили прерывать рекламными вставками. 1 июня пермская телекомпания «Ветта» направила в Москву документы с предложением номинировать фильм Елены Масюк на ТЭФИ.

Ни дипломатические круги КНР, ни российские власти не выразили своего отношения к фильму.

Ксенофобские действия региональных властей

Активность национал-экстремистских групп в регионе зависит от позиции местных властей. Это наглядно демонстрирует пример Курганской области. Там местные власти практически не препятствуют экстремистам. До сентября 2003 г. около националистов, раздававших на улицах Кургана свою литературу, дежурили сотрудники правоохранительных органов, которые, однако, никак не препятствовали неофициальным акциям РНЕ. Потом исчезли и они.

«Национальная мысль» № 13 распространялась на совещании у полпреда Президента в Курганской области.

С главным редактором печатного органа Русской национально-культурной автономии - газеты «Национальная мысль» В.Поповым губернатора Кургана О.Богомолова связывают доброжелательные отношения. В апреле 2004 года на собрании представителей национальных меньшинств и религиозных объединений Курганской области О. Богомолов публично поощрил деятельность В. Попова и скрепил пожелания личными объятиями, выразив тем самым солидарность национал-радикальным взглядам.

Важно отметить, что представитель Московского бюро по правам человека в Кургане неоднократно информировал О.Богомолова и его заместителя А.Мазеина о деятельности В. Попова и других националистов региона - чиновникам вручались экземпляры «Национальной мысли», листовки РНЕ и правозащитные доклады. Это, однако, никак не отразилось на активности РНЕ и РНКА, напротив - деятельность последней была включена в планы гособразования.

Фактически, в Курганской области националистические организации остались  единственными, кто может открыто и без всяких последствий для себя, заявлять о своей оппозиции существующей власти.

Несмотря на направленные в органы власти и СМИ материалы, указывающие на активность РНЕ в преддверии дня Победы, СМИ на обращения не отреагировали, власти лишь частично устранили фашистские граффити вокруг центрального района города.

С подачи обладминистрации (а точнее - помощника О.Богомолова по вопросам национальной и религиозных отношений) было заменено руководство мусульманской общины, в результате чего к ее руководству пришел Р.Галиулин. По некоторым данным, именно этот чиновник разработал полуофициальную рекомендацию не допустить роста самосознания национальных меньшинств. По инициативе В.Уфимцева в программы культурного развития Правительства области была включена РНКА. Таким образом, можно говорить о том, что власти фактически покровительствуют националистам. Симптоматично, что именно в Кургане В.Попов собрался проводить съезд русского народа и казачества, одна из целей которого - организация «русской республики» на Южном Урале.

Уже два года прокуратура Курганской области саботирует расследование преступлений, жертвами которых стали чеченцы (в том числе и факт избиения двадцати восьми чеченцев в милиции). Неоднократные обращения правозащитников в Генпрокуратуру формально позволили возобновить расследования, однако, по словам старейшины чеченской диаспоры, на практике в отношении этих преступлений (к которым добавился еще и расстрел предпринимателей братьев Закреевых) никаких следственных действий не проводится.

Сочувствие властей Кургана националистическим взглядам проявилось и в ксенофобской практике сотрудников правоохранительных органов. Так, милиция Кургана и области стала задерживать лиц неславянской внешности на вокзалах перед отправлением поезда с расчетом на мзду.

Школьники Кургана «азиатской национальности» также сообщали о беспричинных нападках милиции (хамство, попытки задержания даже при наличии паспорта) на улицах города.

В Курганской области участились незаконные задержания водителей автомобилей неславянской внешности с целью вымогательства денег. Жалобы на бесправное поведение сотрудников правоохранительных органов приводят лишь к усугублению ситуации и оборачиваются для потерпевших новыми проблемами, вплоть до лишения свободы.

25 мая 2004 г. группа выходцев из Центральной Азии - работников рынка в районе Лесобазы - подверглась преследованию со стороны ОМОНа. Люди в камуфляже и масках погрузили их в автобусы и повезли, не позволив даже захватить с собой куртки (товар), которые впоследствии пропали. Арестованные подверглись жестокому обращению и получили предупреждение, что их дальнейшее нелегальное пребывание в области будет караться. Представители еврейской общины  отмечают непрекращающуюся антисемитскую агитацию в Кургане - помимо настенных лозунгов, призывающих к насилию, в автобусе постоянно разъезжает агитатор, распространяя газеты и убеждая, что евреи виноваты во всех бедах. При этом власти не проявляют никакого желания пресекать подобную агитацию.

В конце июля 2004 г. в штрафном изоляторе исправительной колонии № 2 представители тюремной администрации не оказали помощи заключенным-чеченцам, совершившим акт членовредительства в знак протеста против действий администрации. В то же время заключенные-русские, совершившие аналогичное членовредительство были отправлены в областную больницу УИН. Лишь после шума, поднятого правозащитниками, и организованной ими телефонной атаки на начальника колонии и прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, чеченцам тоже оказали медицинскую помощь. В ряде случаев власти фактически поддерживают деятельность РПЦ по притеснению т.н. «нетрадиционных конфессий».

В Тюмени усилиями РПЦ были сорваны мероприятия, запланированные в связи с приездом на пасхальные праздники протестантского проповедника Дэвида Хасавея. В ответ на расклеенные афиши с призывами в Пасхальную неделю побывать во Дворце спорта на концерте с участием Хасавея газета «Тюменские известия» в большой статье «Пасха: праздник праздников» поместила предупреждение православного священника о.Сергия: «к православию эти концерты никакого отношения не имеют. Протестанты играют, таким образом, на православных традициях, чтобы ввести в заблуждение людей, которые в начале церковного пути далеки от традиций Православия. Зачем к русским людям едет миссионер-гастролер из Англии?.. В прошлые века за посещение всяких еретиков людей отлучали от Церкви, накладывали длительные епитимьи для покаяния. Эти правила Церкви никто не отменял». Между тем, афиши вообще не содержали никакой информации о православии, а Пасхальная неделя в 2004 г. проходит в одни и те же сроки, как для восточных, так и для западных христиан.

Вскоре после публикации администрация Дворца спорта неожиданно расторгла договор аренды и отменила мероприятие, сославшись на предупреждение об угрозе «диверсий», полученное из ГУВД Тюменской области. Пасхальные торжества были перенесены в помещение церкви «Свет миру», но здесь прибывших на проповедь встречали пикетчики из числа общественных и православных организаций Тюмени. Они призывали горожан отказаться от посещения службы и выражали свой протест против визита Хасавея. Второй день богослужений оказался сорван по причине ложного сообщения о заминировании помещения, где шли торжества. Сразу после скандала вокруг проповедей областное управление юстиции начало проверку деятельности тюменской евангельской церкви «Свет миру», её деятельностью заинтересовалась и налоговая инспекция. Ситуация вокруг пасхальных богослужений Д. Хасавея в Тюмени подтолкнула совет глав протестантских церквей России обратиться в российский парламент со своими поправками к законопроекту «О митингах». В документе, подготовленном главами протестантских церквей России, отмечается, что «отсутствие правовой защиты против агрессивных пикетирований со стороны экстремистских группировок - скинхедов, националистов и т.п. - будет способствовать эскалации религиозной нетерпимости - вплоть до срыва богослужений и физического насилия в отношении верующих граждан протестантского вероисповедания». Также Консультативный совет предлагает включить в законопроект положение, согласно которому проведение культовых публичных мероприятий регламентировалось бы Законом «О свободе совести и о религиозных объединениях».

7 апреля 2004 г. архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий на встрече с начальником Главного управления Министерства юстиции РФ по Свердловской области Михаилом Зацепиным обвинил представителей «тоталитарных сект» в сборе разведданных на стратегических предприятиях области.

От имени православия в Тюменской области пропагандируются идеи, несовместимые ни с Конституцией РФ, ни с международными договорами о приоритете прав и свобод человека.

«Сибирская православная газета» поместила беседу с архимандритом Платоном (Игумновым). Католицизм расценивается им как попытка европейцев самоутвердиться в Азии, а потому эта конфессия признается антидуховной. Кроме того, Игумнов заявил: «Человек - как малое дитя... Должны быть какие-то установки сверху, государство должно быть патерналистским, оно должно заботиться о благе людей. Например, Сталин лучше знал, что нужно его подданным».

Другая тенденция - обострение противоречий между мусульманскими организациями региона, вплоть до использования ксенофобской риторики. Еженедельник «АиФ-Сибирь» опубликовал интервью полномочного представителя муфтия Центрального управления мусульман России (ЦДУМ) в Тюменской области Ильдара Зиганшина. По его словам, в Тюменской области существуют более восьмидесяти мусульманских общин, и все они находятся под влиянием ваххабитов, распространившимся с Северного Кавказа. «Экстремисты оттуда первым делом ринулись в Тюмень - к нефти и газу», - сказал Зиганшин. Он заявил также, что 70  % мечетей в Тюменской области построено на арабские деньги.

Между тем, по словам замначальника Управления ФСБ России в Тюменской области Александра Петрушина, «фактов, свидетельствующих о сколько-нибудь серьезной угрозе пропаганды религиозного экстремизма в мусульманских общинах Тюменской области, нет». Он также заметил: «В массовом сознании россиян ваххабизм неизменно ассоциируется с недавними трагическими событиями в Чечне и Дагестане, поэтому при попытке дискредитировать оппонента враждующие религиозные организации используют

это понятие едва ли не как главное орудие». 29.08.2004 г. по инициативе главы Духовного управления мусульман Тюменской области (ДУМТО) Галимзята Бикмулина в тюменской Соборной мечети состоялось собрание представителей мусульманских общин региона. Бикмулин указал на то, что в своем интервью Ильдар Зиганшин объявил практически всех мусульман Тюменской области противниками государства и преступниками. Собрание потребовало от Зиганшина официальных извинений. Не дождавшись никакой реакции, глава ДУМТО написал открытое письмо на имя губернатора Тюменской области Сергея Собянина, копию которого, помимо местных СМИ, получили вице-губернатор Владимир Якушев, спикер Областной думы Сергей Корепанов, главный федеральный инспектор по области Сергей Сметянюк и полпред в Уральском федеральном округе Петр Латышев. В нем глава ДУМТО выразил обеспокоенность по поводу обострения ситуации вокруг ислама в Тюменской области. Отправной точкой скандала Бикмулин считает начало строительства в Тюмени второй Соборной мечети под эгидой ЦДУМ России. По замыслу

организаторов строительства, новый духовный комплекс должен стать самым крупным в Урало-Сибирском регионе и объединить проживающих здесь приверженцев ислама. Однако, как сказано в письме духовного лидера ДУМТО, навязываемое куратором строительства Ильдаром Зиганшиным мнение, будто единственным храмом, способным объединить мусульман и установить в регионе политическую стабилизацию, будет мечеть, которую он намеревается строить, умаляет значение уже существующей с 1996 года Соборной мечети Тюмени, раскалывает мусульманское сообщество и сеет смуту. При этом в ДУМТО выражают недоумение по поводу позиции Талгата Таджуддина, который как муфтий не может не знать, что наличие в одном городе двух соборных мечетей вообще не вписывается в каноны ислама. Между тем, этот скандал уже грозит перерасти в межконфессиональный. Те же самые адресаты, которым было направлено письмо от руководителя Духовного управления мусульман Тюменской области, получили послание за подписью председателя региональной общественной организации «В защиту православной нравственности» Татьяны Гуськовой. В обращении выражена поддержка организации, возглавляемой Галимзяном Бикмулиным. Сообщалось также, что ДУМТО «уже располагает в Тюмени соборной мечетью, которая вполне справляется с удовлетворением духовных потребностей местных мусульман. ЦДУМ во главе с Ильдаром Зиганшиным объективно не может претендовать на строительство в областном центре культовых зданий по размерам, не пропорциональным своему представительству в области». И далее: «считаем эти действия искусственной исламизацией Тюменской области, грубо нарушающей интересы проживающих в Тюмени и области граждан, подавляющее большинство которых относит себя к православию - более 87 %.»

Всячески благоволя РПЦ, власти региона по отношению к мусульманской общественности настроены критически. Политика двойных стандартов обнажилась, в частности, в реакции официальных властей Тюмени на проведение митинга за передачу мусульманам участка под бывшей мечетью на проспекте Ленина, 15. Председатель областного комитета по делам национальностей Алексей Мальчевский заявил: «В октябре перед зданием администрации города состоялся митинг, в котором использовалась исламская символика, религиозные тексты. Интересно, что ни одна централизованная мусульманская организация не заявляла о своем участии в этих действиях. Экстремизм, как мы видим, может проявляться и таким образом. Мы не оставим без внимания ни один из вышеперечисленных фактов, будут сделаны соответствующие выводы и приняты необходимые меры к нарушителям закона». Между тем, акция протеста была санкционирована городскими властями.

Мечеть, заложенная еще в 2000г. году в центре Кургана, так и не построена. Подконтрольная губернатору газета «Новый мир» обвинила лидера Духовного Управления мусульман Азиатской части России, в которое вошла мусульманская община Кургана, в связях со спецслужбами Саудовской Аравии.

Реакция властей

Для руководства большинства субъектов РФ, расположенных на территории Уральского ФО, не свойственны национализм и ксенофобия: высокопоставленные чиновники ни в действиях, ни в своих официальных заявлениях не допускают разжигания национальной или религиозной розни. Исключение составляют власти Курганской области (см. выше). С другой стороны чиновники часто предпочитают ограничиваться «правильными» словами, не предпринимая никаких действий.

Председатель Комитета по делам национальностей администрации Тюменской области А.В. Мальчевский и его заместитель В.В. Хоменко в ответ на предложение представителей МБПЧ провести «круглый стол» по проблемам преодоления ксенофобии, заявили, что «о некоторых вопросах полезно не говорить, а молчать, чтобы не возбуждать граждан».

Не может не вызывать удивления и поведение милиции в Екатеринбурге при расследовании дела об избиении темнокожего журналиста Мартина Адамса. Избиение М.Адамса происходило буквально в 10 метрах от главного управления внутренних дел. При этом милиция не сочла нужным вмешаться до получения звонка о помощи. В дальнейшем уголовное дело было фактически спущено на тормозах. Высказывались подозрения, что причиной этого было участие в нападении родственников влиятельных людей. В Челябинской области сотрудник правоохранительных органов предпочитают сводить к «хулиганству» нападения на почве национальной ненависти[ii]. А пойманные милицией вандалы, осквернявшие памятники и могилы изображением свастики, в подавляющем большинстве случаев отпускались на свободу без привлечения к ответственности.

Надо заметить, что ситуация постепенно меняется к лучшему. Вероятно, поощряющую роль в этом сыграли слова Владимира Путина, назвавшего в декабре 2003 г. «придурками» приверженцев лозунга «Россия для русских!», а также заявление министра внутренних дел Р.Нургалиева 02.02.2004г. о том, что в России действуют группировки, исповедующие фактически фашистскую идеологию, и что борьба с подобными проявлениями станет одной из первоочередных задач МВД. В Златоусте (Челябинская область) мэрия провела ряд акций по привлечению к ответственности активистов РНЕ, что остановило их деятельность - в городе исчезла неонацистская настенная агитация, не распространяются листовки, которые теперь переправляются в Курган. В Ханты-Мансийске за преступления, совершенные на почве ксенофобии, в 2003г. была осуждена группа скинхедов. Их действия квалифицированы судом как «умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, совершенное из хулиганских побуждений по мотиву национальной ненависти и по предварительному сговору». Группа избила пятерых выходцев с Кавказа и Средней Азии. Один из них был забит до смерти. Неформальный глава банды Кирилл Терешкин (1983 г.р.), по прозвищу Борода, был связан со скинхедами Сургута. Он получил семь лет лишения свободы, несколько его сообщников - от четырех до пяти с половиной лет условно. Другие соучастники преступлений не найдены.

В Екатеринбурге против руководителей Фонда «Город без наркотиков», активно эксплуатирующих ксенофобскую риторику (см. выше), по заявлению руководителя таджикского культурного сообщества в Свердловской области «Сомон» Фаруха Мирзоева было возбуждено уголовное дело по ст. 282. Руководители Фонда не признали своей вины, а Е. Ройзман заявил, что таким образом с ними пытаются расправиться наркоторговцы. С резкой критикой деятельности фонда 27 мая 2004г. выступил губернатор Свердловской области Эдуард Россель. Он отметил, что обвинения в адрес всего таджикского народа, связанные с транспортировкой в Россию из Средней Азии наркотиков, абсолютно не допустимы, потому что не соответствуют действительности. Россель сказал, что наркоторговля вообще не имеет какой-либо национальной специфики.

Глава областного правительства Алексей Воробьев отметил, что власти многонационального региона не позволят разжигать конфликты и делить преступников по национальному признаку. Сразу после этого начальник УВД Екатеринбурга Борис Тимониченко объявил, что его подчиненные завершают работу по сбору документов о прошедшем митинге и в ближайшее время они будут переданы в прокуратуру без оценки со стороны властей. Заметим, правда, что реакция властей на деятельность «Города без наркотиков» появилась только после того, как в Екатеринбург прибыла делегация посольства Таджикистана в России, которая начала подготовку визита посла на Средний Урал для встречи с г-ном Росселем и полпредом президента Петром Латышевым.

22 июня 2004г. в правоохранительные органы Тюмени и Тобольска задержали десятерых членов международной исламистской партии «Хизб ут-Тахрир аль ислами» (Исламская партия освобождения), более известной под именем «Хизб ут-Тахрир». Среди задержанных - лидер тюменского исламского культурного центра «Даруль Аркам» Марат Сайбаталов и имам Дмитрий Петриченко. Всем задержанным прокуратура Тюменской области предъявила обвинения в возбуждении национальной и религиозной вражды и терроризме.

В интервью информационному агентству «Уралпресс» вице-мэр Челябинска Альберт Еналеев, курирующий в городской администрации деятельность в Челябинске религиозных организаций, заявил, что для администрации города «все религиозные организации равны, если они имеют официальную регистрацию в Минюсте». В городской администрации действует Совет по работе с религиозными организациями при главе города Челябинска. Комитет по делам молодежи г. Челябинска провел акцию по очистке города: силами волонтеров было замазано значительное количество националистических граффити. С другой стороны, власти Челябинской области с подчеркнутым равнодушием отреагировали на действия ОНД «Русский Урал» (см. ниже)[iii].

Реакция общественности

В апреле 2004 г. газета «Челябинский рабочий» начала акцию «Чистый город», направленную против фашистских лозунгов на заборах и домах Челябинска. Инициатором акции стал заместитель председателя совета ветеранов Ленинского района Александр Авдеев, который отправил мэру Вячеславу Тарасову письмо с просьбой принять меры по ликвидации неонацистской агитации в городе. Заместитель главы Челябинска Альберт Еналеев в ответном письме поблагодарил его за заботу о родном городе, однако спустя две недели фашистские лозунги продолжали оставаться на своих местах. В приемной вице-мэра сообщили, что в их компетенцию не входит принятие мер по наведению порядка, за это отвечают главы районов. Выяснилось также, что власти планируют ликвидировать только надписи «нелитературного содержания», о свастиках и неонацистских лозунгах не сообщалось. В итоге активистам пришлось контролировать работу по каждому отдельному случаю. Так была устранена надпись «Русское национальное единство» на доме по улице Молодогвардейцев, 40, лозунги «Эра нацизма!» и «ФСБ - враг народа!» на мосту около поселка Мелькомбинат. Редакция «Челябинского рабочего» решила взять борьбу с экстремистскими символами и нецензурными надписями под свой контроль. Было опубликовано обращение к челябинцам, с просьбой сообщать о местах расположения подобные лозунгов.

В столице Южного Урала заявило о себе движение «За автономное действие», пропагандирующее идеи ненасилия и антифашизма. В местной газете лидер организации Павел Наумов дал следующее объявление: «Всех, кто разделяет ценности социального равенства, самоуправления и самоорганизации, прогресса, альтернативного образа жизни, культуры, ненасилия, приглашаем познакомиться... и присоединиться».

Программа движения напоминает социальную утопию, (армия будет построена по принципу швейцарских сил самообороны, милицию заменят дружины по охране правопорядка, собственность станет коллективной), и в рядах движение пока только пять постоянно действующих членов. Однако малочисленность не помешала организации провести ряд правозащитных акций. В феврале был проведен митинг против депортации чеченского и ингушского народов. Активисты движения участвовали в антивоенных акциях, собирали вещи для беженцев из Чечни. Членами организации регулярно проводятся обучающие семинары. Летом 2004 г. в Кургане проводилась акция «Антисвастика». Представители молодежных объединений, обеспокоенные появлением фашисткой символики на стенах домов, предложили закрашивать свастику и наносить на ее место символ улыбающегося лица - «смайлик».

Участники проекта разделились на группы и отправились по трем маршрутам:

центральная часть города, поселок Заозерный и поселок Восточный. Одновременно с ликвидацией фашистской символики активисты молодежных объединений распространяли листовки с информацией о проекте «Антисвастика», где указаны номера телефонов, по которым горожане могут сообщить о местонахождении изображений свастики.

Акция была прекращена по нескольким причинам - отсутствие финансирования, угрозы неонацистов участникам акции и нерешенность вопроса об их сопровождении сотрудниками МВД.

Использование ксенофобии в предвыборных кампаниях

В основном ксенофобская риторика применялась во время осенней кампании 2003г. по выборам в Государственную Думу.

На думских выборах курганское отделение Национал-патриотической партии России шло под лозунгом борьбы с «сионистской бандой».

Активисты РНЕ в свою очередь массированно расклеивали листовки с призывом: «Голосуй против всех!!!».

Националисты организовывали предвыборные пикеты и в Челябинске. Митингующие, принадлежащие к движению «Русский Урал», выступали под транспарантами: «Голосуй за русского!» Одна из акций была направлена «против олигархов с нерусскими фамилиями». Незадолго до выборов по Дому печати Челябинска были разбросаны листовки «Русского Урала», призывающие «голосовать за русского»[iv].

Тюменцы, проживающие на улице Рижской, получили листовки РНЕ с изображением свастики и призывом: «Голосуй против всех!».

 



· ННПР – Народная национальная партия России – ультраправая партия, проповедующая расистскую идеологию, и пытавшаяся работать со скинхедами.



[i] О ПОЛОЖЕНИИ С ПРАВАМИ ЧЕЛОВЕКА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 2004 г. ( выдержки из доклада городской молодежной правозащитной организации «Правосознание» о ситуации с правами человека в Челябинской области за 2004 год).

[ii] О ПОЛОЖЕНИИ С ПРАВАМИ ЧЕЛОВЕКА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 2004 г. ( выдержки из доклада городской молодежной правозащитной организации «Правосознание» о ситуации с правами человека в Челябинской области за 2004 год).

[iii] О ПОЛОЖЕНИИ С ПРАВАМИ ЧЕЛОВЕКА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 2004 г. ( выдержки из доклада городской молодежной правозащитной организации «Правосознание» о ситуации с правами человека в Челябинской области за 2004 год).

[iv] О ПОЛОЖЕНИИ С ПРАВАМИ ЧЕЛОВЕКА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 2004 г. ( выдержки из доклада городской молодежной правозащитной организации «Правосознание» о ситуации с правами человека в Челябинской области за 2004 год).