На главную

Межкультурный диалог
На главную
Проект основан: 01.02.2006
www.midural.ru
  написать нам на главную поиск  
    18 октября 2017     Екатеринбург: 1:58     Берлин: 21:58 deutsch русский
 

Главная

Приветствие

Государство и развитие толерантности
 

Институты гражданского общества
 

Российско-германский проект
 

Документы и публикации
 





Толерантность
 

Сервис
 

 

 

Документы и публикации / АНАЛИТИКА

Декларация Волжского Форума


Итоговый документ

Международной конференции (Волжский форум)

«ДИАЛОГ КУЛЬТУР И МЕЖРЕЛИГИОЗНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО»

Нижний Новгород, 7-9 сентября 2006 г.

1. Международная конференция «Диалог культур и межрелигиозное сотрудничество», состоявшаяся в рамках председательства Российской Федерации в Комитете министров Совета Европы, стала важным шагом в усилиях по развитию межкультурного диалога после проведения Третьего саммита Совета Европы (Варшава, май 2005 г.). Участников вдохновлял девиз российского председательства: «К единой Европе – без разделительных линий». Российская Федерация, чья история и культура неразрывно связана с европейской, обладает уникальным культурным, этническим и религиозным многообразием, составляющим не только историческое наследие, но и творческий потенциал, как России, так и всей Европы в  XXI веке.

2. Участники отвергли тезис о том, что в основе сегодняшней нестабильности лежит «столкновение цивилизаций». В интересах всех культурных, этнических и религиозных сообществ, чтобы подобные обманчивые и провокационные идеи не использовались в качестве фактора политической мобилизации. Вызывает глубокое сожаление как нечуткость одних к глобальным представлениям и культурным традициям других, так и любые попыток путем насилия и угроз заявить о собственной позиции.

Один из путей реагирования на эти вызовы - это развитие эффективного межкультурного и межрелигиозного сотрудничества на местном, национальном и международном уровнях. Целью подобного диалога, который является важным приоритетом, как для Совета Европы, так и для национальных правительств, является не просто обмен мнениями, но достижение социальной гармонии в условиях политического разнообразия - на основе общепризнанных прав человека - и, как следствие, усиление безопасности в Европе и во всем мире.

3.         Подход Совета Европы к культуре, религии, средствам массовой коммуникации, к диалогу, достижению согласия и предотвращению конфликтов в первую очередь базируется на принципах и стандартах, разработанных на протяжении многих лет Организацией, в частности, в рамках Европейской конвенции о защите прав человека. Европейская культурная конвенция и Декларация Фаро о стратегии Совета Европы по развитию межкультурного диалога являются составными частями фундаментальной основы функционирования Совета Европы, которое осуществляется с участием широкого круга заинтересованных сторон. Входящие в их число Парламентская Ассамблея и Комиссар по правам человека в последние годы играли особую роль в деле интеграции религиозного измерения в деятельность Совета Европы по развитию межкультурного диалога и взаимопонимания.

4.         Межкультурный диалог и сотрудничество в более широком плане представляют собой два основных подхода к пониманию исторического наследия цивилизаций, учета уроков прошлого и формирования совместной ответственности за общее будущее. Эти подходы, реализуемые посредством развития образования, культурных и межкультурных отношений, информационных и гуманитарных обменов, а также совместных межправительственных и неправительственных проектов, содействуют обеспечению мира и стабильности в долгосрочном плане и предотвращению угрозы терроризма.

Сегодня становится ясно, что помимо существующих социально-экономических факторов, обуславливающих международную нестабильность, культурная и религиозная безграмотность, включая отсутствие знаний о собственной культуре и наследии и о культуре и наследии других, создает почву для отторжения, экстремизма, терроризма и войны. В связи с этим основывающаяся на ценностях образовательная и культурная практика (такая как обучение демократической гражданственности и стандартам в области прав человека, а также развитие и поощрение культурного самовыражения) становится важным орудием для борьбы с ненавистью и нетерпимостью, преодоления барьеров, создаваемых усилиями определенных политических сил, стремящихся использовать культурное и религиозное невежество для достижения собственных политических целей. В этой связи участники выразили поддержку проектам, направленным, в рамках деятельности Совета Европы на развитие системы образования в области прав человека и  демократического гражданства, включая религиозное измерение.

5.         Вызовы и возможности культурного разнообразия

Принимая во внимание, что культурное разнообразие признано фактором человеческого развития и проявлением человеческой свободы в докладе ООН о человеческом развитии 2004 г., участники приветствовали включение демократического управления культурным разнообразием в список приоритетов Третьего саммита Совета Европы. Этому вопросу следует по-прежнему уделять ключевое внимание, в особенности с учетом новых реалий глобализированного и взаимозависимого мира. В то же время существует настоятельная потребность в формировании политики, направленной на разработку эффективных механизмов и действий. Участники выразили твердую поддержку деятельности Совета Европы, которая обеспечивает сплоченность обществ на основе принципов уважения различий и свободы самовыражения.

Россия, имеющая внушительную историю культурного разнообразия с точки зрения религий и религиозных воззрений, языков, выраженных этнических групп и интенсивных миграционных процессов, во все возрастающей степени рассматривает культурное разнообразие в качестве ресурса. В стране приняты специальные федеральные программы, касающиеся социального и культурного развития этнических групп, а также законодательство об этнокультурных организациях (Закон «О национально-культурной автономии», 1996). Участники отдали должное опыту России в продвижении от концептуальных рамок к разработке политики и от политики к действиям, отметив, что новый план «Культура России» (2006-2010 гг.) специально нацелен на сохранение многоэтничного культурного наследия страны. Они приветствовали вклад России в разработку политики и практические действия Совета Европы, которые предоставляют в распоряжение всех стран-участниц ценные механизмы, а также поддержку Россией конвенций по вопросам культуры и наследия.

Участники подчеркнули важность управления на местном и региональном уровнях с точки зрения вклада в демократическое управление культурным разнообразием и продвижения межкультурного диалога, а также основополагающую роль, которую местные/региональные власти, работая в тесном контакте с гражданами и группами гражданского общества, должны играть в формировании соответствующей политики. Эффективный процесс культурного разнообразия требует открытого участия каждого гражданина при уделении особого внимания участию меньшинств. Институт гражданства испытывает влияние со стороны глобальной миграции; граждане все в более возрастающей степени живут в транскультурном контексте в условиях смешенной или множественной идентичности. Участники согласились, что обогащению европейской дискуссии по культурному многообразию будет содействовать инкорпорирование в нее представления о том, что множественная принадлежность и богатство культурного ландшафта являются достижением Европы.

6.         Религиозное измерение межкультурного диалога

Участники подтвердили свою приверженность универсальным ценностям и принципам, которые составляют общее наследие их народов и являются истинным источником личной и политической свободы, гражданской ответственности, общественной этики и верховенства закона, принципам, которые составляют основу любой подлинной демократии. Они подчеркнули, что эти ценности и принципы не должны вступать в противоречие с культурными и религиозными традициями нашего континента и не могут быть обесценены или принижены. Попытки противопоставить их являются результатами невежества или манипуляции. Вместе с тем, продвижение этих ценностей во многом зависит от дискуссий между политиками и этническими, культурными и религиозными общинами.

Свобода совести, свобода вероисповедания и свобода выражения мнений составляют фундаментальные ценности, закрепленные Европейской конвенцией о защите прав человека, и развитые в других правовых актах Совета Европы и решениях Европейского суда по правам человека. Они не могут быть ограничены, за исключением строгих условий, предусмотренных Конвенцией.

Также как на национальном уровне, религиозные организации должны иметь возможность участвовать в европейском диалоге и обсуждении всех актуальных проблем на международном уровне, включая различные аспекты обеспечения прав человека, социальной сплоченности и культурного разнообразия. Это позволит им внести ощутимый вклад в общеевропейский проект, который олицетворяет Совет Европы.

Участники высоко оценили новаторскую роль, сыгранную в этом направлении Комиссаром по правам человека. Они приветствовали новую политическую инициативу Председателя ПАСЕ приглашать религиозных лидеров и проводить консультации с религиозными организациями по основным направлениям деятельности. Было особо отмечено, что настало время для разработки - в рамках Совета Европы – соответствующих инструментов для открытого, транспарентного и регулярного диалога с религиозными сообществами.

7.         Роль СМИ в межкультурном диалоге

Участники подчеркнули, что средства массовой информации могут вносить позитивный вклад в развитие культуры взаимопонимания в плюралистическом обществе. Отдавая должное уважение основополагающему праву на свободу выражения и информации и неотъемлемому праву СМИ на независимость в демократическом обществе, следует поощрять СМИ отражать общественное разнообразие, в особенности в контексте аудиовизуального вещания, а также деликатно относиться к освещению этнических, культурных и религиозных вопросов, избегая унижающих стереотипов и обобщений, и предоставляя информацию о разнообразии каждого сообщества изнутри.

Саморегулирование СМИ играет важную роль в этом контексте, а также с точки зрения нахождения баланса между правом на свободу выражения мнений и информации обеспечением уважения человеческого достоинства и защиты репутации или прав других.  Другие меры, в особенности регулятивного характера, должны приниматься при соблюдении обязательств в рамках международного права и правовой практики Европейского суда по правам человека.

Участники поддержали деятельность Совета Европы по реализации соответствующих положений Плана действий, принятого на 7-й Европейской конференции на уровне министров по политике в области СМИ ("Интеграция и разнообразие: новые границы европейской политики в области СМИ и коммуникаций", Киев, март 2005 г.) в особенности в том, что касается свободы выражения мнений и информации в период кризисов, а также разнообразия и плюрализма в эпоху глобализации. Они подчеркнули необходимость поощрять участие СМИ в межкультурном и межрелигиозном диалоге и выразили заинтересованность в учреждении награды для СМИ за уникальный вклад в предотвращение и разрешение конфликтов, укрепление взаимопонимания и диалога (пункты 6 и 7 Киевского плана действий).

8. Участники выразили поддержку укреплению национальных механизмов защиты прав человека и национальных меньшинств. В связи с этим они подчеркнули важность действий, предпринятых Советом Европы и государствами-участниками, включая Российскую Федерацию, по выполнению своих обязательств в соответствии с Рамочной конвенцией о защите национальных меньшинств.

Необходимо с уважением относиться ко всем убеждениям и традициям, независимо от того, выражаются они большинством или меньшинством, являются недавно сформированными или существующими в течение длительного времени, при условии, что они сами уважают фундаментальные ценности, закрепленные в Конвенции.

9.         Примером эффективного сотрудничества, сформировавшегося на протяжении истории, является Поволжский регион, который традиционно отличало мирное взаимодействие между различными этническими и религиозными сообществами. Со временем здесь выработались не только терпимое отношение и межкультурный диалог, но также практическое сотрудничество и совместные действия. Взаимное влияние, совместные действия и общая ответственность за региональную стабильность характеризуют исторический пример Поволжского региона, который является достижением Российской Федерации и примером Европы без разделительных линий.

10.       Участники выразили неподдельный интерес и твердую поддержку инициативе Совета Европы подготовить «Белую книгу по межкультурному диалогу». Они призвали правительственные и неправительственные организации, а также религиозные организации Европы принять активное участие в этом процессе. Они также приветствовали предложение об объявлении 2008 года «Европейским годом межкультурного диалога» и подчеркнули важность вклада Совета Европы, отражающего видение Большой Европы, в это мероприятие.

11. Участники особо отметили, что развитие и укрепление межрелигиозного диалога получило новый и важный импульс в его общеевропейском измерении именно в период председательства Российской Федерации в Комитете Министров Совета Европы. Было с удовлетворением отмечено, что следующее за российским председательство Республики Сан-Марино выразило готовность и заинтересованность в продолжении развития этих инициатив.

 

 



 
 
  Gallery
GALLERY

  Межкультурный календарь
Межкультурный календарь
  Опрос
  Что по-вашему означает слово "Толерантность"?
Выносливость
Терпимость
Интервал
Результаты опроса
 
  написать нам на главную поиск  
   Sitemap
     Rambler's Top100
Данный сайт создан при содействии и поддержке Администрации губернатора Свердловской области,
Европейской комиссии и Сената города Берлина. Материалы и публикации могут не отражать точку
зрения Европейского Союза.
При использовании информационных материалов ссылка на сайт обязательна.
флаг

Разработка сайта Екатеринбург
Дизайн-студия D1.ru


Разработка сайта в Екатеринбурге