|
Российско-германский проект / СМИ и толерантность / Материалы и статьи конкурсантов Аскольд Грехнев "Быть толерантным значит терпеть?"
Быть толерантным значит терпеть?
Сегодня трудно кого-то удивить знанием модного слова толерантность. С экрана телевизора, со страниц газет и журналов то и дело звучат призывы жить в соответствии с принципами толерантности, проявлять терпимость к окружающим, толерантно относится к тем, кто не похож на тебя…. В соответствии с Декларацией принципов толерантности, подписанной государствами-членами ЮНЕСКО, включая и Россию, толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Звучит неплохо. Но так ли понимают наши граждане толерантность? С этим вопросом мы решили отправиться «в народ» и на месте выяснить, что же такое «толерантность для всех и каждого».
Что говорят люди Опрос, проведенный на улицах Екатеринбурга, продемонстрировал определенное «единство мнений» в отношении к представителям других национальностей, мигрантам, сексуальным меньшинствам и больным СПИДом. Нужно оговориться, что объекты для интервью были выбраны не случайно. Именно эти группы населения чаще всего звучат в СМИ в качестве «не таких». Толерантно ли к ним относятся наши граждане, стало темой опроса.
Вот что думают горожане о мигрантах - людях других национальностей: Иван Е., 29 лет, водитель. Нормально я к ним отношусь, но симпатий они у меня не вызывают. Они занимают наши рабочие места – работают за полцены. Я считаю, что властям необходимо защищать наших людей от наплыва чужаков. Николай Ф., 23 года, студент. Миграция – естественный процесс. Люди едут туда, где можно заработать – осуждать их за это нельзя, но нужно думать о том, чтобы Россия не столкнулась с большими проблемами, когда гостей у нас станет больше, чем хозяев. Ведь не секрет, что мигранты с юга являются носителями совершенно отличного от нашего менталитета – неизбежен конфликт мировоззрений, культур.... Нужно действовать в цивилизованных формах, но какие-то меры принимать необходимо. Марина М., 41 год, продавец. Конечно, отношусь толерантно, но мне не нравится, что они ведут себя как дома, наглые какие-то. Лично я никаких дел с ними иметь не хочу.
Мнения по поводу гомосексуалистов: Виктор Н., 40 лет, военнослужащий. Мне, как человеку нормальному, это не понятно. Это противоестественно. По-моему, гомосексуалисты - больные люди, но в последнее время их образ жизни просто пропагандируется. Я против этого. Пусть живут, делают сами с собой, что хотят, но не афишируют свою ненормальность. Игорь У., 34 года, системный администратор. Моя позиция по поводу гомосексуалистов вполне толерантная. Мне приходится сталкиваться с такими людьми, но я стараюсь свести своё общение с ними к минимуму. Конечно, каждый имеет право быть таким, каков он есть, и я стараюсь внешне не проявлять своего отрицательного отношения, но, надо сказать, для этого приходится весьма сильно напрягаться. Рядом с гомосексуалистом комфортно я себя не чувствую.
Об отношении к больным СПИДом: Анна А., 48 лет, учитель. К этим людям у меня никакого сочувствия. Их болезнь – результат распущенности, сами виноваты. Какое к ним может быть отношение?! Страшно, что сейчас они живут рядом с нами. Александр Н., 28 лет, коммерсант. Конечно, такое может случиться с каждым. Это такие же люди, которым только очень не повезло. Я не поддерживаю тех, кто считает, что больных СПИДом надо изолировать где-то и т.п., но общаться с ними мне было бы, как минимум, не приятно. Евгения Т., 35 лет, домохозяйка. Мне до спидоносцев нет никакого дела, среди моих знакомых таких, к счастью, нет. Вообще, СПИД – расплата за аморальный образ жизни.
Что говорят цифры Толерантность в цифрах выглядит еще более впечатляюще. В августе 2005 года Аналитическим Центром Юрия Левады (Левада-Центр) был проведен репрезентативный опрос 1880 россиян в 128 населенных пунктах 46 регионов страны. Так, на вопрос «Следует ли ограничить проживание на территории России людей следующих национальностей?», 50% опрошенных за то, чтобы ограничить проживание выходцев с Кавказа, 46% - китайцев, 42% - вьетнамцев, 31% - выходцев из бывших среднеазиатских республик СССР, 30% - цыган, 18% - евреев, 8% - украинцев, 11% - всех наций, кроме русской, и только 20% считают, что не следует вводить ограничения проживания каких-либо наций. На вопрос «Как вы думаете, какой политики должно придерживаться Правительство России в отношении приезжих?», 59% опрошенных ответили, что необходимо ограничить поток приезжих (в 2002 г. так считали 45% респондентов, а в 2004 – 54%). А на вопрос «Чувствуете ли вы в настоящее время враждебность к людям других национальностей?» – 13% ответили, что очень часто, а 85% опрошенных – иногда. По данным исследования, проведенного Фондом им. Ф. Эберта 43% россиян отрицательно относятся к представителям сексуальных меньшинств. А замеры общественного мнения, проводимые организациями по реабилитации больных СПИДом показывают, что более 50% населения негативно воспринимают ВИЧ-инфицированных больных.
Стоит ли удивляться таким показателям? В любом негативном отношении граждан есть том числе и отражение государственной политики. Например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 188 болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека, является основанием для отказа в выдаче (либо аннулировании) разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданств, или вида на жительства, или разрешения на работу в Российской Федерации. Власти Москвы заявляют, что не допустят проведение в столице гей-парада, хотя право граждан на собрания, митинги и шествия закреплено в Конституции, трудовые мигранты не могут получить разрешение на работу, хотя приезжают в соответствии с квотой, опять же утвержденной Правительством…
Декларация призывает нас уважать, принимать и правильно понимать богатое многообразие культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. И стоит об этом задуматься: почему в число изгоев попадают люди больные СПИДом, хотя призрачный шанс заразиться существует у каждого пациента хирургического отделения?, почему черновая, низкооплачиваемая работа, на которую претендентов среди местных жителей найти практически нереально в сознании граждан становится востребованной только потому, что ее готовы выполнять мигранты?, что плохого в однополой любви, если два человека счастливы? Если каждый задаст себе эти вопросы, возможно нам удастся выйти за рамки собственных страхов и стереотипов, повлиять на государственную политику, изменить наше общество… Но пока у нас получается только терпеть.
Аскольд Грехнёв, ИА «Тюльпан», Межнациональный информационный центр.
| |