Толерантность / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Мировая практика показывает, что значительно легче популяризовать идеи толерантности в обществе, уважение многообразия разных языков и культур, чем противостоять усилению расизма и ксенофобии. Поэтому любая возможность сделать популярными идеи толерантности имеет исключительное значение для национальных меньшинств. Поэтому мы с удовольствием откликнулись на предложение Екатеринбургской таджикской организации «Сомон» и его руководителя Фаруха Мирзоева выполнить совместный проект по толерантности.
Для проведения такого проекта в Екатеринбурге есть все необходимые условия. Во-первых, Екатеринбург является очень привлекательным регионом для мигрантов и поэтому численность некоторых этнических общин - таджиков, азербайджанцев, армян, китайцев - увеличилась на порядок. В советское время большие российские города были закрыты для жителей других регионов. После распада СССР ограничения по прописке были сняты, и сразу заметно изменился национальный состав российских мегаполисов. Жители Екатеринбурга, как и жители Москвы и Санкт - Петербурга, не были готовы к таким изменениям. По официальным данным в Москве, самом богатом городе России, около 15 процентов жителей живут за чертой бедности. В Екатеринбурге их, по всей видимости, должно быть еще больше. Хотим мы или нет, но эти люди с очень большим негодованием относятся к армянским ресторанам, азербайджанским рынкам и т.д. Вот и получается, что в Свердловской области, где и областные, и городские власти активно работают с национальными организациями, уровень ксенофобии значительно выше, чем в Смоленске, Ярославле и других городах, где меньше миграционных потоков и нет строительного и торгового бума. В результате, в Свердловской области имели место ряд преступлений на национальной почве. Так что, пропаганда идей толерантности в регионе является весьма актуальной работой.
С другой стороны, Центр межнационального сотрудничества уже много лет успешно сотрудничает с властями Екатеринбурга и Свердловской области. А без поддержки властей очень трудно выполнить проекты в сфере толерантности, поскольку в таком проекте должны принимать участие и представители властей, и СМИ, и общественные организации, которые могут повлиять на общественное мнение. Наконец, следует подчеркнуть, что чтобы сделать хоть какою-то серьезную работу в области толерантности, необходимо наличие некоторых финансовых средств. Иначе говоря, бесплатной национальной политики не бывает. Помочь нам найти некоторые стартовые средства для плотного проекта по толерантности взялось консульство США в Екатеринбурге. В конечном итоге, благодаря рекомендательному письму Консульства, Отдел печати и культуры посольства США в Москве в рамках программы "Инициативы по развитию толерантности" выделил нам грант для реализации нашего проекта в Екатеринбурге.
Первый наш тренинг состоялся 9 -12 марта в пансионате «Селена» близ Екатеринбурга. Психологи такие тренинги называют «погружением». Замкнутый круг участников, изоляция от внешнего мира и от повседневных проблем позволяет участникам целиком погрузиться в те проблемы, которым посвящен тренинг. Как показывает наш опыт, даже после окончания рабочей времени, вечером, участники продолжают интенсивно обсуждать заданные вопросы. На этот тренинг мы пригласили ряд лидеров национальных организаций, представителей ГУВД, СМИ, учебных заведений и известных в Екатеринбурге общественных организаций. Как и в наших предыдущих тренингах, мы делали опросы, и результаты этих опросов использовали для корректировки дальнейшего хода тренинга.
Тренинг начался уже 9 марта вечером после ужина. Участники тренинга получили раздаточные материалы и приняли участие в игре «Знакомство». Игра предельно простая. Все участники были разбиты на пары (по возможности, мужчина-женщина). Через пять минут пары по очереди начали представлять своего напарника. После этой игры Ашот Айрапетян, директор Центра межнационального сотрудничества, рассказал о целях и задачах тренинга.
На следующий день, утром, открывая тренинг, Ашот попросил участников определить, что для них означают слова «нацизм», «национализм» и «фашизм». Для этого он разбил участников на три группы - лидеров национальных организаций, представителей государственных организаций и представителей общественных, не этнических организаций.
Результаты выглядят так:
Группа I.
Национализм - защита собственных национальных интересов и ущемление интересов других национальностей.
Нацизм - превознесение значимости одной нации над остальными.
Фашизм - политическая идеология, основанная на господство одной нации с целью уничтожения и порабощения представителей других наций.
Группа II.
Национализм - нетерпимость к людям другой национальности.
Бытовой уровень.
Нацизм - идеология, определяющая исключительность одной нации.
Партии, общество, СМИ.
Скинхеды - между нацизмом и фашизмом.
Фашизм - политическая идеология, определяющая исключительность одной нации и на основании этой идеологии - физическое уничтожение, как неполноценных лиц 2-го сорта, людей других национальностей.
Уровень государства.
Группа III.
Национализм - идентификация личности по принадлежности к той или иной нации.
Нацизм - своя нация превыше всех!
Фашизм - высшая форма проявления нацизма.
Как мы видим, результаты групп мало отличаются друг от друга.
Далее участникам было дано задание определиться, что для них значит Гражданское общество. Для этого участники тренинга были разбиты на 2 группы: лидеры национальных объединений и остальные.
Результаты выглядят так:
Группа I
Признаки и критерии Гражданского общества.
Признаки и критерии Гражданского общества.
Так что неправильно общепринятое мнение, что у нас в России институты Гражданского общества буксуют потому, что представители власти плохо знают них. У нас просто другая шкала ценностей, как у представителей органов власти, так и у обычных граждан.
Далее по просьбе Ашота были по очереди озвучены все пункты, которые указали участники в определении Гражданского общества. И если два или более участников считали, что это эта составляющая отсутствует в Свердловской области, то пункт вычеркивался. Вычеркнутые пункты на ваших мониторах имеют красный цвет. Таким образом, мы получили некую оценку состояния гражданского общества в регионе. Если честно, то не очень-то лицеприятную. Естественно, мы эти и другие результаты нашего тренинга предоставим органам областных и городских властей.
Потом участникам тренинга был задан вопрос, что они понимают под термином «толерантность». Вот результат:
Толерантность - это:
- взаимотерпение
- принятие другого, его картины мира
- уважение
- терпимость к кому-либо
- психологическая совместимость
- взаимопонимание
- понимание национальной психологии
- понимание другого
- признание прав других быть самим собой
- принятие другого в рамках социального поведения
- ненавязывание своей точки зрения
- проявляться во взаимоотношениях в обществе.
После этого Ашот Айрапетян попросил всех участников по пятибалльной системе оценить уровень толерантности или неталерантности в Свердловской области. При этом была задана следующая шкала ценностей: «5» - это отличная толерантная ситуация, а минус «5» полный - разгул фашизма в регионе. Суммарная оценка получилась немного больше «2». То есть опрос показал, что в регионе существуют серьезные проблемы в области толерантности, и тем самым необходима целенаправленная работа для исправления этой ситуации. Ашот отметил сразу, что во многих регионах страны ситуация значительно сложнее. Это касается прежде всего тех регионов, где власти либо не хотят взаимодействовать с национальными диаспорами, либо это взаимодействие имеет формальный характер.
Но что надо сделать, чтобы идеи толерантности охватили массы? Это было главной задачей тренинга. Следует подчеркнуть, что мы приехали в Екатеринбург не с готовыми рецептами, а с желанием вместе с заинтересованными группами населения изучать эту проблему и разрабатывать соответствующие рекомендации.
С этой целью участники снова разделились на 3 группы. Группе национальных лидеров было поручено написать несколько конкретных примеров, когда представитель национального меньшинства подвергается дискриминации со стороны властей или коренного населения. Группе представителей власти было поручено написать несколько примеров нетолерантного поведения представителя национального меньшинства по отношению к коренному населению. Группе, в состав которой входили представители общественных ненациональных организаций, было поручено подготовить примеры нетолерантного поведения и представителей национальных меньшинств и органов власти или коренного населения.
После того, как были подготовлены примеры, методом рейтинга определили из них два наиболее типичных. Пример первый: наряд милиции приходит на рынок проверять торговцев-кавказцев. Пример второй: кавказские мужчины пристают к русским женщинам.
После выбора наиболее актуальных примеров участники играли ролевую игру. Суть игры следующая: Три женщины с Кавказа работают на рынке. К ним подходит наряд милиции и начинает допрос с пристрастием. По заданию Ашота Айрапетяна «милиционеры» должны были вести себя максимально агрессивно, а «торговцы» максимально толерантно. Интрига игры состояла в том, что роль «кавказских торговцев» играли русские женщины, а милиционеров - руководители национальных организаций. Но это не все. Вторая группа играла по другому сценарию. К женщинам русской национальности приставала группа кавказцев. Здесь тоже роль кавказцев играли русские мужчины, а роль русских женщин исполнили женщины - лидеры национальных организаций.
В течение 20 минут группы отдельно друг от друга готовились к ролевой игре. Тут надо отметить, что в качестве зала заседания было использовано фойе корпуса, где мы жили. Это было очень удобно, поскольку в корпусе кроме нас никто не жил. Но надо же, в тот момент, когда «наряд милиции» начал проверять «кавказских женщин на рынке» в фойе вошли администратор корпуса с электриком - по всей видимости, было необходимо что-то чинить в одной из комнат. Надо было видеть их глаза… Однако «кавказских женщин» это не смущало, они продолжали громко звать покупателей к себе, а «милиционеры» продолжали попытки вести себя с ними как можно больше агрессивно. Не менее интересной получилась игра, когда «кавказцы» приставали к «русским женщинам».
После ролевой игры участники подробно анализировали, что получилось, и что не получилось у новоиспеченных актеров. В обеих группах нестандартное поведение тех, кто страдает от нетолерантного поведения, привело к тому, что виновники этого нетолерантного поведения сбились с толку и не могли вести себя также агрессивно, как их реальные герои. В частности, «женщины-торговки» вместо того, чтобы испугаться милиции начали весьма активно протестовать, а «русские женщины», к которым приставали кавказцы, вместо того, чтобы срываться на крик, очень спокойно объясняли последним, почему им это не следует делать. Те растерялись и не знали, как дальше поступить. Ролевая игра позволила участникам почувствовать себя в шкуре человека, который по ряду причин является «чужим». Следует отметить, что все эти опросы и процедуры сопровождались эмоциональными выступлениями и темпераментными комментариями, и порой было довольно трудно добиться от участников, чтобы говорили не все одновременно и не так громко.
Немало интереса вызвали рассказы Ашота о стажировках в США, где он ознакомился с деятельностью американских СМИ, и о том, как государство и общественные организации помогают распространению идей толерантности. Эти поездки организовало Агентство международного развития США. Много интересов вызвала информация о достижениях и трудностях в сфере толерантности в других регионах России. Особенно сильную дискуссию вызвал опыт взаимодействия властей и национальных организаций Пермского края.
После завершения рабочего дня, чтобы немного взбодрить участников тренинга, была проведена спортивная игра. Следует сказать, что 10 марта весь день шел снег. Второй день тренинга высота снежного покрова в районе пансионата «Селена» составляла почти 60 сантиметров. Так вот, мы на снегу играли немного немало в американский футбол. Надо было мяч приземлять за контрольной линией противника. Правда участники-мужчины в отличие от женщин, не имели права захватывать противника руками или его толкать. Играли всего 10 минут, но было много визга и много радости. Усталость словно рукой сняло.
Третий день тренинга был посвящен составлению рекомендации, с помощью которых можно было повысить уровень толерантности в Свердловской области. Участники тренинга назвали эти инструменты, они были зафиксированы на бумаге и пронумерованы. Несмотря на просьбы Ашота, большинство участников стремилось обязательно прокомментировать свою позицию. В результате шума, визга и эмоций было больше, чем достаточно. Досталось всем: и федеральным органам, и местным органам, и СМИ, и школам. После того, как были записаны по нескольким кругам все высказывания, Ашот Айрапетян попросил из полученного списка выделить на их взгляд 3 наиболее важные.
Больше всех баллов собрали следующее пункты:
Рекомендации:
Таким образом, в качестве результатов были разработаны основные рекомендации для повышения толерантности в регионе. Следующие два тренинга помогут составить их более детальную расшифровку.
Как отмечалось выше, в работе тренинга принимали участие представители СМИ. Лариса Козлова и Надежда из областной телепередачи «Измерения N» не только активно принимали участие в тренинге, но и сняли немало интересных сюжетов. Финальным сюжетом тренинга стала игра «Призыв к толерантности». Каждый участник должен был с трибуны (трибуной служил стул) произнести короткую речь, адресованную населению Свердловской области. Выступления журналисты сняли на камеру. Выступления получились эмоциональные и красноречивые. Естественно, их задача была призвать население региона к толерантному отношению к национальным меньшинствам. Так завершился тренинг. Через неделю нам позвонили из Екатеринбурга и сказали, что областное телевидение показало сюжеты с нашего тренинга с соответствующими комментариями. И тем самым правильные слова о толерантности, об уважении других народов и культур не остались внутри стен пансионата « Селена». Правда, для существенного изменения ситуации в регионе такие тренинги и телепередачи надо делать сотнями, если не тысячами.
Но это уже тема другого разговора.