Толерантность / Миграция и интеграция
К сожалению, у России сегодня нет ясной политики в отношении мигрантов. Демографическая статистика находится в плачевном состоянии и фиксирует лишь ничтожную долю миграционных процессов. Мы блуждаем в потемках и не видим реальной картины миграционных процессов. А разброс в статистических данных поистине шокирует. Например, оценки численности мигрантов из Китая колеблются в от 400 тысяч до 10 млн. человек! Последняя цифра, если бы она была реальной, равносильна признанию того, что МВД на территории нашей страны не существует.
Сегодня у России есть две задачи: геополитическая - повысить численность населения, и экономическая - восполнить надвигающийся дефицит трудовых ресурсов. И это не одно и то же. Очевидно, что набравшие в последние годы силу ксенофобия и мигрантофобия - реальные ограничения, которые нельзя игнорировать. Вот почему при определении миграционных приоритетов выбрана некоторая половинчатая формулировка: мы приветствуем миграцию наших соотечественников. В самом термине "соотечественники" есть некое лукавство: по умолчанию подразумеваются русские. Теоретически можно оценить потенциал русских и других российских этнических групп за рубежом: согласно социологическим данным, Россия могла бы рассчитывать на такой миграционный прирост в объеме 3,5 млн. человек. Но это очень скромная цифра, которая не позволит нам решить ни первую, ни вторую задачу.
Однако для старта этого процесса необходимо формирование четких правил игры в миграционном поле. Любое государство имеет право на протекционистскую политику. Если мы легализуем миграционные потоки, то вправе определить, каких и сколько мигрантов мы хотим, какой деятельностью они могут заниматься, как влиять на формирование зарубежных землячеств на территории РФ... Если же возобладает путь борьбы с миграцией, то он не решит ни проблему демографического развития страны, ни закрытия границ от нелегальных мигрантов. Сегодня вместо четко сформулированной политики мы имеем полуоткрытую дверь в Россию, через которую проникают не те, кого она хотела бы принять, а те, кто сумел проникнуть сам. И такое положение дел только подстегивает формирование негативного отношения к мигрантам в обществе.
В миграционной политике Китая есть два тезиса: "Идем вовне" и "Приглашаем возвращаться". Почему бы и нам не вернуть соотечественников, недавно эмигрировавших в дальнее зарубежье? Ведь это самая высокообразованная часть общества и наш потенциальный миграционный ресурс. Эти люди, получив образование и профессиональный опыт за рубежом, могли бы восполнить дефицит на российском рынке труда и в количественном, и в качественном отношении. Сегодня у России есть выбор. Можно выстраивать стратегию для достижения высокой производительности труда при умеренно сокращающемся населении, и есть все основания относиться к такому сценарию без лишнего драматизма. Но для этого нужны серьезные структурные реформы. Альтернатива - продолжать оставаться сырьевой страной с высокой долей тяжелого и низкооплачиваемого труда. Но тогда даже при растущей численности населения мы не справимся ни с экономическими, ни с геополитическими задачами. Все это говорит о том, что выход из демографического кризиса - это вопрос не количества, а качества.
Татьяна МАЛЕВА
Источник: ИД "МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ"