Государство и развитие толерантности / Мероприятия и инициативы ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВОК ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ»
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВОК ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ»
Структура документа:
Паспорт Федеральной целевой программы
1. Содержание проблемы и обоснование ее решения программными методами
2. Цели и задачи программы; важнейшие целевые показатели
3. Основные направления реализации программы
4. Ресурсное обеспечение программы
5. Система программных мероприятий
6. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
7. Сроки и этапы реализации программы
8. Механизм реализации программы
9. Оценка эффективности и социально-экономических последствий от реализации программы.
Приложение 1. Список субъектов Федерации, подтвердивших готовность к участию в реализации программы
Приложение 2. Лист согласования проекта Федеральной программы с министерствами и ведомствами -участниками программы
Паспорт Федеральной целевой программы
Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (понятие «Толерантность» в настоящей программе понимается и применяется в трактовке «Декларации принципов толерантности», принятой странами-членами ЮНЕСКО на 28 сессии Генеральной конференции. Париж, 16 ноября 1995 г.)
Первоначально программа разрабатывалась как межведомственная по инициативе Председателя Правительства РФ В.В.Путина (поручение Председателя Правительства РФ В.В.Путина от 31.10.99 № ВП-П12-36242, распоряжение зам. Председателя Правительства В.М.Матвиенко от 1.11.99 № ВМ-П12-36505 и от 13.12.99 № ВМ-П12-41757) и была согласована со всеми министерствами и ведомствами – участниками. В ходе ее разработки, совместно с ЮНЕСКО, была проведена представительная международная конференция, подготовлен проект Указа Президента России «О Дне толерантности», подготовлен ряд публикаций и выступлений в СМИ, разработан и утвержден (31.12.99 № ВМ-П12-00128) План мероприятий. Учитывая важность программы, внимание, которое она привлекла в обществе и международный резонанс, Президентом России 27 марта 2000 было принято решение о преобразовании межведомственной программы в Федеральную целевую.
Наименование программы: Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001-2005 гг.
Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) Поручение Председателя Правительства РФ В.В.Путина от 27.03.2000 № ВП-П12-08625
Государственный заказчик программы: Министерство образования РФ
Основные разработчики программы: Минобразование России, Миннауки России, МПТР России, МИД России, Миннац России, Минюст России, Минкультуры России, Минобороны России, РАН, РАО, Генеральная прокуратура РФ, ГНУ «МАЦСИ»
Основные исполнители программы: Институты РАН и РАО, учебные заведения всех ступеней, организации, подведомственные министерствам и ведомствам – разработчикам программы, и др. Конкретные исполнители и соисполнители проектов и мероприятий будут определяться на конкурсной основе.
Цели программы: Долгосрочной целью программы является формирование и внедрение социальных норм толерантности, определяющих устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности, как основы гражданского согласия в демократическом государстве.
Основные задачи программы:
1. Разработка и реализация эффективной государственной политики формирования установок толерантного поведения, противодействия экстремизму и снижения социально-психологической напряженности в обществе.
2. Разработка и внедрение методов и организационных механизмов мониторинга, диагностики и прогнозирования социально-политической ситуации, оценки рисков и последствий деструктивных процессов в обществе.
3. Разработка и реализация системы мер и механизмов внедрения в социальную практику норм толерантного поведения, противодействия экстремизму во всех его проявлениях: - Разработка и внедрение системы учебных программ и тренингов для всех ступеней и форм образования, включая переподготовку и повышение квалификации государственных служащих; - Определение, разработка и реализация эффективных социо-культурных технологий распространения норм толерантного поведения и противодействия различным видам экстремизма, этнофобии, ксенофобии, в том числе, через СМИ; - Разработка методической, нормативно-правовой и организационной базы профилактики экстремизма, внедрения в социальную практику норм толерантного поведения.
Сроки и этапы реализации программы
Сроки реализации программы - 2001-2005 гг. с разбивкой на этапы:
- I этап, 2001 г., Разработка научно-методических основ профилактики экстремизма и формирования толерантного сознания; создание позитивных установок по отношению к толерантности в массовом сознании. Практические мероприятия по обеспечению решения данной задачи на этапе I предусмотрены в разделе 5. Системы программных мероприятий.
- II этап, 2002-2003 гг., Создание и экспериментальное внедрение механизмов профилактики экстремизма и формирования толерантного сознания.
- III этап 2004-2005 гг., Полномасштабное внедрение механизмов профилактики экстремизма и формирования толерантного сознания.
Перечень подпрограмм и основных мероприятий:
1. Личность: разработка и внедрение в системе образования всех ступеней программ и учебных материалов, воспитывающих подрастающее поколение в духе толерантности, прививающих установки и нормы социального поведения гражданского общества.
2. Семья: разработка и реализация комплекса мероприятий по повышению социальной роли семьи для воспитания толерантности и снижения социальной напряженности в обществе.
3. Общество: разработка и реализация комплекса мероприятий по пропаганде миролюбия, устойчивости к этническим, религиозным и политическим конфликтам; противодействие экстремизму в обществе с опорой на СМИ, общественные движения и организации.
4. Государство: повышение эффективности деятельности государства по снижению социально-психологической напряженности в обществе, внедрению в социальную практику норм и стандартов толерантного поведения.
5. Организационное и информационное обеспечение: комплекс организационных мероприятий по повышению эффективности программы, расширению масштабов применения и повышению стабильности результатов программы.
Ожидаемые конечные результаты: Создание научно-методической, организационной и правовой базы внедрения норм толерантного поведения в социальную практику противодействия экстремизму и снижения социальной напряженности путем:
- Создания эффективной системы мониторинга и механизмов выработки мер по опережающему противодействию экстремизму в российском обществе через законодательство, СМИ, общественно-политические акции.
- Внедрения в систему образования всех уровней учебных программ по формированию установок толерантного сознания.
- Создания устойчивых структур и механизмов профилактики социальной напряженности в семье, сообществах, на локальном уровне.
Объемы и источники финансирования
Финансирование программы осуществляется из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. Помимо бюджетных средств, для реализации программы предполагается привлечь средства международных организаций и неправительственных организаций - доноров Общая сумма затрат на программу на 2001-2005 гг. составит (в ценах 2000 г.) 484,8 млн. руб., из них : из государственного бюджета -203,9 млн. руб., из бюджета субъектов Федерации -157,6 млн. руб., из внебюджетных источников - 123,3 млн. руб.. В том числе на I этап (2001 г.) - 25,0, 0,5 и 14,7 млн. руб.; на II этап (2002-2003 гг.) – 68,6, 23,8, 29,8 млн. руб.; на III этап (2004-2005 гг.) - 110,3, 133,3, 78,8 млн. руб., соответственно.
Система организации контроля за ходом исполнения программы. Контроль за ходом выполнения программы осуществляет Правительственная комиссия во главе с Председателем Правительства Российской Федерации (Поручение Председателя Правительства РФ В.В.Путина от 27.03.2000 № ВП-П12-08625), созданная решением Правительства.
Управление программой осуществляет Министерство образования РФ - государственный заказчик программы. Оперативную работу по организации и контролю исполнения программы осуществляет дирекция программы.
Содержание проблемы и обоснование ее решения программными методами
Становление открытого гражданского общества в России, продолжение демократических реформ должно опираться на широкую общественную поддержку, консолидацию общества. Конструктивное взаимодействие социальных групп с различными ценностными, этническими, религиозными и политическими ориентирами может быть достигнуто на общей платформе социальных норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия. Формирование установок толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействие и конструктивная профилактика различных видов экстремизма имеет для многонациональной России особую актуальность. Это обусловлено сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, попытками использования этих конфликтов для смены политического режима, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющихся прямой угрозой безопасности страны. Наиболее рельефно все это проявилось в 1998-1999 годах в действиях террористов на Северном Кавказе, всплес ках ксенофобии, фашизма, фанатизма и фундаментализма. Эти явления в крайних формах своего проявления выражаются в терроризме, который в, свою очередь, усиливает деструктивные процессы в обществе.
Анализ этих процессов свидетельствует о необходимости:
- существенного развития нормативно-правовой базы и общественно-государственных институтов, обеспечивающих становление норм толерантного поведения;
- разработки действенных мер и механизмов по внедрению норм толерантного поведения в социальную практику и противодействию экстремизму, переориентации СМИ с противодействия деструктивным процессам в форме контрпропаганды на активную работу по опережению и предупреждению кризисов;
- в полной мере задействовать в решении задачи формирования установок толерантного гражданского поведения у подрастающих поколений, профилактики национализма и экстремизма систему образования России, которая обладает значительным потенциалом и способна оказать решающее влияние на уменьшение риска социальных взрывов в России;
- содействовать развитию методологических основ политики становления гражданского общества в России.
Разработка и реализация единой государственной политики по формированию толерантности и профилактике экстремизма в российском обществе является комплексной задачей, требующей скоординированного взаимодействия многих министерств и ведомств, опоры на общественные движения. Комплексный характер задачи обусловили необходимость создания специальной федеральной целевой программы для ее решения. Необходимо отметить, что подобные программы успешно реализуются во многих демократических странах, как правило, под эгидой первых лиц государства (президенты, премьер-министры), а также рядом международных гуманитарных организаций.
Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» продолжает и развивает складывавшиеся веками гуманистические традиции российского общества
Цели и задачи программы; важнейшие целевые показатели
Долгосрочной целью программы является формирование и внедрение социальных норм толерантности, определяющих устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности как основы гражданского согласия в демократическом государстве.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
2.1. Разработка и реализация эффективной государственной политики формирования установок толерантного поведения, противодействия экстремизму и снижения социально-психологической напряженности в обществе.
2.2. Разработка и внедрение методов и организационных механизмов мониторинга, диагностики и прогнозирования социально-политической ситуации, оценки рисков и последствий деструктивных процессов в обществе.
2.3. Разработка и реализация системы мер и механизмов внедрения в социальную практику норм толерантного поведения, противодействия экстремизму во всех его проявлениях:
- разработка и внедрение системы учебных программ и тренингов для всех ступеней и форм образования, включая переподготовку и повышение квалификации государственных служащих;
- определение, разработка и реализация эффективных социокультурных технологий распространения норм толерантного поведения и противодействия различным видам экстремизма, этнофобии, ксенофобии, в том числе, через СМИ;
- разработка методической, нормативно-правовой и организационной базы профилактики экстремизма, внедрения в социальную практику норм толерантного поведения.
Основные ожидаемые результаты программы по укрупненным группам мероприятий приведены в разделе 9 настоящей программы.
Основные направления реализации программы
Программа представляет собой систему мер, призванную обеспечить внедрение в социальную практику стандартов и норм толерантного поведения, возможность эффективного противодействия проявлениям экстремизма в обществе, гибкого опережающего реагирования на изменение социально-политической ситуации и создание основы для снижения социальной напряженности в России. В соответствии с этим, основными направлениями реализации программы являются:
Научно-аналитическое, включающее разработку:
- основ государственной политики противодействия экстремизму и формирования толерантного сознания в гражданском обществе;
- методов диагностики, экспертизы и мониторинга проявлений экстремизма в обществе и СМИ;
- методов гибкой адаптации коммуникационных и поведенческих технологий изменения экстремистских установок в массовом сознании.
Пропаганды и контрпропаганды, включающее:
- разработку и реализацию в сфере массовой коммуникации средств воздействия, раскрывающих антиобщественную природу экстремизма в различных формах;
- создание социально-психологической экспертизы материалов, провоцирующих разжигание национальной и религиозной розни;
- подготовку и выпуск цикла публицистических программ и художественных произведений, способствующих становлению толерантного сознания, снижению социальной напряженности в обществе.
Образовательно-методическое, включающее:
- создание и внедрение образовательных программ по толерантности, веротерпимости и межкультурному диалогу в образовательных учреждениях общего, высшего и дополнительного образования, системах подготовки и переподготовки преподавателей,
- разработку и внедрение специальных тренингов в системах подготовки и переподготовки специалистов в сфере массовой коммуникации, государственных служащих, в том числе, работников органов правопорядка, других министерств и ведомств.
Нормативно-методическое и организационное, включающее:
- разработку документов и формирование общественно-государственных структур, обеспечивающих социально-психологическую экспертизу публикаций и передач в СМИ, новых образовательных материалов, включая интерактивные средства обучения и игры,
- подготовку нормативных и законодательных актов, содействующих внедрению толерантного поведения в социальную практику, обеспечивающих действенную возможность борьбы с проявлениями экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости,
- развитие форм и механизмов помощи жертвам национального экстремизма, агрессии, беженцам и вынужденным переселенцам.
Программа предполагает широкое участие в ее разработке и реализации общественных движений и организаций, разделяющих принципы гражданского общества, толерантности и миролюбия. Для этого в программе предусмотрены специальные меры по привлечению таких движений и организаций и их поддержке.
Кроме того, учитывая международный характер проблемы и наличие в мировом сообществе значительного опыта в решении поставленных задач, в программе предполагается выделить отдельную группу мероприятий по международному сотрудничеству, включая полномасштабное участие России в международных программах и инициативах соответствующего направления.
Ресурсное обеспечение программы
Реализация программы будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств.
Программа предусматривает направление финансовых средств только на целевые расходы, связанные с выполнением программных мероприятий.
Общий объем финансирования программы предусмотрен в размере 484.8 млн. руб. (в ценах 2001 г.) в том числе из средств федерального бюджета – 203.9 млн. руб., из средств субъектов Российской Федерации – 157. 6 млн. руб., из внебюджетных источников - 123.3 млн. руб..
Средства федерального бюджета в основном будут направлены на:
- разработку методической базы анализа и выработки стратегии снижения социальной напряженности в обществе, включая анализ международного опыта,
- разработку методологических основ воспитания толерантности в системе образования,
- создание учебных курсов, программ и образовательных материалов для общего образования и системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров,
- разработку программ психологической помощи жертвам насилия, вынужденным переселенцам и т.п., психологического консультирования.
- разработку методологии гуманитарной экспертизы образовательных материалов и продукции для детей,
- управление программой.
Ежегодные объемы финансирования программы из федерального бюджета подлежат уточнению при формировании бюджетной заявки на следующий год и будут предусматриваться в соответствии с возможностями федерального бюджета.
Из средств бюджетов субъектов Российской Федерации будет финансироваться экспериментальное и массовое внедрение результатов программы - разработанных учебных курсов и программ переподготовки педагогов, создание структур и внедрение программ психологической поддержки, и т.д..
Первый этап программы, со сроками реализации в 2001 году включает, главным образом, проведение НИР и создание через СМИ позитивных установок в массовом сознании по отношению к толерантности как социальной норме. Этот этап финансируется в основном из федерального бюджета. Участие регионов (перечень регионов, подтвердивших готовность участвовать в реализации программы, дан в приложении 1) начинается на втором этапе (2002-2003 гг.) и в основном приходится на этап масштабного внедрения (Третий этап, 2004-2005 гг.). Финансирование программы субъектами Федерации будет осуществляться на основании соглашений между Министерством образования РФ, государственным заказчиком программы, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из внебюджетных средств предполагается финансировать прикладные НИОКР, осуществлять софинансирование отдельных мероприятий программы, проводить экспериментальное внедрение образовательных программ и учебных материалов в пилотных регионах, формировать базы данных и др.. Свою заинтересованность в программе и готовность участвовать в ее реализации выразил целый ряд международных, правительственных и неправительственных организаций на специально посвященной этому вопросу международной конференции в мае 2000 г., проводившейся Министерством образования и ЮНЕСКО.
Привлечение внебюджетных средств для финансирования мероприятий программы предполагается осуществлять в установленном порядке на основании заключения специальных соглашений.
Распределение затрат на программу по срокам, источникам и направлениям расходования представлено в следующей таблице (…)
5. Система программных мероприятий (...)
6. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Значительное количество участников и комплексность Программы потребовали формирования двухуровневой системы управления программой:
Стратегическое руководство Программой осуществляет Правительственная комиссия во главе с Председателем Правительства Российской Федерации, которая:
- осуществляет оценку промежуточных результатов и хода реализации Программы в целом,
- принимает решения по порядку выполнения Программы, включению, исключению и уточнению отдельных подпрограмм и проектов,
- уточняет целевые показатели.
Государственный заказчик Программы (Министерство образования РФ) осуществляет Общее руководство и контроль хода реализации Программы, а также текущую координацию деятельности министерство и ведомств – участников программы.
Дирекция Программы осуществляет оперативное управление Программой, включая: подготовку проектов графиков реализации программы, организацию конкурсов на ее выполнение, сбор, анализ и обобщение материалов по Программе, организацию работы экспертных групп, сбор информации о ходе выполнения проектов и подготовку материалов для сводных отчетов. Дирекция Программы отбирается по конкурсу, проводимому Министерством образования РФ, и действует на основе договора с государственным заказчиком программы. Дирекция Программы финансируется Министерством образования в установленном порядке за счет средств Федерального бюджета, выделяемых на реализацию программы по разделу НИОКР.
В целях широкого привлечения общественности к участию в реализации Программы Министерство образования формирует и организует работу следующих общественных органов:
- Экспертный совет Программы оказывает консультационную помощь Правительственной комиссии, государственному заказчику и дирекции Программы. осуществляет экспертизу технических заданий и результатов наиболее крупных проектов, оценку результатов программы в целом; готовит предложения по изменению и уточнению планов реализации программы и приоритетов в ходе ее реализации.
- Международный совет Программы для координации содействия и участия в Программе международных и неправительственных организаций
- Общественный Совет Программы для обеспечения участия в принятии решений и реализации общественных движений и организаций, включая религиозные и национальные объединения,
Правительственная комиссия, Экспертный, Международный и Общественный советы Программы функционируют на общественных началах, их члены выполняют свои обязанности на безвозмездной основе.
По мере развития Программы и переноса основной деятельности в регионы - II (частично) и III этапы программы, - будет создан региональный совет программы с координационными и консультационными функциями.
Организационная структура управления Программой
- Правительственная Комиссия - Государственный заказчик Программы (Минобразование России) - Экспертный совет Программы - Международный Совет Программы - Общественный Совет Программы - Дирекция Программы - Министерства и ведомства – участники программы - Государственные и негосударственные организации - исполнители Программы
7. Сроки и этапы реализации программы
Программа осуществляется с 2001 по 2005 год и включает три этапа (Этапы,
Содержание и основные задачи этапа, Количественные критерии исполнения)
I Этап – 2001 г.
- Разработка методологических и научно-методических основ профилактики экстремизма и формирования толерантного сознания.
- Обеспечение в обществе благоприятных предпосылок для реализации программы, привлечение внимания к проблеме представителей власти, общественных движений, работников системы образования
II Этап – 2002-2003 гг.
- Создание и экспериментальное внедрение механизмов профилактики экстремизма и формирования толерантного сознания; создание организационной базы широкомасштабного внедрения механизмов.
- Подготовка не менее 10 программ с нормативно-методическим обеспечением для средней школы и всех ступеней профессионального образования,
- Экспериментальное внедрение в учебных заведениях не менее 5 регионов
- Разработка 3 программ для системы подготовки и переподготовки преподавателей и экспериментальное внедрение в пед. вузах, педучилищах и ИПКРО не менее чем 5 регионов
- Разработка специальных программ переподготовки администраторов образования и их экспериментальное внедрение в не менее чем 5 регионах
- Создание 3 специальных программ по направлению «Семья», экспериментальное внедрение не менее чем в 5 регионах
- Разработка и экспериментальное внедрение программ психологической помощи беженцам и вынужденным переселенцам не менее чем в 5 регионах.
- Подготовка научно-популярной и научно-образовательной литературы – не менее 20 наименований
- Создание пилотных центров толерантности не менее чем в пяти регионах
III Этап – 2004-2005 гг.
- Полномасштабное внедрение механизмов профилактики экстремизма и формирования толерантного сознания, формирование устойчивых институтов функционирования и развития этих механизмов
- Внедрение не менее 10 программ с нормативно-методическим обеспечением для средней школы и всех ступеней профессионального образования в учебных заведениях не менее 50 регионов
- Внедрение в педвузах, педучилищах и ИПКРО не менее 50 регионов 3 программ для системы подготовки и переподготовки преподавателей
- Внедрение в не менее чем 50 регионах специальных программ переподготовки администраторов
- Внедрение 3 специальных программ по направлению «Семья», не менее чем в 50 регионах
- Внедрение программ психологической помощи беженцам и вынужденным переселенцам не менее чем в 25 регионах.
- Подготовка научно-популярной и научно-образовательной литературы – не менее 20 наименований
- Создание центров толерантности не менее чем в 50 регионах
Примечание: В силу специфики программы результаты не всех мероприятий могут быть оценены количественно. Это в полной мере относится к результатам первого этапа, которые носят научно-методический характер. Количественные критерии результативности программы по второму и третьему этапу будут уточнены в ходе выполнения первого этапа по результатам разработок «Разработка методов диагностики социальной напряженности в обществе» и «Разработка методов диагностики толерантности в СМИ
8. Механизм реализации программы
Механизм реализации программы основан на следующем.
(a) Комплексный подход к формированию системы программных мероприятий - взаимоувязка мер и мероприятий, ориентированных на личность, семью, государство и общество
(b) Последовательность мероприятий, обеспечивающая научную обоснованность и устойчивость создаваемых институтов, структур и механизмов снижения социально-психологической напряженности в обществе, противодействия экстремизму, формирования установок толерантного поведения; создание методической базы, разработка и пилотное внедрение образовательных программ, тренингов и др. и их доработка, создание организационного и методического обеспечения внедрения результатов, широкомасштабное внедрение
(c) Опора на общество в процессе реализации программы - широкое привлечение общественных движений и объединений к участию в программе, создание в структуре управления программой специального консультативного органа - общественного совета программы. Гласность, широкое информирование общественности о программе и ходе ее выполнения, открытый доступ к материалам, подготовленным в рамках программы, сформированным библиотекам и базам данных
(d) Адаптивный характер реализации программы - создание центра мониторинга социально-психологической напряженности в обществе и оценки результативности программы, работа которого позволит вносить коррективы в состав мероприятий программы и очередность их выполнения в зависимости от изменения внешней ситуации и оценки эффективности программных мероприятий
(e) Конкурсный принцип отбора исполнителей мероприятий программы – Выбор исполнителей (соисполнителей) отдельных проектов Программы осуществляется на основе конкурса в соответствии с Законом РФ от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». Условия конкурсов и требования к участникам публикуются в открытой печати. Результаты конкурсов утверждаются Правительственной комиссией. В отдельных случаях организации, имеющие задел по соответствующим направлениям, могут быть, по решению Правительственной Комиссии, назначены исполнителями (соисполнителями) Программы без конкурса.
9. Оценка эффективности и социально-экономических последствий от реализации программы.
Укрупненные группы мероприятий. Ожидаемые результаты:
1. Личность
Разработка и внедрение комплекса образовательных программ, их методическое обеспечение
(а) Разработка методологических основ педагогики толерантности
(б) Разработка, экспериментальное и массовое внедрение образовательных материалов и учебных программ
- для системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей
- для учебных заведений всех уровней
(в) Разработка и издание учебной и методической литературы
Обеспечит снижение конфликтов и криминализации подростковой среды, повысит готовность выпускников школ к социализации в динамичном и многополярном мире, жизни в условиях гражданского общества. с необходимым социально-психологическим сопровождением апробации программ, изучением устойчивости достигнутых положительных эффектов, издержек, содержащихся в программах
Введение гуманитарной экспертизы образовательных программ:
- Обеспечит органы управления образованием инструментарием для оценки новых образовательных программ и учебных материалов при их сертификации (лицензировании, аккредитации).
- Снизит риски проникновения в образовательные учреждения программ, содержащих компоненты, формирующие интолерантность, национальную, религиозную или иную нетерпимость
Создание психолого-педагогической экспертизы материалов и продукции для детей
Разовьет научно-методический инструментарий для определения индикаторов негативного и нежелательного воздействия аудиовизуального ряда на сознание, подсознание и поведение, что будет способствовать своевременному ограничению доступа детей к интолерантной продукции.
Переподготовка администраторов образования
Обеспечит руководителей учебных заведений навыками и приемами создания в образовательных учреждениях различных уровней благоприятной атмосферы, обеспечивающей воспитание миролюбия, терпимости, толерантности у подростков.
2. Семья
Разработка и внедрение комплекса мер по повышению значимости семьи в формировании установок толерантного сознания
Проведение НИР «Дети, семья и толерантность в российском обществе»
Создание и внедрение программ психологической помощи для жертв насилия в семье
Создание и экспериментальное внедрение программ для родителей «Учимся вместе»
Разработка и внедрение программ семейного психологического консультирования
Изучение образа жизни родителей, семьи в целом, их влияние на толерантное мировоззрение, постановка проблема импринтинга агрессивных и толерантных образцов поведения в семье (дети вне семьи: влияние социальной среды (влияние «улицы», молодежной субкультуры, эффективность программ «отвлечения детей от улицы»)) - обеспечит научное обоснование внедрения программ по снижению социальной напряженности через институт семьи.
3. Общество
Проведение комплекса НИР
Обеспечивает Создание методической базы диагностики социальной напряженности и рисков для создания системы мониторинга и оптимизации мер по формированию социальных норм толерантного поведения
Комплекс мер по формированию установок и ценностей гражданского общества и стандартов толерантного поведения через СМИ
Создание эффективной системы мониторинга и экспертизы публикаций и передач в СМИ, обеспечение, снижение вероятности демонстрации интолерантных установок.
Обеспечение организации постоянно действующего «Круглого стола СМИ» как формы выражения и консолидации гражданской позиции деятелей науки, культуры, политики, духовенства.
Подготовка и распространение периодических информационных и методических материалов для руководителей и сотрудников СМИ. А также учреждение ежегодных премий за достижения в распространении миролюбия - обозначит данную проблему для СМИ, привлечет внимание работников СМИ и повысит мотивацию к толерантной подаче информации
Обеспечение издания литературы по толерантности, миролюбию и веротерпимости
Определит план изданий с учетом имеющегося опыта, приоритетов и структуры программы в целом.
Создание и внедрение программ психологической помощи беженцам, мигрантам, вынужденным переселенцам
Развитие программ страхования как средства обеспечения социальных гарантий Совершенствование экономических параметров программ страхования, проведение рекламных компаний по привлечению клиентов будет способствовать формированию общественных установок на долговременную стабилизацию и позитивное развитие
4. Государство
Анализ, разработка изменений и дополнений к нормативной базе противодействия экстремизму
Анализ норм международного права, действующей конституции РФ, федеральных законов, обеспечит научное обоснование внесения предложений по уточнению понятийного аппарата конституционных и уголовно-правовых норм, что в свою очередь будет способствовать эффективности правоприменения.
Толерантность и международное право обеспечит разработку концепции применения принципов международного права и Международных договоров как части правовой доктрины формирования толерантного сознания.
Разработка и внедрение программ переподготовки госслужащих и сотрудников правоохранительных органов
Введет практику проведения тестов самоконтроля и самооценки у данных групп служащих с целью формирования установок на толерантное самовоспитание и контроль агрессии. Обеспечит разработку специальной программы для персонала ИТУСо.
Разработка и введение дополнений и изменений к квалификационным требованиям государственных служащих
5. Организационные и организационно-технические мероприятия
Создание Центра мониторинга социально-психологической напряженности и оценки результативности программы
Обеспечит возможность оценки эффективности мероприятий программы и ее оперативной корректировки в зависимости от результатов и изменения текущей ситуации в обществе
Налаживание межкультурного, межэтнического, межконфессионального и межобщинного диалога Обеспечит повышение вовлеченности общества в формирование установок толерантного сознания согласованности и результативности действий общественных организации, налаживанию конструктивного диалога между ними.
Разработка организационно-методической базы и создание и развитие сети центров толерантности
Обеспечит широкое распространение программ и методик, разработанных по программе, привлечение местных органов власти и жителей к участию в программе, создаст организационную базу устойчивости результатов программы после ее завершения
Координация участия России в международных программах
Создаст основу для расширения и повышения эффективности международного сотрудничества по вопросам толерантности и другим гуманитарным проблемам
Информационное обеспечение программы с использованием современных технологий
Обеспечит широкое распространение результатов программы (образовательные программы и тренинги, специальные издания и т.п.), а также собранных материалов об отечественном и международном опыте на основе открытия доступа к ним через Интернет; обеспечит повышение внимания к программе и привлечение новых участников
Приложение 1. Список субъектов Федерации, подтвердивших готовность к участию в реализации программы
Регион, исх. № письма, должность и ФИО подписавшего.
Примечания
1. Алтайский край 1620 от 28.04.2000 Я.Н.Шойхет, зам. Главы администрации края Готовность принять участие в части подготовки и переподготовки работников системы образования. Сумма необходимого финансирования – 0,3 млн.руб.
2. Амурская область 01-2-1159/1756 от 21.04.2000 А.В.Рубцов, зам. Главы Администрации области Поддержка Программы, готовность принять участие в Программе с 2001 г.
3. Архангельская область 06-01/90 от 25.04.2000 В.Н.Павленко, и.о. зам. Главы Администрации области Замечаний по программе нет
4. Астраханская область 05-01-3373 от 10.05.2000 И.В.Родненко зам. Главы Администрации области Поддержка программы, замечания и предложения
5. Башкортостан (республика) 230-4430 от 28.04.2000 М.И.Минеев, Зам. Премьер-министра Республики Поддержка Программы, Наличие научного задела и опыта практических мероприятий. Готовность принять участие в разработке и реализации Программы
6. Белгородская область 4/1-1672 от 11.05.2000 Н.Незнамов, Первый зам. Главы Администрации области Поддержка программы, готовность принять участие в программе и софинансировать ее с 2001 г.
7. Бурятия (Республика) 004-0077 от 26.04.2000 Е.К.Ханкалаев, зам. Председателя Правительства Республики Поддержка программы, реализация собственной подпрограммы «Оптимизация социальной политики Республики Бурятия»
8. Владимирская область 2903-01/02-02 от 26.04.2000 Е.Завьялов, зам. Главы Администрации области Поддержка Программы, Готовность, после принятия Федеральной Программы, разработать и финансировать соответствующую областную программу
9. Волгоградская область 07-05-22/09 от 26.04.2000 А.С.Плотников, зам. Главы Администрации области Поддержка программы
10. Вологодская область 718/04-03-15 от 27.04.2000 И.А.Поздняков, первый заместитель Губернатора области Поддержка программы, имеется научный и практический задел, готовность приять участи в реализации программы
11. Воронежская область 02-2/А-2291 от 04.05.2000 А.М.Сысоев, первый заместитель Главы Администрации области - председатель правительства Поддержка программы, готовность принять участие по конкретным позициям
12. Еврейская автономная область (Биробиджан) 03-26/657 от 28.04.2000 М.М.Жирдецкая, Зам. председателя Правительства области Поддержка программы, готовность принять участие, В настоящее время формируется региональная программа
13. Ивановская область 1681-2-101 от 27.04.2000 Ю.Воронов, зам. Председателя Правительства области Поддержка программы, готовность принять участие в реализации
14. Иркутская область 1/17-112 от 10.05.2000; 64-155 от 14.04.2000 Б.А.Говорин, Губернатор, М.П.Рачков, первый зам. Руководителя аппарата Губернатора Поддержка программы, готовность принять участие в реализации (в т.ч. софинансировании) программы, по конкретным направлениям
15. Калмыкия (Республика) АД-02/2-1031 от 26.04.2000 А. Дорждеев, Председатель Правительства Республики Замечаний и предложений по программе нет.
16. Карачаево-Черкесская Республика 905-02 от 06.05.2000 В.И.Нещадимов, Председатель Пра-вительства Поддержка программы. Готовность принять участие в организационных мероприятиях, дотационность региона не позволяет софинансировать программу
17. Карелия (Республики) 1-7-2 от 06.05.2000 С.Л.Катанандов, Председатель Правительства Поддержка программы. Готовность принять участие по отдельным направлениям
18. Кемеровская область 16-62/1858 от 03.05.2000 Н.П.Неворотова, Зам. Губернатора по социальным вопросам Поддержка программы. Наличие практических наработок, готовность принять участие в программе
19. Кировская область 1369-01-06 от 10.05.2000 А.А.Покручина, Зам. Губернатора об-ласти Поддержка программы.
20. Коми (Республика) 03-39/1545 от 28.04.2000 А.К.Конюхов, Зам. Главы Республики Поддержка программы. Конкретные предложения. Готов-ность принять участие в программе и ее софинансирова-нии с 2001 г.
21. Корякский автономный округ (Камчатка) 556 от 27.04.2000 В.И.Урывский, Вице-губернатор окру-га Поддержка программы. Отсутствие возможности участия в софинансировании в связи с высоким уровнем дотационности региона
22. Костромская область 1948-3-0 от 10.05.2000 В.И.Виноградов, зам. Главы Администрации Поддержка программы, готовность принять участие в ее разработке и реализации
23. Краснодарский край 21-05/205 от 27.04.2000 Н.И.Харченко, зам. Главы Администрации Поддержка программы, готовность принять участие в разработке и реализации программы. Создана комиссия по предотвращению межнациональных конфликтов, которой будет поручен контроль за реализацией программы на территории края
24. Красноярский край 1-8786 от А.Р.Сараев, Заместитель Губернатора Подтверждена готовность участия в программе, в том числе ее софинансирования .
25. Курганская область 01-2/149 от 22.04.2000 О.А.Богомолов, Губернатор Поддержка программы, готовность принять участие в ее разработке и реализации. Конкретные предложения
26. Курская область 01-18,386 от 04.05.2000 А.Руцкой, Губернатор Поддержка программы, готовность принять участие в ее разработке и реализации
27. Липецкая область 02-2-97 от 04.05.2000 Л.В.Куракова, зам. Главы Администрации Поддержка программы. Замечаний и предложений нет
28. Магаданская область 1317 от 03.-5.2000 П.П.Шукан, зам. губернатора Поддержка программы, готовность принять участие в ее разработке и реализации, в том числе с использованием на эти цели средств областного бюджета
29. Марий Эл (Республика) 01/42-1481 от 27.04.2000 И.Ф.Васильев, зам. Главы Правительства, министр экономики Республики Поддержка программы. Замечаний и предложений нет
30. Московская область 7-4733 от 26.04.2000 В.М.Данилина, Заместитель Председателя Правительства Поддержка программы, готовность принять участие в ее разработке и реализации.
31. Мурманская область 01-06/568 от 27.04.2000 А.Малинин, Первый заместитель Губернатора Поддержка программы, готовность принять участие в ее реализации, по конкретным направлениям с финансированием из областного бюджета
32. Москва 4-19-6181/0 от 17.05.2000 Т.А.Васильева. Первый зам. Председателя комитета общественных и межрегиональных связей Поддержка программы
33. Нижегородская область 03/411 от 25.04.2000 О.Н.Савинова, зам. губернатора Поддержка программы. Наличие практических наработок, готовность принять участие в программе
34. Новгородская область (Великий Новгород) 1538В-1 от 10.05.2000 Н.Н.Ренкас, зам. Главы Администрации Поддержка программы, готовность принять участие в ее реализации, по конкретным направлениям
35. Омская область 14-01/87 от 05.05.2000 А.И.Казанник, зам. Главы Администрации Поддержка программы. Наличие практических наработок, готовность принять участие в программе
36. Орловская область 586пр от 27.04.2000 И.Я.Мосякин, зам. Главы Администрации Поддержка программы. Наличие практических наработок, готовность принять участие в программе. Даны конкретные предложения. Начата разработка областной программы
37. Пермская область 3,2084 от 27.04.2000 Ю.В.Белоусов, и.о. Губернатора области Поддержка программы. В области реализуется программа по гармонизации национальных и межнациональных отношений на 1999-2003 гг.
38. Приморский край 11-20/1370 от 03.05.2000 А.В.Гартман, Вице-губернатор края Поддержка программы. Готовность принять участие в разработке и реализации. Дотационность региона не позволяет софинансировать программу
39. Псковская область 3/1-750 от 21.04.2000 Ю.А.Демьяненко, зам. Главы Администрации Поддержка программы, готовность принять участие в ее разработке и реализации
40. Ростов-на-Дону (об-ласть) 6.1.1/3136 от 28.04.2000 А.И.Бедрик, зам. Главы Администрации Поддержка программы. Готовность принять участие в ее разработке и реализации, конкретные предложения.
41. Самарская область 1-30/561 от 03.05.2000 Ю.М.Логойдо, и.о. Губернатора Поддержка программы. Конкретные предложения. Готовность принять участие в программе по конкретным направлениям и ее софинансировании
42. Санкт-Петербург 07-059/3910 от 03.05.2000 В.А.Яковлев, Губернатор Поддержка программы. Конкретные предложения. Готовность принять участие в программе и рассмотреть ее софинансирование при формировании бюджетов на 2001 и последующие годы
43. Саратовская область 10-15-02/269 от 04.05.2000 С.А.Шувалов, Вице-губернатор - первый заместитель председателя правительства Поддержка программы. Готовность принять участие в ее разработке и реализации, конкретные предложения
44. Сахалинская область 2-1883 от 25.04.2000 В.Ф.Никитин, Вице-губернатор области Поддержка программы. Мероприятия аналогичного содержания уже реализуются в области в рамках соответствующих программ за счет средств областных и местных бюджетов
45. Свердловская область (Екатеринбург) 01-50-132 от 27.04.2000 А.П.Воробьев, председатель Правительства области Готовность координировать свою деятельность с мероприятиями программы
46. Смоленская область 1/1479 от 03.05.2000 А.Д.Прохоров, Глава администрации Поддержка программы.
47. Ставропольский край 02-1-18/966 от 28.04 2000 В.В.Хорунжий, Первый заместитель председателя Правительства края Поддержка программы. Конкретные предложения. Готовность принять участие в программе по конкретным на-правлениям и ее софинансировании
48. Тамбовская область 1.1-01/1111 от 26.04.2000 В.Титаренко, зам. Главы Администрации Поддержка программы. Дотационность региона не позволяет софинансировать программу
49. Тульская область 50-к-54/2098 от 28.04.2000 В.А.Стародубцев, Губернатор Поддержка программы. Отсутствие средств на софинансирование программы в 2000 г.
50. Тюменская область 2/539м от 03.05.2000 С.М.Сарычев, зам. Губернатора Поддержка программы, готовность принять участие в ее реализации
51. Удмуртская Республика 6-13-1498 от 27.04.2000 В.Е.Шудегов, зам. Председателя Правительства Республики Поддержка программы. Наличие собственных наработок Дотационность региона не позволяет софинансировать программу
52. Хакасия (республика) 11-262 от 21.04.2000 А.Лебедь, Председатель Правительства Республики Поддержка программы. Наличие собственных наработок. Готовность предоставить софинансирование в объеме 60 тыс.руб.
53. Челябинская область 08/1240 от 26.04.2000 А.Н.Косилов, Первый заместитель Губернатора области Поддержка программы, конкретные предложения
54. Читинская область 345 от 28.04.2000 К.И.Карасёв, зам. Главы администрации, Председатель Комитета образования Поддержка программы, конкретные предложения
55. Чувашская республика 05-1291 от 05.05.2000 Г.П.Чернова, Министр образования Поддержка программы. Наличие собственных наработок. Готовность принять участие в разработке и реализации программы.
56. Ярославская область 7/22-817 от 26.04.2000 Н.П.Воронин, Вице-губернатор области Поддержка программы. Готовность принять участие в разработке программы.
57. Пензинская обл № 1-3-70 от 15.06.2000 Е.А. Столярова Зам председателя правительства Поддержка программы. Наличие собственных наработок. Готовность принять участие в разработке и реализации программы.
58. Калужская обл № 01-14/2000-00 от 29.05.2000 В. В. Сударенко Губернатор обл Поддержка программы, конкретные предложения
59. Томская обл ВП-02-1042 от 16.05.2000 Пономаренко В. Первый зам главы администрации Поддержка программы, гарантия участия в реализации
60 Ленинградская обл № 2/2663 от 16.05.2000 Пустотин Н. Вице Губернатор Поддержка программы. Готовность участия в программе только при выделения дотаций под нее из федерального бюджета
61. Республика Ингушетия № АГ-286/05 от15.05.2000 Гойгов А. Зам председателя правительства Поддержка программы, готовность софинансирования программы
62. Республика Дагестан № 20-19 от16.05.2000 Б. Ахмедов Первый заместитель председателя правительства Поддержка программы
63. Тверская обл № 1953-08 от 19.05.2000 О.И. Пищулина Зам губернатора обл Поддержка программы, конкретные предложения
64. Республика Мордовия № 14-21/32 от 18.05.2000 А.М. Пыков Зам председателя правительства Одобрение программы, замечаний и предложений не имеется
65 Хабаровский край № 8.2-4026 от 21.06.2000
Ю.И. Оноприенко Зам главы администрации Готовность принять участия в реализации программы через разработки Минобразования
66 Таймырский (Долгано-Ненецкий автономный) округ № 445 от 21.06.2000. М.А. Попова Зам губернатора округа Поддержка программы
67 Республика Адыгея №304 от 21.06.2000 Н. Коньков Министр по межнациональным отношениям и общественно-политическому прогнозированию Поддержка программы. Наличие собственных наработок, готовность участвовать в реализации.
Приложение 2. Лист согласования проекта Федеральной программы с министерствами и ведомствами - участниками программы
СОГЛАСОВАНО Министерство образования РФ Письмо № 08-52-25 от 23.06. 2000
Министерство внутренних дел РФ письмо № 21/8/24/4 от 22.06.2000
Министерство промышленности, науки и технологий РФ письмо № АБ-10 от 29.06.2000
Министерство обороны РФ письмо №172/3/2339 от 21.06.2000
Министерство иностранных дел РФ Письмо № 928/джн от 22.06.2000
Министерство юстиции РФ Письмо № 4980-ЕС от 27.06.2000
Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Письмо № 15/2-16-7944 от 22.06.2000
Российская Академия наук Письмо №14207/303 от 21.06.2000
Министерство по делам федерации и национальностей РФ Письмо № 20/1-252 от 21.06.2000
Российская Академия образования Письмо № 04-6/12 от 22.06.2000
Министерство культуры РФ Письмо № 645-01-45/14-32 от 23.06.2000
|