|
Толерантность / Образование МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС СЕМЕЙНЫХ ПЛАКАТОВ "ШКОЛА ТОЛЕРАНТНОСТИ"
ЮЛИЯ ЗАХАРОВА
В 2001 году Институт "Открытое Общество" (Фонд Сороса), Министерство образования Российской Федерации и Московское бюро ЮНЕСКО провели межрегиональный конкурс семейного плаката "Школа толерантности", в котором приняли участие 443 школы из самых разных уголков России.
Основная цель конкурса заключалась в содействии диалогу между школой и семьей, родителями и детьми, учителями и учениками. Средством достижения этой цели стала совместная работа детей, их родителей и учителей над плакатами по теме "Толерантность". Конкурс проводился по двум номинациям – "Семейный плакат", "Школа и семья" – и проходил в три этапа.
На подготовительном этапе школы направляли в Институт "Открытое Общество" письма с запросом о желании участвовать в конкурсе, в ответ на которые высылались материалы по теме "Толерантность" и рекомендации по организации первого этапа конкурса.
В течение первого этапа конкурс проводился в отдельных школах – дети, родители и учителя работали над созданием плакатов и написанием эссе. На втором, всероссийском этапе школы присылали в Москву лучшие эссе и плакаты для участия в номинации "Семейный плакат", а также описание проведенного в школе конкурса для участия в номинации "Школа и ,семья – совместная работа над темой". Затем конкурсное жюри рассмотрело присланные работы и выбрало лауреатов всероссийского этапа конкурса по каждой из номинаций. После определения победителей были изданы 10 лучших плакатов, и в Москве был проведен Фестиваль победителей (конкурса "Школа толерантности", во время которого награждались лауреаты.
Присланные плакаты были проанализированы нами в соответствии с отраженными на них проблемами. В результате мы выделили три основные темы, которым были посвящены плакаты.
1. Взаимоотношения в семье. Здесь доминируют три проблемы: любовь и взаимопонимание в семье, родительское манипулирование детьми и проблема алкоголизма.
Любовь и взаимопонимание в семье. На плакатах, посвященных этой теме, чаще всего изображено или описывается какое–нибудь общее дело. Семья строит вместе дом, гуляет или ужинает. В одном эссе, например, подробно описано в стихах, как все члены семьи участвовали в рисовании плаката "Надо жить дружно", на котором была изображена панорама дома. Девочка нарисовала стол, папа – дверной проем, дедушка – кресло и т.д. Каждый приходил и дополнял плакат на свой вкус. Самые последние изменения вносила девочка:
Я все равно одна потом
Тихонько изменила дом,
И даже если он кривой,
Мне безразлично, он же мой.
Или, например, на другом плакате "Не страшны дождь и ненастья, коль в семье любовь да согласье" изображены две семьи, которые гуляют под дождем. Одна семья ссорится и мокнет под дождем. Вторая семья противопоставлена первой – родители с сыном стоят вместе под зонтиком.
Родительское манипулирование детьми. Эта проблема была представлена в номинации "Семья и школа – совместная работа над темой". Родители показаны здесь как люди, насаждающие свои ценности, принципы, действующие так, как они считают нужным. На одном из плакатов изображена марионетка, над которой ножницы перерезают ее нити. В эссе к этому плакату было написано: "У каждого своя жизнь... Мы не марионетки в чьих–то руках, мы отстаиваем свои позиции, идеи, опираясь на законы, принятые в нашем государстве...". На плакатах представлены и пути разрешения подобных конфликтов. На плакате "Разве главное вкусы?" изображено яйцо, символизирующие начало жизни. В нем нарисована семья, состоящая из трех человек: девочка, мама и бабушка. С одной стороны, они противопоставлены друг другу – У девочки волосы покрашены в разные цвета и в нос вставлена сережка, а мама изображена в консервативном стиле. С другой, они вместе – улыбаются друг другу, и мама позволяет своей дочери быть самой собой.
Проблема алкоголизма в семье. Плакаты, посвященные этой теме, отличаются безнадежностью, отсутствием каких бы то ни было призывов, ярких красок (блеклостью, тусклостью). На одном из плакатов, посвященных проблеме алкоголизма, на сером фоне изображено некое подобие женского силуэта. Женщина держит в одной руке зажженную сигарету, дым которой распространяется повсюду, в другой – коляску с младенцем. Возле ее ног стоит бутылка водки. Надпись на плакате: "Мама, где ты?". Здесь можно отметить то, что дети не обвиняют и не осуждают родителей, а просят их остановиться и задуматься о вреде, который они причиняют себе и своим детям. В ракурсе данной проблемы путь к толерантности выступает как просьба детей вспомнить и позаботиться о них.
2. Толерантность в школе. Здесь нами выделено три проблемы: "белые вороны", соперничество, проблема взаимоотношений между учениками и учителями.
"Белые вороны". На плакатах отражена проблема людей, которые чем–либо отличаются от окружающих. В результате возникает непонимание, которое рождает страх, неприязнь и ненависть. Авторы плаката, на котором изображена розовая ворона на черном фоне, говорят о том, что чем больше людей, отличающихся друг от друга, тем интереснее жить. На плакате "Одна на всех!!!", который нарисовала девочка вместе со своей тетей, изображена гора, а на ней множество мифологических героев. Кентавры, русалки, циклопы и другие персонажи древнегреческих мифов смотрят на звезду. Каждый персонаж представляет определенную сторону жизни: кто–то живет в воде, кто–то под землей, кто–то на небе, у кого–то есть хвост, у кого–то копыта, у кого–то только один глаз. Несмотря на явные различия, они стоят вместе и смотрят на звезду, олицетворяя собой единство всего живого на земле. На плакате "Толерантность – путь индивидуальностей к успеху!" изображены две коровы на цветочном лугу. Обе коровы разноцветные и олицетворяют собой разнообразие и индивидуальность, что делает мир ярче и веселее.
Соперничество. Плакаты, посвященные этой тематике, показывают, что соревнование и соперничество приводят к враждебности, нетерпимости. Эти плакаты призывают быть соперниками только в спортивных соревнованиях. На плакате "Будешь впереди, и других за собой веди!" изображено несколько ситуаций хоккейного матча. Эти ситуации собраны в общую композицию, состоящую из спорных моментов матча, которую завершает изображение пожимающих друг другу руки хоккеистов. На плакате "В счете дружба не теряется" изображена настольная игра "домино". Таким образом, высказывается суждение о том, что надо соперничать только в играх и не портить отношения с близкими людьми, не надо переносить противостояние, возникшее в игре, в жизнь.
Взаимоотношения между учителями и учениками. На этих плакатах рассматриваются такие проблемы, как грубость учителей по отношению к детям, нарушение прав ребенка. Бывает, что учителя, пользуясь своей властью над детьми, кричат, оскорбляют и унижают учеников, манипулируют ими. Плакаты призывают учителей быть терпимее и снисходительнее к своим ученикам и не превышать свои полномочия. На плакате "Мы за толерантную школу!" изображено два здания: одно – серое, на переднем плане строгий учитель и испуганный ребенок, другое – разноцветное, яркое, за партой сидят дети и улыбаются.
3. Проблема мира на Земле. Проблеме войн и религиозных конфликтов посвящена большая часть плакатов. Условно можно выделить два основных направления: война на земле и борьба с терроризмом, терпимость к чужим вероисповеданиям.
Войны и борьба с терроризмом. Множество семейных плакатов было посвящено именно теме терроризма. На плакате "Терроризм терпеть нельзя!" изображена вооруженная Баба–Яга, которая летит в ступе. В рюкзаке у нее за спиной сидят дети–заложники. Некоторые авторы плакатов выражают неуверенность, страх, беспокойство за свое будущее, например, на плакате "Вчера Америка, а завтра?" изображен земной шар с подожженным фитильком.
Много плакатов посвящено войне в Чечне: "Народ Чечни устал, люди видят, что международный терроризм использует их как заложников". Автор плаката "Дадим мир земной детям!" родилась в Грозном. Она описывает дни, проведенные под бомбежкой: "В Грозном под бомбежкой в подвале у наших соседей мы провели три недели. Это были самые ужасные дни нашей жизни... В новогоднюю ночь 31 декабря 1994 года прямым попаданием разбило наш дом, мы поняли, что для нас кошмар только начинается... Я, чеченка, выросла в Грозном, но никогда не думала, что моя национальность станет поводом для насмешек моих одноклассников. Плохие люди есть среди любого народа, но нигде хорошие люди не отвечают за злые дела плохих... Война – это смерть даже для тех, кто остался жить".
На плакатах не просто затрагивается тема войны, но и предлагаются способы урегулирования конфликтов, например: проявлять любовь к своим ближним; прекратить творить зло; вырастить достойных детей, которые исправят ошибки взрослых и переделают мир; сесть за стол переговоров.
Терпимость к чужим вероисповеданиям. Плакаты, посвященные этой теме, призывают к терпимости, к уважению людей другой культуры и вероисповедания. На плакате "Долой чужих! Другие + другие = Мир!" толерантность представлена как стены домов, которые служат своеобразным "фундаментом счастья". На одном из плакатов изображены три руки, оплетенные двумя розами. Руки держат Землю, за которой показывается солнце. Руки олицетворяют собой могучее дерево жизни, в жилах которого течет кровь единой расы – человечества. И если хотя бы одна рука ослабеет, то равновесие может быть нарушено. Плакат с изображением трех книг – Талмуда, Корана и Библии – призывает к свободе вероисповеданий.
Во Всероссийском конкурсе семейного плаката нашли отражение такие аспекты толерантности, как бережное отношение к своим близким; терпимость и понимание людей с другими взглядами, другой культуры, другого вероисповедания; недопущение подавления чужой индивидуальности; уважительное отношение к себе и окружающим; бережное и заботливое отношение к природе. Таким образом, присланные плакаты отразили несколько граней толерантности, среди которых: способность "сглаживать углы"; способность уступить (например, плакат "Толерантно!", на котором большой в пароход уступает путь маленькой лодочке); способность слушать и слышать друг друга; не причинять боль (например, плакаты "Не обижайте друг друга!" или "Защитим", на котором руки закрывают цыпленка от летящего орла); построение мира, основанного на доброте, уважении, доверии и любви.
Наш журнал публикует информацию о новых изданиях, посвященных проблеме толерантности. В этом номере мы начинаем представлять серию книг, вышедших в рамках Федеральной целевой программы "Формирование толерантных установок и профилактика экстремизма в российском обществе" в 2001–2005 гг.
Психология беженцев и вынужденных переселенцев:
опыт исследований и практической работы
/ Под ред. Г.У.Солдатовой. М.: Смысл, 2001.
Усиление межэтнической напряженности, этнических и военных конфликтов привело в конце двадцатого века к неуклонному росту числа вынужденных мигрантов и беженцев во всем мире. Не явилась исключением и Россия. Вынужденная миграция на территорию России осуществляется из всех стран ближнего зарубежья, из горячих точек самой России и из дальнего зарубежья.
В период экономической и политической нестабильности наиболее уязвимыми становятся и без того бесправные слои общества. Вынужденные мигранты – одна из групп населения, которая в современной России наиболее остро нуждается в защите и всесторонней помощи. Помимо материальной, медицинской, социальной и юридической помощи вынужденным мигрантам крайне необходима профессиональная психологическая помощь в преодолении кризисных жизненных ситуаций, в адаптации к новым социокультурным условиям.
Главная задача предлагаемой читателю книги – анализ и обобщение эмпирических исследований, проведенных авторами в различные годы, а также опыта практической работы с целью формирования теоретико–эмпирической базы для создания рабочей модели оказания психологической поддержки вынужденным мигрантам. Авторами статей, входящих в предлагаемый читателю сборник, являются главным образом сотрудники Научно–практического центра психологической помощи мигрантам "Гратис", а также психологи из разных городов России. Исследования, результаты которых анализируются в сборнике, проводились в рамках программ УВКБ ООН и Российского общества Красного Креста.
В сборнике раскрываются подходы и проблемы психологической адаптации и реабилитации вынужденных мигрантов. Ряд рассматриваемых вопросов, касающихся вынужденной миграции, впервые освещается в отечественной литературе. Здесь представлены обзорные статьи по кросс–культурной терапии мигрантов, по современным концепциям психологической адаптации и психосоциальной реабилитации мигрантов, раскрываются особенности их психологического состояния, анализируется роль индивидуальных различий в процессе адаптации русских переселенцев и психологические особенности беженцев, пострадавших в результате локальных военных конфликтов на Северном Кавказе. Помимо этого, в сборнике представлены программы группового тренинга социокультурной адаптации для взрослых, программа арт–терапевтической работы с детьми вынужденных мигрантов, психокоррекционная программа по преодолению страхов у детей, а также анализ специфики индивидуального психологического консультирования беженцев из дальнего зарубежья.
Книга может представлять интерес для психологов, социальных работников, сотрудников организаций, оказывающих помощь беженцам, и других специалистов, работающих с мигрантами, а также аспирантов и студентов.
Психологи о мигрантах и миграции в России:
Информационно–аналитический бюллетень N4
/ Под ред. Г.У.Солдатовой, Л.А.Шайгеровой. М.: Смысл, 2002.
Увеличивающиеся потоки вынужденных мигрантов, различия в ценностных установках, традициях, обычаях, поведении зачастую препятствуют установлению доброжелательных отношений и продуктивных контактов между мигрантами и местными жителями. Это приводит к повышению социальной напряженности в обществе и порождает среди принимающего населения страх конкуренции, ксенофобные установки, мигрантофобию.
Опыт оказания специализированной психологической помощи беженцам и вынужденным переселенцам показал, что их успешная адаптация и интеграция в принимающем обществе возможна только при условии позитивного отношения местного населения и готовности принять мигрантов как равноправных членов общества.
Одним из путей преодоления мигрантофобии и условием формирования позитивного диалога двух сторон может стать развитие толерантности как ценности общества и как личностной характеристики. Психологическая работа с принимающим населением способствует повышению культурной сензитивности к представителям различных национальностей, готовности к принятию различий, сочувствию, сопереживанию. Развитие толерантности у самих вынужденных мигрантов приводит к установлению дружеских связей, доброжелательных отношений с окружающими людьми.
В бюллетене отражены результаты работы по проекту "Толерантность как способ взаимной адаптации местного населения и вынужденных мигрантов", целью которого явилась организация специальной деятельности по формированию толерантности как социально значимого качества у местного населения и вынужденных мигрантов. Данный проект был начат совместными усилиями Российского Красного Креста, Научно–практического центра психологической помощи "Гратис" и кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова.
К участию в проекте были привлечены психологи, работавшие по Программе Российского Красного Креста "Помощь перемещенным лицам и социально незащищенным слоям населения на Северном Кавказе и Юге России". Всего проект охватил 12 областей, краев и республик: Астраханскую, Волгоградскую, Ростовскую, Саратовскую области, Краснодарский и Ставропольский края, республику Адыгею, Дагестан, Кабардино–Балкарию, Калмыкию, Карачаево–Черкессию, Северную Осетию.
В первой части бюллетеня раскрываются подходы и модели психологической работы с вынужденными мигрантами, во второй – отражается опыт работы психологов Российского Красного Креста по проведению тренингов толерантности в многонациональных регионах России.
Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Макарчук А.В., Хухлаев О.Е., Щепина А.И.
Позволь другим быть другими: тренинг толерантности
для подростков по преодолению мигрантофобии.
М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 2002.
Неприязнь, враждебность, вспышки насилия, экстремизма, агрессии по отношению к отдельному человеку или целым группам – тревожные явления современного общества, требующие незамедлительного поиска путей выхода из сложившейся ситуации. В методическом руководстве представлена программа тренинга, направленная на профилактику и преодоление одной из форм ксенофобии – мигрантофобии.
Известно, что важным аспектом формирования социальной компетентности подростка является умение строить позитивные отношения в многообразном и многоликом мире, с людьми, непохожими на них по самым разным параметрам: этническим, религиозным, расовым, социальным, мировоззренческим. Специальной целью предлагаемой вниманию читателя программы является формирование у подростков установок толерантного сознания и норм толерантного поведения в отношении одной из наиболее незащищенных и уязвимых групп российского общества – вынужденных мигрантов.
Содержательная направленность программы накладывается на общую идеологию тренингов толерантности – развивать личность социально активную, сделать толерантность внутренней ценностью, разбудить сердечность и заботу о других людях, развивать личность, осознающую собственную уникальность и необходимость единения с другими людьми, осознающую многообразие и многосторонность окружающего мира и понимающую, что то, каким будет этот мир, зависит от каждого. В контексте этих задач отрабатываются навыки позитивного взаимодействия, решения конфликтных ситуаций, способы успешной коммуникации, ведется работа, направленная на формирование социальной активности, социально–психологической устойчивости, социальной чувствительности, корректировку самооценки, анализ и познание своего "Я" и своего "Я среди Других".
Тренинг содержит три проблемных блока: "Кто мы!", "Кто они?", "Мы и Они: шаг навстречу" и сопровождается необходимыми рекомендациями и приложениями. Он прошел широкую апробацию на базе Центра психологической помощи "Гратис" и региональных приемных Российского Красного Креста в рамках проекта "Толерантность как способ взаимной адаптации местного населения и вынужденных мигрантов". Тренинги проводились в Москве и 12 регионах России, где остро стоит проблема мигрантофобии и наиболее высока межэтническая напряженность: Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Саратовской областях, Краснодарском и Ставропольском краях, республике Адыгее, Дагестане, Кабардино–Балкарии, Калмыкии, Карачаево–Черкессии, Северной Осетии.
Методическое пособие адресовано практическим психологам, работающим с подростками, педагогам, социальным работникам, владеющим технологией проведения тренингов, преподавателям, студентам и аспирантам психологических и педагогических вузов, специалистам разных направлений, работающих с вынужденными мигрантами, а также всем, кто интересуется прикладными разработками в области образования и воспитания в духе культуры мира.
И.А.Лопуленко, М.Ю.Мартынова.
В мире жить – с миром жить:
Дружба и взаимопонимание в фольклоре народов России
/Хрестоматия для школьников, их учителей и родителей. М.: Изд–во РУДН, 2002.
Россия – многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по–своему самобытен и имеет богатые традиции. Тысячелетний опыт совместного проживания на российских просторах обобщен и зафиксирован в фольклоре. В книге показан огромный нравственный потенциал фольклора народов России, на примере сказок и пословиц демонстрируются богатые педагогические возможности народной мудрости по воспитанию в детях чувства дружбы, миролюбия, взаимопомощи, добрососедства, по обучению правилам человеческого общежития, раскрывается роль фольклора в деле воспитания у школьников толерантности. На страницах хрестоматии подробно рассказывается о народах, населяющих территорию России: о русских, о народах юга и севера Европейской части России, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Севера, Сибири, Дальнего Востока.
Отдельно рассматриваются основные категории морали и особенности отношений между людьми. Материал, включенный в хрестоматию, хорошо систематизирован, каждый раздел включает пословицы и сказки, раскрывающие основной его смысл.
Составители хрестоматии стремились изложить основные моральные принципы через фольклорные тексты, способствующие толерантным взаимоотношениям между людьми и народами. Сказки и пословицы, выявляющие нравственные начала народов, взятые в совокупности, рисуют общую панораму моральных ценностей народов России. По мнению авторов, использование фольклора в воспитательном процессе может помочь формированию толерантных убеждений, чувств и привычек, а представленная книга призвана способствовать воплощению такого замысла.
Хрестоматия может представлять интерес для детей школьного возраста, педагогов и всех интересующихся народным творчеством.
Толерантность и культурная традиция:
Сборник статей / Под ред. М.Ю.Мартыновой. М.: Изд–во РУДН, 2002.
Обострение межэтнической, межконфессиональной конфронтации, конфликты, в основе которых лежит неприятие чужих мыслей, взглядов, традиций, верований, все чаще привлекают внимание к толерантности как механизму сосуществования разных, непохожих и порой чуждых друг другу реальностей.
В предлагаемом вниманию читателей сборнике проблема толерантности рассматривается с позиций этнологии. В нем анализируется роль этнических традиций в формировании этнической толерантности, исследуются социальные институты, обряды, ритуалы, направленные на обеспечение мирных взаимоотношений между различными этническими группами, как близкими по культуре, так и имеющими ярко выраженные конфессиональные и культурные отличия.
Первая часть сборника посвящена теоретическим и сравнительным исследованиям проблемы толерантности. Читатель найдет здесь статьи, рассматривающие толерантность применительно к сегодняшней российской действительности, в контексте проблемы культурного плюрализма и социальной коммуникации, исследующие культуру эмпатии, терпимость в народной традиции, положение маргинальных личностей в традиционном обществе.
Вторая часть книги "Обычаи и обряды как форма трансляции социально–значимого общества" включает статьи, посвященные региональным традициям миролюбия, взаимопонимания и веротерпимости, проводится уникальный компаративный анализ народного календаря русских, коми, марийцев, мордвы, удмуртов, чувашей, башкир, татар, исследуются закрепленные обычаем способы установления дружественных отношений с чужаками, описываются традиции толерантности в культуре народов Кавказа.
В третьей части книги "Практическое использование традиций при воспитании толерантности" содержатся работы, имеющие методическую направленность, публикуются рекомендации по технологии ознакомления дошкольников с многообразием традиций народов России, исследуется нравственный потенциал пословиц и поговорок народов России, ресурсные возможности "народной" дипломатии народов Севера, анализируются традиции благотворительности в России XIX века.
Сборник может представлять интерес для этнологов, историков, социальных антропологов, культурологов, конфликтологов, педагогов высшей и средней школы, широкого круга читателей.
Источник: http://www.tolerance.ru
| |