На главную

Межкультурный диалог
На главную
Проект основан: 01.02.2006
www.midural.ru
  написать нам на главную поиск  
    21 ноября 2024     Екатеринбург: 16:48     Берлин: 12:48 deutsch русский
 

Главная

Приветствие

Государство и развитие толерантности
 

Институты гражданского общества
 

Российско-германский проект
 

Документы и публикации
 





Толерантность
 

Сервис
 

 

 

Толерантность / Миграция и интеграция

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ИДЕОЛОГИЯ ОТКРЫТОГО ОБЩЕСТВА


СВЕТЛАНА ЛЮТОВА

На открытом совместном заседании кафедр дипломатии, мировой литературы и культуры, социологии и философии, проходившем 22 марта 2002 г. в МГИМО(у), состоялась встреча с заведующим кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова профессором А.Г.Асмоловым, инициатором и научным руководителем Федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе".

Встреча была организована в рамках институтского проекта, поддержанного этой программой. А.Г.Асмолов выступил с основным докладом "Толерантность – идеология открытого общества". Был также заслушан доклад доктора психологических наук, доцента кафедры психологии личности МГУ и руководителя Научно–практического Центра психологической помощи "Гратис" Г.Солдатовой. На встрече присутствовали руководитель проекта "Дипломатия и толерантность" первый проректор МГИМО И.Г.Тюлин, заведующие кафедрами МГИМО профессора Т.В.Зонова, С.А.Кравченко, А.В.Шестопал, руководитель Центра "Церковь и международные отношения" профессор А.Б.Зубов, преподаватели университета, студенты.

Открывая заседание, заведующий кафедрой философии А.В.Шестопал сделал краткий экскурс в историю участия МГИМО в Федеральной Программе. Он отметил международный характер Программы, её связь с программами и декларациями ЮНЕСКО, в разработке которых принимали участие выпускники МГИМО.

У истоков МГИМО, подчеркнул А.В.Шестопал, стояли люди, которые много сделали для повышения роли гуманитарных дисциплин в отечественной науке. Здесь особая роль принадлежит одному из первых ректоров МГИМО академику Ю.П.Францову и первому заведующему кафедрой философии профессору А.Ф.Шишкину.

Целый ряд крупных ученых, собранных Ю.П.Францовым вокруг себя, таких, как Ю.А.Замошкин, Б.Т.Григорян, Э.А.Араб–оглы, исследовали глобальные проблемы современности в их неразрывной связи с моральными аспектами международных отношений.

К сожалению, надежды на снижение конфликтности в международных отношениях к концу XX столетия не оправдались. В 90–е годы все стали свидетелями ужесточения мировой политики, стремления устранять противоречия с позиции силы. Вместе с тем, все более очевидна потребность общества в политике, основанной на иных принципах, в политике взаимопонимания между странами и регионами. Именно от нашей страны, от нашей дипломатии многие ждут инициатив, направленных на смягчение климата мирового сообщества.

А.В.Шестопал напомнил, что за последнее время университет предпринял ряд усилий в этом направлении. Прежде всего стоит отметить программу "Духовно–нравственные основы мирового сообщества и международные отношения", инициаторами которой в 1996 г. стали профессор кафедры философии В.С.Глаголев и заместитель заведующего кафедрой мировой литературы и культуры В.Р.Легойда. В рамках этой программы были проведены конференции в МГИМО и в Дипломатической Академии, вышел в свет ряд публикаций. Из этой программы родилась идея создания Центра "Церковь и международные отношения", активно функционирующего в настоящее время.

Ежегодно в МГИМО проходят Шишкинские чтения, посвященные этической проблематике в международных отношениях. Тема последних чтений, проходивших в декабре 2001 г., – "Элиты и нравственность" – предполагала обсуждение, наряду с другими, вопросов нравственного формирования внешнеполитических кадров.

Международному сотрудничеству в области экологии был посвящен состоявшийся в марте круглый стол "Экология и толерантность".

Таким образом, подвел итоги А.В.Шестопал, мы уже имели определенные наработки к тому моменту, когда по инициативе ректората МГИМО(у) принял участие в реализации Федеральной программы в рамках проекта "Дипломатия и толерантность".

Руководителем проекта стал И.Г.Тюлин, человек, много сделавший для освещения проблематики гуманитарного сотрудничества в учебных курсах и научных исследованиях МГИМО в целом и кафедры философии, в частности.

"Я считаю крайне важным, – начал своё выступление А.Г.Асмолов, что именно здесь, в одном из элитарных ВУЗов, мы можем обсуждать вопрос о том, что любые декларации уйдут в зыбучие пески, если не встретят понимания того, что толерантность должна стать действительной основой проектирования мира".

Определив толерантность как норму жизни в мире многообразия (diversity), как признание субъектом безусловной ценности другого, отличного от него субъекта, А.Г.Асмолов предостерег от сведения понятия "толерантность" всего лишь к терпимости. Мало "терпеть" и мириться с фактом инакомыслия другого, с его принадлежностью к иной расе, нации, конфессии. "В основе толерантности – труд постановки себя на место другого". Вот почему в этическом плане критериями толерантного поведения выступают умение сострадать и, что еще важнее, сорадоваться ближнему. Главным же актом толерантного поведения А.Г.Асмолов назвал вступление в контакт даже с тем, кто вызывает опасение.

А.Г.Асмолов заметил, что много легче, к несчастью, описать феноменологию интолерантности, указать: "Здесь горе, здесь боль, здесь – экстремизм, расизм, ксенофобия!". В языке зафиксировано много явлений, представляющих полюс массового сознания, противоположный толерантности. Не нужно обладать "рентгеновским" аппаратом, чтобы заметить, как разгораются в современном мире конфликты (Афганистан, Чечня, Ближний Восток), несмотря на призывы к любви и согласию. Очаги этих конфликтов, подобно Белфасту и Ольстеру, превращаются в устойчивые исторические константы и как действующие вулканы постоянно таят в себе угрозу.

Фанатизм, который мы видим в знаменитом фильме М.Ромма "Обыкновенный фашизм", – наиболее страшный, нашедший отражение в искусстве, однако, по мнению А.Г.Асмолова, наименее изученный антипод толерантности. Нам спокойнее прятать этот термин в учебники истории средних веков, но фанатизм, как мы убедились 11 сентября 2001 года, – не только характеристика прошлого. Мы должны обратиться к истокам этого явления, если хотим прогнозировать будущую социокультурную динамику. Истоки его не только в тоталитарных системах, но и в доме, в семье.

Всё же и в политике, и в истории культуры можно проследить две линии, развивавшиеся параллельно, – интолерантного и толерантного стилей жизни. Каковы ситуации, в которых люди всегда выступали как носители ценностей толерантности? Безусловно, это ситуации посредничества. Фигура посредника между мирами, готовыми столкнуться, – ключевая в историко–культурное развитии человечества. Одним из социальных институтов толерантности могла бы стать дипломатия.

Переходя к рассмотрению методологии, которая стоит за разработками проблем толерантности, А.Г.Асмолов назвал причину, определившую, по мнению ученого, низкую когнитивную сложность ригидного сознания носителей интолерантных установок.

"В XIX–XX вв. мы всё более проникались двоичным видением мира – дарвинистским, марксистским, фрейдистским. Видением, нашедшим методологическое обоснование в концепции бинарных оппозиций К.Леви–Строса", – констатировал А.Г.Асмолов. Благодаря этому, понимание развития – истории различных биологических, социальных, политических систем – однозначно связано у многих с идеей конфликта. Суть такого развития дана в иронической формуле К.Поппера, автора книги "Открытое общество": "выживает выживший".

И все политические партии сейчас делятся на два вида: "партии ответов" и "партии вопросов". Первые знают всё: куда идти, как и, главное, против кого. Однако и другие партии, имеющие либеральную ориентацию (которые, по сути, должны быть связаны с ценностями толерантности), на политическом уровне остаются пленниками двоичного, "чёрно–белого", сознания.

"Разумеется, я не собираюсь отрицать конструктивность "конфликтологических" теорий. Их возникновение имело и экономические, и социальные, и психологические предпосылки, – уточнил А.Г.Асмолов. – Просто мы оказались под гипнозом одних концепций и долго не хотели замечать иные, например, концепции симбиотического развития. Между тем уже П.Кропоткин сто лет назад говорил об этом в книге "Взаимная помощь как фактор эволюции".

Создание полноценной динамической картины развития предполагает как внимание к многообразию реальности, так и учёт закономерной вариативности ее интерпретаций. Вот что должно лечь в основу идеологии открытого общества – в основу идеологии толерантности.

С помощью каких же конкретных технологий установки толерантности способны ослабить позиции тоталитарных стереотипов? А.Г.Асмолов, руководитель проекта "Университетский ресурсный центр практической психологии и педагогики толерантности", видит основной путь в подготовке специалистов Для обучения детей и взрослых правилам кооперации. Важная роль в этом деле отводится СМИ, а также разработке специальных тренинговых программ.

"Наша цель, – сказал, завершая доклад, А.Г.Асмолов, – состоит в том, чтобы "культура достоинства" пришла на смену "культуре полезности".

Доклад Г.У.Солдатовой был посвящен разработке и апробации конкретных технологий формирования толерантного сознания. Ведь "без постановки практических задач проблема толерантности рискует обернуться простой демагогией".

Источник: http://www.tolerance.ru



 
 
  Gallery
GALLERY

  Межкультурный календарь
Межкультурный календарь
  Опрос
  Что по-вашему означает слово "Толерантность"?
Выносливость
Терпимость
Интервал
Результаты опроса
 
  написать нам на главную поиск  
   Sitemap
     Rambler's Top100
Данный сайт создан при содействии и поддержке Администрации губернатора Свердловской области,
Европейской комиссии и Сената города Берлина. Материалы и публикации могут не отражать точку
зрения Европейского Союза.
При использовании информационных материалов ссылка на сайт обязательна.
флаг

Разработка сайта Екатеринбург
Дизайн-студия D1.ru


Разработка сайта в Екатеринбурге