На главную

Межкультурный диалог
На главную
Проект основан: 01.02.2006
www.midural.ru
  написать нам на главную поиск  
    22 сентября 2017     Екатеринбург: 22:20     Берлин: 18:20 deutsch русский
 

Главная

Приветствие

Государство и развитие толерантности
 

Институты гражданского общества
 

Российско-германский проект
 

Документы и публикации
 





Толерантность
 

Сервис
 

 

 

Толерантность / Миграция и интеграция

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СПОСОБ ВЗАИМНОЙ АДАПТАЦИИ МЕСТНОГО НАСЕЛЕНИЯ И ВЫНУЖДЕННЫХ МИГРАНТОВ


ГАЛИНА СОЛДАТОВА, ЛЮДМИЛА ШАЙГЕРОВА

В 2001 году Научно–практическим центром психологической помощи "Гратис" в сотрудничестве с Российским Красным Крестом (РКК) был начат проект "Толерантность как способ взаимной адаптации местного населения и вынужденных мигрантов". Проект осуществлялся в рамках Федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе". Данный проект стал закономерным продолжением ведущейся с 1998 года деятельности Красного Креста и центра "Гратис" по развертыванию программы психологической поддержки вынужденным мигрантам в разных регионах Российской Федерации. Благодаря работе психологов, в приемных РКК вынужденные мигранты во многих областях и краях Российской Федерации уже несколько лет имеют доступ к бесплатной психологической помощи, облегчающей их страдания и позволяющей сохранить и укрепить психическое здоровье. В то же время этот многолетний опыт психологов и работников Красного Креста показал, что адаптация и интеграция мигрантов в принимающем обществе становится успешной только при позитивном отношении местного населения к мигрантам как к равноправным членам общества.

Потоки вынужденных мигрантов, захлестнувшие регионы, повышают в них уровень социальной напряженности и порождают среди населения страх конкуренции, ксенофобные установки, поиски "козлов отпущения". В качестве последних нередко выступают "пришлые" люди – мигранты. Все это приводит к развитию нового негативного социального феномена – мигрантофобии. Различия в ценностных ориентациях и установках, в' поведении, в традициях и обычаях также препятствуют установлению доброжелательных отношений и продуктивных контактов между мигрантами и местными жителями.

Одним из путей профилактики мигрантофобии и важным условием формирования позитивного диалога между мигрантами и местным населением может стать развитие толерантности как личностного качества и как социальной ценности. Поэтому основная цель проекта, заявленная в рамках Федеральной программы, предполагала формирование установок толерантного сознания у мигрантов и принимающего населения и исследование этого процесса как механизма их взаимной адаптации. Мы предполагали, что психологическая работа с принимающим населением в этом направлении будет способствовать повышению культурной сензитивности к представителям различных национальностей, готовности к принятию различий, сочувствию, сопереживанию. А развитие толерантности у самих вынужденных мигрантов ускорит установление дружеских связей, доброжелательных отношений с окружающими людьми.

География проекта включала 12 областей, краев и республик России – Астраханскую, Волгоградскую, Ростовскую, Саратовскую области, Краснодарский и Ставропольский края, республики Адыгею, Дагестан, Кабардино–Балкарию, Калмыкию, Карачаево–Черкессию, Северную Осетию. Такой выбор был обусловлен тем, что события, происходящие в этих многонациональных регионах России, и неослабевающий поток вынужденных мигрантов из Чечни провоцируют в них наиболее высокую межэтническую напряженность.

Главное внимание в рамках данного проекта было уделено работе психологов с подростками – учениками старших классов. Предпочтение отдавалось тем школам, в которых учатся дети вынужденных мигрантов. В качестве основного метода работы с подростками по преодолению мигрантофобии был избран тренинг толерантности, разработанный психологами Центра "Гратис" Жить в мире с собой и другими" (Солдатова, Шайгерова, Шарова, 2000).

К участию в данном проекте были привлечены психологи региональных приемных Российского Красного Креста. Все психологи, участвующие в проекте, прошли предварительную подготовку на специально организованном для них в Москве семинаре. Им были разъяснены цели и задачи проекта, заданы основные направления деятельности, детализированы этапы проекта. Основной частью семинара стала подготовка психологов в качестве ведущих тренинга толерантности.

Главный этап проекта – проведение в регионах тренингов и мероприятий, направленных на развитие толерантности у подростков, – проходил с сентября 2001 по март 2002 года. В сентябре были набраны группы для тренинга толерантности, и на основе методики "Индекс толерантности" предварительно оценивался уровень толерантности у участников групп. Затем проводились тренинги в соответствии с программой. Помимо тренингов в каждом регионе были проведены конкурсы плакатов по теме "Толерантность" и общешкольные мероприятия, посвященные Международному дню толерантности (16 ноября). По окончании тренингов вновь была произведена оценка уровня толерантности у участников.

В целом тренинги толерантности прошли в 22 средних школах регионов, включенных в проект. Всего была организована 31 тренинговая группа, в которых участовали более 400 старшеклассников. Мероприятиями, связанными с проектом, были охвачены практически все старшеклассники школ, в которых проводилась работа.

Набор старшеклассников в группы для проведения тренинга осуществлялся при помощи администрации и педагогов школ. Предварительно были проведены беседы с педагогическими коллективами, разъясняющие цели, задачи, содержание проекта. Преимущество отдавалось тем школам, где обучалось наибольшее количество детей вынужденных мигрантов, и школам с многонациональным составом детей. Учитывалось также желание администрации и педагогических коллективов поддержать реализацию проекта и готовность сотрудничать при его осуществлении. В большинстве городов директора и педагоги с энтузиазмом воспринимали идею проведения тренинга толерантности и других мероприятий проекта.

Как и было задумано, подавляющее большинство детей, участвующих в тренинге, были учениками старших классов в возрасте от 13 до 17 лет. Иногда к работе в группе привлекались и ребята более младшего возраста. Состав групп был, как правило, многонациональными. Например, в г. Майкопе в тренинге участвовали представители шести национальностей – адыгейцы, армяне, евреи, ингуши, русские, чеченцы, в Минеральных Водах – армяне, греки, русские, чеченцы, в г. Моздоке – армяне, грузины, осетины, русские, чеченцы, почти во всех группах участвовали и подростки из числа местных жителей, и дети вынужденных мигрантов.

К середине сентября 2001г. практически во всех регионах были сформированы группы, и психологи приступили к проведению тренингов. В одних регионах занятия включались в школьное расписание, в других – проводились во внеурочное время. Оба варианта имеют свои достоинства и недостатки: первый обеспечивает более высокую посещаемость занятий, но ограничивает время занятия продолжительностью школьного урока. Проведение тренинга во внеурочное время позволяет не фиксировать четко время окончания занятия и завершить процессы, возникающие на тренинге. С другой стороны, участники могут по разным причинам пропускать занятия, что негативно сказывается на развитии группы и результатах тренинга.

Тренинг толерантности для подростков "Жить в мире с собой и другими" имеет достаточно гибкую структуру, что позволяло ведущим групп при необходимости изменять состав упражнений, количество занятий в блоках, включать другие упражнения и исключать те, к которым, по их мнению, группа не готова. Основываясь на собственных предпочтениях и динамике групповых процессов, психологи вносили в программу тренинга коррективы при работе с конкретными группами. Так как результаты тренинга во многом определялись тем, как проходили первые занятия, и тем, насколько удавалось заинтересовать и замотивировать детей, то особое внимание уделялось принятию правил групповой работы. В Ставрополе дети сами участвовали в разработке и творческом формулировании правил. В Минеральных Водах, где возраст участников был ниже, чем в других регионах, ведущему пришла идея преподнести правила в форме, доступной для понимания детей – при помощи фраз из детских песен, высказываний из мультфильмов. Например, правило "Сохранение конфиденциальности" звучало как "Большой секрет для маленькой компании", принцип добровольного участия в группе как "Я – кошка, хожу, где вздумается и гуляю сама по себе!"

Там, где мотивация подростков к участию в тренинге была недостаточно высокой, психологи по собственной инициативе увеличивали количество вводных занятий, повышающих уровень сплоченности в группе, доверие участников друг к другу и интерес к теме "толерантность". По мере вхождения в тему понятие "толерантность" становилось детям все более понятным и наполнялось более глубоким смыслом. Вот какие определения толерантности были предложены детьми:

* "Толерантность – это уважение, понимание, принятие того, что все многообразие состоит из индивидуальностей. Это когда человек критично относится к себе, к своим недостаткам и не обвиняет в своих неприятностях других людей".

* "Толерантность – это если каждый научится любить и уважать себя и будет положительно относиться ко всем окружающим".

* "Толерантность – это не снисхождение и потакание, а взаимопонимание и уважение, превращающее всех людей в добрых соседей".

* "Толерантность – это независимость, но не превосходство над другими. Это умение давать верные суждения о других людях".

* "Толерантность – это открытость, свобода, гармония. Это доброта, которая хочет мирного неба, жизни без конфликтов и войн".

* "Толерантность – это гордость за свой народ, но также и уважение традиций и вероисповеданий других народов, понимание непохожести, отказ от сравнения и противопоставления своего народа другому народу".

* "Толерантность – это не безразличие, равнодушие и соглашательство, а умение активно защищать свое мнение, выражать протест против дискриминации".

* "Толерантность – это терпение, доверие, доброжелательность, умение не осуждать других, не винить их в своих промахах и неудачах. Это способность к сопереживанию".

Отзывы детей позволяют понять, какую роль сыграло в их жизни участие в тренингах толерантности:

* "Мне очень понравились эти занятия, они помогли мне лучше узнать себя и окружающих людей".

* "Благодаря этим занятиям я начала лучше относиться к своим одноклассникам и уважать их".

* "Мне очень понравились наши занятия по толерантности. На этих занятиях была теплая атмосфера, и я уверена: теперь она такой будет всегда".

* "Я стала лучше понимать людей, научилась слушать других. Я очень счастлива, что с нами проводилась такая программа".

* "Люди, хоть что–то смогло нас объединить, и этому стоит порадоваться. Желаю всем улыбок и счастья". "Я заметила, что стала добрей дома и в школе";

* "Толерантность – это здорово! Она, как волшебный ключ, открывает сердца и души других людей, делает их поведение понятным и предсказуемым";

* "После тренинга стала смотреть на мир и себя в этом мире рельефнее, красочней и сочнее";

* "Спасибо! Подобные тренинги очень важны. Они помогают в трудные минуты жизни не быть злым и заставляют думать, каким я вырасту".

Проведенные тренинги произвели незабываемое впечатление на самих ведущих – психологов. Все они отмечали, как на глазах теплели отношения в детских группах, настороженность и "колючесть" по отношению друг к другу сменялись доброжелательностью и подбадриванием; все легче становилось подросткам рассказывать о себе, своих достижениях и достоинствах и одновременно проявлять эмпатию и позитивные чувства к другим участникам группы.

В рамках проекта в регионах проходил также конкурс плакатов "Толерантность". Это позволило заинтересовать и привлечь внимание к проблеме толерантности большого количества детей, побудить их задуматься об отношениях между людьми, о причинах и проявлениях нетерпимости, о своей собственной жизненной позиции. Первый тур конкурса прошел непосредственно в регионах, где были отобраны лучшие плакаты для участия в общем конкурсе, состоявшемся в Москве. Конкурс плакатов в регионах включал ряд мероприятий: проведение ознакомительных занятий с детьми по теме "Толерантность", разъяснение условий конкурса детям и родителям, представление плакатов, подведение итогов конкурса. Формы и процедуры оценивания плакатов в регионах вырабатывались самостоятельно.

Для участия во втором туре было отобрано 88 плакатов. В их числе 5 работ, выполненных семьями. Для оценки плакатов была создана экспертная комиссия из 15 человек – сотрудников Российского Красного Креста, психологов кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова и Центра "Гратис". Плакаты оценивались по следующим критериям: соответствие теме толерантности, художественная выразительность, соответствие жанру плаката, оригинальность.

Перед экспертами стояла необычайно сложная задача – выбрать один–единственный плакат–победитель, который бы стал символом проекта, так как каждый из присланных плакатов представляет огромную ценность благодаря вложенной в него частичке детской души. Кроме того, многие из плакатов представляли интерес и с художественной стороны. В результате напряженной работы экспертов был отобран плакат – победитель под названием "Азбука толерантности" ученицы средней школы N82 г. Саратова Насти Шаровар. В качестве лучших также были выделены плакаты Елены и Ирины Дроздовых (средняя школа N94, г Черкесск), Кати Сергиенко (средняя школа N4, г. Элиста).

Плакат–победитель был подготовлен к печати и издан Российским Красным Крестом тиражом 400 экземпляров. Еще 10 лучших работ были опубликованы в журнале "Российский Красный Крест".

Кульминацией проекта стало проведение масштабных общешкольных мероприятий. В большинстве городов такие мероприятия были приурочены к Международному дню толерантности (16 ноября). Многие впервые узнали о существовании такого праздника. Этот день превратился в очень важное событие для его организаторов и участников. Психологи и участники тренинга самостоятельно разрабатывали сценарии праздников, используя идеи, возникшие в процессе тренинга, готовили праздничные костюмы, декорации. Праздники проводились либо для всей школы, либо для старших классов. Во многих городах в качестве зрителей были привлечены родители. Специально были приглашены известные в регионе люди. Во время праздников проводились конкурсы, социально–психологические игры, организовывались дискуссии.

Как и на любых детских праздниках звучали стихи, музыка, песни, однако все они были связаны с темой толерантности. Помимо известных произведений – стихотворений Бориса Заходера, Юрия Левитанского, песен Булата Окуджавы, – подростки представили на суд зрителей и стихи собственного сочинения.

Вот, например, такие четверостишия были сочинены старшеклассниками из г. Майкопа (Республика Адыгея).

Чувствовать, думать, любить, как другие,

Сердцем умея понять солидарность.

Напрочь отбросить – "Они не такие",

Этому учит нас толерантность.

***

Признание, равенство и уважение,

Взаимодействие, дружба, галантность.

Вера любая без принуждения,

Это и многое есть толерантность.

***

Толерантность – значит это,

Если дружно все живут.

И теплом сердец согреты

Школа, быт наш и уют.

***

Толерантность, дружба, труд

К лучшей жизни нас ведут.

Выбирая в жизни путь,

Толерантность не забудь.

***

Толерантность не только учение,

Это выдержка, воля, терпение.

В Волгограде дети–участники тренингов подготовили четыре информационных буклета для всей школы.

1. Толерантность позволяет приобретать друзей

В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные, инвалиды, иностранцы, девочки, мальчики. Почему иногда мы их отвергаем, посмеиваемся над ними? Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе.

Конечно, мы не обязаны всех любить! Однако все люди имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения или оскорблений. Несмотря на наши различия, мы все принадлежим к человеческому роду, и каждый из нас, будь то мужчина, женщина или ребенок, неповторим и значим.

Быть толерантным – означает уважать других со всеми их различиями физического или религиозного характера, различиями в образе жизни или мыслей и т.д. Это означает быть внимательными к другим и не замыкаться на установившихся стереотипах. Это означает обращать внимание скорее на то, что нас сближает, а не на то, что нас разделяет.

Толерантность позволяет нам оставить в нашем сердце больше места для наших друзей.

2. Толерантность – путь к миру

Почему в мире по–прежнему происходят войны? Почему столько людей страдают и умирают? Почему столько детей становятся сиротами? Потому что ненависть, отсутствие взаимопонимания, страх, зависть заставляют одних людей нападать на других, уничтожать их и забирать у них то, чем они владеют. Более того, такие люди считают, что они правы...

Однако после войны побежденный чувствует себя униженным и стремится отомстить. Если бы вместо войны можно было обсуждать проблемы, вести переговоры, то не было бы ни победителей, ни побежденных. Выиграл бы каждый! Проявлять толерантность – это противодействовать мирными средствами угрозе насилия. Это означает оставаться сильным для того, чтобы защищать слабых.

Проявлять толерантность – это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, заботясь о будущих поколениях! Это означает проявлять солидарность, чтобы вместе бороться с насилием, бедностью и нетерпимостью!

Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, помогать друг другу, чтобы строить мирное будущее.


Почему в мире по–прежнему происходят войны? Почему столько людей страдают и умирают? Почему столько детей становятся сиротами? Потому что ненависть, отсутствие взаимопонимания, страх, зависть заставляют одних людей нападать па других, уничтожать их и забирать у них то, чем они владеют. Более того, такие люди считают, что они правы...


3. Толерантность проявляется прежде всего дома

В семье нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других! Возможно, потому, что они нам напоминают наши недостатки? Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются или мы становимся завистливыми... А может быть, мы боимся оказаться менее любимыми? Стремясь быть более сильными, мы становимся интолерантными, и, вместо того чтобы стать лучше, мы оказываемся в одиночестве!

Как нам стать толерантными? Прежде всего нужно оставаться самим собой, имея чувство юмора, видеть свои ошибки и свои недостатки. Вы скажете, это сложно? Нет, начните с малого и двигайтесь потихоньку, как ребенок, который учится ходить! Если мы проявляем толерантность по отношению к себе самому, то мы становимся толерантными по отношению к другим, и тогда нам легче принимать их такими, какие они есть.

Вместе с тем проявлять толерантность не означает соглашаться со всем, чем угодно! Насилию и несправедливости нужно противостоять мирными средствами, лучше объясниться друг с другом, а не драться, объединяться с другими с тем, чтобы стать сильнее, и использовать свою силу для защиты более слабых.

Проявлять толерантность дома – значит, проявлять толерантность и в остальном.

4. Толерантность позволяет остановить насилие!

В спорте, как и в повседневной жизни, мы зачастую боимся оказаться ни на что не способными! В этом случае для того, чтобы защититься, иногда мы начинаем играть не по правилам, проявлять жестокость и эгоизм. Для того, чтобы казаться лучшим игроком или лучшей командой, для того, чтобы выиграть, мы даже пытаемся обмануть, подавить или унизить других.

Вместе с тем всем известно, что насилие порождает насилие. Что победа, одержанная с помощью жестокости, ничего не стоит. Агрессивность можно превратить в позитивную энергию и стать более совершенным. Проявлять толерантность – это значит уметь относиться к своим противникам так, как хотелось бы, чтобы они относились к нам.

Проявлять толерантность – это быть готовым зачастую быть хуже, чем другие, но не терять при этом уверенности в себе. Проявлять дух коллективизма и чувство локтя – это значит уметь разделять поражения и победы.

Проявляя толерантность, вы ничего не теряете, напротив, внутренне вы становитесь сильнее.

Проект предоставил широкие возможности для реализации собственных идей и проявления инициативы психологов в регионах. При проведении дополнительных мероприятий в рамках проекта психологи учитывали специфику региона, школы, класса, в котором проводился тренинг.

Важным вкладом стали предпринятые психологами во многих регионах действия по широкому распространению информации о проекте. Для детей, не участвовавших в тренингах, были проведены лекции или классные часы на темы "Толерантность к себе и другим" (республики Адыгея, Калмыкия), 'Толерантность – это..." (г. Краснодар).

Помимо конкурса плакатов были организованы конкурсы на лучшее сочинение по толерантности среди старшеклассников, выпускались школьные газеты к дню толерантности. В республике Адыгея психологом разработаны и апробированы комплексные уроки, совмещающие психологию с другими уроками – историей, биологией, экономикой. В рамках таких уроков усвоение материала осуществлялось в ходе деловых игр, одновременно способствующих закреплению знаний и развитию толерантного сознания.

Практически все участники проекта подготовили и провели специальные беседы о толерантности на родительских собраниях, заседаниях педсоветов, встречах психологов с учителями и администрацией школ.

В ряде городов прошли передачи на телевидении (г. Элиста, г. Ростов–на–Дону), радио (г. Минеральные воды, г. Георгиевск), информация о ходе проекта была опубликована в местной прессе (газета "Георгиевские известия").

Благодаря этой деятельности тема толерантности стала близкой и понятной не только участникам тренингов, но и их родителям, членам их семей, педагогам школ, другим жителям городов. В результате привлечения в проект широкого круга зрителей было задействовано более 2000 человек.

Круглый стол по итогам проекта состоялся в апреле 2002 г. в Москве и стал его завершающим этапом. В работе Круглого стола приняли участие 43 человека. Главная цель встречи состояла в подведении итогов проекта и определении направления дальнейшей деятельности. Психологи получили возможность обменяться мнениями о проведенной работе, обсудить возникавшие в процессе реализации проекта трудности, методологические и практические проблемы, связанные с широким включением в социальную практику тренингов толерантности и позитивного взаимодействия. Каждый из участников представил отчет о проведенной работе, сопровождая его наглядными материалами – продуктами творчества школьников, участвовавших в тренинге (эмблемами, плакатами, "марионетками" и т.д.), фотографиями, школьными газетами. Были обсуждены результаты проведенного массового обследования участников тренинга при помощи опросника "Индекс толерантности": все ведущие тренингов отметили повышения уровня толерантности у участников после завершения групповой работы. Психологи привезли с собой и представили сценарии проведенных праздников и мероприятий, посвященных Международному дню толерантности. Наиболее интересные из них были были опубликованы в информационно–аналитическом бюллетене (Психологи о мигрантах и миграции в России, 2002).

ЛИТЕРАТУРА

1. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков. М.: Генезис, 2000.

2. Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно–аналитический бюллетень. М.: Смысл, 2002, вып.4.

Источник: http://www.tolerance.ru



 
 
  Gallery
GALLERY

  Межкультурный календарь
Межкультурный календарь
  Опрос
  Что по-вашему означает слово "Толерантность"?
Выносливость
Терпимость
Интервал
Результаты опроса
 
  написать нам на главную поиск  
   Sitemap
     Rambler's Top100
Данный сайт создан при содействии и поддержке Администрации губернатора Свердловской области,
Европейской комиссии и Сената города Берлина. Материалы и публикации могут не отражать точку
зрения Европейского Союза.
При использовании информационных материалов ссылка на сайт обязательна.
флаг

Разработка сайта Екатеринбург
Дизайн-студия D1.ru


Разработка сайта в Екатеринбурге