На главную

Межкультурный диалог
На главную
Проект основан: 01.02.2006
www.midural.ru
  написать нам на главную поиск  
    15 октября 2024     Екатеринбург: 22:54     Берлин: 18:54 deutsch русский
 

Главная

Приветствие

Государство и развитие толерантности
 

Институты гражданского общества
 

Российско-германский проект
 

Документы и публикации
 





Толерантность
 

Сервис
 

 

 

Толерантность / Образование

ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВОК ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ


Конференция состоялась в Институте социологии РАН, который является одним из организаций–участников Федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001–2005 гг.)".

В течение года в Институте проводилась исследовательская работа по проекту "Создание методики и отработка организационных механизмов психолого–педагогической экспертизы материалов и продукции для детей", результатам которого была посвящена состоявшаяся конференция.

Проблема, которая решалась в рамках Проекта, более чем актуальная: как известно, в свет выходит огромное количество книг, мультфильмов, теле– и радиопередач, игр, дисков, кассет и т.д. для детей. При этом отбор происходит только для учебников. Вся остальная продукция для детей выпускается исходя из коммерческих соображений, а так называемое социальное последействие "встречи" с нею ребенка остается без научно обоснованных прогноза и рекомендаций. На поверхности этой проблемы – агрессивного характера игры, игрушки, мультфильмы, кинофильмы, рекламные клипы, составляющие значительную часть той социокультурной среды, которая окружает практически каждого современного ребенка.

Руководитель Проекта, доктор социологических наук Т.З.Адамьянц отмерила, что междисциплинарный (семиосоциопсихологический) подход позволил разработать технологии и организационные механизмы социальной диагностики любых материалов и продукции культурно–развлекательного назначения для детей: книг, кинофильмов и мультфильмов, театральных пьес, теле– и радиопередач, игр, игрушек, а также воспитательных методик.

Для апробации новых технологий исследовательская группа провела серию опросов разных групп детей, в том числе и бывших беспризорников из приюта–распределителя. При этом изучались, с одной стороны, "картины мира" ребенка, а с другой – его коммуникативные навыки, умение понимать, запоминать интерпретировать содержание книг, фильмов. Изучались также мотивационнго–целевые (интенциональные) особенности ряда современных книг и телепередач, а также особенности восприятия этих же книг и телепередач детьми.

Оказалось, что мотивационно–целевая направленность на позитивный социальный результат многих привлекательных для современного ребенка книг и телепередач либо вовсе отсутствует, либо слабо выражена, либо остается непонятной большим группам детей. Оказалось также, что дети, обладающие навыками адекватного восприятия, гораздо более толерантны к своим сверстникам, отличающимся от них по национальности, вероисповеданию, месту жительства, взглядам, уровню жизни и т.д. Дети же, не обладающие этими навыками (а таких большинство), менее дружелюбны и нередко обнаруживают склонность к одобрению агрессивного поведения (любимых ими) героев книг, фильмов, мультфильмов, отождествляют себя с агрессивными персонажами.

В унисон этим данным прозвучало выступление старшего научного сотрудника юридического факультета МГУ А.В.Клочковой, которая рассказала о результатах исследований, проведенных среди современных студентов и молодежи. Оказалось, что значительная часть современной молодежи проявляет терпимость к преступности и антиобщественному поведению своих сверстников.

Проблема отрицательного влияния на детей и молодежь современной информационной среды (особенно часто назывался фильм "Бригада") поднималась многими участниками конференции.

О зарубежном опыте правового регулирования деятельности электронных СМИ с точки зрения их влияния на детей и молодежь рассказала Л.Л.Ефимова, кандидат юридических наук, консультант Аппарата Государственной Думы РФ. Во многих зарубежных странах действуют правовые нормы, предохраняющие детей от "соприкосновения" с агрессивной информационной средой. В России таких норм и ограничений практически нет, хотя предложений по их введению большое количество. Решить этот вопрос законодательно – насущная потребность сегодняшнего времени.

Выступление руководителя Департамента учебных изданий Министерства образования РФ Н.И.Габрусевой было посвящено мероприятиям по модернизации экспертизы учебных изданий. Возможность применения новых междисциплинарных методик и механизмов оценки материалов и продукции для детей была оценена ею как перспективная и целесообразная.

На конференции были подняты вопросы о принципах формирования детских библиотек в свете идей толерантности (В.В.Ильина, заместитель начальника отдела библиотек Министерства культуры РФ) и об инновационном опыте развития толерантных качеств у школьников (Е.А.Тарасенко, аспирант Института социологии РАН).

Главная идея резюме, принятого участниками конференции, состояла в целесообразности научного участия в диагностике и социальном проектировании информационной среды для детей и молодежи, включения комплексных междисциплинарных подходов в процесс принятия управленческих решений, связанных с обучением и воспитанием детей, объединения для этих целей ученых и исследователей разных сфер социального и гуманитарного знания.

Валентина Шилова

Источник: http://www.tolerance.ru



 
 
  Gallery
GALLERY

  Межкультурный календарь
Межкультурный календарь
  Опрос
  Что по-вашему означает слово "Толерантность"?
Выносливость
Терпимость
Интервал
Результаты опроса
 
  написать нам на главную поиск  
   Sitemap
     Rambler's Top100
Данный сайт создан при содействии и поддержке Администрации губернатора Свердловской области,
Европейской комиссии и Сената города Берлина. Материалы и публикации могут не отражать точку
зрения Европейского Союза.
При использовании информационных материалов ссылка на сайт обязательна.
флаг

Разработка сайта Екатеринбург
Дизайн-студия D1.ru


Разработка сайта в Екатеринбурге