СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: КАК ВЫБРАТЬ САМУЮ ЛУЧШУЮ ИГРУШКУ СВОЕМУ РЕБЁНКУ
Методическое пособие
Задания для родителей на правильное понимание и восприятие игрушек, приближенное к детскому
Все современные исследования показывают: чтобы развить чувство в отношении самого себя (эмпатия к себе самому, безусловное принятие себя, самоценность, аутентичность) ребенку необходимы:
1) подлинная эмпатия со стороны родителей и близких;
2) возможность практиковаться в способности вчувствоваться.
Отсюда первый критерий для оценки игрушки: во что в данной игрушке ребенок вчувствуется?
Игрушка должна отвечать правилу выраженности чувства и однозначности выражаемого чувства, или, по крайней мере, ясности выражаемой в игрушке группы чувств, иначе ребенок его не прочтет и не сможет вчувствоваться, или вчувствование вызовет у него замешательство или ступор, так как он будет иметь дело с двойным посланием [Двойные послания, как открыла исследовательская группа Грегори Бэйтсона, являются характерными для атмосферы так называемых шизофреногенных семей и для шизофреногенных связей. Отсюда понятно, что мягкие большие игрушки должны быть особенно однозначны.].
В игрушку ребенок вносит чувства и смыслы из своего воображаемого мира. Игрушка помогает ребенку извлечь из его внутреннего мира некоторый набор воображаемых возможностей, способностей, мечтаний, развивать, упражнять их и утверждаться в них. Хороша та игрушка, в которой этот набор добр, конструктивен, человечен, богат, плоха та игрушка, которая навязывает ребенку свой собственный сюжет игры, не приводит его к контакту с собственным внутренним миром, но культурно его программирует.
Родителей удивляет необходимость покупать новые игрушки ребенку, но это естественный процесс по следующим причинам:
- у игрушек существуют различные функции и разные игрушки соответствуют различным потребностям ребенка;
- у ребенка существует уровень насыщения, зависящий как от его способности удерживать и овладевать опытом, так и от игрушки;
- у игрушки существует ограниченный набор валентностей, связей, в которые ребенок может включать игрушку, однако развитая фантазия ребенка, его витальность и сильная потребность может сделать его неисчерпаемым.
Примеры игрушек с разным характером
Игрушки защитники - успокоители
Большие плюшевые медведи, добрые львы, мягкие тигры, большие собаки и даже (иногда) мягкие плюшевые крокодилы и т.п. Игрушки, которые можно обнять, прижаться, и которые позой и мордой излучают спокойствие и силу, они - большие, взрослые, сильные, дают опору и защиту.
Игрушки утешители
Это могут быть игрушки-защитники, а также мягкие большие игрушки с внимательным, дружелюбным и заботливым выражением лица. Зайцы, тюлени, плюшевые коровы, небольшие собачки, внимательные бобры и белки и т.д. Ребенок чувствует, что они понимают его, принимают его и сочувствуют ему, они не взрослые, небольшие, они - такие же, как он.
2. Игрушки, выполняющие символическую функцию
Игрушки для идентификации в ролевой игре
В эти игрушки играют. В них ребенок узнает себя, примеряет себя к ним, но они не сопровождают ребенка в трудных ситуациях его жизни, они не вступают в диалог. Это принцессы, с красотой которых можно идентифицироваться, это настоящая Барби, сильные герои - такие как Человек-паук, Бэтмэн, супермен. Это игрушки, представляющие героев любимых книг, мультфильмов или фильмов, а также их костюмы, которые можно надеть, чтобы стать этими героями. Это игрушки, качества которых, играя с ними, вчувствуясь и оживляя которые, ребенок оживляет и ощущает в себе, проигрывает, проживает их, примеривая себе и, видимо, феноменологически воспринимая - как это мне, мое - не мое. Это могут быть и игрушки из перечисленных выше групп. Девочка, которая впервые играет с настоящей Барби, чувствует в эти минуты в себе, пожалуй, больше женской силы, чем женщина, купившая платье от дорогого модельера, создающего женственные вещи. Мальчик, несущийся с раскинутыми руками в костюме Бэтмэна, вероятно, испытывает те же чувства, что летчик, закладывающий крутой вираж. Сюда же относится огромное многообразие игрушек, на которых что-то можно легко проецировать - как достоинства, так и недостатки.
Эта группа пересекается с группой игрушек для идентификации, но сюда особенно относятся малыши и пупсики. В игре с этими игрушками можно идентифицироваться с компетентным, сильным, заботящимся взрослым, психологическая и гармонизирующая функция этой игрушки и состоит в том, чтобы дать пережить заботу в чистом виде и упражняться в эмпатическом понимании.
Агрессивные игрушки для канализации агрессии, освоения социальных норм обращения с агрессией и отработки других негативных чувств
А) Игрушки-страшилки (их функция - справляться со своим страхом, испытывая удовольствие от пугания окружающих).
Б) Игрушечное оружие и доспехи.
В) Негативные персонажи и полиция (как модель структурированной и структурирующей силы).
Агрессивные игрушки для символизации негативных чувств
В игре с этой игрушкой хорошо выражать агрессию, как с помощью игрушки на кого-то, так и на саму игрушку без страха наказания, ведь она же плохая, злая и опасная, и все-таки не ответит тем же. Это зубастый волк, крокодил, Баба-Яга, которая, однако, может в некоторых вариациях относиться и к символическим игрушкам. Особенность агрессивной игрушки в том, что она должна выражать агрессию однозначно и быть предназначенной для нападения.
Игрушки сувениры и талисманы
Как правило, маленькая выразительная игрушка, подаренная любящим и понимающим взрослым или выменянная у друга. Это особенная вещица (ангел, кристалл, шарик, камушек и т.п.). Часто для внутреннего мира подростка или среднего школьника играют роль, аналогичную переходному объекту (только не в переходном пространстве, а во внутреннем).
3. Игрушки, обладающие свойствами объекта - посредника.
Игрушки для создания социально-культурных ситуаций и овладения социальными ролями, воссоздания того или иного социально-психологического микроклимата, инструмент для социализации, для отработки и упражнения в различных навыках
А) Мелкие куклы, представляющие семью, солдатики, ролевые персонажи (милиционер, водители транспорта, врач, продавец, футболисты), а также предметы, помогающие войти в социальную роль самому ребенку - посуда, транспорт, фонендоскоп, аптечка, шприцы, игрушечная мебель, кухня, домик и т.д.
Б) Различного рода конструкторы. Их цель - тренировка внимания и пространственного мышления, моторики рук, но также они имитируют сюжеты из социальной жизни (например, “Лего”).
4. Игрушки - однодневки, игрушечный мусор.
Придуманы взрослыми, чтобы недорого занять ребенка на время, переключив на новое впечатление. Это механизированные игрушки, которые легко ломаются, или заводные игрушки, или стереотипные мягкие игрушки, подобные тем, которые кучами навалены в детских игровых автоматах. Они не дают развиться любви к этой вещи и ведут к потребительству в детской комнате, отнимая время и не давая ничего питательного душе или голове.
5. Игрушки для коллекционирования.
К ним относятся фарфоровые куклы, в которые нельзя играть, потому что они легко бьются; модели машинок, обычные игрушки, превращенные в часть коллекции. В них нельзя играть, но ими можно обладать. Часто такими игрушками становятся Барби всех видов (например, сказочные героини-принцессы из диснеевских мультфильмов).
Мечта производителей и продавцов игрушечной продукции - каждую игрушку делать такой.
Родители сами могут попрактиковаться в детском восприятии игрушек. Для этого нужно вынести все свои знания за скобки и видеть игрушку как будто в первый раз, отвечая при этом на вопросы: Что это? Как это мне? Так ли это?
Вы сами, дорогие родители, можете почувствовать восприятие ребенка, его магический мир, если увидите или почувствуете:
- способность игрушки оживать;
- что-то, что делает игрушку настоящей;
- первичное вызываемое чувство;
- чувства, возникающие от контакта с игрушкой (когда представляете, что она оживает);
- внутренние состояния ребенка, с которыми она связана;
- культурные контексты, в которые может увести воображение ребенка эта игрушка;
- отношение к игрушке;
- действия, которые в отношении игрушки хочется совершить.
Вам нужно научиться оценить потенциал игрушки для:
- стабилизации внутреннего мира;
- возможность быть переходным объектом;
- возможность быть символическим объектом;
- возможность быть объектом-посредником.
Если ребенок еще маленький, 1-2 года, и у него нет большой игрушки, купите ему игрушку защитника-успокоителя. Субъективно эта игрушка для ребенка должна легко “ оживать ” . Если у вас как у большинства взрослых способность к воображению несколько утрачена, то существуют вполне объективные критерии, которые помогут Вам сделать лучший выбор. Вот какими свойствами она должна обладать.
Хорошая игрушка для малыша 1-3 лет
• Поскольку вы выбираете защитника-успокоителя, то он должен быть большим.
• У него должен быть облик, похожий на настоящий - волосы (шерсть), зубы, язык, глаза должны быть сделаны, а не нарисованы.
• Если игрушка сделана удачно, то у вас должно возникнуть чувство тепла и уюта, ребенку должно казаться, что от нее исходит тепло, или что она может оживать, или что выражение глаз меняется, что она что-то думает или про себя говорит. (Это “доказывает”, что она на самом деле существует, и определяет ее способность участвовать в играх по построению реальности, порождать фантазии и создавать новые реальности, ведь игра - это сон наяву) .
NB! Будьте бдительны, дорогие родители. Гораздо проще и дешевле в игрушку с искусственными, не живыми, нарисованными глазами вставить блок, который будет пищать «я тебя люблю», чем сделать глаза, которые выражают любовь.
Специфические свойства игрушки - защитника-успокоителя: большая, добрая, уютная; вызывающая однозначные чувства; гармоничная; спокойная ; удовлетворенная ; надежная; выпуклая (не острая); милая, забавная, смешная, безопасная, дружелюбная, заботливая.
Эти качества достигаются следующими объективными свойствами игрушки:
1. Размер должен быть сопоставим с ребенком или чуть больше, ребенку нужно видеть мордочку.
3. Лапы/лапки - достаточной длины, подвижны, чтобы можно было обнять игрушку под ними. У лапы есть кисти (пальцы) – “ пухлые ” , выпуклые .
4. Может быть живот - средний или большой, гармоничный с общей фигурой (не безобразный).
• 5. Имитация радостной теплой человеческой мимики , отсутствие мимики, выражающей агрессивные состояния или внутреннее отсутствие.
• 6. Игрушка должна быть мягкой и усидчивой.
Хорошая игрушка для ребенка 3-6 лет
Если у вашего ребенка есть большая и надежная игрушка, купите ему дружка - утешителя. Свойства у него несколько иные, и качества, которые мы будем принимать во внимание, немного отличаются: очень хороший, теплый, смешной, мягкий, безопасный, привлекательный, яркий, интересный, ему легко дать имя для индивидуальной игры.
Эти качества достигаются следующими объективными свойствами игрушки:
1. Цвета игрушки : теплота цвета, чистота тона цвета, глубина цвета, естественность, гармоничное сочетание цветов.
2. Особенное значение на мордочке имеют глаза , они могут быть особенными и ассиметричными, что придает игрушке ее неповторимое выражение. Наличие впадины для глазного яблока. Глаза имитируют настоящие, со зрачком и радужкой, они сделаны из различных материалов. Глаза больше естественных и обычных, выпуклые (не плоские). Брови должны быть вшиты, вышиты, сделаны рельефно.
3. Присутствует наклон головы , или поворот (как бы к ребенку). Голова может быть подвижная.
Все эти признаки работают, во-первых, на витальность и, во-вторых, на уникальность/индивидуальность игрушки, позволяющую установить с ней особенные отношения, чтобы ребенок ее полюбил, заботился и не хотел заменить другой. Ее особенная выразительность (выражение глаз, морды), делающая ее индивидуальностью, единственной в своем роде. Феноменологически наличие этого свойства у игрушки проявляется в немедленном назывании. Так у детей происходит с домашними животными. Они видят двух с виду одинаковых котят и говорят: этот - Пухлый, а этот - Пончик. Эти игрушки проявляют поведение привязанности, чувство привязанности, выполняют все функции переходного объекта.
Хорошая игрушка для ребенка 6-10 лет
Для ребенка 6-10 лет основной интерес в мире игрушек меняется, что соответствует возрастным изменениям ребенка. Если дошкольник определяет и осознает себя через то, что он может о себе вообразить, как и кем он себя может представить, то младший школьник определяет себя через то, что он может сделать . Таким образом, ценной в игрушке для ребенка становится возможность что-то реальное создать и сделать, или сделать что-то свое, что-то “настоящее” с ее помощью. Для него также ценна возможность самому сделать игрушку.
Ребенок становится более реалистичным, и интерес переносится от игрушек - переходных объектов, мягких игрушек для идентификации в ролевых играх к игрушкам - посредникам, представляющим реальную жизнь. Это игрушки из описанной нами третьей группы, которая так и называются: игрушки-посредники. К ним относятся игрушки для создания социально-культурных ситуаций и овладения социальными ролями, воссоздания того или иного социально-психологического микроклимата, воспроизведения ландшафтов, для отработки и упражнения в различных навыках.
А) Мелкие куклы, представляющие семью, солдатики, ролевые персонажи (милиционер, водители транспорта, врач, продавец, футболисты), а также предметы, помогающие войти в социальную роль самому ребенку - посуда, транспорт, различные маленькие машинки, фонендоскоп, аптечка, шприцы, игрушечная мебель, кухня, домик, реалистичные дикие и домашние животные, сложная железная дорога и т.д.
Б) Различного рода конструкторы. Их цель - тренировка внимания и пространственного мышления, моторики рук, но так же они имитируют сюжеты из социальной жизни (“Лего”).
В) Предметы для выразительной творческой деятельности - рисования, лепки, конструирования, оригами, изготовления игрушек (совместно со взрослым).
Г) Настольные игры. В этот период очень важно играть в настольные игры, это помогает справляться с переживаниями проигрыша в надежде на последующий выигрыш и выигрывать, сочувствуя проигравшим. Здесь ребенок еще и еще раз следует реальности существования правил: тому, что правила распространяются на всех.
У девочек забота о больших куклах-пупсах и игра с большими мягкими игрушками предыдущего периода сменяется интересом к маленьким куклам-невестам, к домам, их обустройству и украшению, к устройству свадебных церемоний и к подготовке нарядов для них, к маленьким пупсикам и разыгрыванию сюжетов из жизни. Мальчики строят города, космодромы, устраивают сражения армий.
Кроме того, в этом возрасте дети просто одержимы манией коллекционирования. Эта особенность удачно эксплуатируется “Макдональдсом” и изготовителями киндер-сюрпризов. Однако дети предпочитают коллекционировать “реальные” вещи, это связано с их потребностью чувствовать себя в реальном мире, чувствовать, что они владеют чем-то ценным. От взрослых требуется помощь в предоставлении пространства и упорядочивании коллекций, какими бы они ни были. Дети собирают песок из разных речек, озер и морей, камушки, билеты, пластиковые карточки, спички, марки, фантики, коробочки, гербарии - все это помогает ребенку проживать и “удерживать” многообразие мира и, конечно же, своего “нравится”. Мы можем помочь детям устройством полочек, ящичков, подбором альбомов.
Более старшие дети, вплоть до подросткового возраста, обрадуются маленьким игрушкам-талисманам и символическим изображениям того, что является в данный момент модным, престижным.