Понятие толерантности несет в себе идеи многообразия, равенства, отказа от доминирования и насилия одного над другим, касается ли это отдельных людей, групп людей или целых народов и государств. Толерантность в таком ее понимании должна стать важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
Между тем понятие "толерантность", имея глубокие исторические корни, в наше время постигается и "приживается" с большим трудом как в обществе в целом, так и в системе российского образования. Попытка ввести в содержание курсов повышения квалификации педагогов разных категорий Новгородской области небольшого (4-8 часов) спецкурса по толерантности показала, что даже многие учителя (что уж говорить о школьниках!) вообще не знакомы с этим понятием, а некоторые трактуют его превратно, что еще опаснее. Толерантность ассоциируется с антипатриотизмом, с отказом от собственного национального и человеческого "Я", с преклонением перед "чужестранным", чаще всего американским образом жизни и мышления и т.п. С другой стороны, психологически понятная и подогреваемая многими СМИ ассоциативная связь "терроризм - мусульманство" влечет за собой осознанный отказ от толерантного отношения к мусульманам и "лицам кавказской национальности". Толерантность в этом случае понимается как призыв к всепрощению, примирению с терроризмом.
Нами получены любопытные и красноречивые результаты анкетирования, проведенного среди социальных педагогов (т.е. воспитателей!) области и учащихся 10 класса одной из общеобразовательных школ. С утверждением, что "истинной может быть только одна религия" согласились 7% педагогов и 19% учащихся; с тем, что "есть нации и народы, к которым трудно хорошо относиться", согласились 25% педагогов и 46% (!) детей. Наконец, самое страшное, на наш взгляд, утверждение, что "государство имеет право в своих интересах пойти на ущемление какой-либо нации", безоговорочно поддержали 10% педагогов и 27% десятиклассников, а еще 20% взрослых и 23% детей поставили знак вопроса, то есть допустили такую возможность.. Разумеется, этот опрос, коснувшийся всего нескольких десятков человек, не претендовал на репрезентативность, тем не менее его результаты, видимо, все же отражают какие-то тенденции в российском обществе.
Таким образом, проблема формирования толерантного сознания оказывается более чем актуальной, и решение ее, на наш взгляд, требует комплексного подхода, организации определенной системы целенаправленных действий как на уровне каждого образовательного учреждения, так и в широких рамках всего российского образования.. Причем процесс этот должен быть разнонаправленным и многоступенчатым.
С одной стороны, формировать толерантное сознание у учащихся может только толерантный учитель, поэтому прежде всего эта проблема должна решаться как андрагогическая. Думается, что задача андрагога - главным образом просветительская, т.к. многие проблемы коренятся просто в недостаточной осведомленности педагогов, в неверном понимании самого понятия толерантности (если дело не в этом, то речь, видимо, должна идти о профессиональной непригодности педагога, т.к. "перевоспитать" взрослого человека вряд ли удастся, а допускать интолерантного учителя к детям - преступно!). Возможно, необходима специальная программа повышения квалификации - в виде обязательного модуля, вводимого в программы разных курсов, - направленная на формирование толерантного сознания учителей, на мотивацию их дальнейшей педагогической деятельности в этом направлении.
В работе с педагогами, а затем и с учащимися прежде всего должно быть уточнено и расширено само значение понятия толерантность, причем одним из самых важных для усвоения должен быть такой его важнейший аспект, как "толерантность к самому себе и к своему народу". Должен быть разрушен психологический стереотип: принятие "другого" есть отказ от самого себя - и осознано отношение к "общечеловеческим" ценностям как к конкретному - разнонациональному - воплощению нравственных и духовных идеалов всего человечества. Нельзя быть подлинно толерантным без любви "к отеческим гробам", будучи равнодушным к судьбам собственного народа. Но и нельзя быть настоящим патриотом, любя только собственный народ и ненавидя или презирая все остальное человечество.
При таком подходе даже изучение истории, природы и культуры родного края может быть соотнесено с воспитанием не только патриотизма (как это бывает чаще всего), но и толерантности. Именно такова концепция программы регионального компонента "Новгородский край (человек и природа, человек и история, человек и искусство)", в основу которой как раз и положено восприятие "малой родины" как Дома, от порога которого начинается Дорога в большой мир. Родной край - Россия - Мир - таковы те ступени, те концентрические круги, по которым последовательно продвигается маленький человек, постоянно расширяя границы доступных ему географических и культурных "пределов". Понятие толерантности таким образом оказывается неразрывно связано с так называемым "глобальным мышлением", формирование которого также является одной из важнейших, стратегических целей современного российского образования.
Еще одна проблема, связанная с понятием толерантности, - это критерии и "границы" толерантности. В мире существуют явления и группы людей, которые расцениваются как антисоциальные, - преступники, наркоманы и др. Более того, есть люди крайних политических, националистических взглядов, ратующие за чистоту славянской расы и марширующие с фашистскими символами на рукавах; предлагающие "очистить систему образования от антинациональных элементов, проповедующих так называемые общечеловеческие ценности" (цитата из программы РНЕ). Как относиться к такого рода проявлениям интолерантности? Где кончается толерантность и начинаются равнодушие, попустительство, конформизм? Еще в 30-е годы 20 века писатель Бруно Ясенский написал замечательные слова: " Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство".
Каждый определяет свою границу допустимого и свою "линию защиты", свою стратегию поведения в разных ситуациях, но не замечать проблему вовсе - преступно!
Наконец, можно и нужно говорить не просто о способности "терпеть" рядом "другого", но - об "активной толерантности". То есть - об умении активно сотрудничать с "другим", а для этого - идти на компромиссы, договариваться, находить точки соприкосновения даже в самых, казалось бы, безнадежных ситуациях. В то же время "активная толерантность" - это и умение "мирно", неконфликтно убедить "другого" в своей правоте, поспорить, отстоять свое мнение. Наконец, "активная толерантность" - это подчас и непосредственное действие, способность заступиться за униженного, защитить права другого и т.д.
Таким образом, понятие толерантности многогранно и включает в себя самые разные грани межчеловеческих, межличностных отношений. И работа по формированию толерантного сознания у юного поколения также должна быть многогранна и разнонаправлена.
Конечно, в первую очередь это проблема воспитателей, социальных педагогов и психологов. Особенно трудно формируется толерантность к "другому", когда речь идет о национальных и религиозных различиях. Ни для кого не секрет, что своего рода биологический инстинкт неприятия и агрессии срабатывает по отношению к чему-то незнакомому, непонятному, "чужому": не такой, как я, значит, - "плохой", "неприемлемый". И важнейшим шагом в процессе формирования толерантного сознания должно быть психологическое преобразование "чужого" - в "другого", и не просто в "другого", но - именно этим и интересного! Залогом такого преобразования может и должно стать своего рода "приближение" к национальному миру других народов в самых разных его проявлениях.
Позволим себе привести пример из давнего опыта нашей работы в одной из общеобразовательных школ Ташкента - города, как известно, весьма многонационального. Пятиклассникам было предложено подготовить классный час, на котором представители разных национальностей расскажут каждый - о своем народе, его религии, обычаях, культуре, кухне и т.п. Задание вызвало небывалый интерес и энтузиазм, к его выполнению были привлечены не только мамы и папы, давно ассимилировавшиеся в русскоязычной среде центра Ташкента, но и бабушки, сохранившие свои национальные корни. Результатом проведения этого классного часа стало не только знакомство с национальными особенностями русских, узбеков, армян, евреев, корейцев, но и, главное, - интерес к иным национальным культурам, к иным, не похожим на свой собственный, национальным мирам, интерес, который уже не угаснет. Из такого интереса - сначала к соседу по парте или по дому, а потом и по планете! - как раз и прорастут зерна толерантности, осознание богатства мира людей и культур!
Не должны оставаться в стороне от процесса формирования толерантности и учителя-предметники. Наши наблюдения показывают, что гораздо более высокий уровень национальной толерантности характерен для тех русских по национальности или русскоязычных учителей, которые переехали в Россию из ближнего зарубежья, из республик Средней Азии и Закавказья. Думается, что это не случайно. Для тех, кто годами жил рядом, кто знаком с национальными обычаями, особенностями характера, спецификой инонациональной культуры, рефлекс "чужого" ослаблен, а для многих и вовсе атрофирован, заменен воспоминаниями о живых человеческих отношениях. Именно эти педагоги (они есть почти в каждой школе) могут стать в любом образовательном учреждении тем толерантным центром, от которого пойдут импульсы на весь педагогический коллектив.
Содержание разных предметов, особенно иностранного языка, а также литературы и образовательной области "Искусство", где эстетическая, образная система напрямую и особенно сильно воздействует на эмоциональный мир личности, ее ценностные ориентации, - дает множество возможностей для обращения к проблеме толерантности. На одном из семинаров по толерантности в Москве приводился пример, как работа на уроке изобразительного искусства с картиной В.Брюллова "Последний день Помпеи" была использована для формирования эмоционального сопереживания людям, обреченным на смерть, и стала поводом для разговора о Холокосте. Речь идет о том, что, поставив перед собой цель - формирование толерантности у учащихся, - опытный учитель найдет для этого в содержании любого предмета самые разнообразные и неожиданные возможности!
Один из педагогических путей приближения к "чужому" миру "других", на наш взгляд, - это обязательное, хотя бы самое общее, знакомство с различными мировыми религиями. В развернувшейся сегодня дискуссии о преподавании основ православной культуры в школе я всецело на стороне тех, кто считает неприемлемым преподавание в светской многонациональной (и, значит, многоконфессиональной) школе этого предмета. Если мы хотим воспитать в детях толерантность, то приобщение к "своей" религии должно быть вынесено за рамки школьного преподавания (это - выбор родителей и самих детей!), а в школе доложен быть принят культурологический подход, то есть созданы условия для знакомства с разными культурными, религиозными ценностями. Опыт показывает, что многие, в том числе и учителя, имеют слабое представление даже о самых распространенных мировых религиях, таких, как мусульманство, иудаизм, буддизм. Они искреннее удивляются, узнав, что большая часть Ветхого завета - это иудейская Тора, а пятая часть Корана - это пересказ большинства библейских сюжетов; они не знают хронологии и не подозревают об органической преемственной связи мусульманства с христианством и иудаизмом. А между тем, совсем нетрудно найти во всех трех Священных книгах аналогичные сюжеты, почти прямые словесные совпадения:
"И сказал Всесильный: "Да будет пространство посреди воды и отделяет оно воду от воды.. И назвал Всесильный пространство - небом.." (Тора)
"И сказал Бог: "Да будет твердь посреди воды и да отделяет она воду от воды.. И назвал Бог твердь - небом.." (Библия)
"Он разъединил моря, которые готовы встретиться. Между ними преграда, через которую они не устремятся. Какое же из благодеяний Господа вашего вы сочтете ложным?" (Коран)
Слово "Ислам" в переводе с арабского означает "предание себя Богу". Коран так же, как и Библия, и Тора, - это не только Священная книга, но и явление культуры, литературный памятник. В оригинале многие разделы Корана написаны стихами.
Даже беглое обращение к тексту Корана позволяет разрушить стереотип восприятия Ислама как религии жесткой и жестокой, понять, что он, как и любая другая религия, исповедует общечеловеческие ценности:
"Поистине, те, которые уверовали, и те, кто обратились в иудейство, и христиане, и сабии, которые уверовали в аллаха и в последний день и творили благое, - им их награда у Господа их, нет над ними страха, и не будут они печальны"э
"..к родителям - благодеяние, и к родичам, и сиротам, и беднякам. Говорите людям хорошее, выстаивайте молитву, приносите очищение". "Вы не будете проливать вашей крови и вы не будете изгонять друг друга из ваших жилищ".
"И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте.. И не сражайтесь с ними у запретной мечети, пока они не станут сражаться там с вами".
Осознание подобной общности взглядов и идеалов - первый шаг к формированию толерантности.
В том же ряду стоит и необходимость очень осторожного, деликатного отношения к религиозным чувствам детей - представителей разных конфессий. Приведем лишь один пример. Два учителя - литературы и музыки - в рождественские дни проводят блестящий интегрированный урок по рассказу Ф. Достоевского "Мальчик у Христа на елке". Вполне закономерно, что речь идет не только о рассказе, но и о празднике Рождества, звучит духовная музыка, читаются духовные стихи - урок проходит в атмосфере праздничного христианского, православного единения. Когда после урока учителям был задан вопрос, все ли ученики класса - русские по национальности, из православных христианских семей, - выяснилось, что они об этом даже не задумались и что, действительно, в классе есть и евреи, и дети некоторых других национальностей, которые вполне могли чувствовать себя на этом уроке не слишком уютно. Разумеется, речь ни в коем случае не может идти о том, чтобы вообще не обращаться на уроках к подобного рода тематике. Изучение библейских сюжетов как части общемировой культуры - обязательная часть школьной программы по литературе. Но педагоги согласились с нами в том, что если бы детям было сказано: "Сегодня мы все празднуем православный праздник Рождества, а у других народов, к которым принадлежат и некоторые наши ученики, - есть свои праздники, и мы, в свой черед, их тоже все вместе отметим", - тогда этот светлый праздник, действительно, стал бы общим, а урок литературы и музыки был бы еще и прекрасным уроком толерантности.
Думается, большую помощь в формировании толерантности может оказать и обращение к мировой истории - к тем ее эпизодам, которые свидетельствуют о страшных последствиях интолерантности, человеконенавистничества, будь то религиозные войны средневековья, или фашистские зверства в 20-м столетии, или сталинские расправы над целыми народами. Геноцид армян в Турции в 1914 г., трагедия чеченского народа, на десятилетия лишенного права жить на земле предков; Холокост - уничтожение фашистами 6 миллионов евреев - половины всех евреев, живших на земле, - все это не просто эпизоды истории этих народов, но события, катастрофические для всего человечества. Часто приходится слышать: "Это - не наша, это чужая история. Какое дело русскому человеку до Холокоста и до геноцида армян! Не нужно перегружать школьную программу и забивать головы детям "лишними" знаниями". Это пагубная позиция! Конечно же, пострадавшие народы помнят свои "Катастрофы" (на древнееврейском языке истребление евреев Гитлером называют "Шоа", что в переводе означает - "катастрофа"). Но о позорных страницах мировой истории должен знать и помнить любой культурный человек, это - как тот самый колокол, который звонит по каждому из нас, который напоминает, до чего может дойти человечество, если на земле не восторжествует толерантность! Любое ограничение прав человека по национальному, расовому, классовому или религиозному признаку - это дорога к Холокосту!
Еще один путь формирования толерантного сознания - приобщение к богатству культуры других народов.
Именно на это направлено сегодня изучение в школе иностранных языков: современная концепция этой образовательной области на одно из первых мест ставит "страноведение", формирование не только языковой, но и коммуникативной компетентности, а значит, - и толерантности по отношению к иному национальному миру.
Следующий шаг на этом пути - изучение мировой художественной культуры, в первую очередь литературы. Не секрет, что сегодня есть учителя литературы, которые считают, что незачем тратить дорогое время на изучение произведений зарубежной литературы, даже таких, как "Гамлет" или "Фауст", что главное - приобщить детей к родному, национальному! Между тем, быть может, это один из наиболее плодотворных путей формирования толерантности - не просто знакомство с "другим", но поиск в "другом" - "своего", опять-таки - общечеловеческого; углубление в "чужой" эстетический мир, который в результате будет восприниматься не отстраненно, как явление "чужое" и потому, может быть, чуждое, но как нечто личностно значимое, эмоционально и интеллектуально "созвучное" и "сопереживаемое".
Когда заходит речь о зарубежном искусстве, об иностранной литературе, в качестве примеров, как правило, приводятся исключительно западные имена. Этот "европоцентризм" закономерен: он идет от сложившейся традиции школьных и вузовских программ. Между тем, на наш взгляд, хотя бы беглое знакомство с творчеством Саади, Омара Хайяма, Хафиза и других великих поэтов мусульманского Востока, с искусством Китая и Японии должно стать одним из критериев уровня общей культуры современного человека - и мощным фактором формирования его толерантного сознания, его постижения равноправности и равновеликости всех национальных составляющих мировой культуры.
Этот культурологический аспект имеет еще одну очень важную сторону. В содержании предметов образовательных областей "Искусство" и особенно в литературном образовании можно выделить те моменты, которые касаются взаимодействия русской культуры с инонациональными мирами и ее эстетического обогащения в этом взаимодействии.
Особое - пограничное между Востоком и Западом - географическое положение России обусловило и особое место так называемой "восточной проблемы" не только в её истории и экономике, но и в философии и в эстетике.
В России издавна существовали две тенденции самоопределения: "Мы под Востоком не можем разуметь Россию... Россия... принадлежит к Европе (Белинский), а с другой стороны, - знаменитое блоковское "Да, скифы мы, да, азиаты мы...". Но в то же время философы и историки говорят об особом, "двуедином", двунаправленном пути России, о ее великой роли как связующего звена между Западом и Востоком. "Двуликий Янус, Русь глядела одновременно на Азию и Европу" - эта мысль писателя 19 в. А. Бестужева-Марлинского так или иначе варьируется едва ли не в каждой критической статье, в любом эстетическом трактате 19 - 20 вв., обращавшихся к этой проблеме, и выражает ощущение исключительной - "двуединой" - национальной сути русского государства и русского национального характера.
Возможно, именно поэтому инонациональные культурные миры (и в наибольшей степени - как раз близкие географически культуры восточные) всегда привлекали внимание русских художников слова. "Неисчерпаемым источником своего поэтического воображения" называл Восток А.С. Грибоедов (хорошо бы знать современным школьникам и их учителям, что, известный как автор одной знаменитой пьесы, он писал и произведения на восточные темы, прекрасно знал персидский язык и восточную классическую поэзию). Фирдоуси, Гафиз, Саади, Джами "достойны подражания", - утверждал В. Кюхельбекер. "Слог восточный был для меня образцом", - писал А.С. Пушкин, создавая свою поэму "Бахчисарайский Фонтан", а затем - цикл "Подражания Корану", стихотворение "Из Гафиза" - всего около 50 произведений на восточную тему. "Если ты поедешь на Кавказ, то .. вернешься поэтом", - признавался М.Ю.Лермонтов, автор поэм "Измаил-Бей". "Мцыри", "Демон" и многих других "восточных" произведений. "Судьбе, как турок иль татарин, за все я равно благодарен.. Быть может, небеса Востока меня с ученьем их пророка невольно сблизили..", - писал Лермонтов о самом себе! Свои отношения с Востоком были даже у А. Фета: мало кто знает, что он не только певец русской природы, но и автор переводов целого цикла лирических стихотворений персидского поэта Хафиза! Не только "детский" рассказ "Кавказский пленник", но серия кавказских рассказов, в том числе знаменитый "Хаджи-Мурат" - результат обращения к Востоку Л. Толстого, интересовавшегося, помимо Кавказа, еще и буддизмом, переписывавшегося с индийским писателем Р. Тагором, индийским философом Махатмой Ганди.
20 век, особенно так называемый "серебряный", - не менее активен в своих эстетических связях с другими национальными мирами. В. Брюсов, А. Блок, И. Бунин, Н. Гумилев, С. Есенин ("Персидские мотивы!) - каждый из них так или иначе отразил интерес к мусульманскому, буддистскому, африканскому Востоку в своем творчестве, каждый из них так или иначе этим обращением к инонациональным мирам, образам и мотивам обогатил художественный мир литературы и культуры русской.
Разумеется, содержание современного образования и так перенасыщено, и речь не может идти о подробном изучении деталей и закономерностей сложного многовекового процесса межкультурных взаимодействий. Однако дать представление о богатстве этого процесса и его плодотворности для национального художественного развития - еще один путь формирования толерантного сознания гражданина современной России!
С другой стороны, наибольший воспитательный эффект может дать, на наш взгляд, погружение в проблематику собственной - русской - национальной культуры и прежде всего русской литературы, которая никогда не была равнодушна к так называемой национальной проблеме. Лучшие ее представители - от А.Пушкина ("Кавказский пленник"), Л.Толстого (кавказские рассказы) до Е.Евтушенко (стихотворение "Бабий яр"), А.Рыбакова (роман "Тяжелый песок"), А.Приставкина (повесть "Ночевала тучка золотая"), Л.Улицкой ("Медея и ее дети") и многих других всегда несли в своих произведениях идеи терпимости и человеколюбия, а, как известно, чем талантливее произведение искусства, тем сильнее его эстетическое и эмоциональное воздействие.
Еще пушкинского Кавказского пленника, столкнувшегося с миром горцев, "народ сей чудный привлекал,// меж горцев пленник наблюдал// их веру, нравы, воспитанье". Кавказские рассказы Л. Толстого также проникнуты острым чувством неприятия крови и насилия в отношениях между народами. Его "кавказский пленник" - русский офицер Жилин - также переживает внутреннюю эволюцию от ненависти к пленившему его "вонючему татарину" до интереса, знакомства, понимания "другого". Особую роль в обучении сопереживанию, толерантному отношению к народам, которые сегодня нередко подвергаются остракизму, может сыграть повесть современного писателя А. Приставкина "Ночевала тучка золотая..", которая всеми страшными перипетиями своего сюжета доказывает высокую цену добра и любви Человека к Человеку, независимо от национальности и религии.
Все это - произведения программные, и вряд ли нужно слишком много "лишнего" времени для того, чтобы обратить внимание детей и на эту сторону творчества изучаемых авторов.
В одном из стихотворений М.Ю. Лермонтова, написанном после известного боя с горцами на реке Валерик, есть такие строки:
А там вдали грядой нестройной,
Но вечно гордой и спокойной,
Тянулись горы - и Казбек
Сверкал главой остроконечной.
И с грустью тайной и сердечной
Я думал: жалкий человек.
Чего он хочет!.. Небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он - зачем?
У русского писателя В.Г. Короленко есть незаконченная повесть "Братья Мендель", один из юных героев которой говорит своим друзьям мудрые слова: "..вот нас здесь сейчас трое - русский, поляк и еврей.. Чувствуем ли мы какую-нибудь разницу, что-нибудь разделяющее наши миры? Ведь нет! Правда?".
Наша задача - добиться того, чтобы эта истина, которая была всегда ясна лучшим людям России, стала основой мировоззрения каждого современного человека, будь то "юноша, обдумывающий житье", или его Учитель.
С.Л. Каганович, доктор филологических наук,
зав.кафедрой теории и методики общего образования
Новгородского регионального центра развития образования