TOLZ.RU

Российско-германский проект / Межэтнические отношения

ПРЕДПОСЫЛКИ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СФЕРЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ



ПРЕДПОСЫЛКИ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СФЕРЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Свердловская область – один из немногих регионов Российской Федерации, где исторически сосуществуют различные этнические группы и имеется богатейший опыт построения межкультурных и межэтнических отношений.

Общая характеристика состояния проблемы межэтнической толерантности в Свердловской области. Ситуацию в сфере межэтнических отношений в Свердловской области можно в целом характеризовать как благоприятную и неполитизированную. Свердловская область была и остается регионом со стабильной обстановкой в сфере межэтнических отношений.

Органы государственной власти Свердловской области традиционно уделяют достаточно внимания межкультурным и межэтническим отношениям в регионе. В тесном взаимодействии с организациями гражданского общества они ориентированы на решение задачи гармонизации и оптимизации отношений в межэтнической сфере, на помощь в реализации проектов национальных объединений в области культуры, образования, просвещения, межэтнического взаимодействия. Фактически можно вести речь о ставшей традиционной политике толерантности на Среднем Урале.

И причин тому несколько.

Первый фактор – исторический. Ряд причин – особенности государственной и народной колонизации Урала, начавшейся в XVII в., советской индустриализации, эвакуации на Урал во время Великой отечественной войны – привели к интенсификации межэтнических отношений на Урале. Оформилась особая общность – «уральцы» как характеристика населения, имеющего поликультурную идентичность.

Второй фактор – экономический. Свердловская область – один из наиболее динамично развивающихся регионов России и субъектов РФ на протяжении уже не одного столетия. Динамика экономического развития позитивно стимулирует динамику развития этнической толерантности в процессе решения общих задач социально-экономического развития региона.

Третий фактор – политический. Позицию власти и институтов гражданского общества на Урале скорее можно характеризовать в большей мере как основанную на консенсусе, чем на конфронтации, что и послужило сложению весьма прочных демократических традиций.

На сегодняшний день в межэтническом и культурном взаимодействии можно выделить две тенденции. Традиционно доминирует относительная автономия интересов этнических групп, отличающихся разными языковыми и жизненно-стилевыми навыками и специализирующихся в различных сферах занятости. Однако все чаще в последнее время можно наблюдать и конкуренцию интересов, когда различные этнические группы претендуют на одни и те же рабочие места (и сферы занятости). Это относится прежде всего к таджикам, китайцам и другим трудовым мигрантам.

Если первая тенденция характеризует в большей мере отношения между группами коренных жителей Урала разной этнической принадлежности (насколько, конечно, можно говорить об их укорененности на Урале, где каждая из этнических групп имеет сравнительно непродолжительную историю), то вторая – между различными этническими группами коренных жителей и новыми мигрантами, а также внутри групп новой волны миграции.

В Свердловской области отношения между коренными этническими группами строятся относительно благополучно. Наиболее проблемным представляется отношение коренного населения к трудовым мигрантам последних лет.

Политика органов государственной власти. Политику органов государственной власти в сфере межэтнических отношений определяет федеральная концепция, принятые законы, образованные федеральные государственные структуры,  реализующие государственную национальную политику в Российской Федерации в целом. Среди таких основополагающих документов: Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 15 июня 1996 г. № 909; Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» с внесенными в него в последующем поправками; Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».

Несмотря на это очевидно несовершенство данных политических механизмов в решении межэтнических проблем. Федеральная политика в области межэтнических отношений носит скорее характер временного реагирования на уже сложившуюся межэтническую ситуацию. И решения федеральной власти зачастую слабо отражают потребности насущной национальной политики в регионах, где межэтническая ситуация существенно различается.

Поэтому многие субъекты РФ, где вопрос межэтнических отношений является одним из определяющих, в рамках  концепции государственной национальной политики РФ формулируют свои собственные подходы, определяющие этнополитическую стратегию региона с учетом его специфики. Свердловская область в этом отношении – один из немногих регионов, где выработан свой подход.

Субъектом проведения толерантной этнической политики являются органы власти Свердловской области. Их деятельность направлена на укрепление социально-экономического и культурного сотрудничества этнических групп и организаций, на удовлетворение этнокультурных потребностей, на предотвращение этнических конфликтов, преодоление этнической нетерпимости и препятствование разжигания этнической вражды.

Широко известно позиционирование Свердловской области как этнически толерантного региона, где отношения между различными этническими группами строятся на взаимном уважении и признании. Субъект такого позиционирования – властные структуры Свердловской области, в особенности Губернатор Свердловской области Э.Э.Россель, который постоянно подчеркивает особую межэтническую толерантность жителей области, оценивает полиэтничность как выгодное преимущество региона, а не как «головную боль» для органов власти. Аналогичную позицию занимает Уполномоченный по правам человека Свердловской области Т.Г.Мерзлякова. Средства массовой информации в свою очередь транслируют принципы межэтнической толерантности как один из базовых принципов региональной политики.

Реализация Концепции государственной национальной политики РФ в Свердловской области осуществлялась по следующим основным направлениям:

- разработка предложений по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере этнических отношений и исполнение уже действующих законов;

- создание информационного пространства межэтнического общения, формирование общественного мнения в духе сотрудничества;

- защита прав человека;

- осуществление государственной поддержки сохранения и развития культур и языков этнических меньшинств Свердловской области;

- взаимодействие органов государственной власти всех уровней в разработке и реализации программ и мероприятий этнокультурного развития народов и межэтнического сотрудничества;

- содействие социально-экономическому и культурному развитию национальных общественных объединений; 

- активное привлечение общественных объединений к осуществлению государственной национальной политики.

 

Законодательная и нормативная правовая база Свердловской области по этнической  политике определяется следующими нормативными документами:

- Указ Губернатора Свердловской области  от 3 сентября 1996 г. №335 «Об утверждении Основных направлений национальной политики в Свердловской области»;

- Указ Губернатора Свердловской области  от  23 сентября 2002 г. №618-УГ «О мерах по реализации национальной политики Свердловской области»;

- Постановление Правительства Свердловской области от 22.07.2003 г. №446 - ПП « Об утверждении областной государственной  целевой программы «Развитие культуры и искусства на территории  Свердловской области на 2004 год» (приложение,  пункты  27-29).

В целях повышения эффективности этнической политики Свердловской области  согласно Указу Губернатора Свердловской области от 23сентября 2002 года №618-УГ «О мерах по реализации национальной политики Свердловской области» создан Консультативный совет по делам национальностей Свердловской области. В состав совета вошли представители исполнительной и законодательной власти, руководители национальных объединений. Основными задачами Совета являются: обсуждение и участие в подготовке проектов программ, затрагивающих права и законные интересы граждан, относящих себя к определенным этническим общностям,  стимулирование поддержания на территории области стабильной обстановки в сфере межэтнических отношений, обеспечение учета предложений и требований национально – культурных объединений.

В рамках совета созданы рабочие группы по направлениям. Координацию деятельности Консультативного совета осуществляет Департамент внутренней политики Губернатора Свердловской области.  Здесь на постоянной основе осуществляется политико-правовое, управленческое консультирование и оказывается практическая методическая помощь всем национальным общественным объединениям по вопросам организации их текущей деятельности. На постоянной основе работает Совет руководителей национальных общественных организаций.

В Свердловской области реализуется проект «Этнические меньшинства и доступ к правосудию в РФ». В проекте принимают участие сотрудники правоохранительных органов, руководители национальных объединений Свердловской области, представители Европейской Комиссии в России, представители МВД России. Цель проекта   противодействие дискриминационным отношениям к этническим меньшинствам, налаживание партнерских отношений между этническими сообществами, правоохранительными органами и структурами власти. Работа с милицией направлена на повышение профессионализма работников органов внутренних дел в том, что касается политики по отношению к этнически разнородному обществу. В рамках проекта подготовлен проект Соглашения о сотрудничестве между Правительством Свердловской области, ГУВД, национальными общественными объединениями Свердловской области.

Существенным результатом совместной деятельности властных и общественных структур, по инициативе последних и при их непосредственном участии, явилось создание ГУП «Свердловский областной миграционный центр», призванный решать проблемы адаптации трудовых мигрантов, прибывающих в Свердловскую область из стран СНГ.
 

Важными субъектами межэтнических отношений являются национальные общественные объединения. В области сложились конструктивные отношения между органами государственной  власти и  национальными НКО. Сегодня это подтверждается совместными действиями. Потенциал национальных общественных организаций  Свердловской области достаточно высок – и по степени организованности, и по степени готовности к сотрудничеству с органами власти, и по степени позитивного взаимодействия между самими организациями.

125 этносов и этнических групп проживают на территории Свердловской области. По данным, предоставленным  ГУ МЮ РФ, здесь  официально зарегистрированы  76 национально - культурных общественных   организаций. Из них  32  национально-культурные автономии. Наибольшей   активностью  в создании  национальных общественных объединений в Свердловской области отличаются татары (25 организаций),  евреи (15 организаций), российские  немцы (6 организаций), башкиры (5 организаций).   Имеют свои организации  украинцы, русские, белорусы,  таджики, корейцы, цыгане, армяне, казахи, киргизы и другие этносы.  

Координации и осуществлению их взаимодействия способствует работа Дома мира и дружбы, где реализуются гуманитарные программы в сфере межэтнических отношений и культурных международных связей. На его базе проводятся круглые столы, семинары, конференции, творческие встречи, пресс-конференции, выставки.

Для реализации политики межэтнической толерантности в Свердловской области созданы соответствующие информационные ресурсы. Среди них –  Свердловская областная   межнациональная библиотека. В библиотеке идет комплектование фондов национальной литературы (сегодня фонд библиотеки насчитывает около 2,5 тыс. экземпляров книг). Библиотекой создан  Банк электронной информации  «Народы России», размещенный на Вэб-сайте СОМБ.

На  телевизионном канале «Областное   телевидение» еженедельно  выходят 2  программы: «Минем илем» на татарском языке  (продолжительностью 30 мин.) и передача «Наследники Урарту», рассказывающая об армянской культуре и жизни армянской общины (продолжительностью 15 мин.). Обе программы полностью финансируются национальными организациями.

На «Свердловской государственной телерадиокомпании» (СГТРК) реализуются следующие проекты:

- на радио выходит ежемесячное приложение к программе «Искусство, культура, современность» (ИКС) - «В Доме мира и дружбы» продолжительностью 50 мин.

- на ТВ вопросы  межнациональных отношений,  деятельности НКО освещаются на русском языке в программах «Время новое», «Этажи», «Вести - Урал».

В «Областной газете» выходит тематическая страница  «Урал – наш общий дом»,  материалы под рубриками «Традиции» и «Земляки».

При содействии национальных общественных организаций выходят азербайджанская, татарская и немецкая газеты.

Межнациональный информационный центр начинает реализовывать в области проект  «Национальные  меньшинства и СМИ: пути к пониманию и сотрудничеству».

Значительное внимание руководством Свердловской области уделяется этническому образованию. Деятельность Министерства общего и профессионального образования Свердловской области разворачивается в соответствии с положениями «Концепции национальной политики Свердловской области» (утвержденной Указом Губернатора Свердловской области от 03.09.96 г. № 335), предусматривающими изучение языка, культуры и традиций в рамках общего образования и системы дополнительного образования.

Еще в 1999 году Правительством Свердловской области принят Государственный образовательный стандарт (национально-региональный  компонент) образования периода детства, основного общего, среднего (полного) общего образования. В рамках образовательной области «Филология» выделен предмет «Родной язык».

На сегодняшний день существует определенный опыт реализации Государственного образовательного стандарта (национально-региональный  компонент) образования периода детства, основного общего, среднего (полного) общего образования, определяющего реальные пути развития национальной школы. Так, к базисным курсам национально-регионального компонента относятся не только «Родной язык», «Родная литература». Для территорий с компактным проживанием этнических групп предлагается 7 учебных дисциплин (на выбор) национально-регионального компонента содержания образования:

1. Фольклор народов Урала.

2. Религия и культура Урала.

3. История Урала в лицах.

4. История Урала: быт и культура.

5. Рассказы по уральской истории.

6. Народные спортивные игры.

7. Народные промыслы.


Образовательные учреждения с этнокомпонентом (татарский язык как родной):

Районы
Свердловской области
Количество школ Кол-во классов Учащихся
Артинский р-н

3

24

258

Ачитский р-н

4

26

136

Красноуфимский р-н

4

31

223

Нижнесергинский р-н

8

77

513

ИТОГО

20

158

1130

Кроме того, изучают татарский язык факультативно 21 чел. (Красноуфимский р-н).

Образовательные учреждения с этнокомпонентом (марийский язык как родной):

Районы Свердловской области Количество школ Кол-во классов Учащихся
Артинский р-н

1

2

53

Ачитский р-н

2

18

122

ИТОГО

3

20

175


Институтом развития регионального образования (ИРРО) разработаны методические рекомендации по созданию содержательно-организационных и педагогических условий по реализации стандарта по родному языку.

Начиная с 1998 года ежегодно в рамках фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала» проводится олимпиада по татарскому, марийскому, башкирскому  языкам и литературе. При организационной и финансовой поддержке национальных общественных организаций в области работают национальные  воскресные школы.

Главной целью деятельности Министерства культуры Свердловской области в сфере этнокультурной политики является содействие сохранению и развитию культур народов Среднего Урала, содействие формированию и укреплению в обществе  этнической толерантности.

Правительством Свердловской области реализуется областная государственная  целевая программа «Развитие культуры и искусства на территории  Свердловской области». План мероприятий по ее реализации содержит  пункты, направленные на  развитие культур народов, проживающих на Среднем Урале, финансовую поддержку деятельности национально-культурных общественных организаций, реализацию мероприятий в рамках  Договоров о сотрудничестве  между  Свердловской областью и республиками, краями и областями РФ, а также зарубежными государствами. В 2004 году, например, на эти цели по программе выделено  более 1 млн. рублей.

Программа направлена на  достижение цели гармонизации межэтнических отношений в Свердловской области, для реализации которой предусмотрено решение задач:

• культурное развитие народов на основе полной свободы сохранения традиций, самобытности, взаимообогащения и приумножения этнических ценностей  в регионе. Развитие этнического самосознания, освоение ценностей мировой и этнической культуры;

• популяризация лучших достижений культуры и искусства народов Свердловской области,  предоставление  населению широких возможностей  для приобщения к культурным  ценностям, воспитание уважения к языку,  традициям, обычаям различных народов;

• поддержка программ по подготовке этнических кадров в сфере культуры;

• развитие просветительской и информационно-издательской  деятельности;

• поддержка деятельности национальных культурных центров и других общественных  национально-культурных объединений;

• укрепление межэтнических культурных связей.

В соответствии с планом основных мероприятий на 2004 год общественными организациями Свердловской области при поддержке Департамента внутренней политики Губернатора Свердловской области в 2004 году создан межнациональный информационный центр – Центр поддержки национальных объединений.

Проведены мероприятия:

• международная научно-практическая конференция «Этнический фактор в процессе социальных трансформаций»;

• круглый стол: «История уральских этносов: новое прочтение»;

• юбилей культурного Центра российских немцев,  презентация книги памяти «Гордое терпение. Книга памяти советских немцев-узников Тагиллага»;

• Дни славянской письменности и культуры;

• участие в организации траурного митинга «Урал против террора», панихиды по жертвам террористического акта в Северной Осетии; организация помощи пострадавшим в Северной Осетии;

• презентация Центра поддержки национальных объединений и Межнационального информационного центра.

• участии в программе обменов «Развитие мультикультурализма: этническое разнообразие и гражданское общество».

• создание новых национально-культурных  автономий (корейской, украинской, белорусской).

Представители национальных организаций участвуют во всех международных  культурных проектах: Дни Германии в России, Год России в Казахстане, Год Белоруссии в России, Дни Свердловской области в Азербайджане, Дни израильского кино, Фестиваль еврейской книги.

Центральным событием в национальной жизни Свердловской области стало ежегодное празднование во вторую субботу апреля Дня народов Среднего Урала, инициированное общественными объединениями Свердловской области, закрепленного специальным Указом Губернатора Свердловской области «О мерах по реализации национальной политики Свердловской области».

Заметную роль  по сохранению этнических культур в области играет Областной Дом фольклора. В фондах Дома фольклора хранятся образцы  домашней утвари, наиболее полно представлен художественный текстиль, постоянно пополняется коллекция народной одежды. В аудио-, видео- и фото-фондах  хранится уникальный материал о носителях подлинной народной культуры – знатоках обрядов, песен, мастерах народных ремесел.  Каждая фольклорно-этнографическая экспедиция пополняет фонды новыми уникальными экспонатами, отражающими различные стороны традиционной культуры народов Урала.

В 2004 году Министерство культуры Свердловской области совместно с национальными общественными объединениями Свердловской области провело целый ряд мероприятий:


НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ

ОРГАНИЗАТОРЫ

1 Семинар "Беседы о народной культуре: традиционный календарь татар Урала и мусульманский календарь" январь ОДФ
2 Участие в организации новогодней елки в Резиденции Губернатора для детей НКО январь СГОДНТ
3 Концерт Государственного башкирского ансамбля народного танца им. Ф. Гаскарова февраль СГОДНТ
4 Литературная программа "Письмена" (к 1600-летию армянской письменности) февраль СОМБ
5 Презентация книги Е. Анимицы "Греки в судьбе России" февраль СОМБ
6 Помощь в организации городского фестиваля национальных культур в г. Нижний Тагил март СГОДНТ
7 Еврейский праздник "Ханука" март СГОДНТ
8 Традиционный День народов Среднего Урала (в г. Первоуральске) апрель СГОДНТ
УЦНПиР
ОДФ
9 Юбилейный вечер за служенного работника культуры РТ И. Сафиуллина апрель СГОДНТ
10 Концерт А. Галимова ( РТ) апрель СГОДНТ
11 Содействие в проведении городского фестиваля национальных культур в г. Полевском апрель СГОДНТ
12 Концерт народного артиста Республики Марий Эл С. Шакирова и группы "Мари" апрель СГОДНТ
13 День славянской письменности и культуры апрель СГОДНТ
СОМБ
14 Концерт государственного ансамбля танца "Марий Эл" апрель СГОДНТ
15 Научно-практическая конференция "Фольклор татар Свердловской области" апрель ОДФ
16 Конкурс польской песни май СГОДНТ
17 Якутский традиционный праздник солнца "Ысыах" май СГОДНТ
18 Фольклорно-этнографические экспедиции в места компактного проживания марийцев май, октябрь ОДФ
19 Проведение консультаций с руководителями и активистами марийских общественных организаций по организационно-методическим вопросам май, октябрь ОДФ
20 Дни немецкой культуры в Свердловской области июнь СГОДНТ
21 Региональный марийский праздник цветов "Пемдыш пайрам" июнь СГОДНТ
22 Концерт выпускников армянской областной воскресной школы июнь СГОДНТ
23 Традиционный праздник "Сабантуй" июнь СГОДНТ
24 Литературный вечер, посвященный 250-летию Салавата Юлаева июнь СОМБ
25 Фольклорно-этнографические экспедиции в места компактного проживания потомков белорусов-"самоходов" июнь-июль ОДФ
26 Программа в рамках дней немецкой культуры "Штрихи к судьбе народа" июль СОМБ
27 Фольклорно-этнографические экспедиции в места компактного проживания татар август ОДФ
28 Информационная программа "Новейшая история Татарстана" август СОМБ
29 Литературная программа к Дню белорусской письменности и печати "Вместе" сентябрь СОМБ
30 Издание, публикация и презентация сборника польского фольклора "Цветочки, веночки" октябрь ОДФ
31 Участие в работе конференции" "Противодействие ксенофобии и расизму" октябрь СОМБ
32 Городской фестиваль татаро-башкирской песни и танца ( г. Краснотурьинск) октябрь СГОДНТ
33 Литературная программа для НКО татар "Он похож на седой Урал" октябрь СОМБ
34 Концерт, посвященный юбилею народного марийского ансамбля песни и танца "Муро памаш" ноябрь СГОДНТ
35 Организация открытия фотовыставки совместно с таджикским обществом "Сомон" "На крыше мира" ноябрь-декабрь ОДФ
36 Областной открытый конкурс молодых исполнителей татарской песни, гармонистов-баянистов декабрь СГОДНТ
37 Вечер, посвященный 85-летию башкирского поэта М. Карима декабрь СГОДНТ
СОМБ
38 Молодежный фестиваль еврейской культуры. Вечер современной музыки декабрь СГОДНТ
Областная детская филармония
39 Участие в ежемесячных совещаниях НКО в Доме мира и дружбы в течение года ОДФ
СОМБ
СГОДНТ

Примечание:

• СГОДНТ – Свердловский государственный областной Дворец народного    творчества

• СОМБ   - Свердловская областная межнациональная библиотека

• ОДФ -  Свердловский областной Дом фольклора

• УЦНПиР – Уральский центр народных промыслов и ремесел


Ежегодно  Министерство культуры  поддерживает  ряд традиционных культурных мероприятий, проводимых национальными организациями: Фестиваль татарской песни в г. Михайловске (Нижнесергинский р-н), традиционный Музыкальный фестиваль им. М.И. Павермана и еврейский  праздник «Ханука», Областной фестиваль финно-угорских народов, Якутский праздник Солнца и др. Помощь оказывается как в виде выделения финансовых средств  за счет областной целевой программы развития культуры, так и содействия в предоставлении на льготной или безвозмездной основе помещений для проведения мероприятий, организационной и информационной поддержки.

Ряд национально-культурных организаций систематически участвует  в реализации  государственной областной целевой программы «Культура Среднего Урала». За счет программных средств в  2004 году была оказана поддержка нижнесергинской татарской национально-культурной  организации, якутскому обществу «Саха», были выделены средства для поездки членов екатеринбургской  марийской организации на форум марийцев в Республику Марий Эл.

Основные проблемы в сфере межэтнической толерантности. Для Свердловской области как субъекта РФ также характерны все те проблемы, которые характеризуют межэтническую ситуацию в РФ в целом. К таковым относятся: ситуация в Чеченской республике и ее последствия; относительная неурегулированность и «прозрачность» границ РФ, особенно со странами СНГ; проблема российского наркотрафика из Афганистана через Таджикистан в европейские страны и связанная с ней проблема наркомании; просчеты миграционной политики РФ и недостатки миграционного законодательства; социально-экономическое неблагополучие большинства населения РФ и т.д. Однако не все из них можно назвать особо актуальными.

Наиболее важными для Свердловской области представляются:

1. Высокая иммиграция как реакция на сравнительно высокий уровень жизни в регионе. Высокие темпы миграции существенно изменяют этнический состав региона, что создает предпосылки для возникновения сложной межэтнической ситуации и требует активной федеральной и региональной политики в вопросах иммиграции населения.

2. Проблема адаптации новых трудовых иммигрантов к социально-политической ситуации на Среднем Урале. Сюда же относится проблема аккультурации новых мигрантов, приезжающих в Свердловскую область на постоянное место жительства.

Предложения по формированию и развитию культуры межэтнической толерантности. К числу первоочередных мер в сфере развития межэтнической толерантности в Свердловской области следует отнести следующие:

1. Для наиболее эффективной реализации национальной политики Свердловской области  и обеспечения эффективной реализации конституционно-правовых норм регулирования межэтнических отношений необходимо выработать эффективную региональную концепцию межэтнической политики. Такой концептуальный подход должен быть отражен в целевой комплексной программе гармонизации межэтнических отношений в Свердловской области. Такая программа должна стать комплексным базовым документом для регулирования региональной национальной  политики.

2. Утвердить Законом Свердловской области  целевую комплексную программу гармонизации межэтнических отношений в Свердловской области. Обеспечить финансирование Программы в областном бюджете.

3. Ввести в практику проведение регулярных научных исследований в сфере межэтнических отношений, этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, создать информационную базу по теории и практике этнических процессов в регионе.

4. В средствах массовой  информации разработать систему повышения квалификации сотрудников СМИ с целью профессионального освещения этнической проблематики, передачи им необходимых знаний, формирования умений и навыков, воспитание толерантной системы ценностей и толерантного сознания.

5. Разработать концепцию молодежной политики по формированию межэтнической толерантности, по профилактике национализма, ксенофобии и экстремизма в молодежной среде.