TOLZ.RU

Российско-германский проект / Материалы и публикации

Неделя в Германии


Заметки в блокноте. Вместо отчета.

Общее впечатление от всех встреч – искреннее желание  поделиться опытом, понравиться. Общее настроение – Германия сильная страна и они ей гордятся. Общий лейтмотив – накануне  нашего приезда – в пятницу – состоялась встреча премьер-министра Германии госпожи Меркель по вопросам интеграции. Это отличает от нас – мы не так дружны в оценках  страны и подобных встреч. И хотя затем я прочитала две противоположные оценки двух русских газет: «Русский Берлин» с высокой надеждой на упрощение политического, статусного, экономического становления поздних переселенцев, - «Берлинская газета» назвала встречу бесполезной и троих представителей немцев из России тоже случайными; - эту встречу очень положительно оценивали все, с кем мы встречались и выражали уверенность на то, что после встречи в верхах внимание всех политических кругов к этой теме усилится.

Первая встреча с сенатором господином Боегером и госпожой Гроссау, специалистом сената.

Господин Боегер курирует в Сенате земли Берлин вопросы образования, а потому остановился на этом вопросе. «Не думайте, что мы владеем мастерскими решениями, но поделимся, чем можем. Тем более как раз в это время прошла встреча канцлера по вопросам интеграции». По всей встрече было видно одно объединяющее нас свойство: сверху должны сказать, тогда все начнут шевелиться в нужном направлении. В Германии прозвучало: меньшинства – это не груз, это составная часть общества.

Интеграция путем образования: детские сады, школы, проф. училища. В Германских учебных заведениях не делят детей по паспорту, здесь важно, говорит ли ребенок на немецком.

Отсюда категория:
76% - говорящие по-немецки на родном языке.
24% - ученики не немецкого языкового происхождения. 1/3 из них сносно говорит на немецком. 2/3 не имеют немецкого языка. Из этой категории в свою очередь 69% - иностранцы.

Начиная с детского сада, а в Берлине 95% детей дошкольного периода посещают детские сады – у детей есть языковые курсы. Кстати, последний перед школой год в детском саду для всех бесплатный.

Первые два учебных года – первая фаза – дети не немецкого происхождения учатся отдельно. И идет усиленный немецкий, если не усвоено, надо еще год им позаниматься до воссоединения с остальными детьми. Кроме слепых детей – все учатся вместе.
Если детям 8 -10 лет, их привезли из школ не немецкого преподавания – их целый год учат только языку.

100% посещают школы, проблема только с транзитными Рома. Им готовы ставить вагончики.

Господствует монокультурная немецкая школа. Межкультурное развитие – это дополнительные мероприятия. Есть диспуты на тему: почему в Уставе школы есть положение, что и на переменах дети должны общаться только на немецком. Но большинство Уставов все-таки имеют такое положение.

Основная задача для сферы образования – дать языки – и в этом будет успех для интеграции.

Встреча в Берлинском ведомстве по делам иностранцев (г-жа Лангехайне)



Самое упрощенное получение гражданства – это воссоединение семьи.
Так, делят еще 2 категории приезжающих:

 к немцам 

 к иностранцам

 

здесь больше требований и главное: финансовое состояние части принимающей семьи должно быть самодостаточным, они должны обходиться без пособий

Это нами в России, к сожалению, мало берется во внимание, особенно при депортации. Важно  учиться немецкому отношению к семье. Второе, что их отличает – политика одного шага, или одного окна. Это получение миграционной карты и трудовой миграции в одном кабинете. Конечно, это надо делать у нас, иначе и дальше будет отличающаяся в разы статистика мигрантов и трудовых мигрантов.

Третье, на что я обратила внимание: менталитет отношения к иностранцам. Ранее здесь рассматривали студентов как оказание экономической помощи странам 3 Мира. И студентов отправляли на родину, затем те ехали во Францию, Великобританию, Штаты. Сейчас студенты могут остаться на год после окончания ВУЗА, и если останутся, найдя работу, – им выдают другое разрешение.

Четвертое – индивидуальные предприниматели. Этот статус не выдают всем подряд. Нужно продекларировать 1 млн. евро и дать проект на создание 10 рабочих мест.
Есть центральная база по иностранцам в Кельне. За прошлый год было выдворено 1992 иностранца. Если есть вопросы, то их решают гуманитарные комиссии в землях. Они очень внимательны к вопросам выдворения.

Выдворение по закону за счет собственных средств, на практике, это единицы, чуть больше – за счет работодателя, а в основном за счет земли.

Посещение управленческого менеджмент центра Роллберг

 

Центр работает в рамках программы «Социальный город. В Германии таких структур 300, в Берлине 33. В этом центре охват населения – 5600 человек. Это очень специфический район, где в детских садах из 100 детей 90 не немцы. Здесь уже и магазины, и врачи работают на арабском, турецком языках.

Здесь определяют точки – индикаторы настроения нетипичного жителя города.
Координация с ведомствами – молодежи, занятости, культуры, коммунальными и социальными службами и, конечно, полиции.

Очень сильная сетевая структура. Очень важный очаг влияния. На их кухне готовили Мэр города и популярный телеведущий. Я бы такую программу уже запустила на Сортировке. И послать бы за опытом в этот центр.

Встреча с Уполномоченным Федерального правительства по делам поздних переселенцев господином Бергнером
 

Начиная с 1988 – 1990 прибыло 4,5 млн. немцев из Польши, Румынии, Венгрии и России.

Два основных правила:

1. Помочь немцам в СНГ сохранить свою идентификацию, иметь немецкое влияние.

2. Сохраняется возможность переехать в Германию для желающих.

Если немец подтверждает немецкую принадлежность он получит возможность в упрощенном порядке приобрести гражданство. Арабу, турку этого надо ждать 8 лет. Когда с Германии требуют объяснения, почему столь неравное отношение к мигрантам, она объясняет это как преодоление последствий войны. Многие немцы во время войны встали на сторону стран, где жили, а не Гитлера. Тем не менее, многих репрессировали, да и жители других стран часто ответственность за войну возлагали на немцев. И отсюда – покаяние за то, что случилось с немецкой нацией. Есть  другие примеры – выплаты компенсации тем, кого заставили принудительно трудиться на Германию или узникам фашистских лагерей.

Но это не исключает работы с немцами, которые живут не в Германии.

Посещение тюрьмы Тегель

Нас по-доброму принял и директор и заместитель директора тюрьмы Тегель. Тюрьма на 1175 мест, в данный момент в ней перелемит: 1750 заключенных. Это означает, что в 300 номерах проживают по двое.

Тюрьма ухожена. Мне очень понравился обустроенный родник, на что директор тюрьмы заметил: это, конечно, не крокодил. Директор был в нашей колонии № 2, где есть такая достопримечательность. Кормят на 2,5 евро в день, без учета аренды и т.п. Зарабатывают до 13 евро. Заполнены социальными заказами. Все бланки государственных структур Берлина печатают в типографии тюрьмы. Камеры наполняют двух-звездочную гостиницу.

Одеты в собственную одежду. Много иностранцев, есть школа, театр прекрасный. Пообщались с русским Олегом. Особенность в том, что здесь вся работа настроена на будущее тех, кто сидит. Свидания за столиками краткосрочные, их не слушают, можно даже поцеловать посетителя.

Есть брошюра на русском. Конечно, озлобления в этой тюрьме получить трудно. Уж очень напоминает она гостиницу. Отбывают пожизненное наказание 110 человек, большая часть из них уйдет по УДО через 15 лет. Удивительно, в старых помещениях сидят те, кто отбывает короткий срок, в лучших те, кому сидеть дольше. В камерах есть книги, газеты, телевизоры. С 10 вечера до 6 часов утра камеры закрыты охраной, после 6 утра, когда уходят, закрывают сами осужденные. Ключ только у них. Очень отличаются их лица от наших. Побег – не трагедия для тюрьмы, правда не было лет 30. Надо бы учиться идеологии отношения к заключенным. Их отношения очень важны для воспитания.

Поездка в Шверинг,

встреча с госпожей Лоренц. С моей коллегой омбудсманом земли Мекленберг Хейку знакома давно. Встречались в Казани, Вильнюсе. Она училась в социалистическом Берлине, работает в земле Мекленберг с населением 1700 тыс. человек. Это Северо-Восток Германии, принадлежала к Восточной Германии.Ее офис – встречает с ее приветствия, ее знак – открытая дверь, отличный знак.

Ее сотрудники специализируются, как и наши. Но поскольку из 1700 тыс. жителей всего 200 тыс. проживает в столице, ее жизнь в разъездах. Более чем я, работает с Парламентом. Бывает много в комитетах, на заседаниях. Есть интересный опыт – день открытых дверей Парламента. Когда люди идут к депутатам. Многих принимает в этот день она. Коридор украшен рисунками участников традиционного конкурса, ее ноу-хау, детей-художников-инвалидов.

Во всем остальном мы очень похожи. Даже в приемной рядом с ее помощницей работала студентка – практикантка. Взяла буклеты на перевод. Можно много писать про город невиданной красоты, с невероятной красоты замком, ухоженным парком. Город, в котором семь озер. Если учесть, что в этот день в Шверине было +37, часть нашей встречи проходила у озера.

Убедилась еще раз: очень важно бывать у коллег, чтобы прошли внутренние сомнения, недовольство собой и желание изменить хоть что-то к лучшему.

Важно, чтобы детали этой поездки сохранились в памяти. Они понадобятся, когда предстоит принимать очень важное решение.

Татьяна Мерзлякова