|
Российско-германский проект / Межэтнические отношения / ИНТЕГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КОНЦЕПЦИЯ МОНИТОРИНГА МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Название Проекта
Разработка системы мониторинга миграционных процессов в Свердловской области
2. Цель проекта
Создание информационной системы для принятия обоснованных управленческих решений и осуществления комплекса мер по развитию межнациональных отношений и урегулированию проблем миграции в Свердловской области.
3. Задачи проекта:
• Разработать комплексный подход, технологии по проведению мониторинга миграционных процессов, учитывающих социально-культурные, экономические и демографические особенности стран миграционного притока; • Осуществить сбор объективной информации и анализ миграционной ситуации и применяемых технологий мониторинга миграционных процессов; • Создать систему показателей и отбор методов сбора информации, учитывающей особенности стран притока и оттока; • Организовать разработку и внедрение моделей мониторинга; • Осуществить подготовку региональных команд для проведения регулярного мониторинга миграционных процессов; • Разработать подходы к унификации стандартов и технологий сбора статистической информации о миграции в Свердловской области; • Сформировать информационные каталоги и базы данных по итогам исследований; • Создать проекта информационного просвещения для работников управленческих структур, сотрудников НПО, журналистов, освещающих проблемы миграции, других заинтересованных лиц; • Информировать заинтересованные органов исполнительной и законодательной власти, органы местного самоуправления, бизнес-структур и НПО о результатах реализации проекта и его практической значимости; • Подготовить предложения и рекомендации по вопросам реализации государственной политики в области регулирования миграционных процессов. • Создать условия для распространения опыта в Свердловской области.
4. Обоснование необходимости Проекта;
В современной России демографические и экономические вызовы требуют увеличения миграции или, по крайней мере, поддержания на определенном высоком уровне, чтобы компенсировать естественную убыль населения, а социальные установки, распространенные в принимающем сообществе, направлены в сторону ее ограничения. Об этой тенденции свидетельствует устойчивый рост ксенофобий в отношении мигрантов, отмечаемый во многих социологических исследованиях. Можно говорить о несоответствии качественных и количественных характеристик миграционных потоков и интеграционных возможностей принимающего сообщества. В социальной сфере это ведет к увеличению конфликтов между различными группами населения, что требует оперативных управленческих решений местных властей.
Конфликтность ситуации на местах усугубляется тем, что, базируясь только на статистической информации, принятие управленческих решений носит реактивный, а не превентивный характер. В силу отсутствия комплексных данных о миграции, учитывающих не только количественные, но и качественные характеристики мигрантов (в то числе, индикаторы психологического состояния мигрантов, находящихся на разных стадиях миграции) региональные местные власти часто оказываются неспособными адекватно реагировать на миграционные вызовы.
В то же время, статистические данные и результаты независимых исследований по проблемам миграции, проводимые в регионах России, являются, как правило, противоречивыми, разобщены и не базируются на специально разработанных методах сбора и анализа информации, которые профессионально учитывали бы психологическую и этнокультурную составляющие миграционных процессов. В официальной статистической информации также не находит отражение нелегальная трудовая миграция, которая служит основным источником социального напряжения, питая мигрантофобии и ксенофобии в целом.
Системный анализ, являющийся необходимым условием для принятия обоснованных управленческих решений и реализации комплексной и действенной политики по урегулированию миграционных процессов, возможен только на базе учета всех факторов, участвующих в детерминации миграционных процессов.
В связи с этим остро встает необходимость в системном подходе к оценке миграционных процессов, при котором учитывались бы параметры миграционных потоков, принимающего сообщества и стран исхода. Для этого необходимо создать инструментарий – модель мониторинга, позволяющего проводить анализ миграционного процесса, включая социокультурные, демографические, экономические и статистические характеристики принимающего общества и мигрирующего населения. Комплексный подход к мониторингу миграционных процессов повысит его прогностический уровень.
Предлагаемый проект направлен на создание комплексной системы мониторинга миграционных процессов, позволяющего прогнозировать развитие социальных рисков, без чего невозможно эффективное управление миграционной политикой на всех уровнях социального управления.
Накоплен большой опыт в исследовании демографических, экономических и социально-культурных и психологических аспектов миграционного процесса – необходимо объединить эти данные в единое целое. Предварительный этап обсуждения проекта был междисциплинарным, позволившим соединить ранее полученные результаты и подготовить основу для методологической разработки нового инструментария комплексного мониторинга миграционного процесса. Также важно, что проект инициируется неправительственной организацией, что обеспечит взаимопонимание и доверие между исследовательской группой и мигрантским сообществом, а также будет залогом независимости и достоверности полученных в ходе проекта данных.
Сроки реализации
Срок реализации проекта 1 год - июль 2006 – июнь 2007
5. Целевая аудитория:
1) Национально-культурные объединения области; 2) Мигранты и потенциальные мигранты в Свердловской области; 3) Федеральные и региональные эксперты по проблемам миграции в Свердловской области; 4) Сотрудники органов государственной власти и местного самоуправления как в Свердловской области, 5) сотрудники МВД РФ, ФМС России ее региональных отделений, миграционных служб в странах СНГ; 6) Представители бизнес-структур Свердловской области; 7) Представители СМИ, других информационно-коммуникационных структур; 8) Пользователи Интернет; 9) Руководители и активисты некоммерческих переселенческих общественных организаций Свердловской области; 10) Группы профессиональных психологов и социальных работников, постоянно контактирующих с вынужденными переселенцами и беженцами в Свердловской области; 11) Сотрудники городских и областных Центров занятости Свердловской области.
6. География деятельности:
• Основные центры реализации Проекта будут сформированы в территориях, где наиболее актуальны проблемы адаптации мигрантов.
7. Анализ предполагаемых рисков:
Предполагаемые риски:
1. Финансовый риск. Риск нефинансирования или недофинансирования приведет к замораживанию проекта. Нивелируется при чётком исполнении финансового плана, а также за счёт страхования финансовых рисков донора. 2. Политический риск. Противодействие или отсутствие сотрудничества со стороны отдельных органов власти (главным образом, федерального подчинения) по сбору информации; внезапные кадровые перестановки в руководстве; изменение политических режимов в странах СНГ. 3. Организационный риск. Масштабность проекта. Сильная зависимость проекта от точной реализации технологии мониторинга и условий работы специалистов. 4. Риск неверной оценки емкости рынка. Несоответствие прогнозной оценки миграционных процессов. 5. Производственный риск. Трудности с доступом к ведомственной статистике, персональным данным, информации от бизнес структур; ошибки при рекрутинге исполнителей. 6. Форс-мажорные обстоятельства.
8. Анализ ключевых групп интересов
В данном проекте основной группой интересов являются мигранты, в первую очередь, трудовые, а также представители ФМС и ее региональных отделений, других органов местного управления, сотрудники НКО, занимающие вопросами учета, регулирования, социальной и правовой защиты, адаптации мигрантов на территории России и в Свердловской области.
Проект основан на принципах широкого участия и обсуждения проблем и результатов проектной деятельности, предоставляет возможность приобщения к деятельности проекта всех заинтересованных организаций, партнеров, доноров.
9. Методология реализации (подход к осуществлению, механизмы реализации и отбора участников/организаций-партнеров);
Основной методологический принцип мониторинга миграционных процессов – принцип дополнительности. Принцип дополнительности означает, что в мониторинг вовлечены показатели принципиально различных сфер (экономические, статистические, социологические, правовые) и различных уровней анализа (макро-, мезо- и микро-индикаторы). Каждая из групп показателей дополняет информацию, получаемую из других индикаторов. Принцип дополнительности показателей позволяет существенно повысить достоверность результатов мониторинга и их воспроизводимость.
Методология реализации проекта заключается в разработке технологии мониторинга миграционных процессов, ее унификации в соответствии с международными нормами и правилами; в подготовке региональных команд исследователей и экспертов, широком освещении результатов проекта для всех заинтересованных сторон и поиске потенциальных заказчиков для продолжения реализации проекта в новых финансовых условиях.
Этапы реализации проекта, перечень и описание мероприятий, методы отбора целевой аудитории/участников проекта;
Этапы реализации проекта
I этап (июль 2006 - август 2006 г.) – предварительный (информационно-аналитический)
На данном этапе планируется проведение переговоров с партнерами (органами государственной власти, общественными организациями пилотных регионов), проведение закрытого конкурса среди организаций - исполнителей, уточнение сроков, организационных схем, технологий и бюджетов реализации Проекта.
В данный период времени также предполагается:
• разработка нормативного обеспечения реализации проекта, подписание соглашений, меморандумов, договоров; • проведение конкурсов, тендеров для проведения исследовательских работ по подготовке мониторинга; • проведение серии установочных семинаров, встреч, круглых столов для потенциальных участников и партнеров проекта, общественно-государственных встреч по согласованности действий в реализации проекта, по разъяснению преимуществ, порядка и необходимости проведения мониторинга миграционных процессов; создание Экспертного и Наблюдательного советов • проведение анализа имеющихся источников и аналогичных мониторинговых проектов с целью более точного определения системы показателей мониторинга миграционных процессов; проведение 1 рабочей встречи и 1 круглый стол для обсуждения результатов анализа. • проведение анализа нормативно-правовой базы и практик региональных властей по законодательному регулированию миграции в России и странах СНГ; • подготовка инструментария для пилотных социологических исследований • проведение пилотных исследований в области; 2 круглых стола для обсуждения результатов исследования • создание информационного сопровождения проекта, постоянное обновление сетевых ресурсов, проведение интерактивных форумов на сетевых ресурсах пилотных регионов • проведение презентации по запуску основного этапа проекта;
II этап (сентябрь 2006 – апрель 2007 г.) – основной (проектно-содержательный)
В данный период времени предполагается реализация основной программной деятельности в пилотных регионах проекта: • подготовка региональных исследовательских команд по проведению мониторинга; • разработка и обсуждение методики мониторинга миграционных процессов в пилотных регионах России и странах СНГ; 3 рабочие встречи, 2 круглых стола; • проведение мониторинга в пилотных регионах России и странах СНГ; • анализ проведенного мониторинга миграционных процессов в пилотных регионах России и стран СНГ – 1 рабочая встреча, 1 международная конференция; • разработка и обсуждение рекомендаций по внедрению данной модели мониторинга миграционных процессов – 2 рабочие встречи, 1 круглый стол, 1 международная конференция; • создание информационных ресурсов для мигрантов, представителей НПО и других общественных организаций, властей различного уровня, в том числе справочника по миграционной ситуации в России и странах СНГ для всех субъектов миграционного процесса; 1 рабочая группа и 1 круглый стол; • разработка программ информационного просвещения по вопросам миграции для управленцев различного уровня, сотрудников НПО и журналистов, освещающих проблемы миграции; 2 рабочие группы; • подготовка к публикации итоговой монографии по результатам исследовательской части проекта; • информирование заинтересованных сторон: органов исполнительной и законодательной власти, органов местного самоуправления и неправительственных организаций о результатах мониторинга; • работа экспертов по подготовке предложений, рекомендаций по вопросам реализации государственной политики в области урегулирования миграционных процессов. • издание информационных и аналитических материалов, итогового доклада по результатам мониторинга; • представление хода и итогов реализации проекта в СМИ и Интернет; • издание брошюр, буклетов, публикаций, информационных бюллетеней, дайджестов по результатам лучшего опыта реализации проекта, по проблематике и итогам проекта; • проведение мероприятий по мониторингу реализации проекта; • осуществление информационного сопровождения проекта, постоянное обновление сетевых ресурсов, проведение интерактивных форумов на сетевых ресурсах пилотных регионов;
III этап (май 2007 г. – июнь 2007 г.) – заключительный (ресурсно-презентационный)
В данный период времени предполагается: • подготовка презентаций по результатам реализации проекта; • разработка информационного каталога результатов мониторинга и базы данных по итогам исследований; • проведение международной конференции и межрегиональных встреч по итогам проекта для распространения в другие территории России и страны СНГ; • представление хода и итогов реализации проекта в СМИ и Интернет; • описание модели мониторинга миграционных процессов для распространения в другие субъекты РФ, на федеральный и международный уровень; • экспертиза и оценка реализации проекта, подготовка итогового финансового и аналитического отчетов.
10. Управление Проектом
Управление проектом осуществляется руководителем отдела общественно-государственного управления, программным штатом отдела, экспертным советом проекта. В экспертный совет проекта целесообразно включать общественных деятелей, журналистов, активистов НКО, представителей органов власти, заинтересованных в реализации проекта.
Стратегия реализации проекта предполагает создание эффективной инфраструктуры проекта:
- организация коммуникации в региональной системе переговорных пространств, площадок для организации диалога, переговоров между всеми субъектами, целевыми группами проекта; - использование технологий общественно-государственного взаимодействия, - создание междисциплинарной экспертной группы для координации исследовательской части проекта; на этапе проведения мониторинга в пилотных регионах экспертная группа будет оказывать методологическую и информационную поддержку региональным командам по проведению мониторинга; - создание условий для проведения мониторинга миграционных процессов; - создание системы информирования потенциальных мигрантов в странах миграционного оттока (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан) и мигрантов на территории России, а также всех заинтересованных лиц.
11. Мониторинг
Оценка и самомониторинг проекта будут осуществляться в соответствии с принятой стратегией мониторинга. Основной целью проведения оценки на заключительном этапе будет анализ результатов деятельности и соотнесение этих результатов с определенными критериями. Критерии и индикаторы оценки будут разработаны на предпроектном этапе реализации проекта.
12. Рабочий план реализации:
Название мероприятий, Срок реализации
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП июль 2006 - август 2006 г.
1. разработка нормативного обеспечения реализации проекта, подписание соглашений, меморандумов, договоров; июль 2006 2. проведение конкурсов, тендеров для проведения исследовательских работ по подготовке мониторинга; июль 2006 3. проведение серии установочных семинаров, встреч, круглых столов для потенциальных участников и партнеров проекта, общественно-государственных встреч по согласованности действий в реализации проекта, по разъяснению преимуществ, порядка и необходимости проведения мониторинга миграционных процессов июль-август 2006 4. проведение анализа имеющихся источников и аналогичных мониторинговых проектов с целью более точного определения системы показателей мониторинга миграционных процессов; проведение 1 рабочей встречи и 1 круглый стол для обсуждения результатов анализа август 2006 5. проведение анализа нормативно-правовой базы и практик региональных властей по законодательному регулированию миграции в России и странах СНГ; август 2006 6. подготовка инструментария для пилотных социологических исследований в России и странах СНГ ; 5 рабочих встреч в Москве и странах СНГ июль-август 2006 7. проведение и анализ пилотных исследований в России и странах СНГ; 2 круглых стола для обсуждения результатов исследования август 2006 8. создание информационного сопровождения проекта, постоянное обновление сетевых ресурсов, проведение интерактивных форумов на сетевых ресурсах пилотных регионов в ходе проекта 9. проведение презентации по запуску программного этапа проекта; август 2006
ОСНОВНОЙ ЭТАП Сентябрь 2006 – апрель 2007 г.
10. подготовка региональных исследовательских команд по проведению мониторинга; сентябрь 2006 11. подготовка и издание справочника для субъектов миграции, государственных структур и НКО сентябрь 2007 12. разработка и обсуждение методики мониторинга миграционных процессов в пилотных регионах России и странах СНГ; 3 рабочие встречи, 2 круглых стола Сентябрь-октябрь 2006 13. проведение мониторинга в пилотных регионах России и странах СНГ ноябрь-декабрь 2006 14. анализ проведенного мониторинга миграционных процессов в пилотных регионах России и стран СНГ – 1 рабочая встреча, 1 международная конференция; январь 2007 15. проведение конкурса исследовательских проектов в регионе январь 2007 16. проведение социологических исследований в Свердловской области; январь – март 2007 17. проведение семинаров, круглых столов, конференций с участием НПО, представителей госструктур, законодательной власти, местного сообщества по выработке управленческих решений, комплекса мер на основе результатов мониторинга; март 2007 18. регулярная рассылка информационных материалов по результатам проведения мониторинга в ходе проекта 19. проведение семинара по подготовке предложений, рекомендаций по вопросам реализации государственной политики в области урегулирования миграционных процессов. февраль 2007 20. проведение круглого стола в Москве с участием всех заинтересованных сторон по обсуждению рекомендаций по урегулированию миграционных процессов. март 2007 21. разработка и обсуждение рекомендаций по внедрению данной модели мониторинга миграционных процессов – 2 рабочие встречи, 1 круглый стол, 1 международная конференция; апрель 2007 22. создание информационных ресурсов для мигрантов, представителей НПО и других общественных организаций, властей различного уровня, в том числе справочника по миграционной ситуации в России и странах СНГ для всех субъектов миграционного процесса; 1 рабочая группа и 1 круглый стол с привлечением представителей всех целевых групп; сентябрь 2006 - декабрь 2006 23. разработка программ информационного просвещения по вопросам миграции для управленцев различного уровня, сотрудников НПО и журналистов, освещающих проблемы миграции; 2 рабочие группы с привлечением представителей целевых групп; сентябрь 2006 24. подготовка к публикации итоговой монографии по результатам исследовательской части проекта сентябрь 2006 – декабрь 2006 25. представление хода и итогов реализации проекта в СМИ и Интернет. в ходе проекта
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП май – июнь 2007 г.
26. разработка и издание каталога ресурсов по итогам реализации проекта; май 2007 27. подготовка презентаций по результатам реализации проекта; май 2007 28. проведение международной конференции по итогам проекта; июнь 2007 29. подготовка модели мониторинга миграционных процессов для распространения опыта реализации в другие субъекты РФ, на федеральный и международный уровень; май 2007 30. экспертиза и оценка реализации проекта, подготовка итогового финансового и аналитического отчетов. июнь 2007
13. Ожидаемые результаты
Цель считается достигнутой, если: • Разработана технология комплексного мониторинга миграционных процессов в регионах России и странах СНГ; • Создана сеть местных НПО, координирующих проведение мониторинга миграционных процессов в регионах России и странах СНГ; • Сформирована сеть региональных исследователей динамики миграционных процессов; • Осуществлена подготовка региональных команд исследователей для системного проведения мониторинга миграционных процессов; • Организовано проведение исследований по смысловым блокам мониторинга миграционных процессов в регионах России и странах СНГ; • Проведен системный анализ полученной информации по проблемам миграции, подготовлен аналитический отчет; • Представлена информация заинтересованным органам исполнительной и законодательной власти, органам местного самоуправления и неправительственным организациям по итогам мониторинга; • Организованно социальное партнерство органов государственной власти, НПО и представителей местного сообщества по выработке управленческих решений, комплекса мер по результатам мониторинга миграционных процессов; • Подготовлены нормативно-законодательные документы, призванные обеспечить эффективную реализацию управленческих решений на основе данных мониторинга; • Подготовлены предложения, рекомендаций по вопросам реализации государственной политики в области урегулирования миграционных процессов. • Разработана модель прогнозирования миграционных изменений и выработаны соответствующие рекомендаций; • Подготовлен и издан аналитический доклад о состоянии и перспективах развития миграционных процессов для распространения среди заинтересованных организаций; • Разработана и издана серия методических пособий, периодических брошюр, буклетов и других печатных материалов по результатам исследований, проведенного мониторинга в целом; • Проведен вторичный анализ применяемых технологий мониторинга миграционных процессов и разработана система показателей и отбор методов сбора информации, учитывающей не охватываемые статистикой особенности стран притока и оттока; • Разработаны подходы к унификации стандартов сбора статистической информации о миграции в РФ и странах СНГ; • Сформированы информационные каталоги и базы данных по итогам исследований; • Созданы проекта информационного просвещения для работников управленческих структур, сотрудников НПО, журналистов, освещающих проблемы миграции, других заинтересованных лиц; • Подготовлены предложения и рекомендации по вопросам реализации государственной политики в области регулирования миграционных процессов.
14. Индикаторы успешности Проекта
Показатели успешности/эффективности отдельных мероприятий и проекта в целом: • отзывы членов Экспертного Совета (согласно разработанным оценочным анкетам), региональных экспертов • отзывы участников проекта, например: участников круглых столов, рабочих встреч, респондентов в опросах и др. (согласно разработанным оценочным анкетам) • фактическое проведение (реализация) всех компонентов проекта • подготовка итогового отчета по соответствующей структуре и критериям и удовлетворяющего ожиданиям партнеров и целевой группы проекта
15. Основные заказчики /пользователи результатов мониторинга
• Органы исполнительной и законодательной власти • Органы местного самоуправления • Службы занятости • Рекрутинговые фирмы • Крупные работодатели • НПО • Правозащитные организации • Учебные заведения • СМИ • Научно-исследовательские институты
| |