Российско-германский проект / Межэтнические отношения / ИНТЕГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА Тезисы по вопросам миграции и интеграции с учетом опыта Германии в период 1955 – 2005 гг.
1. мировые миграционные потоки
Глобализация и возникающие из нее переплетение экономик и неравномерное экономическое развитие в мировом масштабе приведут к растущим потребностям рабочей силы успешно развивающихся стран. Такое развитие и определяет российскую экономику все сильнее, как подтвердил российский президент Путин.
2. Начало миграции рабочих
Опыт Германии начиная с 1955 года как и опыт других европейских стран показывает, что путем активной вербовкой и нелегальной миграцией привлекается одинокие мужские трудовые мигранты. Негласно существует между принимающим обществом и мигрантами понимание в том, что ротация трудовых мигрантов есть, т.е. они (частично и насильственным путем) возвращаются в страны происхождения.
3. Развитие местного населения
Этот же мировой опыт доказывает, что с начала «временное пребывание» превращается в постоянное местонахождение; семьи следуют трудовыми мигрантами и тем самым становятся частью местного населения.
4. Последствия для инфраструктуры
Новая часть населения с особенными потребностями и частично отличающимися культурными традициями сталкивается с местной инфраструктурой, которая не подготовлена к этому. Это повлияет на все сферы общественно-политической жизни, в частности на:
- дошкольное, школьное и профессиональное образование - жилье и соцкультбыт - здравоохранение - поддержка культуры - совместное проживание, преступность, толерантное отношение
5. Необходимость политических решений
Такое развитие в России в целом и, в частности в экономически интересной Свердловской области, требует от дальновидной политики однозначенную позицию. Существует два альтернатива:
- Разграничение и сегрегация т.е. трудовые мигранты терпят из экономических соображений, но общественно они находятся в казармах на определенный период времени а затем составляют (в т.ч. и насильно) возвращаться. Такой подход ни в одной промышленно развитой стране не заработал и приведет к появлению большого конфликтного потенциала.
- Равноправие и интеграция т.е. равноправное участие в экономической, общественной, политической и культурной жизни с уважением культурных особенностей мигрантов. Это требует усилия, но обеспечивает социальный мир и оправдалось в большинстве миграционных стран.
6. Разработка интеграционной концепции
Все муниципалитеты принимающие мигранты в Европе располагают представлениями об интеграции мигрантов в городское общество. Интеграция является межотраслевой задачей муниципалитета, т.е. затрагивается все поля деятельности муниципалитета. Следовательно, интеграционная концепция должна ответить на такие вопросы как:
- Какие цели мы преследуем? (цель, видение) - Какова исходная ситуация? (анализ ситуации) - Чего мы хотим добиваться? (анализ потребностей) - Что мы должны для этого сделать? (план мероприятий) - Кто должен принимать участие? (участие) - Какие структуры нам нужны? (структуры реализации) - Какие средства нужны? (финансирование) - Как контролируется достижение целей? (мониторинг, оценочный анализ)
7. Различные целевые группы
Особенная ситуация в России и в частности в Свердловской области требует дифференцированного подхода к различным целевым группам. Речь идет как минимум о:
- автохтонные меньшинства - трудовые мигранты - беженцы
Провалившаяся интеграция трудовых мигрантов может негативно влиять на отношение к этническим меньшинствам как это сказывается на примере мигрантов из Таджикистана.
8. Взаимосвязь с проектом
Хотя в рамках проекта речь идет пока «только» об усиление толерантности по отношению к религиозным, этническим и языковым меньшинствам, нельзя исключить вопросы миграции: в такой же мере возникают вопросы толерантности, межкультурного взаимопонимания, приобретения знаний об этнических группах, разработке информационных материалов, обучении чиновников и сотрудников госаппарата, об изменении структур и образовании сетевых платформ.
д-р Хубертус Шроер
|