Документы и публикации / АНАЛИТИКА
В соответствии с законодательством Российской Федерации в 2005 году ФМС России и УДМ ГУВД Свердловской области оформлено и выдано работодателям 2293 разрешения на привлечение иностранной рабочей силы (АППГ- 815, + 181,3%) и 19679 разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства (АППГ - 7629, +157,9%) .
Всего в 2005 году на территории Свердловской области осуществляли трудовую деятельность на основании разрешений на работу 26552 иностранных гражданина (с учетом разрешений, выданных в 2004 году).
Динамика приведена в таблице:
Год |
Временно зарегистрировано иностранных граждан по месту пребывания |
Количество разрешений, выданных работодателям на привлечение иностранной рабочей силы |
Количество разрешений на работу, выданных иностранным гражданам |
2002 |
94940 |
52 |
1023 |
2003 |
117985 |
207 |
2860 |
2004 |
122469 |
815 |
7629 |
2005 |
119749 |
2293 |
19679 |
2 мес 2006 / |
X |
325 / 292 |
3441 / 1553 |
Значительный прирост выданных в 2005 году разрешений объясняется тем, что сотрудники миграционной службы, ГРУОВД Свердловской области, совместно с представителями муниципальных образований, руководителями различных государственных органов проводили целенаправленную работу по информированию работодателей о правилах привлечения иностранной рабочей силы, оказывали помощь в оформлении документов, осуществляли контроль и привлекали правонарушителей к административной ответственности.
Так, организовывались встречи и «круглые столы» с руководителями предприятий, представителями национальных диаспор и общественных организаций, представляющих интересы иностранных граждан на территории Свердловской области. Принимали участие и в мероприятиях, проводимых отраслевыми организациями и ведомствами, таких как «Союз строителей города Екатеринбурга», «Торгово-промышленная палата» и другие.
В мае - октябре 2005 года на территории Свердловской области осуществлялся проект информационной компании Представительства Международной организации по миграции (МОМ) в России и ГУВД Свердловской области. В рамках проекта напечатаны: памятка для работодателей и иностранных граждан по порядку оформления разрешений; плакаты, призывающие иностранцев получать разрешения на работу, которые расклеивались в транспорте, на стройках и в местах массового проживания и работы иностранных граждан. Была организована телефонная справочная линия, по которой любой желающий мог позвонить по вопросам миграционного законодательства и получить квалифицированный ответ специалистов.
Основными сферами применения иностранной рабочей силы в 2005 году являлись: оптовая и розничная торговля - 52%, строительство - 30 %, обрабатывающие производства - 7%, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - 5,5 % , транспорт и связь – 3,7 % , сельское хозяйство - 0,6 %.
В 2005 году на строительные объекты привлекались как высококвалифицированные специалисты из Турции, КНДР, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Хорватии, Словении, так и рабочая сила из Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана. В промышленности количество привлеченных иностранных работников остается на прежнем уровне. Это объясняется тем, что заработная плата на промышленных объектах Свердловской области привлекает местное население и недостатка рабочей силы на этих объектах в последнее время не наблюдается.
В 2005 году на территории Свердловской области работали иностранные граждане из 39 стран мира, в том числе из 9 государств - участников СНГ. В 2005 году главными экспортерами иностранной рабочей силы по прежнему являлись страны СНГ (около 65,3 %). Из них: Таджикистан – 55%, Узбекистан – 18,8 %, Кыргызстан - 9,8%, Азербайджан - 6,4%, Армения – 5,0%.
Из числа иностранных граждан, получивших разрешения на работу, женщины составили 14,5 % .
Иностранные граждане трудятся в основном в крупных промышленных городах - Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Первоуральске, Каменск-Уральском, а также в рядом расположенных с ними городах - Березовском, Верхней Пышме, Сысерти.
Имеется тенденция к увеличению оформления привлекаемой иностранной рабочей силы физическими лицами. Если в 2004 году только
90 физических лиц оформили разрешения на привлечение иностранных работников, то в 2005 году их было уже 874 ( + 871 % ).
В 2005 году из 28336 административных правонарушений миграционного законодательства РФ 24531 правонарушение составили нарушения правил регистрационного учета иностранными гражданами (ст.18.8 КоАП РФ), 358 работодателей было привлечено к административной ответственности за нарушения установленного порядка привлечения иностранной рабочей силы ( ч.1 ст.18.10 КоАП РФ) и 2505 иностранных граждан было привлечено к административной ответственности за нарушение правил осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации ( ч.2 ст.18.10 КоАП РФ).
В 2005 году произошло снижение количества преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, по которым материалы и уголовные дела направлены в суд, либо разрешены в отчетном периоде ( 2005 год – 1442, 2004 год – 1789).
Однако, в отношении иностранных граждан в 2005 году было совершено больше преступлений по сравнению с 2004 годом ( 2005 – 295, 2004 – 196).
В соответствии с план-графиком проведения мероприятий по легализации трудящихся мигрантов, утвержденным директором ФМС России генерал-лейтенантом милиции К.О.Ромодановским, руководителем ФНС России А.Э.Сердюковым и руководителем Федеральной службы по труду и занятости России М.А.Топилиным в Свердловской области в период с 08 ноября по 02 декабря 2005 года ГУВД совместно с Управлением Федеральной государственной службы занятости населения по Свердловской области (УФГСЗН) и другими государственными органами проведен эксперимент по легализации трудовых мигрантов, въехавших в Россию в порядке, не требующем получения визы.
Перед началом эксперимента была проведена активная информационная компания в СМИ с разъяснением целей, задач и ожидаемых результатов. Был выработан механизм работы УДМ, ПВУ ГУВД, УФГСЗН по Свердловской области, ГУП Свердловской области «Свердловский областной миграционный центр» на этот период.
Это позволило организованно провести эксперимент и достичь определенных результатов.
Так, за указанный период в порядке эксперимента в УФГСЗН обратилось 207 работодателей для получения Заключений о целесообразности привлечения иностранной рабочей силы. В связи с тем, что документы от них поступали 1 и 2 декабря т.г., т.е. в последние дни эксперимента, получили соответствующие Заключения 195 работодателей.
За 25 дней эксперимента:
- из 195 указанных работодателей 176 смогли пройти всю процедуру легализации трудовых мигрантов (получили Разрешения на привлечение иностранной рабочей силы и Разрешения на работу иностранным работникам);
- легализовано 1519 иностранных работников,
- выдано 399 дубликатов миграционных карт,
- оказано содействие в регистрации по месту пребывания 149 иностранным работникам.
В ходе эксперимента из бесед с работодателями установлено, что основной причиной, по которой они ранее (до эксперимента) не оформляли документы на трудовую деятельность иностранным работникам, являлись
длительный срок нарушения ими законодательства России в части привлечения иностранных работников и, как следствие, опасение быть привлеченными к административной ответственности.
Можно считать, что в Свердловской области эксперимент прошел в «чистом» виде – работодатели сами добровольно обращались в миграционную службу по легализации иностранных работников.
Работодателями было отмечено как положительный момент сокращенные сроки рассмотрения материалов УФГСЗН по Свердловской области. В связи с этим предлагается рассмотреть возможность прохождения документов в городе Екатеринбурге из районных служб занятости населения в УФГСЗН, минуя городскую службу занятости, что значительно ускорит получение работодателями Заключений.
Директивой Министра внутренних дел Российской Федерации от 24.10.2005 года определены приоритетные направления деятельности миграционной службы на 2006 год. Это:
- совершенствование миграционной политики,
- противодействие нелегальной миграции,
-создание условий для привлечения в Российскую Федерацию квалифицированных легальных трудовых ресурсов.
В этом процессе целесообразно более активное участие руководителей муниципальных образований области. А от работодателей, привлекающих иностранных работников, требуется законопослушное исполнение установленных Правил привлечения иностранной рабочей силы.
Совместная работа должна дать соответствующий результат.