|
Государство и развитие толерантности / Документы и материалы Отчет Министерства образования РФ правительству России «О ходе реализации федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе»
25 августа 2001 года Правительством РФ была принята федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)". Принятие этой программы было продиктовано целым рядом обстоятельств, касающихся проявлений толерантности и нетерпимости в условиях роста социального разнообразия в России.
Первое из этих обстоятельств заключается в том, что ситуация строительства гражданского общества обусловила на индивидуальном и социальном уровне рост осознания как отдельными людьми, так и социальными группами своего места в окружающем мире, прежде всего в системе социально-экономических, этнических, культурных и межконфессиональных отношений. Этот процесс может сопровождаться усилением проявлений в массовом сознании различных предрассудков и страхов: ксенофобии как реакции на встречу с чужим человеком и культурой, этнофобии, мигрантофобии, кавказофобии, антисемитизма, - приводящих к ущемлению прав человека, национализму, дискриминации и связанной с ними нетерпимости. Тем самым в условиях роста, социального разнообразия российского общества существует опасная тенденция нарастания межэтнической, межконфессиональной, социально-экономической, межпоколенческой и политической нетерпимости. Указанные формы нетерпимости нередко становятся средством экстремистских движений, разжигающих ненависть, национальную рознь и социальные конфликты в обществе. В этих условиях государственная программа формирования социальных норм толерантности, веротерпимости, миролюбия выступает как противодействие эскалации культуры социальной агрессии, национальных конфликтов, экстремизма, терроризма и фанатизма.
Второе обстоятельство состоит в том, что на государственном уровне социально-экономическое развитие страны во многом зависит от успешного формирования культуры переговоров, искусства поиска компромиссов, продуктивной конкуренции между различными финансово-промышленными группами, сферами малого и среднего бизнеса в условиях модернизации экономики России. В сфере экономики с особой отчетливостью проявляется прагматическая функция толерантности как социальной нормы, определяющей баланс интересов конкурирующих сторон. Так, например, в процессе переговоров любые проявления нетолерантности или даже неготовности к толерантности ведут к неуспеху. Тем самым анализ влияния роли культуры переговоров как проявлений социальных норм толерантности на экономику в развитых странах позволяет утверждать, что воспитание толерантности в России требуется не только для повышения терпимости друг к другу разных слоев общества и социальной стратегии противодействия экстремизму, но и для качественного роста эффективности современной экономики.
Третье обстоятельство касается необходимости вхождения России в международное правовое пространство противодействия дискриминации, расизму, ксенофобии и связанных с ними нетерпимости, экстремизма и терроризма, что невозможно без соблюдения Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО и других документов ООН, направленных на обеспечение прав человека.
В целом диагностика нашего времени показывает, что, чем выше социальное разнообразие общества, тем острее выступает задача государства как органа поиска согласия в самых разных сферах жизни, а не только аппарата принуждения. Именно поиск оптимальной меры согласия, диапазона толерантности становится одной из ключевых задач государственной политики, направленной на достижение социального доверия и толерантности, как факторов экономического роста, социальной стабильности и личной безопасности. Все перечисленные выше обстоятельства определили необходимость разработки федеральной программы по толерантности как основы политики достижения социального согласия, миролюбия, веротерпимости и противодействия экстремизму в нашем многонациональном, межконфессиональном, поликультурном обществе.
Государственным заказчиком Программы является Министерство образования Российской Федерации. Финансирование федеральной целевой программы в 2001-2002 годах осуществлялось за счет федерального бюджета по статье НИОКР, как это и предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2001 № 629 в объеме по 25,0 млн. рублей ежегодно. Программа реализуется в период с 2001 по 2005 годы и рассчитана на три этапа. За истекший период по результатам конкурсов I этапа и начала II этапа федеральной программы победителями стали 47 участников из различных регионов Российской Федерации, государственных и негосударственных структур, научных, образовательных и общественных организаций. Ареал распространения Программы: Республики Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карелия, Карачаево-Черкесия, Мордовия, Северная Осетия, Татарстан, Удмуртия; Краснодарский и Ставропольский края; Белгородская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Курская, Московская, Новосибирская, Пермская, Ростовская, Самарская, Томская и Ярославская области; Коми-Пермяцкий автономный округ, Москва и Санкт-Петербург.
В ходе реализации первого этапа Программы основное внимание было уделено трем приоритетным направлениям: организация мониторинга социальной нетерпимости и напряженности в различных социальных группах и регионах; разработка эффективных технологий формирования социальных норм толерантности; создание пилотных центров толерантности и социальной безопасности как опорной сети программы.
Общие итоги мониторинга социальной напряженности позволили выявить ряд глубинных факторов, которые необходимо учитывать при прогнозировании социальных рисков и проектировании социально-экономических программ различного уровня: рост гипермобильности населения, приводящий к ломке привычных социальных дистанций между различными этническими, конфессиональными, поколенческими и социальными слоями общества, а тем самым к росту вероятности социальных конфликтов; восприятие проявлений жестокости, ксенофобии, этнофобии, мигрантофобии как привычной социальной нормы и тем самым явное или неявное санкционирование использования негативных образцов агрессивного поведения в деятельности отдельных личностей и социальных групп; распространение манипулятивных технологий формирования установок "свои - чужие", конструирование образа врага, использование языка вражды в СМИ, создание радикальных "сайтов ненависти" в Интернете, основной мишенью которых являются подростки и чувствующие себя социально ущемленными слои населения.
Наиболее явно указанные выше моменты проявляются в жизни различных социальных групп повышенного общественного внимания (подростки, мигранты, национальные меньшинства). Так, на основе результатов мониторинга "Проблемы толерантности в подростковой субкультуре" (2003), посвященного исследованиям отношений подростков к национализму и экстремизму, различным религиям (в том числе сектам), неформально-молодежным объединениям, выяснилось, что отсутствие у подростков позитивных ценностных ориентиров нередко приводит к тому, что жестокость, экстремизм становятся социальной нормой, а насилие признается как одобряемый способ разрешения национальных конфликтов. Настораживает тот факт, что 34,2 % опрошенных подростков относятся с безразличием к любым радикальным молодежным группам, в том числе и к скинхедам. Следует особо подчеркнуть, что равнодушное отношение значительной части подростков, т.е. тех, кто будет определять общественную и государственную жизнь нашей страны в недалеком будущем, к социально опасным явлениям проявления жестокости и экстремизма, как к привычной норме нашего образа жизни, является убедительным доказательством необходимости активизации государственной политики по толерантности в России.
Приведенные в материалах Программы факты иллюстрируют необходимость расширения нормативно-правовой базы и создание системы экспертизы, позволяющей дать правовую оценку различного рода проявлениям жестокости, агрессии и экстремизма. В связи с этим в качестве эффективной меры для изменения данной ситуации обоснована необходимость введения государственной психологической экспертизы в систему деятельности органов безопасности, законодательной и исполнительной власти, средств массовой информации, направленной на объективную идентификацию радикальных экстремистских материалов в общественной жизни, СМИ и Интернете. Подобная экспертиза повысит эффективность правовых решений при оценке проявления экстремизма в СМИ.
Наряду с психолингвистической экспертизой радикальных текстов в Программе обоснована необходимость распространения гуманитарной экспертизы образовательных программ и учебников; психолого-педагогической экспертизы игровой продукции, в первую очередь компьютерных игр, нередко провоцирующих формирование деструктивного поведения детей и подростков. Результаты гуманитарной экспертизы показывают, что в учебниках и образовательных программах преобладает изложение истории развития человечества, разных стран и цивилизаций, как истории конфликтов, войн, что невольно способствует формированию оценки силовых способов разрешения конфликтов как социальной нормы. В связи с этим при проектировании учебников и программ учесть необходимость включения в их содержание фактического материала, демонстрирующего роль сотрудничества, кооперации, взаимопонимания, веротерпимости, миролюбия, диалога в развитии разных культур.
В ходе реализации Программы разработан пакет социокультурных, образовательных и социально-психологических технологий формирования установок толерантного сознания для всех ступеней образования, включая послевузовское образование и повышение квалификации. Особое внимание уделено программам подготовки журналистов, государственных служащих, сотрудников правоохранительных органов. Специальный акцент сделан на создании программ обучения переговорам в ситуациях социальной напряженности. В целом за истекший период разработано и частично апробировано более 170 программ для различных ступеней обучения, а также подготовлено более 200 пособий и руководств, способствующих повышению социальной компетентности в вопросах толерантности и противодействия экстремизму работников социальной сферы, сферы управления и безопасности.
Организационной и информационной базой формирования толерантности являются Центры толерантности и мониторинга социальной напряженности. В рамках Программы в качестве региональных моделей для организации подобных пилотных центров выступают Карельский
| |