На главную

Межкультурный диалог
На главную
Проект основан: 01.02.2006
www.midural.ru
  написать нам на главную поиск  
    21 сентября 2019     Екатеринбург: 9:34     Берлин: 5:34 deutsch русский
 

Главная

Приветствие

Государство и развитие толерантности
 

Институты гражданского общества
 

Российско-германский проект
 

Документы и публикации
 





Толерантность
 

Сервис
 

 

 

Государство и развитие толерантности / Документы и материалы / ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001–2005 годы)»


УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 августа 2001 г. № 629


Федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)"
(выдержки)


1. Содержание проблемы и обоснование
ее решения программными методами

Становление открытого гражданского общества в России, продолжение демократических реформ должно опираться на широкую общественную поддержку, консолидацию общества. В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995) толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве быть различными всех индивидов гражданского общества; обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО, подчеркивается, что конструктивное взаимодействие социальных групп, имеющих различные ценностные, религиозные и политические ориентиры, может быть достигнуто на основе выработки норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия. Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им имеют для многонациональной России особую актуальность.

Это обусловлено сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, попытками использования этих конфликтов для смены политического режима, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющихся прямой угрозой безопасности страны. Наиболее рельефно все это проявилось на Северном Кавказе, в всплесках ксенофобии, фашизма, фанатизма и фундаментализма. Эти явления в крайних формах своего проявления находят выражение в терроризме, который, в свою очередь, усиливает деструктивные процессы в обществе.

Анализ этих процессов свидетельствует о необходимости:
- существенного развития нормативно-правовой базы, общественных и государственных институтов, обеспечивающих становление принципа толерантности;
- разработки действенных мер и механизмов внедрения социальных норм толерантного поведения в социальную практику и противодействия экстремизму, взаимодействия со средствами массовой информации и их поддержка для переориентации с противодействия деструктивным процессам в форме контрпропаганды на активную работу по опережению и предупреждению кризисов;
- использования в полной мере возможностей отечественной системы образования при решении задач формирования установок толерантного поведения у молодежи, профилактики национализма и экстремизма, уменьшения риска социальных взрывов;
- совершенствования и развития методологических основ политики в области становления гражданского общества.

Разработка и реализация системы государственных мер по формированию толерантности и профилактике экстремизма в российском обществе являются комплексной задачей, требующей скоординированного взаимодействия органов государственной власти, опоры на общественные объединения. Комплексный характер этой задачи обусловил необходимость создания специальной федеральной целевой программы для ее решения.

Федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе" на 2001-2005 годы (далее именуемая - Программа) продолжает и развивает складывавшиеся веками гуманистические традиции российского общества.

2. Цели и задачи Программы; сроки и этапы реализации Программы
 Целью программы является формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, определяющих устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности как основы гражданского согласия в демократическом государстве.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) разработка и реализация комплекса эффективных мер по формированию у граждан толерантного поведения по противодействию экстремизму и снижению социально-психологической напряженности в обществе;
2) разработка и внедрение методов и механизмов мониторинга, диагностики и прогнозирования социально-политической ситуации в стране, оценки рисков и последствий деструктивных процессов в обществе;
3) разработка и реализация системы мер, стимулирующих толерантное поведение, противодействия экстремизму во всех его проявлениях, в том числе:
- разработка системы учебных программ для всех ступеней и форм образования;
- разработка эффективных социокультурных технологий распространения норм толерантного поведения и противодействия различным видам экстремизма, этнофобии и ксенофобии;
- разработка методической и нормативной базы в области профилактики экстремизма;
- реализация комплекса мер по налаживанию и повышению эффективности межэтнического и межконфессионального диалога.

Программа осуществляется с 2001 по 2005 год в три этапа.
Задачей первого этапа (2001 г.) является разработка методологических и научно-методических основ профилактики экстремизма и формирования толерантного сознания. Кроме того, важной задачей первого этапа являются создание благоприятных предпосылок для реализации Программы, привлечение внимания к проблеме органов государственной власти, общественных объединений, работников системы образования.

Задачей второго этапа (2002-2003 годы) является создание и экспериментальное внедрение механизмов профилактики экстремизма и формирования толерантного сознания; создание организационной базы широкомасштабного использования разработанных механизмов в ряде субъектов Российской Федерации.
Задачей третьего этапа (2004-2005 годы) является активное применение механизмов профилактики экстремизма и формирования толерантного сознания.


3. Основные направления реализации Программы


Программа позволит обеспечить внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, возможность эффективного противодействия проявлениям экстремизма в обществе, гибкого опережающего реагирования на изменение социально-политической ситуации в России и создание основы для снижения социальной напряженности. В соответствии с этим основными направлениями реализации Программы являются:
1) научно-аналитическое:
- разработка научно-методических основ противодействия экстремизму и формирования толерантного сознания в гражданском обществе;
- разработка методов диагностики, экспертизы и мониторинга проявлений экстремизма в обществе и средствах массовой информации;
- разработка социально-психологических методов устранения экстремистских настроений в массовом сознании;
2) пропаганда и контрпропаганда:
- использование средств массовой информации для раскрытия антиобщественной природы
экстремизма в любых его формах;
- проведение социально-психологической экспертизы публикаций, теле- и радиопрограмм, провоцирующих разжигание национальной и религиозной розни;
- издание публицистических материалов, способствующих становлению толерантного сознания, снижению социальной напряженности в обществе;
3) образовательно-методическое:
- создание и применение в образовательных учреждениях всех уровней образовательных программ, направленных на формирование толерантного сознания, веротерпимости и обучение межкультурному диалогу;
- проведение в учреждениях специальных психологических тренингов по подготовке и переподготовке специалистов в сфере массовых коммуникаций, государственных служащих, а также работников органов правопорядка;
4) нормативное, методическое и организационное:
- разработка методических документов и создание условий для проведения социально-психологической экспертизы публикаций и передач в средствах массовой информации, разработка новых образовательных программ, в том числе с использованием интерактивных средств обучения и игр;
- разработка законодательства, обеспечивающего условия для формирования толерантного поведения, борьбы с проявлениями экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости;
- разработка механизмов оказания помощи жертвам экстремизма, агрессии, беженцам и вынужденным переселенцам;
- разработка методик повышения эффективности межконфессионального диалога.

Программа предполагает широкое участие в ее реализации общественных объединений и иных организаций, разделяющих принципы гражданского общества, и прежде всего принцип толерантности.

Кроме того, с учетом всеобъемлющего характера проблемы и наличия у мирового сообщества значительного опыта в ее решении, в Программе выделены в отдельную группу мероприятия по международному сотрудничеству, включая полномасштабное участие России в соответствующих международных программах и инициативах.


4. Система программных мероприятий


Программа состоит из 5 разделов.
Раздел "Личность" предусматривает разработку и внедрение в систему образования всех ступеней программ и учебных материалов, направленных на воспитание подрастающего поколения в духе толерантности, развитие страхования как социального института, способствующего созданию мотивации безопасности поведения, выработку норм социального поведения, характерных для гражданского общества.

Раздел "Семья" предусматривает разработку и реализацию комплекса мероприятий по повышению социальной роли семьи в воспитании у подрастающего поколения толерантности и в снижении социальной напряженности в обществе.

Раздел "Общество" предусматривает разработку и реализацию комплекса мероприятий по пропаганде миролюбия, повышению устойчивости к этническим, религиозным и политическим конфликтам, противодействию экстремизму с опорой на средства массовой информации, общественные объединения и организации.

Раздел "Государство" предусматривает разработку и реализацию комплекса мероприятий, обеспечивающих эффективность государственной политики по снижению социально-психологической напряженности в обществе, внедрение в социальную практику норм и стандартов толерантного поведения.

Раздел "Организационное и информационное обеспечение" предусматривает разработку и проведение комплекса организационных мероприятий по повышению эффективности реализации Программы, включая международное сотрудничество.


5. Ресурсное обеспечение программы


Реализация Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств.
Общий размер финансирования Программы составляет 397,65 млн. рублей, в том числе за счет федерального бюджета - 131,95 млн. рублей, из них НИОКР - 131,95 млн. рублей, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 138,95 млн. рублей, из них НИОКР - 48,35 млн. рублей и прочие нужды - 90,6 млн. рублей, и за счет внебюджетных источников - 126,75 млн. рублей, из них НИОКР - 30,05 млн. рублей и прочие нужды - 96,7 млн. рублей.

Размеры финансирования Программы за счет средств федерального бюджета определяются при формировании бюджетной заявки на соответствующий год в соответствии с возможностями федерального бюджета.

Первый этап реализации Программы (2001 год) включает в себя главным образом проведение научно-исследовательских работ и формирование в массовом сознании, в том числе с помощью средств массовой информации, позитивного отношения к толерантности как социальной норме. Мероприятия Программы на этом этапе финансируются за счет федерального бюджета. Участие субъектов Российской Федерации начинается уже на втором этапе (2002-2003 годы), но в основном приходится на третий этап - этап масштабного внедрения результатов работ предыдущих этапов. Финансирование Программы субъектами Российской Федерации будет осуществляться на основе соглашений между государственным заказчиком Программы и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

За счет внебюджетных средств предполагается финансировать научно-исследовательские работы, осуществлять софинансирование отдельных мероприятий Программы, проводить экспериментальное внедрение образовательных программ и учебных материалов, формировать базы данных и т.п.



 
 
  Gallery
GALLERY

  Межкультурный календарь
Межкультурный календарь
  Опрос
  Что по-вашему означает слово "Толерантность"?
Выносливость
Терпимость
Интервал
Результаты опроса
 
  написать нам на главную поиск  
   Sitemap
     Rambler's Top100
Данный сайт создан при содействии и поддержке Администрации губернатора Свердловской области,
Европейской комиссии и Сената города Берлина. Материалы и публикации могут не отражать точку
зрения Европейского Союза.
При использовании информационных материалов ссылка на сайт обязательна.
флаг

Разработка сайта Екатеринбург
Дизайн-студия D1.ru


Разработка сайта в Екатеринбурге