|
Толерантность / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА Общежитие - вечный вопрос
ОБЩЕЖИТИЕ – ВЕЧНЫЙ ВОПРОС
«Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища» (ст. 40 Конституции Российской Федерации).
Выселение из общежитий, незаключение договора найма жилого помещения, неуважительное отношение к жителям со стороны администрации общежития, это те вопросы, с которыми Уполномоченному по правам человека Свердловской области Татьяне Мерзляковой приходится работать практически ежедневно.
Речь идет не о студенческих общежитиях, а о тех, которые раньше считались рабочими, мужскими, женскими и т.п. и принадлежали различным предприятиям, учреждениям и организациям. Участь жителей таких общежитий понятна только тем, кто непосредственно прожил в них лет пять и столкнулся с реальными проблемами. Будни жителей российских общежитий далеки от идеала. В практике Татьяны Мерзляковой нередки случаи, когда заведующие (коменданты) устраивают в общежитиях авторитарный режим. Например, в 2003 году в общежитии ОАО «Уралэлектротяжмаш» комендант общежития М.В. Козина, «беспокоясь» о наличии свободных жилых помещений в общежитии по улице Фрезеровщиков, 32, допустила грубые нарушения прав человека. Как было установлено проверкой Уполномоченного, это была личная неприязнь со стороны коменданта. Она проживает в трехкомнатной секции в этом же общежитии, причем одну комнату занимает сама, в две других две ее большие собаки. Комендант разработала целую систему мер по выселению семьи С. вместе с грудным ребенком из общежития. В ее комнате было незаконно отключено водоснабжение, электричество, а так как это первый этаж, то по ее распоряжению сантехники в подвале забили кляп в канализационные трубы.
Можно не питать особых симпатий к человеку, но недопустимо унижать честь и достоинство любого из нас, тем более если это исходит из личных амбиций. Безусловно, такой факт грубейшего нарушения прав человека и грудного малыша не мог остаться без внимания Татьяны Мерзляковой. После обращения Уполномоченного в прокуратуру Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, комендант М.В. Козина больше не занимает свой пост.
Всем известна житейская мудрость: «В России нет ничего более постоянного, чем временное». Однако очень многие руководители частных, государственных и муниципальных учреждений, которые занимаются содержанием и обслуживанием общежитий, твердо уверены в том, что общежития это временный жилой фонд. Необходимо сразу поставить все точки над «i». Прежний Жилищный кодекс РСФСР не содержал ни одной нормы, которая бы указывала, что общежитие – это временный жилой фонд. Говорится лишь о том, что общежитие предоставляется на период работы или учебы. Но, если ставился вопрос о выселении человека из общежития, то необходимо было руководствоваться статьей 110 ЖК РСФСР, а эта статья отсылала к положениям статьи 108, и не допускала выселение без предоставления другого жилого помещения многих категорий граждан, поскольку все жители общежитий, вселенные до 1 марта 2005 года подпадают под действие прежнего Жилищного кодекса РСФСР. В частности, без предоставления жилья не могли быть выселены семьи военнослужащих, лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации свыше 10 лет, уволенные в связи с ликвидацией предприятия либо по сокращению штатов, пенсионеры по старости, члены семьи умершего работника, которому было предоставлено жилое помещение в общежитии, одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми и другие - всего 12 пунктов. Иными словами, чтобы выселить любого гражданина из указанных категорий нужно было предоставить другое жилье (квартиру). Предоставление другого общежития не допускается, поскольку имеется судебная практика, а именно, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.1984 (в ред. Постановлений Верховного Суда РФ от 29.08.89 N 5, от 21.12.93 N 11, от 25.10.96 N 10) указано, что требование о выселении из служебных жилых помещений в случаях, предусмотренных статьей 108 Жилищного кодекса РСФСР, не подлежит удовлетворению, если предоставляемое помещение также включено в число служебных либо является общежитием, так как выселяемый не является лицом, которому в соответствии со статьями 101, 109 Жилищного кодекса РСФСР может быть предоставлено такое жилое помещение. Примечательны два основания выселения из общежития с предоставлением жилья: пенсионеры по старости и члены семьи умершего работника, которому было предоставлено жилое помещение в общежитии. Если человек уже успел выйти на пенсию или даже умереть, то, о каком временном проживании может идти речь? А как насчет семей милиционеров, медицинских работников, учителей или воспитателей детских садов и т.д., ведомства которых вообще не имеют никакого жилья, а если и есть, то этот жилфонд либо перегружен, либо уже приватизирован.
Поэтому ошибочно рассматривать общежитие в качестве временного жилища гражданина, который был вселен до вступления в силу нового Жилищного кодекса РФ, т.е. до 1 марта 2005 года.
Федеральным законом «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах РФ» от 25.06.1993 г. № 5242-1 (в ред. ФЗ от 02.11.2004 г. № 127-ФЗ) наряду с домами и квартирами, специализированный жилой фонд (общежития, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие) признаны местом жительства, а не местом пребывания. К месту пребывания закон относит то место, где гражданин действительно находится временно (гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница и др.). Главный критерий определения места жительства, это постоянное или преимущественное проживание в общежитии по договору найма (поднайма) либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Многие организации-балансодержатели общежитий обращаются с иском в суд о выселении семьи или одинокого гражданина из общежития без предоставления другого жилого помещения, обосновывая свои требования тем, что у гражданина нет договора, нет ордера и отсутствие трудовых отношениях с организацией, на балансе которой находится общежитие. Самое интересное, что многие юристы считают такие иски вполне обоснованными. На самом деле это добросовестное заблуждение.
Во-первых, отсутствие договора найма и ордера на проживание в общежитии, не является нарушением со стороны гражданина. Выдача ордера на занятие жилого помещения в общежитии и заключении договора найма жилого помещения регулируется п. 10 Примерного положения об общежитиях от 11 августа 1988 г. (в ред. постановления Правительства РФ от 23.07.1993 г. № 726), где закреплено, что на основании принятого решения администрацией выдается ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме. При вселении в общежитие ордер сдается администрации общежития. Кроме того, п.15 Примерного положения об общежитиях закрепляет, что вселение рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в общежитие осуществляется в строгом соответствии с выданными им ордерами и является обязанностью администрации общежития.
На практике все иначе, многие руководители администрации общежитий даже не знают, что для проживания в общежитии, по старому Жилищному кодексу, гражданам должны были выдаваться ордера, поэтому, из-за неграмотности таких руководителей, гражданам выдавали «путевки», «направления на поселения» и прочее, либо вообще ничего не выдавали. В любом случае, эти документы являются прямым аналогом ордера на проживание в общежитии, и, для того, чтобы выселить человека, необходимо признать эти документы недействительными в судебном порядке по ст. 48 ЖК РСФСР с применением последствий признания недействительности ордера ст. 100 ЖК РСФСР. В этом случае, гражданин может быть выселен, если с его стороны имели место противоправные действия (скрыт факт наличия другого жилья, подделаны документы, искажены сведения и т.п.). В остальных случаях признания ордера недействительным, включая ошибки должностных лиц, выселение гражданина без предоставления невозможно.
Если же гражданину при вселении никаких документов не оформлялось, то подтверждением его права на проживание в общежитии являются квитанции об оплате жилищно-коммунальных услуг. Именно квитанции подтверждают наличие договора найма жилого помещения, но заключенного в ненадлежащей форме (законом предусмотрена письменная форма договора найма).
Выселение из общежития без предоставления другого жилья возможно, если закончены сезонные, вахтовые работы, либо закончилось действие срочного трудового договора, а также в связи с окончанием обучения (для учащихся и студентов). Другие работники предприятий, учреждений, организаций поселившиеся в общежитие в связи с работой, могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин, за нарушение трудовой дисциплины или совершение преступления. Лица, прекратившие работу по иным основаниям, а также лица, перечисленные в статье 108 ЖК РСФСР могут быть выселены только с предоставлением другого жилья.
Статья 110 ЖК РСФСР не допускает выселение из общежития лиц, уволившихся по собственному желанию по уважительным причинам, например, по уходу за ребенком. Во-вторых, отсутствие трудовых отношений с организацией-балансодержателем общежития, вообще не может являться самостоятельным основанием для выселения гражданина из общежития. Закон предписывает, что жилое помещение предоставляется в период работы, но закон не обязывает гражданина трудиться именно в той организации, которая обслуживает общежитие. Примером тому выступают учителя, медицинские работники, сотрудники милиции и т.д. Кстати говоря, указанные категории граждан прежним Жилищным кодексом приравниваются к работникам организаций владеющих общежитиями. В частности в ч. 2 ст. 43 ЖК РСФСР закреплено, что в случаях предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, работникам медицинских, культурно-просветительских учреждений, предприятий общественного питания и других предприятий, учреждений, организаций, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилые помещения предоставляются предприятиями, учреждениями, организациями, коллективы которых они непосредственно обслуживают, наравне с рабочими и служащими этих предприятий, учреждений, организаций.
Часть 2 статьи 43 ЖК РСФСР закрепила перечень иных предприятий, учреждений, организаций, который не является закрытым, а это означает, что работники милиции попадают в категорию приравненных работников, поскольку подразделения органов внутренних дел осуществляют непосредственную охрану общественного порядка и объектов собственности и имущества граждан и предприятий. Точно также приравнены учителя и воспитатели детских садов, работники библиотек, повара и т.п. Важное обстоятельство это непосредственное обслуживание работников предприятия (воспитание и обучение детей, охрана общественного порядка, организация питания и т.п.).
Согласно Конституции РФ, гражданин может вообще нигде не работать, поскольку статьей 37 закреплена свобода труда, а принудительный труд запрещен. Наличие или отсутствие трудовых отношений не может ставить в зависимость реализацию другого конституционного права – права на жилище.
Обращаю внимание всех жителей общежитий, которые были вселены до 1 марта 2005 года на то, что Федеральным законом «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ, предусмотрен ряд гарантий права на дальнейшее проживание в общежитии. В частности, статьей 13 закона предусмотрено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Это означает, если гражданина невозможно было выселить из общежития по старому Жилищному кодексу, то новый Жилищный кодекс в данном случае не может применяться.
Вступивший в законную силу с 1 марта 2005 года новый Жилищный кодекс РФ, прямо указывает, что общежитие предназначено для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения (ст. 94). Действие этого кодекса может распространяться только на тех граждан, которые вселены в общежития после 1 марта 2005 года.
Особое внимание хотелось бы обратить на Постановление Европейского Суда по правам человека от 18 ноября 2004 года (дело Прокопович против России) в п. 36 закреплено, что Европейский Суд сослался на прецедентное право Конвенционных органов относительно того, что концепция «жилища» по смыслу статьи 8 Конвенции не ограничена жилищем, занимаемым на законных основаниях или установленным в законном порядке. «Жилище» - это автономная концепция, которая не зависит от классификации в национальном праве. То, является ли место конкретного проживания «жилищем», которое бы влекло защиту на основании пункта 1 статьи 8 Конвенции, зависит от фактических обстоятельств дела, а именно от наличия достаточных продолжающихся связей с конкретным местом проживания.
Россия является членом Совета Европы, положения Европейской Конвенции о защите прав человека ратифицированы на территории России и являются составной частью Российской правовой системы, о чем сказано в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. В России еще пока нет доступного механизма приобретения жилья. Ипотека в том виде, в котором она существует, остается лишь мечтой, например, для педагогов, воспитателей детских садов, работников милиции, а также простых служащих и наемных работников коммерческих структур. Поэтому на сегодняшний день Уполномоченному по правам человека придется предпринимать немало усилий по защите прав жителей общежитий, которые в большинстве своем, пока не могут себе позволить приобрести квартиру. А вот желающих перераспределить жилой фонд общежитий в пользу граждан Китая или Вьетнама, либо сдать в аренду половину общежития под офисы, магазины, организовать гостиницу и т.п., увы, еще много.
Алексей Засыпкин, главный специалист аппарата Уполномоченного по правам человека Свердловской области
| |