TOLZ.RU
Институты гражданского общества / Этнические и межэтнические / Этнические общественные объединения Свердловской области / Удмуртское национальное общество «Эгес»
Материалы и публикации
В уральском сообществе народов звучит и удмуртский голос
В большом сообществе народов Урала весьма существенную роль играют удмурты, входяшие финно-угорский этнос. ( Для сравнения- данный этнос насчитывает в СНГ 25 млн. человек и является наравне с кавказским. ) Удмурты среди финно-угоров в России занимают по численности второе место после мордвы, и пятое - в мире. Сегодня в Свердловской области проживает около 18 тыс. человек, что по сравнению с 1989 годом меньше на 5 тысяч. Ежегодно численность уменьшается в среднем на 400 человек. Это при том, что наблюдается постоянный приток удмуртской молодежи в область из Башкоркостана. Кроме естественной убыли продолжается ассимилиция в русскую и в тюркские нации. Молодежь уезжает и за рубеж. Последнее особенно заметно среди горожан.
По языку удмуртский язык близок к коми, коми – пермяцкому языкам, удмурт может на бытовом уровне понять венгра, эстонца, финна. Язык удмуртов изучают в Венгрии, Финляндии, в Сорбонском университете, им увлекается бывший посол в России Мэрдок- переводит стихи удмуртских поэтов: таких как Ошальчи Оки и В. Владыкина на английский. Удмурты глубоко чтят классика литературы К. Герда. На удмуртский язык переведены ведущие русские писатели и поэты. Русскоязычное население хорошо знает поэтов Ф. Васильева, О. Оки, К. Герда. На удмуртском языке можно читать Библию, детскую библию. Сегодня в литературе и искусстве развиваются новые течения, такие как этнофутуризм, открывающий новые творческие возможности свободного человека.
Удмурты (в древности арии, аряне, арские люди, чудь вотская) народ, издревле живущий в Прикамье, на Урале, Зауралье. Удмуртские племена являются автохонными на территории Среднего Урала, они издревле жили в районе рек Тура, Чусовая, Сылва, районах Талицы и Камышлова, а на юг области удмурты попали 15-16 веках. Сюда бежали в основном вятские удмурты после падения Казанского царства. До сих пор на юго-западе области живы деревни, основанные удмуртами. И как доказательство их проживания святые рощи – места их моления, которые и сегодня известны. В Красноуфимском, Ачитском,Атигском районах удмурты тесно жили и сегодня проживают с марийцами, поэтому многие, особенно мужское население, ассимилировалось. Причиной этому послужил факт отсутствия национальных удмуртских школ. Школы открылись при советах, но на языке мари. Таким образом, удмурты были лишены возможности изучения своего родного языка.
Общеизвестно,что удмурты хорошие охотники, искусные земледельцы, умелые ремесленники. Они еще в V111 веке знали тайны метода ковки металла, который сегодня называется вакуумным. Доказательством тому являются археологические раскопки в местах проживания древних удмуртов.
В период промышленного освоения Урала, удмурты трудились в казенных заводах Невьянска, а потом и Демидовских в качестве мастеровых. Широко славились оружейники, кузнецы, металлурги, паровозостроители. Не раз они демонстрировали свою продукцию в Америке, Европе, Японии, получая призы.
Советская власть открыла широкую дорогу для возможности получения образования и появилась национальная интеллигенция. Столица Урала всегда привлекала удмуртов своими учебными заведениями, научным потенциалом. Поэтому в Екатеринбург съезжались лучшие умы и многие оставались работать. С началом Великой Отечественной войны эти связи стали еще теснее. В Ижевске к 1941 году был накоплен большой опыт освоения новых технологий в металлургии, нструментальной отрасли.( Не на пустом месте было развернуто поиск новой модели автоматического стрелкового оружия и появился автомат Калашникова). Вот почему И. В. Сталин в 1942 году личным приказом из Удмуртии переселяет 35 тысяч специалистов в г. Нижний Тагил, в том числе удмуртов. Это группа помогла быстро внедрить на Урале новые технологии и начать выпуск военной продукции для защиты Отечества. За короткий срок были возведены заводы, жилье для рабочих. После окончания войны сотни удмуртов получили награды за самоотверженный труд в тылу. Вахрушеву Н.А.(г. Нижний Тагил). присвоено звание Героя социалистического труда. Разумеется, все рабочие и специалисты остались жить в г. Нижнем Тагиле.
После войны много удмуртской молодежи приехало на ударные стройки,например, возводить Качканарский обогатительный комбинат и сам город. Сельские жители Удмуртии на Среднем Урале поднимали сельское хозяйство. Жители Юкаменского района Удмуртии ( все удмурты) приехав колхоз им. Свердлова- центральная усадьба пос. Патруши - за короткий срок вывели его в миллионеры. Сюда за передовым опытом приезжали со всей страны.
Сегодня удмурты компактно проживают в городах: Екатеринбург, Н. Тагил, Краснотурьинск, Реж, Ревда, Красноуфимском, Ачитском,Атигском, Камышловском, Каменском районах.
Нрав у народа скорее веселый, чем печальный. (слова Радищева.) Все путешественники, побывавшие у удмуртов,отмечали большое гостеприимство, радушие, миролюбие и краткий нрав. Любому гостю они подносили квас, пиво, аръян, хлеб- мед- масло и потом только расспрашивали о путнике. Удивительно лиричны удмуртские песни . Они отличаются лиричностью, многоголосием, раньше сопровождались крезью, состоящей из 18 струн, на котором раньше играли только мужчины. Удмуртскими древними музыкальными произведениями были охотничьи, пчеловодческие, календарные и семейные песни, обрядовые и разнохарактерные народные пляски. Песни сопровождают удмурта всю жизнь: рождается – его величают песней, живет- на каждый серьезный шаг приготовлена песня, умирает - его жизнь славили и провожали с песней. Особое отношение удмуртов к рекам. По своей этимологии « речные мифологемы» являются одним их древних, но и самыми стабильно-консервативными. Удмурты любят свою Вятку, Валу, Чупчи, Каму. От Вятки образуется компонент этноса ватка, далее появляется «ваткамурт» и потом и удмурт Ватка постоянно звучит в песнях. И сегодня если спросить, откуда предки, многие удмуртские семьи скажут, «мы ватка, предки жили на Вятке реке». Вторая река- это Тодьы Кам- Белая Кама. С этой рекой связано огромное количество песен. В них Кама символ величия,чистоты, раздолья, незыблимой вечности. Кама- это дорога, дорога вниз и вверх. Отсюда понятия улланьес- вылланьес,( удмурты живущие внизу и верху), а еще тупалъес и тапалъес,( живущие на том и на другом берегу).Кама удмуртов защищала от сглаза и порчи. Вот одно заклинание: «Пока Каму реку,пополам расколов,высушить сможешь, только тогда сможешь высушить мое сердце» Вот так, не больше и не меньше. Кама есть, самая что ни есть удмуртская река, река –рек, река- идеал, река –Память, река- Судьба. Песенные жанры народа очень разнообразны. В V111 веке записаны оды, канты, элегии, эпиграммы, басни, гратулляции.
Народная культура удмуртов во многом сохранялась до 70 годов XX века, что дало возможность ученым записать и оставить потомкам многие древние обряды. Ученые отмечают, что удмуртские космогонические представления поражают материалистичностью.Большое место в фольклоре занимают былички, предания,сказки. На мелодиях удмуртов формировался композитор П. И. Чайковский. Он вспоминал, что в г. Воткинске очень своебразно проходили народные праздники и гулянья. . За последние годы истинно народные песни удмуртов звучат во многих уголках мира. Это фольклорные ансамбли разносят их по континентам. А с зажигатеьными танцами удмуртов народы мира знакомы благодаря знаменитому ансамблю « Италмас» ( рук. Мамонтов).
Сегодня удмурты повсеместно отмечают календарные праздники как гербер, проводят после весенне-полевых работ перед покосом - Инвожо, который сопровожается молениями на лугу. Его ведет мужчина - курись, восяськись, в зимнее время – это портмаськон, летом – айкай – в сопровождении напевов. Наиболее стойко сохранились элемены культа предков, носителями которого стала семья. Поклонение своим предкам называется кисьтон – поминки. Проходит непременно весной, летом и осенью. Весной проходят на дому, с приглашением соседей, а летом на кладбище. Непременным атрибутом на поминальном столе является квас и различные кушанья. Раньше после смерти отца- при организации жертвоприношения- благодарения приносили в жертву - лошадь, а матери- корову. Это назывется йыр-пыд сетон.Но со временем традиция упростилась – стали резать курицу или гуся. В древности каждая семья имела воршуд и его держали на полке – МУДОР- Центр Земли,в виде игрушек- уточек или лебедей. И сегодня известно до 70 наименований воршуда. Многие они совпадают родами. Браки между удмуртами одного рода строго запрешались. В истории воршуды остались в названии городов, сел, рек. Можга, Пурга, Бодья, Селта и т. д. И сегодня многие удмурты знают название своих родов , ибо до недавнего времени в деревнях обращаться к взрослому человеку по имени рода считалось гораздо уважительнее, чем по имени и отчеству.
Декоративно- прикладное искусство удмуртов очень разннообразно и многопланово. В целом для него характерны улитарность и функциональность. Хозяйственные постройки отличались непременным возведением кеноса, амбар- как обычно были двуэтажными, куала- место моления, а со временем превратились в летние кухни, конюшня и баня на берегу реки.
Работы искуссных мастеров сегодня украшают Эрмитаж, различные столичные музеи, есть они во многих музеях мира. Удмурты умели гнуть чугун, знали свойства древесины, у мастеров развиты чувство гармонии, сочетание красок. Уникальны игрушки, которые мастера со временем смогли заставить заговорить, куклы испоняли песни, мужики с медведями плясали. Например, сарапульские мастера в век НТП на радиозаводе делали игрушки, которые экспонировались в Свердловске, Японии, в Европе. Вятские удмурты положили начало знаменитой вятской игрушке. Мало кто знает,но удмуртские мастера изобрели в первые в мире пластиковые лыжи. А сколько оригинальных сувениров рождались и рождаются в руках удмуртских усточиос - мастеров. Было время, целым семьям было разрешено надомная работа. Здесь создавались оригинальная мебель, утварь, обувь, изделия из бересты, металла, кожи. А какие ковры ткутся женщинами, какая вышивка, полотенца, кружева вывязывают их ловкие пальцы. И все это обогащает национальное богатство народа. Женщины владели не только ткачеством, вышивкой, но хранили тайны выделки кож, из которых шили лайковые перчатки.
Уникальна удмуртская национальная одежда. Она досконально изучена и описана. Различают одежду южных и северных удмуртов, а также отличается костюм бисермян. Сегодня из сундуков извлечены уникальные костюмы с вышикой, которым 100 и больше лет. Южные удмурты особенно упорно сохраняли свои костюмы. Женщина носит платье из клетки, ведущие краски красная,белая и желтая, очент выигрышно выделяются фартуки - запоны, весь ансамбль завершает головной убор,украшенный также серебрянными монетами. а северные удмурты носили белые льняные платья с вышивкой по подолу и еще имели шотдэрем, по своему вышитый и украшенный, и которые непременно одевали в праздники и на свадьбу. Любимый металл - это серебро. До сих пор можно встретить тяжелые монисты из чистого серебра, также различные серьги, кольца и браслеты из дорогих металлов, очень интересна была праздничная обувь. На туфлях крепились миниатюрные колокольчики, которые при пляске издавали своебразный звон. Женщины слыли большими модницами, и по богатсву наряда женщин судили об экономическом состоянии семьи, рода.
Своеобразна национальная кухня. Она тесно связана с некоторыми обрядами, что делает ее уникальной. Основные способы ее приготовления- это томление, выпекание, ферментация. Жарение не было распостранено, в языке нет даже такого понятия. Все это делает пищю достаточно диетической. В пищю идут продукты растительного и животного происхождения. Питание сбалансированное и питательное. Народ был мускулистым и очень выносливым. Мясо порой служила подарком: зимой было принято отправляясь в гости брать с собой замороженного гуся- зазег бекче. Удмурты умели обрабатывать субпродукты и кровь домашних животных. Последнее является незаменимой белковой добавкой.
Среди многочисленных блюд есть исконно удмуртские : это пельнянь, нугыли,табань, перепеч ( не путать с русским-это разные блюда ),жуко мильым, чырсатэм горд кушман, виртырем, куарнянь,варсь. Из последнего можно сделать несколько видов сладких блюд и напитков без добавления сахара.Ни одна Приволжско- Камская нация не готовит столько соусов, приправ и как удмурты. К табаням готовят до 20 видов приправ- зырет . При рождении теленка непременно угостят табанями с зыретом жожы . При празднике- рождение теленка- непременно участвуют соседи- боляк. Подлинно национальное блюдо пельнянь- пель- ухо, нянь- хлеб. Не одно блюдо не распостранено как это. Но мало кто знает, что удмурты пельнянь готовят только из рубленного мяса трех видов: свинины, говядины, баранины. И сегодня этим блюдом угощают самых высокопоставленных лиц. Пельмени – любимое блюдо Б. Ельцина,В. Путина, Шредера. Икра и пельмени за рубежом- это символ России.И всегда большой интерес вызывает у ученых праздничный стол удмуртов. Застолье, этикет, церемониал, этические и эстетические нормы - все это свято соблюдались долгое время. Отдельная песня- удмуртская свадьба. Здесь свои песни, мотивы, свои блюда и порядок угощения, порядок ведения, костюмы. Спектакль из множества действий. Не зря говорили.. « пойдем смотреть свадьбу».
Вот чтобы это не терялось, не превратилось «в пыль истории» создана удмуртская областная общественная организация « Эгес» ( кольцо). Председатель Вахрушева Евгения Сергевна,зам. Ягуткина Марина Шерифьяновна.Основная ее цель- сохранение языка, культуры, традиций народа. Общественная организвция в своей деательности применяет исконно национальные виды общения: это пумиськон – встречи, где в дружественной обстановке решаются важные проблемы и находим общий язык, непременно исполняем свои песни, танцы. Создан ансамбль « Азвесь гур» – Серебряные мотивы. В нем костяк составляют сестры Галихановы : Марина, Даша и Ирина. Общественную жизнь активно включается интеллигенция, работающая на Среднем Урале. Общество приняло участие финно- угорском фестивале, который прошел при поддержке Министерства культуры правительства Свердловской области в 2005 году в столице Среднего Урала в Тюзе. В нем приняли участие не только жители области, но на наш призыв откликнулись некоторые коллективы, такие как « Пинал даур» из Удмуртии. Посетили могли познакомиться с уникальными национальными костюмами, был демонстрирован женский бисермянский костюм 18 века, национальные блюда. Общество подарило в тот день межнациональной библиотеке несколько сот книг. Посетители могли познакомиться мастерами резьбы по дереву.,Свое умение показал Виктор Яковлев ( гость из Удмуртии ) – на выставке было развернуты его удивительно тонкие работы.. не подумаешь,что дерево может быть таким выразительным. Своим мастерством В. Яковлев поделился в Юве на базе музея «Марийская изба».
Общество создает свои организации в местах компактного проживания удмуртов – это в В. Пышме , Патруши, в Н. Тагиле.. Верхнепышминцы принимали участие в концертах, прошедших на Уралмаше в честь 60-летия Великой Победы.
Наша задача- шире раскрывать среди молодежи свою историю,национальную самобытность, развивать любовь к своей Родине. Истина проста: чем больше человек знает, тем больше он самодостаточен.
Е. Вахрушева,
председатель общества